Упражнения с булавами: малые крути в положении предручить в боковой плоскости.
Конь в ширину с ручками: мёты уножив вперед: взмах, перемах, перескок.
Прыжки в вышину с мостика с разбега.
Основа: малые круги в положеніи предручить в боковой плоскости.
Выходное положение: Булавы в положении заручить.
Размер счета: I—IV фигуры 1—3, V—VIII 1—4.
I. 1. Большие боковые махи вперед в положеніе
предручить.
2. Малые боковые внешніе круги вниз.
3. Большие боковые махи вниз в положение
заручить.
II. 1.=1 I.
2. Малые боковые внутренніе круги вверх.
З.=3. I
III. 1.= 1. I
2, Малые боковые внешніе круги вверх.
З.=3. I
IV. 1.= 1. I
2. Малые боковые внутренніе круги вниз. З.=3. I
Примечание: Ученикам обяснено название частей булавы: головка, шейка, корпус и основание. В выходное положение приходят малыми боковыми махами вперед в положение приручить и большими боковы-ми махадеи назад в положение заручить. Каждая из вышеописанных комбинаций обучена сначала одной, затем другой рукой и только потом исполнена обеими вместе. Разяснено, что не всегда держим булавы одинаковым способом. Например при больших махах в этих комбинаціях головка находится в ладони, придерживаемая средним пальцем, а указательный и болшой придерживают булаву за шейку. Достигнув положения предручить, перенести указательный и большой пальцы тоже на голову и исполнять малые круги этим хватом. Только таким образом достигается правильное исполнение малых внутренних кругов, при которых булава не двигается через внутреннюю сторону большого пальца. Против этого правила очень часто грешат. Направление обозначаем словами: вовнутрь, кнаружи, направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз по начальному движению.—Комбинаціи V—VIII исполнять сейчас обеими руками.
V. 1.=1. I
2. Малые боковые внешние круги вверх.
3. „ „ внутренніе „ „
4.=3. I
VI. 1.=1. I
2. Малые боковые внешние круги вниз.
3. „ „ внутренние „ „
4.=3. I ^ .
VII. 1.=1. I ', ^ : .... .
2. Малые боковые внешние круги вверх.
3. „ внутренние „ вниз. .
4.=3. 1
VIII. 1.=1. I
2. Малые боковые внутренние круги вверх.
3. „ „ внешние „ вниз.4.=3. I
Основа: меты уножив вперед: взмах, перемах, перескок.
1. Взмах уножив левой и правой.
Примечание: Само собой разумеется, что после каждаго взмаха возвращаемся в стой на земле.
2. Перемах уножив левой вне—перемах уножив левой назад—соскок назад.
3. Перемах уножив правой вне—уножка правой назад. .
4. Перемах уножив левой – перемах – уножив правой—соскок вперед.
5. Перемах уножив левой вне—перемах уножив левой назад—перемах уножив правой—перемах уножив левой—соскок вперед.
6. Перемах уножив правой вне—перемах уножив правой назад— перемах уножив левой—унож
ка правой.
Примечание: При .этих упражнениях встречаются следующие ошибки: вместо середины ручек гимнасты берутся обыкновенно за переднюю часть, исполняя перемах уножив вне, поворачивают туловище и придвигают свободную ногу в сторону перемаха, нога должна остаться отвесно в положении, которое занимает во вспоре, туловище не должно поворачиваться. С самого начала обучения метов на коне настойчиво требовать прямых ног и вытянутых носков.
В отличие от прыжков в длицу тут должен быть короткий разбег, тем не менее гимнаст должен сосредоточить всю энергию на отталкивании так, чтобы толчек получился как можно сильнее. В остальном остаются в силе все советы, указанные в VI уроке на странице 64 №№ 9 и 10 этого журнала при прыжках в длину. Исполнять прыжки скорчив при том условии, чтобы гимнаст минуя припятствие, сейчас же вытянул ноги. Обращать внимание на правильный доскок.
Вольные упражнения: Одинакосторонние движения руками вытянутыми, также дугами, направление косое— клоны, направление прямое—движения ногою вытянутою, направленіе прямое—стояния согнутые, направление прямое.
Перекладина доскочная: Вышмыги висом простым— подмет.
Козел в длину: меты разножив вперед: повторение и повышать козла.
