суббота, 25 мая 2013 г.

Георг Лурих


Георг Лурих — (22 апреля 1876, село Вяйке-Маарья, Эстляндская губерния, Российская империя — 22 января 1920, Армавир, РСФСР) — двукратный чемпион мира по французской борьбе. Цирковой артист. Популяризатор спорта. Один из пионеров российской спортивной публицистики.
Полагают, что переиначенную на немецкий лад фамилию Лурих дал крепостным предкам атлета кто–то из остзейских баронов, но корень ее в эстонском luuri vedamine – древней атлетической игры эстонцев служившей увеселением во время народных гуляний. Она заключалась в попытке перетянуть друг друга закинутым на затылок соперника подобием вожжей. Другой вариант, когда два соперника, согнув колени и упираясь ступнями в ступни друг другу, перетягивают палку. Словно подтверждая фамилию, родственники Георга отличались физической силой. Деды и прадеды атлета, как по линии матери, так и по линии отца, отличались крепким телосложением, хорошим здоровьем, да к тому же еще и были людьми чрезвычайно трезвого образа жизни. Насколько известно, трое из его предков дожили почти до 100, а один даже до 103 лет. А его дядя Ханс, напоминавший Георгу героя народного эпоса "Калевипоэг", которым тот восхищался, запросто отрывал от земли восемнадцатипудовый валун, мог держать на вытянутой руке 50-фунтовый груз или ухватив за форменный ученический ремень племянника, поднять его над головой и нести по всему селу.
Георг Лурих родился 22 апреля 1876 года в селе Вяйке-Маарья под городком Раквере в Эстляндской губернии, Российской империи (сегодня – Эстония). Чрезвычайно болезненный от природы мальчик в раннем детстве перенёс сильнейшее воспаление лёгких, что существенно подорвало его здоровье. Был хилого телосложения, бледен, слаб физически,но в то же время являясь человеком исключительной силой воли с невероятным желанием перебороть своё слабость. Лурих принял решение развивать себя физическими упражнениями, вероятно находясь под впечатлением от выступления двух профессиональных атлетов, немцев Лейднера и Ломберга, которое он увидел в 12 - летнем возрасте в Таллине. В годы обучения в Ревельском реальном училище, Георга по состоянию здоровья даже освободили от занятий гимнастикой, но он стал самостоятельно заниматься физической культурой и силовыми упражнениями, и вскоре добился потрясающих результатов. В 15-летнем возрасте Лурих на спор выжал двухфунтовые гантели, синхронно поднимая их обеими руками, 4 тысячи раз. В дальнейшем Георг проявлял завидную целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие и упорство, уделяя тренировкам всё своё свободное время. Занятия с гантелями, гирями, штангой и тяжёлыми валунами чередовались с упражнениями гимнастикой, бегом, прыжками, плаванием, ездой на велосипеде и катанием на коньках. За год выпуска из реального училища Лурих уже привлекает внимание прессы своими спортивными успехами. Репортер местной газеты писал: «У нас в Эстонии живет 17-летний богатырь...». Для этого были основания: Лурих поднял одной рукой гирю в 4 пуда 20 раз, поднял с земли одним пальцем несколько связанных гирь общим весом 10 пудов, в то же время как в вытянутой левой руке он держал еще 95 фунтов. Народная молва быстро нарекла его невиданным силачом и сделала известным и уважаемым человеком. Неудивительно, что, после окончания реального училища, он решил стать профессиональным борцом и атлетом.
Для воплощения своей мечты в жизнь, в 1895 году Лурих направляется в Петербург, в знаменитый "атлетический кабинет" доктора Краевского, "отца" русской тяжёлой атлетики, наставника множества великих борцов и атлетов, в том числе таких звёзд, как Гаккеншмидт и Поддубный. Буквально за год, под руководством опытных наставников, Георг добивается ошеломительных результатов и окончательно решает посвятить спорту всю свою жизнь. Многие достижения Луриха, продемонстрированные на первых в его жизни соревнованиях, превышали установленные наиболее выдающимися силачами мировые рекорды по поднятию тяжестей.В 1896 – 1897 гг. он завоёвывает звания "первый борец России", "Атлет – чемпион России", затем и "Чемпион мира по поднятию тяжестей одной рукой". В 1901 году, в Гамбурге, Георг выигрывает звание чемпиона мира по (классической) "французской" борьбе, а следующем году, в Риге, вновь без труда кладёт на лопатки всех своих именитых соперников и подтверждает свой титул самого сильного в мире борца. После,в ранге чемпиона, Лурих колесит по миру, принимает участие в самых престижных соревнованиях Европы и Америки, выступает с показательными выступлениями перед совершенно очарованной невиданным силачом, обладающим потрясающей фигурой, публикой, на ура принимающей демонстрируемые им уникальные номера и трюки. Одерживает блистательные победы над немцецким силачом Зигфридом (1904) и огромным турком Кара Мустафой (1908).
