пятница, 22 июня 2012 г.

АНТРОПОМЕТРИЯ


Методика определения процента содержания жира в организме

Автор: Ф. Хэтфилд
Для мужчин и женщин
Определение процента содержания жира в организме
На сегодняшний день не существует методов определения содержания жира в организме, пригодных для индивидуумов с сильным развитием мышечной массы. Все существующие методики рассчитаны (за исключением гидростатического взвешивания) на определённые группы населения (например, на юношей и девушек, пожилых мужчин и женщин спортсменов вообще, студентов обоего пола и т. д.). Поэтому лучшим, на что можно надеяться (за исключением конечно же возможного доступа к подводному взвешиванию со всей нужной для этого аппаратурой и техническим персоналом), будет более или менее точная интерполяция.
За последние несколько лет мне пришлось взвешивать гидростатическим методом довольно большое количество троеборцев и я обнаружил, что более простые методики определения искомого процента по складкам кожи и антропометрическим замерам являются весьма неточными (в сравнении с очень чётким гидростатическим методом). В среднем эти более простые методики делают погрешность на 3-4% завышая действительным процент содержания жировой ткани в организме. Так, например, если при использовании методики кожных складок процент жира определяется в 18 %, то действительный процент содержания жировых тканей в организме данного троеборца равняется примерно 14-15 %.
Таким образом, троеборцы-мужчины и женщины должны, по-видимому, вычесть небольшое число из данных, которые они получат, используя нижеописываемые методики. Следует, однако, помнить, что такое вычитание более уместно когда замеры делаются в отношении индивидуумов с сильно развитой мускулатурой, такое вычитание может быть очень незначительным (если оно вообще имеет смысл), когда речь идёт о начинающих троеборцах.
Показатели содержания жира в организме мужчин
Наилучшей методикой подсчета из тех, с которыми я когда-либо сталкивался, является методика, разработанная Зути и Голдингом из Кентского Госуниверситета. Методика разрабатывалась на основе антропометрических данных взрослых мужчин (в возрасте от 25 до 50 лет). Стало быть, эта методика не применима для спортсменов до 25 лет. Вот какова формула подсчета:

% жира = 8,7075 + 0,489309 (окружность талии, в см ) +
+ 0,448561 (складка кожи на груди, в мм) -
- 6,358583 (диаметр правого запястья, в см).

Эта техника подсчета имеет стандартную погрешность, равную плюс-минус 2,29 % в сравнении с гидростатической техникой.
Очень простой методикой, не требующей использования кронциркулей для замера складок кожи, является следующая техника, применимая к мужчинам студенческого возраста.

Мышечный вес тела = 92,42 + 1,082 (вес обнаженного тела, в фунтах)
- 4,15 (обхват талии в области пупка, в дюймах).

Затем подсчитывайте процент содержания жира следующим образом:
% жира = вес тела - вес тела без жира х 100 / вес тела.
Существует еще одна методика, применяемая опять же для студентов.

Плотность тела = 1,1043 - 0,001327 (складка кожи на бедре, в см) -
- 0,001131 (подлопаточная складка кожи, в мм).

Затем высчитайте процент жира следующим образом:

% жира = 100 (4,570 / плотность тела - 4,142).

Последние две методики имеют погрешность плюс-минус 4% и не являются такими точными, как первая, но тем не менее, пожалуй, более приемлемы для молодых людей. В любом случае не забудьте вычесть из полученного результата 3-4 %, особенно, если вы обладаете мощной мышечной массой.
Процент содержания жира у женщин и методика его подсчета
У женщин жир откладывается в теле более неравномерно, чем у мужчин, и поэтому необходимо использовать не только различные участки для замера складок кожи и проведения антропометрических замеров, но и большее их количество. Это делает процедуру подсчетов искомого процента несколько более сложной. Вот наилучшая из известных мне методик, имеющая преимущества перед другими еще и потому, что она не требует использования кронциркуля.

Вес тела без жира, в кг = 8,987 + 0,732 (вес в кг) +
+ 3,786 (диаметр запястья, в см) -
- 0,157 (окружность живота, в см) -
- 0,249 (окружность бедер, в см) +
+ 0, 434 (окружность предплечья, в см).

