В конце XIX века в России началось повальное увлечение борьбой, тяжелой атлетикой и всяческими силовыми трюками. Этой новой моде был подвержен не только простой люд, но и многие выдающиеся фигуры — А.Куприн, Ф.Шаляпин, А.Блок, А.Чехов, В.Гиляровский, художник И.Мясоедов, А.Аверченко, да, и другие знаменитости стали страстными поклонниками цирковых атлетов и борцов. Их неповторимая, с привкусом богемности, жизнь крутилась и вращалась подле замечательного энтузиаста, известного петербургского врача Владислава Францевича Краевского. Это он 10 августа 1885 года создал «Кружок любителей атлетики». Эту дату можно считать днем рождения русской атлетики.
Первый «атлетический кабинет» для тренировок Краевский устроил в своей собственной квартире на Михайловской площади. Здесь происходили собрания-тренировки кружка. Это был большой зал, освещаемый электричеством, со множеством атлетических снарядов и даже ванной, где можно было выкупаться после занятий. Все стены кабинета были увешаны фотографиями атлетов, профессионалов и любителей. Именно Краевский стал устраивать матчевые встречи, приглашая соперников из-за границы.
После смерти В.Ф.Краевского дело атлетики продолжил его ученик И.В.Лебедев.
В 1910 году в память Краевского и в честь 25-летнего юбилея тяжёлой атлетики в России И.В.Лебедев основал при школе «Геркулес-клуб» для исключительно сильных людей и был избран его почётным председателем.
И.В. Лебедев превратил состязания атлетов в настоящие зрелища: эстрадные представления, пышные парады, состязания под музыку, костюмы. Сам Лебедев всегда выходил на арену в русской поддевке, в широком картузе и сапогах.Его русский народный облик пришелся по душе публике. Благодаря этому костюму он и получил дружелюбно-фамильярное прозвище «Дядя Ваня» . Этот образ прижился в спортивном мире и впоследствии считалось, что настоящий арбитр должен выглядеть именно так.
И.В.Лебедев успел даже основать журнал, с одноименным клубу названием «Геркулес». Это был первый подобный журнал в России. Тираж его составлял 27 000 экземпляров. На волне популярности спортивных клубов во многих городах России были открыты атлетические кружки и арены. Но вот методических пособий не было. И потому «Геркулес» был воспринят так благодарно.
На его страницах наряду с многочисленными портретами борцов, атлетов, боксеров печатались очерки по истории физической культуры, статьи по анатомии и физиологии человека, отчеты о соревнованиях по борьбе, тяжелой атлетике и некоторым другим видам спорта.
14 марта 1908 года в Михайловском манеже состоялся «Международный конкурс красоты мужского сложения». Газеты писали, что «подобного рода конкурсы устраивались в Петербурге уже два раза и каждый раз привлекали массу участвующих».
Жюри конкурса состояло не из спортсменов. В него вошли исключительно известные и авторитетные деятели искусства, среди которых был художник Франц Рубо, артисты императорских театров, представители прессы и медицины. Формой одежды конкурсантов являлось трико – «короткое без фуфайки».
Вот как описывал конкурс репортер «Биржевых ведомостей»:
«Длинной красивой вереницей продефилировали перед публикой 27 участников конкурса. Среди них много борцов-профессионалов и любителей. Затем каждый из участвовавших демонстрировал перед членами жюри и публикой свою мускулатуру.
Сын художника Мясоедова, обладая почти классическим торсом и головой, позировал, изображая античные фигуры. Освещенный сверху электричеством, он выглядел весьма эффектно».
Жюри выбирало лучших по критериям физической развитости, классических художественных пропорций и грациозности, а идеалом для сравнения служили античные скульптуры. Атлеты же принимали классические стойки «дискобола» или «метателя копья», чтобы еще больше походить на древние статуи.
При подсчете голосов мнения жюри разделились: художники посчитали, что любимец публики Мясоедов сложен не совсем гармонично, да при том имеет «кривой бок» и потому отдали свои голоса участнику Кавсадзе, «обладавшему красивыми ногами и головой». Однако все остальные поддержали И.Мясоедова, их оказалось большинство.
Большим романтическим ореолом, пожалуй, овеяно только имя Ивана Поддубного. Простой черноморский грузчик, из бедной крестьянской семьи, он со временем стал «королем цирковой арены», боролся на крупнейших манежах Европы, Азии, Африки и Америки. На протяжении десятков лет Поддубный одерживал блистательные победы почти над всеми сильнейшими профессиональными борцами мира, за что и был признан «чемпионом чемпионов». Это звание ему присудила народная молва, его называли так благодарные ценители его таланта.
Много громких имен давали ему его поклонники: «Иван непобедимый», «Гроза чемпионов», «Человек–гора»… О чудо–богатыре с большим уважением отзывались А.П.Чехов, Ф.Шаляпин, А.Блок, С.Есенин. Максим Горький говорил Ивану Максимовичу: «Вы – олицетворение силы нашего народа. Вы – русский богатырь. Вот Вы кто! И это надо чувствовать и гордиться этим надо».
Прошли года,и, к сожалению, об этих атлетах и «Геркулес-клубе» помнят немногие. Сейчас входят в моду старые традиции. Открываются кондитерские, магазины и даже парикмахерские на старинный лад. А вот подобные атлетические кружки канули в лету. Быть может, когда-нибудь красота и эстетика вновь станут верными спутницами спорта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий