Олег Слепынин "Зеркало недели"
"Все борцы, когда борются, жулят и ложатся на лопатки по приказанию антрепренера. Раз в году в гамбургском трактире собираются борцы. Они борются при закрытых дверях и занавешенных окнах. Долго, некрасиво, тяжело. Здесь устанавливаются истинные классы борцов, чтобы не исхалтуриться". Виктор Шкловский воспроизвел эту легенду, дабы поговорить о литературе. С тех пор гамбургский счет в искусстве - определение реальной значимости художника. Однако в среде профессиональных борцов существовали иные понятия - "шике" и "бур". Первый означал работу на зрителя - артистичную демонстрацию эффектных приемов. Финал шике, заранее известный борцам, для публики мог быть неожиданным и интригующим. В буровой же борьбе определялся наисильнейший. Вот здесь уже могли бороться "некрасиво"...
Восхождение на "Олимп". Сто лет назад, в 1904 году в Петербурге, Иван Поддубный впервые стал победителем международного турнира борцов. В спортивном мире это время считается началом "золотого века" французской борьбы (она же классическая и греко-римская). В те громовые годы популярность борьбы была огромной, этим - на фоне предреволюционных коллизий - словно бы программировался весь будущий ХХ век. Посмотреть на соревнования в петербургский цирк Чинизелли изо дня в день сходилось три тысячи человек. Здесь состязались тридцать борцов, среди которых были мировые знаменитости, в их числе французы - двукратный чемпион мира Поль Понс и Рауль ле Буше, соорганизаторы турнира. Рауль на парижском чемпионате 1903 года по очкам победил Поддубного и занял второе место. Победил он, как тогда же открылось, жульничеством: его тело перед соревнованиями - по турецкой методе - обрабатывалось оливковым маслом, которое имеет свойство впитываться в сухую кожу и выделяться вместе с потом, делая тело неуловимо скользким. Вскоре "вечно второй" Рауль, чтобы расчистить себе дорогу к чемпионству, прибегнет к более радикальному способу. Но Поддубный, и в 1904 году уже знакомый с нравами подобных чемпионатов, знал, что строптивого борца тут могут и кожной болезнью заразить, и покалечить, и убить. На этом турнире организаторами уже заранее был сочинен финал и распределены четыре денежных приза (первое место - 3000 руб., далее 1000, 600 и 400 руб.).
Французы, как и публика, не сразу поверили в борцовский гений Поддубного. Расхожим было мнение, что Поддубный берет не борцовским искусством, а тупой природной силой. Иван Максимович подыгрывал этому.
Когда организаторы обнаружили, что Поддубный гарантированно выходит на третье место, - вмиг изменили условия турнира, объединив призы в один: победитель получит пять тысяч. Они не верили, что Поддубный победит всех. Но тот в длительном поединке сначала заставил капитулировать ловкого и могучего 21-летнего Рауля. А в решающей схватке уложил на лопатки двухметрового великана Поля Понса. В тот день Поддубный показал все свое накопленное к тому моменту виртуозное мастерство. Конечно же, это был настоящий "бур". Тут же Поддубный громогласно потребовал вынести деньги и пальто на арену: "За кулисы не пойду, убьют!" Публика ревела, она уже была на его стороне...
В следующем, 1905 году Поддубный стал победителем парижского чемпионата мира и получил главный приз - 10 тысяч франков. Вот тогда Рауль ле Буше и нанял бандитов... Надо сказать, что и в будущем у разных людей по разным поводам будет возникать желание расправиться с Поддубным. Однако выходило так, что пули его не брали. В 1905 году Поддубному пришлось отказаться от турне по Италии и, скрываясь от киллеров, спешно перебраться в Африку. Рауль же, связавшись с бандитами, вскоре сам от их рук и погиб...
Некоторые обстоятельства биографии Ивана Поддубного заставляют вспоминать о легендарных героях античности. Как и они, он знал свое предназначение. Как и им, ему ведомы были изломы судьбы, испытания, победы, бедствия, странствия. И как мало кому, была дарована ему старость в глухой провинции у моря с обожаемой им женщиной.
Энергия взрыва. Родился Иван Максимович Поддубный на Иоанна Богослова - 9 октября (26 сентября) 1871 года на Полтавщине, в селе Красенивке (ныне Черкасской области) Там он прожил 21 год. Примерно столько же и в конце жизни в Ейске - курортном городе на берегу Азовского моря, где и умер 8 августа 1949 года.