Основа: Одинакосторонния движения руками вытянутыми, также дугами, направление косое—клоны, направление прямое—движения ногою вытянутою, направление прямое—стояния согнутыя, направление прямое.
Выходное положение: приручить, кисти в кулаки— стой спятный.
Размер счета: 1—6, 7—12.
Быстрота: средняя.
1. Заручить кнаружи.
2. Дугами вперед через положения приручить и предручить взручить кнаружи.
3. Дугами вперед через положения предручить и приручить заручить кнаружи.
4. Приручить.
1. Заручить кнаружи—предножить левую.
2. Дугами вперед взручить кнаружи—полуприсед зашажный левой.
3. Дугами вперед заручить кнаружи—встать правой—предножить левую.
4. Выходное положение.
5.—8. Тоже самое в другую сторону.
1.—2.=1.—2. I б.
3. Дугами вперед заручить кнаружи—предклон.
4. Дугами вперед взручить кнаружи—вспрямление,
5.—6.=3.—4. I б.
7—12. Тоже самое в другую сторону.
1.—2.=1.—2. I б.
3. Дугами вперед заручить кнаружи—заклон (рис. 13).
4. Дугами вперед взручить кнаружи—вспрямление.
5.—6.=3.—4. I б.
7.—12. Тоже самое в другую сторону.
1.—2.= 1.—2. I б.
3. Дугами вперед заручить кнаружи—уклон. влево (рис. 14).
4. Дугами вперед взручить кнаружи—вспрямление.
5.—6—3.—4. I б.
7.—12. Тоже самое в другую сторону.
Примечание, В этом уроке нарочно кисти сжаты в кулаки и движения туловищем исполняются быстро, чтобы показать, что в гимнастике не может быть место бюрократизму разных систем, предписывающих всего движения с вытянутыми пальцами и только медленное исполнение клонов. Для такого правила нет никакого основания.—Сжимая кисти в кулак, кладем большой палец на средний. Положеніе кистей везде большепальцевое, так как нигде не назначено другого.
Основа: Вышмыги висом простым—подмет.
1. Вышмыг передом—подмет.
2. Левая подхватом, вышмыг передом—левой перехвать в надхват, подмет.
3. Подхватом, вышмыг передом—перехват в надхват попеременно руками, подмет.
4. Вышмыг передом—подмет.
5. Правая подхватом, вышмыгь передом—правой перехват в надхват, подмет.
6. Подхватом, вышмыг передом с перехватом в надхват одновременно—подмет.
Примечание: Где хват не обозначен, там разумеется надхват. Требовать, чтобы во время упражнения ноги были вытянуты. Обращать внимание на правильный вспор впереди после вышмыга: грудь вперед, туловище с ногами в одной линии, немного наклонено вперед, голова прямо. Объяснена охрана и помощь при вышмыгах, заключающаяся иногда в простом прикосновении а иногда требующая большой поддержки. Подмет охранять двум: один из них стоит под перекладиной, на случай падения из виса взнеся, другой перед перекладиной на обычном расстоянии подмета, чтобы задержать гимнаста, летящаго по доскоку вперед.
Основа: Меты разножив вперед: повторение и повышать козла.
Повторены упражнения 5-го урока взмах, высед на 3-м делении, потом исполнены перескоки и козел постепенно повышается до последнего деления. Обяснено, что охраняющий стоит немного в сторону перед козлом, чтобы в случае надобности успеть поймать гимнаста за руку, а при высших прыжках протянуть руку перед грудью. Несмелых гимнастов надо поддерживать за руку до тех пор, пока они не станут отважнее, но и потом надо обращать на них особое вниманіе.
Упражнения с гирями: Одинакосторонния движения руками скорчиванием и выбрасыванием, согнутием и разогнутием—движения и выдержи туловищем—стояния согнутыя, направление везде прямое.
Брусья по грудь: Рукохождение размахиваясь во вспоре—заножка.
І-я треть: Упражненія с гирями:
Основа: Одинакосторонние движения руками скорчиванием и выбрасыванием, согнутием и разогнутием— движения и выдержи туловищем—стояния согнутые, направление везде прямое.
Выходное положение: Приручить—стой спятный.
Размер счета: 1—8, 9—16.
Быстрота: средняя, при счетах, 3 и 6 медленная.
1. Скорчить предручивая, мизинцы вверх.
2. Разогнуть вперед—полуприсед ушажный левой (обе ноги на полных ступнях).