Затем подсчитайте процент жира следующим образом:

1. Переведите вес своего тела без жира в фунты, умножив килограммы на 2,2046 (или оставьте его в килограммах, если вам удалось овладеть метрической системой).
2. Процент жира в теле = вес тела - вес тела без жира / вес тела.

Как и в случае с подсчетом данного процента для мужчин, стандартная погрешность равна около плюс-минус 4 %, а если женщина, пользующаяся данным уравнением, имеет мышечную массу более развитую, нежели обычно это бывает у женщин, то следует вычесть все 4 % из полученного результата.
Наипростейший метод
В рекламном телевизионном лозунге фирмы Келлогс, который утверждает, что складка кожи в один дюйм, защипывающаяся на боках (в районе косых мышц), означает, что вы приближаетесь к ожирению (то есть процент жира в вашем организме превышает 20 %, имеется рациональное зерно. Это применимо и к троеборцам. Самый простой из известных мне методов - это посмотреть на себя в зеркало: если рельеф мышц хорошо прорисовывается сквозь кожу и подкожный жир, вы в полном порядке. Если же рисунок мышц не виден, вы слишком растолстели.



Генетический потенциал


Отрывок из книги Э. Дардена "Значительное увеличение объема мышц рук за шесть недель".


Артур Джоунс более 15-ти лет назад сказал, что большинство кульуристов нереальны в своих намеченных целях. Они хотят чего-то, что находится вне их генетического потенциала, а именно - огромных мышц. Другими словами, достижение их цели просто невозможно! Джоунс шагнул несколько вперед, говоря, что основным генетическим фактором, за исключением величины мышц, особенно на руках, является исключительная длина мышечных волокон бицепсов и трицепсов. Длина этих мышечных волокон на сто процентов генетически обусловлена.
Многие культуристы, особенно Бойэр Коэ, Кэйзи Вайатор, Серджио Олива, Эд Робинсон и Арнольд Шварценеггер, имеют очень длинные мышечные волокна на руках. Поэтому, не случайно они обладают одним из самых больших и рельефных бицепсов и трицепсов в мире. Общеизвестен физиологический фактор: чем длиннее мышцы, тем больше их поперечное сечение, а, следовательно, и больший объем, которого могут достигнуть мышцы. Простая физиология объясняет, что для того, чтобы мышце стать широкой, она должна быть длинной. Короткая мышца не может быть широкой, так, как угол натяжения был бы настолько слабым, что она не могла бы функционировать эффективно. Таким образом, тело не позволит существовать корокой широкой мышце. Как оределить, обладаете ли вы короткими, длинными или средними волокнами? Ключевым фактором является место скрепления бицепсов и трицепсов с сухожилиями, пересекающими локтевые соединения.
Оценка потенциала ваших бицепсов.
Давайте начнем с бицепсов. Снимите рубашку и примите перед зеркалом позу двойного бицепса. Пристально посмотрите на внутреннюю часть локтя обеих рук. Теперь разогните и согните руки. Заметьте, что, когда вы сгибаете руку, бицепс становится более высоким. Это происходит потому, что основной функцией бицепсов является сгибание рук. Снова вернитесь к исходной позиции двойного бицепса. Угол между костями рук и предплечья должен быть 90 градусов. Взгляните на промежуток между напряженным бицепсом и локтем. Какова его ширина (величина)?
Прежде чем провести измерение, расслабьте руки на несколько минут, сделайте следующее: поместите пальцы правой руки поперек сгиба левой. Вы должны были бы ощутить большое сухожилие бицепса, которое пересекает переднюю часть локтевого соединения и уходит на лучевую кость предплечья. Аккуратно, напрягая бицепс левой руки, нащупайте кончиками пальцев в локтевом промежутке канатоподобное сухожилие. Ведите пальцами по сухожилию вверх до тех пор, пока почувствуете место соединения сухожилия с бицепсом. Это расстояние между местом соединения бицепса с сухожилием и местом пересечения с сухожилием локтевого соединения. Это место вы и должны определить.
Снова примите позу двойного бицепса. Удостоверьтесь, что ваши руки согнуты полностью и угол составляет 90 градусов. Напарник должен измерить расстояние между внутренней частью локтя (отыщите складку на коже, на передней стороне локтя) и внутренним краем сокращенного бицепса. Проделайте это с обеими руками. Что означают результаты измерений? Естественно, это ни в коем случае не наука, мой опыт позволяет мне сделать следующие обобщения.
Потенциал бицепсов для увеличения массы.
Расстояние между локтем и краем сокращенного бицепса.

