суббота, 23 июня 2012 г.

Культ силы - основа жизни. Статья о культуризме.


 

Спите спокойно, древние греки, или - идеальная мужская внешность

Атлет – это тот, кто сочетает в себе силу, здоровье и выносливость со   стойкой волей, разумом и сердцем.         
                                                                                                              Платон



Культ человеческого тела положивший начало физической культуре, зародился еще в первобытном обществе, когда человек, познавая мир, осознает, что от его силы и приспособленности его тела к условиям окружающей среды зависит исход борьбы за существование.
В глазах первобытного человека сила была наиболее ценным качеством, и именно она выделяла индивидуума среди соплеменников. Предводителями становились самые сильные и ловкие, способные победить соперника, в стремлении к власти и успешно бороться во главе своих сородичей, с другими племенами. Таким образом, уже в древности в сознании людей формировался культ физической силы, и слагались легенды о героях наделенных сверхчеловеческой мощью, одолевавших врагов и стихии.

Во тьме веков осталась сокрытой великая тайна: когда, где и кто обратил внимание на красоту человеческого тела.
О том, что человек прекрасно понимал назначение, возможности и недостатки своего тела, говорят древние наскальные изображения.
В более поздних произведениях искусства уже по иному зазвучало понятие «человек» - полновеснее, значительнее. Стало забываться то время; когда человек чувствовал себя беспомощным существом в мире, полном гигантских хищников.

С течением времени и изменением общественной информации, уже в древних государствах, физическая культура выходит на новый уровень, очерчивая контуры тех проблем, которые будут занимать умы прогрессивных мыслителей всех стран и времен: физическая культура и экономика, спорт и труд, спорт и политика, красота человеческого тела и эстетика.
Для древних греков сила и разум были не разделимыми понятиями. Они настойчиво и довольно успешно прокладывали курс в нарождавшейся науке о физической культуре на гармонию физического совершенства и совершенства нравственного. Культ силы, культ развитого человека, развитого человеческого тела был у греков теснейшим образом связан с культом религиозным.

В период расцвета эгейской культуры. Материковая Греция, а особенно острова Эгейского моря испытывают в это время сильное влияния Крита. Критские мастера создают рельефы, статуи и статуэтки, впервые в истории Европы -  настоящею фреску, которая исполняется по штукатурке.
Во фресках в основе изображения человеческой фигуры лежал канон, примерно такой же, какой был свойствен, например, египетской живописи. Как и его египетский собрат, критский живописец строго следовал этим правилам, позволяющим передать части человеческой фигуры с тех точек зрения, с каких они выглядят наиболее выразительно. Критская живопись не умеет передавать объем; художник пользуется цветным силуэтом, очерченным контурной линией. Ей свойственно условность цвета – мужские фигуры в «миниатюрных фресках» изображены темной кирпично – красной краской, а женские светлой. И те и другие, соответственно сложившимся на Крите идеалом красоты, наделяются тонкой талией, широкими плечами, а женщины, кроме того, весьма внушительными формами бедер и бюста.

Античная классика дарит нам новый образец физически совершенного человека. Художники создают тип человеческой фигуры, например атлетически сложенного героя или бога. Но отличить, кого же конкретно изобразил художник, можно лишь по атрибутам или надписям.

Скульпторы создают новые, устойчивые типы изображения. Это статуи юного, прекрасного и мужественного героя. Он олицетворял собой добродетели гражданина полиса, воина и атлета, укреплявшего силу и ловкость для того, что быть достойным защитником своего родного города и добыть ему славу на стадионе. Сила мышц такого воина и атлета не была, если можно так сказать его частным делом. Государство требовало, чтобы его сограждане были могучими и ловкими. И образ атлета становился образом, отвечающим этим общественным идеалам. Атлеты изображались обнаженными, так как обнаженная фигура позволяет наиболее полно передать совершенство телосложения, именно это и составляло суть данных статуй. Статуи юных атлетов объединяют термином «куросы» - юноши или «аполлоны». Им не свойственны индивидуальные черты, не всегда удается отличить, изображают они атлета или бога. Это обстоятельство весьма многозначительно:  человек выглядит в этих статуях обожествленным героем, а бог – прекрасным человеком.

Художники создавали абсолютные правила построения идеальной и совершенной фигуры человека, кем бы, он не был, гражданином полиса, мифологическим героем или богом. В этот идеал включалось, и определенное состояние духа – ясное, спокойное, полное достоинства, чуждое резких чувств и волнений.
Идеал совершенного человека не мог быть присущ рабу: как полагали в ту пору, труд уродует тело человека. Гармоничная фигура достигается атлетическими упражнениями, заниматься которыми мог только свободный.   
Примером совершенной мужской фигуры, могут служить произведения скульпторов того времени, «Дискобол», «Дорифор», «Копьеносец». Статуи «Апоксимен» и портретная статуя Александра в виде атлета, созданная Лиссипом, завершают собой историю наиболее характерного образа классики.