В год возобновления Олимпийских игр (1896), он впервые вышел на арену цирка. Вышел как любитель из публики - цирк был бродячим. Случилось это в Феодосии. Потерпев конфуз, соревнуясь в поднятии тяжестей с заезжими атлетами, он превзошел их в борьбе "на поясах", которая была популярна и в Красенивке (а на Руси известна с XIII века).
По тонкому наблюдению врача Е.Гарнич-Гарницкого, который вместе с А. Куприным создал в Киеве клуб атлетов, где одно время тренировался будущий "чемпион чемпионов", "Поддубный способен был развивать в нужные минуты энергию, подобную взрыву, и не терять "куража" в самые тяжелые и опасные минуты борьбы." Он был умным борцом, и в нем жила ярость Ахиллеса. При этом Поддубный был артистичен и умел нравиться публике. К 1903 году он уже являлся опытным борцом на поясах, известным Одессе и Киеву, Тбилиси и Казани...
"Золотой век" победителя чемпионов. Граф Георгий Иванович Рибопьер был для русского спорта тем, кем для художников - Третьяков, а для театра - Немирович-Данченко. Герой русско-турецкой войны, борец, конькобежец, наездник. Он возглавлял Санкт-Петербургское атлетическое общество и тратил на развитие отечественного спорта из личных средств до ста тысяч в год. В 1903 году граф пригласил в Петербург работавшего в киевском "Русском цирке братьев Никитиных" атлета Поддубного и предложил ему - после серьезного обучения французской борьбе - участие в парижском чемпионате мира.
Историки цирка считают, что "золотой век" французской борьбы приходится на 1904-1909 годы. Именно эти годы освещены блеском побед Поддубного. Его награды, хранимые в специальном сундучке - золотые медали и значки, - к концу "золотого века" весили два пуда! Он был популярен в России и Европе, открытки с его портретами расходились тысячами. Журналисты сочинили для него удивительное звание - "чемпион чемпионов".
Слово о чести. Существуют вполне понятные объяснения, почему борцы "жулят" и борются по сговору. Первое: иначе борца не надолго хватит. Второе: каждый устроитель турнира сам жаждет стать "чемпионом мира" и приглашает сговорчивых. К слову, подобные "турниры-шике" в те годы принесли человечеству чуть ли не полторы сотни "чемпионов мира". Наверняка непросто было противостоять этому всемирному балагану!
Высказывание Ивана Заикина - знаменитого "волжского богатыря", а в последующем не менее знаменитого воздухоплавателя и авиатора: "Сохранять свою спортивную честь, не ложиться по приказу организатора чемпионата на определенной минуте, могли лишь выдающиеся атлеты, такие, как Иван Поддубный, Иван Шемякин, Николай Вахтуров".
Цирк победил. В 1910 году Поддубный распрощался с ареной и вернулся в Красенивку. Он мечтал о своем доме, хотелось семейного счастья. Да и то - к сорока-то годам - пора. В окрестностях родной Красенивки и соседней Богодуховки он обзавелся 120-ю десятинами черноземов (более 131 га), женился, облагодетельствовал родню земельными наделами, выстроил в Богодуховке усадьбу на площади 13 десятин, завел две отличные мельницы, модную коляску.
Он не был грамотным человеком, писал с трудом, знаками препинания, кроме точек, Иван Максимович пренебрегал. Он не был и деликатным человеком, мог "по-барски" подать человеку - не равному себе - для пожатия два пальца. Вращаясь "в сферах", ему проще было уложить на лопатки дюжину гренадерских офицеров, чем научиться пользоваться ножом и вилкой. Однако мы знаем людей, которые неплохо воспитаны, но понятие о своей профессиональной чести (творческой, политической или научной) имеют самое произвольное, проводя жизнь в жанре "шике". Уж только поэтому о Поддубном хочется и помнить, и думать.
Трудно сказать почему, но отчего-то не жаль, что помещик из него вышел плохой: через пару лет Поддубный разорился. Одну его мельницу сжег со зла младший брат, вторую, как и имение, он продал для уплаты долга своим конкурентам, владельцам окрестных мельниц, неким Рабиновичу и Зархи. В 1913 году борцовский ковер вновь уже пружинил под его ногами.
Он второй раз вошел в ту же реку. А поток стал еще более мутным. О Поддубном вновь заговорили с восхищением. Он до последнего держался своего принципа "пусть положит, если сможет".