 длина бицепсапотенциал
1.27 смдлинныйбольшой
1.27 - 2.54 смпримерно среднийхороший
2.54 - 3.87 смсреднийсредний
3.87 - 5.08 смниже среднегослабый
5.8 см и болеекороткийминимальный
Культуристы с действительно массивными руками имеют 1,27 см и менее между локтем и сокращенным бицепсом. Другими словами, они обладают бицепсами с длинными волокнами, короткими сухожилиями и огромным потенциалом.
Серджио Олива, человек с самыми массивными руками в мире, обладает такой массой бицепсов, что практически отсутствует промежуток между локтем и сокращенным бицепсом. Серджио один из нескольких человек, обладающих такими мышцами, которые, практически, ограничивают диапазон движений. Другой группой мышц, составляющих основную массу рук, является трицепс.
Оценка потенциала ваших трицепсов.
Измерение трицепса (в сравнении с измерением бицепса) значительно сложнее. Сложность заключается в том, что соединение между тремя мышцами трицепса и их общим сухожилием гораздо труднее измерить и оценить. Трицепс, как уже говорит его название, состоит из трех мышц: боковой, длинной и средней. Все три мышцы крепятся к большому широкому сухожилию, проходящему через заднюю часть локтя, и соединяются с костью предплечья.
Снимите рубашку и встаньте перед зеркалом. Повернитесь боком. Локоть должен быть выпрямлен, рука вдоль туловища. Напрягите трицепс. Вы должны заметить, если вы достаточно худощавы, четкую подковообразную форму трицепса. Боковая мышца трицепса образует одну сторону подковы, средняя - другую сторону, длинная мышца - на вершине, а сухожилие занимает всю широкую часть в середине.
Я заметил, уже в течение многих лет мужчины с действительно массивными трицепсами все реже и реже обладают подковообразным трицепсом. Широкое пространство в середине подковы частично покрыто сверху необычной длинной мышцей. Боковая и средняя мышцы по сторонам представляют собой перевернутые бутылки из-под безалкогольных напитков. Сухожилию остается необычайно маленькое пространство.
Серджио Олива, например, вообще не обладает подковообразным бицепсом. Билл Перл обладает трицепсом, очень похожим на трицепс Оливы, а также Рэя и Майка Ментцера.
Для определения потенциала трицепса необходимо следующее. При выпрямленной руке вдоль тела напрягите трицепс. Измерьте с помощью напарника расстояние между вершиной локтя и вершиной внутренней части подковы. Другими словами, вы измеряете самую длинную часть широкого сухожилия. Запомните, чем длиннее измеряемая часть, тем длиннее мышца.
Ниже предлагаю мое обобщение по определению потенциала трицепса.
Потенциал трицепсов не увеличение массы.
Расстояние между вершиной локтя и вершиной внутренней части подковы.

 длина трицепсапотенциал
7.62 см и менеедлинныйбольшой
7.62 - 10.16 смвыше среднегохороший
10.16 - 15.24 смсреднийсредний
15.24 - 17.78 смниже среднегослабый
17.78 см и болеекороткийминимальный
И все же вы можете обладать массивным трицепсом, имея короткую "длинную мышцу", если боковая и средняя мышцы длинные и толстые. Поэтому таблица трицепса не столь тщательна, как таблица бицепса.
Мое предложение: используйте обе таблицы только для ориентировки в общих чертах, а не как окончательные нормы.
Реальные цели
Джо Роак предлагает придерживаться следующего правила: "Для определения потенциала рук умножте размер запястья в дюймах на 2,3".
Например, если размер запястья 7 дюймов (17,78 см), то умножая на 2,3, мы получаем 16 дюймов. Вы скажете, кто же пожелает иметь руки 16-дюймов? Поверьте, худощавые руки в 16 дюймов выглядят большими, чем в действительности. Среди спортсменов Гейнсвиллской группы только один имел руки больше 16 дюймов (Крейг Холадей). Более того, вы должны достичь сначала 16 дюймов, прежде чем двигаться дальше. Если вы уже имеете руку в полных 16 дюймов, то ваша цель должна быть 17 дюймов, а если - 17, то ваша цель - 18 дюймов. Будьте реалистичны, к конечному результату двигайтесь постепенно.
Заключение
Не надейтесь, что за 6 недель у вас будут руки, как у Бойэра Коэ, Кейзи Вайатора, Серджио Оливы. Но будьте уверены, что ваши руки станут больше, сильнее, рельефнее и лучше по форме.
Большие, сильные, лучшей формы и рельефные руки - это результат усиленного, правильного, медленного и тщательного выполнения упражнений при правильном отдыхе, восстановлении и калориях. Будьте реалистичны в ваших ожиданиях, и ваши результаты будут соответствовать целям.