В эпоху Эллинизма одно из течений составляет искусство, вообще порывающее с классической нормы красоты. Искусство ныне признает достойным внимания варвара – нубийца, хилого старца, искалеченного непосильным трудом раба. Все это течение проникнуто вниманием к характерным особенностям человека. Они, а не канон совершенного человека лежат в основе изображения. Физическое убожество, «неправильность», не озаряется внутренней красотой. Духовная выразительность, утверждающая гуманистическую идею этого образа, не состоялась. Тем самым, был сделан шаг в эпоху средневековья.
В эту эпоху демонстрация обнаженного человеческого тела не соответствует религиозной культуре, доминирующей в обществе того времени. Это не значит, что идея физически совершенного человека на какое-то время перестала волновать представителей искусства. Она лишь отошла на задний план, чтобы  в эпоху возрождения вновь потрясти мир. Леонардо Да Винчи, скульптор, художник и изобретатель, считает красотой – совершенство пропорций человеческих линий и своими работами доказывает необходимость обращаться к физическому развитию, преподнося это как эстетическое совершенствование.

Только в конце XIX - начале XX вв. пробуждается интерес к физической культуре не только как к наращиванию силы, но и как к красоте человеческого тела. Технический прогресс приводит к тому, что люди начинают вести малоподвижный образ жизни, сторонники здорового образа жизни борются с этой тенденцией, уповая на физическое воспитание, проповедуя умеренность и гармоничное равновесие во всех аспектах жизни. Однако  пузатые европейские силачи, поглощавшие огромное количества пива, определенно не были их идеалом. Их эталоны для подражания больше напоминали совершенные пропорции статуй древнегреческих спортсменов. И они нашли такого человека в лице немецкого силача Евгения Сандова – суперзвезды на атлетическом небосклоне в эпоху перехода от прошлого века к нынешнему. Но, что действительно отличало Сандова от других, это его совершенная фигура, живое воплощение древнегреческих героев. В викторианскою эпоху мужчины одевались очень чопорно, и лишь немногие художники изображали обнаженную мужскую натуру. Такое признание эстетических качеств мужского тела было чем-то совершенно новым. В тот период времени были не менее достойные атлеты, Георг Гаккеншмидт по прозвищю «Русский лев», Петр Крылов и многие другие напоминающие своей внешностью античных богов. Но как гласит история всемирного атлетизма, именно Евгений Сандов стал «дедушкой» современного культуризма, он, впервые вел термин «бодибилдинг», как название системы тренировок, цель которых стремление к совершенному физическому развитию.

Но до наступления эпохи, когда мужское телосложение начали судить исключительно по эстетическим критериям, оставалось еще несколько лет.
В 40-е и 50-е годы телосложение культуристов, в противоположность другим видам мускульного развития, было признано как нечто совершенно новое. Благодаря культуризму, идеал физически совершенного мужчины, к которому, стремятся миллионы мужчин во всем мире, становится достижим. Для того что бы выявить наиболее совершенно сложенного мужчину. Проводятся турниры по культуризму наиболее известные из них, «Мистер Вселенная» и «Мистер Олимпиа».

Однако бодибилдинг оставался по-прежнему неизвестным спортом. Ни один чемпион не был известен широкой публике, до появления Стива Ривза. Завоевав высочайшие титулы в культуризме такие как «мистер Америка» и «мистер Вселенная», Ривз начал сниматься в кино и стал международной звездой, сыграв в главной роли, в фильме «Геркулес». Он стал кумиром и примером для подражания таким мировым звездам кино и спорта как: Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне, Барт Рэйнолдс, Вин Дизель и многим другим спортсменам и киноактерам.
Стремление к идеальной мужской внешности оказало влияние и на современную культуру, мы видим все больше мускулистых тел на страницах печати, в телевизионной рекламе. Когда зраители привыкли к телосложению, представленному в таких фильмах как «Геракл» со Стивом Ривзом, «Тарзан» с Джонни Вайсмюлером, «Конан-Варвар» с Арнольдом Шварценеггером, молодые актеры кино и телевидения быстро усвоили, что им придется привести себя в превосходную физическую форму, если они хотят произвести надлежащее впечатление на публику.

P.S. Как некрасивый тянется к красивому, как слабый стремится к сильному, так и общество от презрения и пренебрежения к красоте человеческого тела, к человеческому достоинству вообще, обратилось к культуризму. Культуризм настолько же сложное, противоречивое явление, насколько и само общество, его породившее и в основе его всегда лежал принцип: «Станем красивыми и сильными».
 Энвер Бейтуллаев

1 комментарий:

  1. Как хорошо что вы сохранили мою статью когда-то, на fitnes.lv я ее так и не нашел. Спасибо вам! Решил сделать видео-версию для канала на yuotube и в блог добавить.

    ОтветитьУдалить