В спорте Лурих был типичным самоучкой и не преклонялся перед признанными авторитетами. Он самостоятельно, с непостижимой тщательностью, исследовал собственное тело и разработал собственную, продуманную до мельчайших подробностей систему развития силы человеческих мышц, что позволило ему из немощного подростка превратиться в одного из самых сильных людей планеты. Он так ловко научился контролировать собственное тело, что мог на глазах у изумлённой публики приводить в движение отдельные мускулы или группы мышц, оставаясь совершенно неподвижным. Если же его иной раз и побеждали, то поражением он, как правило, был обязан прежде всего своей не в меру смелой и предприимчивой натуре, своей жажде спортивного исследователя, которая заставляет его даже в самых решающих схватках испытывать какой-либо новый прием. Лурих был спортсменом до мозга костей. К 1910 году, на счету Георга было уже 20 установленных мировых рекордов по поднятию тяжестей. Среди любимых цирковых номеров Луриха, в которых он демонстрировал свою богатырскую силу, было удержание двух верблюдов, поднятие на заплечьях коня вместе с всадником, а также жонглирование тяжестями, которые обычному человеку трудно было даже просто оторвать от земли двумя руками. В 1912 году Георг завоёвывает в Гамбурге ещё один первый приз в борьбе и отправляется в турне по Америке. где обучается приёмам только - что появившейся вольно - американской борьбы. Как и многие популярные атлеты Лурих стал жертвой мошенников - самозванцев, гастролировавших по городам империи под его именем. Двигательная одаренность Луриха была очень высокой, он боролся и на поясах, и в классическом и вольном стиле. Среди побежденных им соперников в разное время стоят такие имена как: Гаккеншмидт, Педерсен, Збышко-Цыганевич, Пытлясинский и др. Особо надо отметить его успех в вольной борьбе в 1913 году над чемпионом мира американцем Фрэнком Готчем, которому он сначала проиграл, а затем через месяц в матче-реванше, прошедшем в Гаване, дважды положил того, кто подпортил карьеру самому Гаккеншмидту.Первая мировая война застала Луриха за границей, в Америке. Там он оказался на гастролях вместе со своим земляком и другом Абергом. Связь с Россией прервалась.
На родину они вернулись в 1917 году. В 1918 они уже выступали в Питере в цирке Чинизелли. Но в Питере был голод, и друзья отправились в южные районы — Украину, Северный Кавказ, где в начале 1920 года в Армавире обоих свалил сыпной тиф, унесший их в могилу с разницей в месяц. Великий атлет скоропостижно скончался в возрасте 43 лет, 22 января 1920 года в Армавире. Он похоронен на своей малой родине, в селе Вяйке-Маарья.
Георг Лурих является одним из величайших атлетов в истории. Он эталон человека, ведущего здоровый, разносторонний образ жизни, сподвижник нарождавшейся спортивной науки. На собственном примере он продемонстрировал важность гармоничного развития спортсмена и человека. Лурих был поистине уникальной личностью – помимо грандиозных спортивных достижений, он обладал великолепным чувством юмора, был широко образован, слыл отличным шахматистом (играл в шахматы с величайшими мастерами этой игры, среди которых Ласкер, Чигорин и Тарраш) и блестящим музыкантом, виртуозно играющим на фортепьяно (даже в дальних поездках никогда не расставался с гармоникой). Кроме этого, Георг был полиглотом и литератором – он знал 10 языков, писал рассказы и статьи о спорте и физической культуре, собирал и записывал народные сказки. В 1910 году в общественных кругах Таллинна даже поговаривали о сооружении в столице Эстонии памятника народному любимцу. В народе называли его "нашим Юри", что очень нравилось самому Луриху. Широкая популярность переросла во всенародную любовь, которая стала пищей для ореола разного рода слухов и легенд, ходивших среди поклонников спорта. Народной фантазией были сочинены и стихи:
"Он имел такое тело,
Что зависть кой-кого заела.
Знал он десять языков —
Это злило дураков.
Лурих — яркая звезда,
Наша гордость навсегда!
Богатырскими делами
Он известен за морями.
Ярче солнышка медали
На груди его блистали.
Он земной объездил шар,
Знал его и млад и стар.
Ему по силе равных нет,—
Без счета у него побед..."
Народное творчество.