Техника измерений по А. Джоунсу

Регулярные замеры мышц обычно проводятся примерно 1 раз в 2 месяца, в одинаковых условиях, в одно и тоже время суток, на голодный желудок. Обратите внимание, измеряемые мышцы в это время должны находиться в "холодном", не разогретом состоянии. Для точного измерения необходимо изготовить ленту из папиросной бумаги (подойдет газета) и разметить ее с помощью стальной линейки. Почему не желательно использовать матерчатые и пластиковые сантиметры? Дело в том, что со временем такие ленты имеют тенденцию к усадке, а это значит, что результаты измерений будут не точными. К тому же толщина таких лент прибавляет часть сантиметра к реальной величине измеряемой части тела.
При замерах ленту накладывают без усилий. Производят замеры дважды, с точностью до 3 мм. Все результаты измерений желательно записывать в специальную таблицу для последующей оценки вашего прогресса.
Вес тела. Взвешиваются на медицинских весах обнаженным (в плавках). Взвешиваться желательно непосредственно перед тренировкой.
Окружность грудной клетки. Измеряют через грудные мышцы на уровне сосков. Первое измерение при нормальном вдохе, второе при нормальном выдохе. Среднее значение является действительным показателем.
Плечи (бицепс, трицепс). Измеряют через самую широкую часть согнутой в локте руки.
Талия. Замеряют на уровне пупка. Фиксируют результат в средней точке нормального выдоха. Живот при этом не втягивают и не выпячивают.
Бедро. Стопы на ширине плеч, вес тела распределен равномерно на обе ноги. Замеряют непосредственно под мышцами ягодиц.
Голень. Измеряют в самой широкой части икроножных мышц.
Предплечье. Измеряют через самую широкую часть мышц предплечья.


Распечатка журнала измерений мышечных объемов

ДАТА
Вес
Бицепс
Предплечье
Шея
Грудь
Талия
Бедро
Голень
         
         
         
         
         
         
         
         
         
        






Идеальные пропорции


В основу представлений об идеальных пропорциях, легли определенные закономерности в соотношениях различных частей тела. Если принять окружность грудной клетки за 100 единиц, то идеальные пропорции должны выглядеть следующим образом: талия - 75, окружность бедер - 90, окружность шеи - 38, окружность напряженного бицепса - 36, предплечья - 30.5, бедра - 60, голени - 40 единиц.
Для сравнения приводим таблицу "нормальных" соотношений массы тела и роста мужчин и женщин, не занимающихся бодибилдингом.
Нормальная масса тела в возрасте 25-30 лет (по А. А. Покровскому)
Рост смМужчины, кгРост смЖенщины, кг
Узкая грудная клеткаНорм. грудная клеткаШирокая грудная клеткаУзкая грудная клеткаНорм. грудная клеткаШирокая грудная клетка
155.049.3056.0062.20152.547.8054.0059.00
157.551.7058.0064.00155.049.2055.2061.60
160.053.5060.0066.00157.550.8057.0063.10
165.055.5061.7068.00160.052.1058.5064.80
162.557.1063.5069.50162.553.8060.1066.30
167.559.3065.8071.80165.055.3061.8067.80
170.060,5067.8073.80167.556.6063.0069.00
172.563.3069.7076.80170.057.8064.0070.00
175.065.3071.7077.80172.559.0065.2071.20
180.068.9075.2081.20175.060.3066.5072.50
182.570.9077.2083.60177.561.5067.7074.90
185.072.8079.2085.20180.062.7068.9073.70