3. Согнуть предручив—стой спятный. .
4. Выходное положеніе.
5—8. Тоже самое правой ногой.
.
1.—2.=1.—2. I а.
3. Медленно согнуть предручив—медленно предклон.
4. Выбросить вверх.
5. Скорчить предручивая.
6. Натягивать вперед—медленно вспрямление.
7.—8 =3,—4. I а.
9. —16. Тоже самое правой ногой.
1._2.=1.—2. 1 а.
3. Медленно согнуть предручив—медленно заклон.
4. Выбросить вверх.
5. Скорчить предручивая.
6. Натягивать вперед—медленно вспрямление.
7.—8—3.—4. I а.
9.—16. Тоже самое правой ногой.
1.—2.=1.—2. 1 а,
3. Медленно согнуть предручив—медленно уклон вправо.
4. Выбросить вверх.
5. Скорчить предручивая.
6. Натягивать вперед—медленно вспрямление
7.—8.=3.—4. I а.
9.—16. Тоже самое в другую сторону.
Основа: Рукохожденіе размахиваясь во вспоре—заножка.
Из вспора на концах брусьев:
1. Лицом во внутрь, рукохождение одновременно руками вперед на предмахе до конца второй трети брусьев—заножка влево с перехватом правой на левый брус.
2. Лицом вовнутрь, рукохождение одновременно руками вперед на замахе до конца второй трети брусьев—заножка вправо с перехватрм левой на правый брус.
3. Лицом кнаружи, рукохождение одновременно руками назад на замахе до конца второй трети брусьев—заножка влево с перехватом правой на левый брус с поворотом влево.
4. Лицом кнаружи, рукохождение одновременно руками назад на предмахе до конца второй трети брусьев—заножка вправо с перехватом левой на лравый брус с поворотом вправо.
Примечание: При всех этих способах рукохождения указано на необходимость надежной охраны:— охраняющий должен следовать за гимнастом во время рукохожденя, чтобы иметь возможность поддержать в случае безсилия или неправильного поскока.— На II уроке показана заножка без перехвата и с разносторонними поворотами, теперь требовать перехват и повороты одинакосторонние. Перехват следует делать перед рукой в тот момент когда кончается замах, чтобы, очутившись на мертвой точке, гимнаст опирался ка брус двумя руками. Потом, передавши тяжесть тела на руку, исполнившую перехват, соскочить с прогнутой спиной, оттолкнувшись еще рукой, отпускающей брус.
Сначала повторены обыкновенные прыжки. Затем прибавлены разные сопровождения, частью затрудняющия частью возбуждающія интерес. Например хлопание в ладоши перед телом, над головой, за спиной, об коленки; движения руками: взручить, уручить, заручить и также разносторонния движения, скорчиванием и выбрасыванием, отдания чести. При всех прыжках требовать правильный и устойчивый доскок.
На каждом теоретическом уроке кратко повторяю материал, пройденный до сих пор и сейчас же экзаменую. Только тогда, когда буду убежден, что уче-ники достаточно поняли предмет, продолжаю лекции. Повторив на этом уроке разбор системы доктора Тырша, я перешел к вольным упражненіям и прошел из второго класса перваго отдела страницы 50/52 (разбор вольных упражнений и часть главы „Одинакосторонния движения руками вытянутами). Зна-ит я пропустил стр. 21/50. При обяснении деления Движений на движения руками, туловищем и ногами мне предложили вопрос, где же движенія головой*).
Ответ был такой: Движения головой не включены в сокольскую методу по той причине, что мускулатура шеи, насколько это нужно. развивается сама собой при снарядовых упражнениях. Тем не менее движения эти употребляются в некоторых случаях. Например, в строевых упражнениях при выравниваниях, при упражнениях вольных или со снарядами для повышения красоты положения или движения, или наконец для характеристики упражнений символических. Заниматься особо движеніями головой считаем лишней тратой времени и прямо убийством духа гимнастов.
Упражнения с палками: Горизонтальные перемены высоты палки в лицевой плоскости и выдержи—клоны—стояния шажные и боевые, прямое направление.
Кольца достижительныя: Качание в висах простых.
Конь в длину без ручек: Меты разножив с замаха: замах, высед; ссед заножив.
Основа: Горизонтальные перемены высоты палки в лицевой плоскости и выдержи—клоны—стояния шажныя и боевые, прямое направление.
Выходное положение: Палку горизонтально зниз— стой спятный.
Размер счета: 1—8, 9—16.
Быстрота: Средняя, при счетах 4 и 5 медленная.
1. Палку горизонтально перед грудью.
2. „ „ на шею.
3. „ над голову.
4.=2.
5.=1.
6. Выходное положение.
1. Палку горизонтально перед грудью.
2. „ „ на шею — стой предшажный правой.
3. Палку горизонтально над голову—загиб левой.
4. Медленно предклон (смотр. рисунок 15).
5. „ вспрямленіе.
6. Палку горизонтально на шею—разгиб левой.
7. „ „ перед грудью—стой спятный.
8. Выходное положение.
9.—16. Тоже самое в другую сторону.
1.—3.=1.—3. 1.
4. Медленно заклон (см. рис. 16).
5. „ вспрямленіе.
6._8.=6.—8. 1.
9.—16. Тоже самое в другую сторону.
1,—3.=1.—3. I.
4. Медленно уклон влево (см. рис. 17).
5. „ вспрямленіе.
6.—8=6.—8. I.
9.—16. Тоже самое в другую сторону.
Примечание: Обращать внимание, чтобы гимнасты во время клонов не сгибали находящуюся впереди ногу, и не поднимали носка. Обе ноги стоят полными ступнями на земле.
Основа: Качание в висах простых.
1. Качание в свисе, отталкиваясь поочередно ногами вперед и назад—соскок на закачье.
Примечание: Кольца на такой высоте, чтобы гимнаст, стоя на полных ступнях, доставал их вытянутыми руками. Начиная упражненіе, гимнаст уходит назад до тех пор, пока позволяют веревки.—На этот обыкновенный способ качания надо обращать особое внимание. Тело во время качания должно размахиваться, но мах надо согласовывать с качем, чтобы увеличивать его силу. Если у маха есть это свойство, то на мертвой точке предкачья ноги будут направлены вперед, на мертвой точке закачья назад, и спина прогнута.—Соскок на закачье исполняется тогда, когда кольца находятся на мертвой точке. Преждевременный соскок опасен. Охраняющій должен стотять на месте соскока.
2. Качание в свисе, отталкиваясь поочереди ногами вперед—на предкачье сгиб—на закачье свис—соскок на закачье.
Примечание: Сгиб должен быть полный, мизинцы повернуты вперед.—Как только гимнаст опу-стится в свис, снова отталкивается и повторяет упражнение.
3. Качание в свисе, отталкиваясь поочередно ногами назад—на закачье сгиб—на предкачье свис—соскок на закачье.
Примечание: Чтобы достичь соразмернаго кача, можно в первый раз оттолкнуться и вперед. О6ращать внимание, чтобы во время упражнения качание не уменьшалось.
III-я треть: Конь в длину без ручек.
Основа: Меты разножив с замаха: замах, высед; ссед заножив.
1. Из стоя на мостике замах (сножив).
2. Замах (сножив).
3. „ разножив.
Примечание: Из-за краткости срока курса и потому, что на козле уже упражнялись в простых метах разножив, на коне начинаем прямо с замаха.—Замах не должен быть ниже горизонтальнаго положения и исполняется сначала сножив для того, чтоб предупредить преждевременное разведение ног.— При замахе разножив ноги быстро развести и опять свести после достижения самой высокой точки замаха. Обыкновенно гимнаст разводит ноги сейчас же после толчка, а многие даже отталкиваются разножив.
4. Высед разножив назад — ссед заножив левой.
5. Дохват в седло, высед разножив на зад— ссед заножив правой.
6. Высед разножив в седло—с замаха соскок влево.
Примечание. Если ничего не сказано про дохват, то разумеется на то место, куда назначен высед.— Ссед заножив левой (правой) исполняется простым перемахом соотсетствующей ноги, без всякаго участия другой. Наоборот, исполняя соскок вправо с замаха, гимнаст взмахом соединяет ноги над конем и спрыгивает в назначенную сторону.
*) В „уставе военной гимнастики", который большей частью принимается в Роосии, за полную сокольскую систему, предписываются движения головой вперед, назад, в стороны и кружение. Вот происхождение этого вопроса.
Ф.Эрбенъ, журнал "Сокол", 1912 год
Комментариев нет:
Отправить комментарий