Лурих был изумительно сложен. Его фигура считалась красивейшей в мире мужской фигурой. В ту пору искусство тяжелой атлетики весьма почиталось и было популярным не только в народной, по и артистической среде. И нередко жюри чемпионатов по тяжелой атлетике формировалось из знаменитых художников, артистов и журналистов, получавших от состязаний огромное эстетическое удовольствие. Многие известные скульпторы, такие, как Роден, Бегас , Хтоппе и многие другие, увидев Луриха, просили его позировать им. Георг был также любимой моделью известного эстонского скульптора Амандуса Адамсона — выпускника Петербургской Академии художеств, Одна из их совместных работ — "Чемпион" — была удостоена первой премии на всемирной выставке 1904 года, в Сент - Луисе, как раз во время проведения Олимпийских игр. Вторая знаменитая работа Адамсона, моделью которой был Лурих, называлась "Калевипоэг у врат ада", где герой эстонского народного эпоса изображен в момент освобождения "из плена скал".
Георг был от природы талантливым пропагандистом и сильным теоретиком. Он серьёзно занимался вопросами развития тела человека и часто упрекал учёных мужей, что они уделяют проблемам здоровья, спорта и физкультуры слишком мало внимания. Обладатель острого ума и совершенного тела, Георг умело и со знанием дела выступал перед простыми людьми с лекциями о необходимости соблюдать гигиену тела, заниматься физической культурой, вести здоровый образ жизни, культивировать силу и ловкость, стремиться через самосовершенствование сделать окружающий мир лучше. Лурих утверждал, что силачом и атлетом может стать любой человек, независимо от задатков, заложенных в него природой, при условии регулярных занятий спортом. Тренировки, по мнению великого силача, – это не что иное, как овладение собой, собственной волей и стремлениями. В качестве тренера, Луриху удалось воспитать целую плеяду выдающихся атлетов и борцов, снискавших впоследствии всемирную славу. Наиболее известным учеником Георга стал Александр Аберг, его земляк и близкий друг, которому Георг помог встать на ноги. А затем из этого, от природы сильного парня, он сделал многократного чемпиона мира. Лурих высоко ценит способности своего выдающегося ученика. От Аберга у него нет секретов.
Часто публиковался в спортивных изданиях, давал интервью выступая не только как знаменитость, но и публицист и даже учёный обнародуя добытые эмпирическим путём научные знания. Упрекая ученых в том, что они мало уделяют внимания физкультуре и спорту, Лурих писал: "Почему, например, за единицу измерения мощности взята лошадиная сила, а не человеческая, которая меньше лошадиной, и, следовательно, была бы удобнее в употреблении как мера более точная. Почему наука вообще не изучает силовых возможностей, заложенных в организме человека, а сосредоточивает свое внимание лишь на мире животных? Почему не оказывается материальная поддержка физкультурному движению, которое играет такую важную роль в развитии человека?! Как уже было отмечено, высокая наука всегда относилась к физической культуре, словно мачеха, и эта область еще и до сих пор оставалась бы terra incognito (неизвестная земля - прим.авт.), если бы мы, атлеты, не начали ее разрабатывать сами, — мы дали каждому движению человеческого тела соответствующее, глубоко продуманное название, основательно изучили и про анализировали возможности каждой мышцы и довели тяжелую атлетику, включающую в себя и борьбу, и поднятие тяжестей, до такого высокого уровня развития, что она фактически сама превратилась в науку. Устанавливая мировые рекорды, мы сумели с математической точностью определить границы физической силы человека в целом, а также его отдельных мышечных групп. Мировые рекорды — это пограничные камни, обозначающие предел физической силы человека. Теперь, когда тот или иной рекорд побивают, это уже не просто доказательство того, что один спортсмен сильнее другого, а событие великое, до сей поры еще на земле невиданное. Оно вместе и с тем имеет и большое научное значение, ибо при этом пограничный камень силы соответствующей группы мышц передвигается еще на несколько градусов вперед. И значение этого продвижения ничуть не меньше, чем продвижение какого-нибудь полярного исследователя еще на несколько градусов ближе к Северному полюсу. Тяжелая атлетика связана с непрерывным напряжением сил, что дает нам возможность определить выносливость легких, сердца, круга кровообращения, — этим самым мы предоставляем в распоряжение науки бесценный материал не только в области анатомии, но и в области физиологии человека."
Позиция Луриха в отношении развития человека была такова:
"Душа и тело человека должны составлять единое гармоничное целое, потому что недоразвитость одного из этих компонентов всегда пагубно отражается на другом. Лишь в здоровом теле живет здоровый дух. Дух, достигший совершенства, но живущий в слабом, угасающем теле, — словно выстроенный на песке дворец. Человека, развитого физически, но не развитого духовно, обычно считают невеждой, однако с не меньшим основанием мы можем применить это определение и к профессору, который из-за лени и недостатка силы воли унизил свое тело до положения вешалки для модной одежды, ибо образование такого профессора негармонично, однобоко."
Лурих любил народное творчество и активно занимался собиранием эстонского фольклора. До сих пор в Эстонском литературном музее хранятся более 800 страниц с текстами народных песен, собранных Лурихом во время его нечастых и кратковременных каникул на малой родине.