Идеальные пропорции по М. Руэ


Рост, смВес, кгОкружность, см
Грудная клеткаТалияШеяПлечоБедроГоленьПред
плечье
165.065.00105.075.0035.0035.0055.0035.0030.00
167.068.00107.077.0036.0036.0056.0036.0031.00
170.072.50110.080.0037.5037.5057.5037.5032.50
172.075,50112.082.0038.5038.5058.5038.5033.50
175.080.00115.085.0040.0040.0060.0040.0035.00
177.083.00117.087.0041.0041.0061.0041.0036.00
180.087.50120.090.0042.5042.5062.5042.5037.50
183.092.00123.093.0044.0044.0064.0044.0039.00
185.095.00100.095.0045.0045.0065.0045.0040.00




Идеальные пропорции по Джаннанову


Рост, смОкружность, см
Грудная клеткаПлечоТалияБедроГолень
152.5101.535.5071.0051.0035.50
155.0103.536.0072.0051.5036.00
157.5104.136.8072.6052.3036.80
160.0105.437.3073.6053.3037.30
162.5106.738.1074.5054.1038.10
170.0110.540.0077.0056.6040.00
172.5111.840.6077.7057.5040.60
175.0113.041.2078.8058.5041.20
177.5114.541.9079.5059.2041.90
180.5115.642.4080.5060.0042.40
183.0116.843.2081.3061.0043.20
185.5118.043.7082.0061.7043.70
188.0119.444.5082.8062.5044.50
190.5120.745.0083.0063.5045.00




Идеальные пропорции по Богушу


Рост, смВес, кгОкружность, см
ПлечоШеяГрудная клеткаТалияБедроГолень
152.558.5038.0038.00101.567.5053.0037.00
157.063.5039.5039.00104.570.0055.5038.00
162.570.5040.5040.50111.076.0057.0039.50
167.079.0042.0042.00116.578.5058.5040.00
172.083.5043.0043.00118.080.0059.5040.50
177.090.0044.0044.00121.582.5062.0041.50
183.095.0045.0044.50124.084.0063.5042.50
188.099.0046.0046.00127.085.0065.0043.00


Идеальные пропорции по Д. Вейдеру


Рост, смВес, кгОкружность, см
Грудная клеткаТалияШеяПлечоБедроГолень
152.558.50101.567.5038.0038.0053.0037.00
157.063.50104.570.0039.0039.5055.5038.00
162.570.50111.076.0040.5040.5057.0039.50
167.079.00116.578.5042.0042.0058.5040.00
172.083.50118.080.0043.0043.0059.5040.50
177.090.00121.582.5044.0044.0062.0041.50
183.095.00124.084.0044.5045.0063.5042.50
188.099.00127.085.0046.0046.0065.0046.00

Божественные пропорции

Отрывок из книги Дэна Брауна "Код да Винчи"