"Белые, красные, золотопогонные...". В 19 году Поддубного в житомирском цирке едва не пристрелили пьяные анархисты. Он бежал, бросив вещи, скитался без денег. А чуть позже в Керчи в него стрелял пьяный офицер, плечо оцарапал. В Бердянске в том же 19-м у него была малоприятная встреча с Махно... В Гражданскую Поддубный не примкнул ни к одной из сторон, не взялся за оружие, он боролся в цирках. Да и действительно, во времена пьяных мясорубок место героя, может, и должно быть в балагане, абсолютном символе происходящего вокруг. В 1920 году он побывал в застенках Одесской ЧК, где расстреливался каждый, заподозренный в антисемитизме. К счастью, в лицо Поддубного помнили, разобрались, отпустили. А тут и весточка с малой родины: жена нашла Ивану Максимовичу замену. Еще и медали прихватила. "Эх ты, Нина-красавица!.." Он перестал есть и разговаривать, а потом и узнавать кого бы то ни было. Вскоре она писала покаянное: "На коленях пройду весь путь к тебе, Ванечка". Да куда там, отрезано!
Потом. Советская власть в лице Луначарского поддержала артистов цирка, сочтя арену хорошим местом для революционной агитации. С 1922 года Поддубный работал в московском госцирке, потом в петроградском. Как-то оказался на гастролях в Ростове-на-Дону и познакомился там с Марией Семеновной... Помолодел Иван Максимович, уломал, обвенчались. Со средствами - к чему он не привык - было туго. Нэп понес его по городам и весям, занес в Германию, потом в США. Поддубный произвел в Америке фурор, исколесил всю страну, был даже провозглашен "чемпионом Америки". Его уговаривали остаться. Впрочем, "уговаривали" - не тот глагол, заставляли: в ход шли серьезные угрозы, шантаж, невыплата денег. На прощальном банкете присутствовало более тысячи человек.
Подобно Одиссею он одолел отпущенные ему испытания и искушения. В 1927 году по пути из Нью-Йорка его пароход зашел в Гамбург, который, оценив истинный класс борца, завалил его цветами. И вот - Ленинград. Имперский город встречал его, как во все времена столицы империй встречают своих героев. Но главное - на причале стояла Мария Семеновна. В его честь были устроены спортивные игры.
В Ейске Поддубные купили большой двухэтажный дом с садом. Но борцовского ковра Иван Максимович не думал оставлять, гастролировал до 1941 года, до семидесяти лет. В ноябре 1939 года в Кремле ему за действительно выдающиеся заслуги "в деле развития советского спорта" был вручен орден Трудового Красного Знамени и присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. В Европе уже шла война, начинался всемирный "бур". Богатырские мускулы Поддубного и его приемников, среди которых были и командармы, олицетворяли советскую мощь.
В годы немецкой оккупации семидесятилетний Иван Максимович, чтобы прокормить близких, был вынужден служить маркером в городской бильярдной. После освобождения Ейска в 1943 году - вновь гастроли. В декабре 1945 года, когда отмечалось 60-летие образования Атлетического общества, Поддубному было присвоено звание заслуженного мастера спорта СССР. Он был активен, вел переписку, делал обращения, подписывался так: "Русский Богатырь Иван Поддубный". В 1947 году он выступал с программой "50 лет на арене цирка". Потом был перелом ноги и гибель от инфаркта.
Легенда и человек. Активный всплеск интереса к "чемпиону чемпионов" возник треть века назад, когда отмечался его 100-летний юбилей. В книжках о Поддубном той поры мы обнаруживаем немало белых пятен, особенно в годы Гражданской войны и Великой Отечественной. Заметны некоторые недоговоренности, касающиеся его жизни как в Красенивке, куда он после смерти матери уже не заезжал, так и в Ейске. Некоторые легенды и анекдоты о Поддубном тогда были так и классифицированы - как легенды. Но иные байки получили вторую жизнь, они содержат налет общественно-политических настроений своих эпох. Показательна легенда, относящаяся ко времени немецкой оккупации. Будто бы ходил Поддубный по Ейску с орденом напоказ, а немца, пытавшегося сорвать орден, ударил. Теперь вдруг иное "вспомнили". Промелькнуло, будто бы при немцах он держал свою бильярдную. Еще нужно сказать, что в литературе о Поддубном существует путаница с датами, начиная буквально с года его рождения. В некоторых энциклопедиях указан 1870 год, эта дата до сих пор стоит под скульптурным портретом Поддубного в Красенивке. "Разноголосица" в датах возникает не раз и в дальнейшем.
По прошествии 55 лет после смерти великого борца, когда переменилось в жизни многое, ощутимой стала общественная потребность в серьезной и глубокой книге об Иване Поддубном.
Есть личности, к опыту жизни которых люди возвращаются из поколения в поколение, словно бы подтверждая: без них будущее народа не будет полноценным. Такой личностью, бесспорно, является и самородок из Красенивки Иван Максимович Поддубный.
Комментариев нет:
Отправить комментарий