PHI.
Мысленно он перенесся в Гарвард, увидел себя перед аудиторией. Вот он поворачивается к доске, где мелом выведена тема “Символизм в искусстве”. И пишет под ней свое любимое число:
1, 618
А затем оборачивается и ловит любопытные взгляды студентов.
- Кто скажет мне, что это за число?
Сидящий в последнем ряду длинноногий математик Стетнер поднимает руку.
- Это число PHI. - Произносит он его как “фи-и”.
- Молодец, Стетнер, - говорит Лэнгдон. - Итак, прошу познакомиться, число PHI.
- И не следует путать его с “пи”, - с ухмылкой добавляет Стетнер. - Как говорят у нас, математиков, буква "Н" делает его гораздо круче!
Лэнгдон смеется, но, похоже, никто другой не оценил шутки. Стетнер опускается на скамью.
- Число PHI, - продолжает Лэнгдон, - равное одной целой шестистам восемнадцати тысячным, является самым важным и значимым числом в изобразительном искусстве. Кто скажет мне - почему?
Стетнер и тут не упускает случая пошутить:
- Потому, что оно такое красивое, да? Аудитория разражается смехом.
- Как ни странно, - говорит Лэнгдон, - но Стетнер снова прав. Число PHI, по всеобщему мнению, признано самым красивым во вселенной.
Смех стихает, Стетнер явно торжествует.
Лэнгдон готовит проектор для слайдов и объясняет, что число PHI получено из последовательности Фибоначчи, математической прогрессии, известной не только тем, что сумма двух соседних чисел в ней равна последующему числу, но и потому, что частное двух соседствующих чисел обладает уникальным свойством - приближенностью к числу 1, 618, то есть к числу PHI!
И далее Лэнгдон объясняет, что, несмотря на почти мистическое происхождение, число PHI сыграло по-своему уникальную роль. Роль кирпичика в фундаменте построения всего живого на земле. Все растения, животные и даже человеческие существа наделены физическими пропорциями, приблизительно равными корню от соотношения числа PHI к 1.
- Эта вездесущность PHI в природе, - продолжает Лэнгдон и выключает свет в аудитории, - указывает на связь всех живых существ. Раньше считали, что число PHI было предопределено Творцом вселенной. Ученые древности называли одну целую шестьсот восемнадцать тысячных “божественной пропорцией”.
- Подождите, - говорит молодая девушка, сидящая в первом ряду, - я учусь на последнем курсе биологического факультета. И лично мне никогда не доводилось наблюдать “божественной пропорции” в живой природе. - Нет? - усмехнулся Лэнгдон. - Даже при изучении взаимоотношений мужских и женских особей в пчелином рое?
- Само собой. Ведь там женские особи численно всегда намного превосходят мужские.
- Правильно. А известно ли вам, что если в любом на свете улье разделить число женских особей на число мужских, то вы всегда получите одно и то же число?
- Разве?
- Да, представьте. Число PHI. Девушка раскрывает рот:
- БЫТЬ ТОГО НЕ МОЖЕТ!
- Очень даже может! - парирует Лэнгдон. Улыбается и вставляет в аппарат слайд с изображением спиралеобразной морской раковины. - Узнаете?
- Это наутилус, - отвечает студентка. - Головоногий моллюск, известен тем, что закачивает газ в раковину для достижения плавучести.
Лэнгдон кивает:
- Правильно. А теперь попробуйте догадаться, каково соотношение диаметра каждого витка спирали к следующему?
Девушка неуверенно разглядывает изображение спиралеобразной раковины моллюска. Лэнгдон кивает:
- Да, да. Именно. PHI. Божественная пропорция. Одна целая шестьсот восемнадцать тысячных к одному.
Девушка изумленно округляет глаза.
Лэнгдон переходит к следующему слайду, крупному плану цветка подсолнечника со зрелыми семенами.
- Семена подсолнечника располагаются по спиралям, против часовой стрелки. Догадайтесь, каково соотношение диаметра каждой из спиралей к диаметру следующей?
- PHI? - хором спрашивают студенты.
- Точно! - И Лэнгдон начинает демонстрировать один слайд за другим - спиралеобразно закрученные листья початка кукурузы, расположение листьев на стеблях растений, сегментационные части тел насекомых. И все они в строении своем послушно следуют закону “божественной пропорции”.
- Поразительно! - восклицает кто-то из студентов.
- Да, - раздается еще чей-то голос, - но какое отношение нее это имеет к искусству? - Ага! - говорит Лэнгдон. - Рад, что вы задали этот вопрос.
Витрувианский человек Леонардо да Винчи. Нажмите, чтобы узнать больше.
И он показывает еще один слайд, знаменитый рисунок Леонардо да Винчи, изображающий обнаженного мужчину в круге. “Витрувианский человек”, так он был назван в честь Маркуса Витрувия, гениального римского архитектора, который вознес хвалу “божественной пропорции” в своих “Десяти книгах об архитектуре”.
- Никто лучше да Винчи не понимал божественной структуры человеческого тела. Его строения. Да Винчи даже эксгумировал трупы, изучая анатомию и измеряя пропорции костей скелетов. Он первым показал, что тело человека состоит из “строительных блоков”, соотношение пропорций которых всегда равно нашему заветному числу.
Во взглядах студентов читается сомнение.
- Вы мне не верите? - восклицает Лэнгдон. - Что ж, в следующий раз, когда пойдете в душ, не забудьте прихватить с собой портняжный метр.
Пара парней, игроков в футбол, хихикает.
- Причем так устроены не только вы, вояки, - говорит Лэнгдон. - Все так устроены. И юноши, и девушки. Проверьте сами. Измерьте расстояние от макушки до пола. Затем разделите на свой рост. И увидите, какое получится число.
- Неужели PHI? - недоверчиво спрашивает один из футболистов.
- Именно. PHI, - кивает Лэнгдон. - Одна целая и шестьсот восемнадцать тысячных. Хотите еще пример? Измерьте расстояние от плеча до кончиков пальцев, затем разделите его на расстояние от локтя до тех же кончиков пальцев. Снова получите то же число. Еще пример? Расстояние от верхней части бедра, поделенное на расстояние от колена до пола, и снова PHI. Фаланги пальцев рук. Фаланги пальцев ног. И снова PHI, PHI. Итак, друзья мои, каждый из вас есть живой пример “божественной пропорции”.
Даже в темноте, царившей в аудитории, Лэнгдон видит, как все они потрясены. И чувствует, как по телу разливается приятное тепло. Ради таких моментов он и преподает.
- Как видите, друзья мои, за кажущимся хаосом мира скрывается порядок. И древние, открывшие число PHI, были уверены, что нашли тот строительный камень, который Господь Бог использовал для создания мира, и начали боготворить Природу. Можно понять почему. Божий промысел виден в Природе, по сей день существуют языческие религии, люди поклоняются Матери Земле. Многие из нас прославляют Природу, как делали это язычники, вот только сами до конца не понимают почему. Прекрасным примером является празднование Майского дня, празднование весны... Земля возвращается к жизни, чтобы расцвести во всем своем великолепии. Волшебное мистическое наследие “божественной пропорции” пришло к нам с незапамятных времен. Человек просто играет по правилам Природы, а потому искусство есть не что иное, как попытка человека имитировать красоту, созданную Творцом вселенной. Так что нет ничего удивительного в том, что во время наших занятий мы увидим еще немало примеров использования “божественной пропорции” в искусстве.
На протяжении следующего получаса Лэнгдон показывает студентам слайды с произведениями Микеланджело, Альбрехта Дюрера, да Винчи и многих других художников и доказывает, что каждый из них строго следовал “божественным пропорциям” в построении своих композиций. Лэнгдон демонстрирует наличие магического числа и в архитектуре, в пропорциях греческого Парфенона, пирамид Египта, даже здания ООН в Нью-Йорке. PHI проявлялось в строго организованных структурах моцартовских сонат, в Пятой симфонии Бетховена, а также в произведениях Бартока, Дебюсси и Шуберта. Число PHI, говорит им Лэнгдон, использовал в расчетах даже Страдивари, при создании своей уникальной скрипки.
- А в заключение, - подводит итог Лэнгдон и подходит к доске, - снова вернемся к символам. - Берет мел и рисует пять пересекающихся линий, изображая пятиконечную звезду. - Этот символ является одним из самых могущественных образов, с которым вам надлежит ознакомиться в этом семестре. Он известен под названием пентаграмма, или пентакл, как называли его древние. И на протяжении многих веков и во многих культурах символ этот считался одновременно божественным и магическим. Кто может сказать мне - почему?
Стетнер, математик, первым поднимает руку:
- Потому что, когда вы рисуете пентаграмму, линии автоматически делятся на сегменты, соответствующие “божественной пропорции”.
Лэнгдон одобрительно кивает:
- Молодец. Да, соотношение линейных сегментов в пятиконечной звезде всегда равно числу PHI, что превращает этот символ в наивысшее выражение “божественной пропорции”. Именно по этой причине пятиконечная звезда всегда была символом красоты и совершенства и ассоциировалась с богиней и священным женским началом.
Все девушки в аудитории улыбаются.
- Хочу еще заметить вот что. Сегодня мы лишь вскользь упомянули Леонардо да Винчи, но в этом семестре потратим на него довольно много времени. Доказано, что Леонардо был последовательным поклонником древних религий, связанных с женским началом. Завтра я покажу вам его знаменитую фреску “Тайная вечеря” и постараюсь доказать, что она стала одним из самых удивительных примеров поклонения священному женскому началу.
- Вы шутите? - раздается чей-то голос. - Лично мне всегда казалось, “Тайная вечеря” - это об Иисусе!
Лэнгдон заговорщицки подмигивает:
- Вы и представить себе не можете, в каких порой местах прячутся символы!


Материал сайта http://www.abc-people.com

Леонардо да Винчи
Тайная вечеря
The Last Supper
1494 -1498
Масло и темпера на штукатурке.
460 x 880 см (179 3/8 x 343 1/4 дюймов)
Санта-Мария дель Грация, Милан, Италия
после реставрации

Комментариев нет:

Отправить комментарий