Уважаемые коллеги-литейщики! Предлагаем Вашему вниманию уникальный материал по маркировке советских гирь. Информация была прислана в редакцию сайта советским спортсменом Андреем Станиславовичем Оболенским. Если Вы располагаете какой-либо информацией о неуказанных маркировках или знаете производителей перечисленных - пожалуйста, сообщите об этом в редакцию сайта (olga@npp.ru).
Некоторые считают, что гири имеют свое изначальное происхождение из древней Греции, именно там — на знаменитых Олимпийских играх использовались тяжелые предметы имеющие сходство с гирей по своим округлым формам.
Гири, сохранившие свою форму до наших дней, появились в XVIII веке совсем неожиданным способом. Русские пушкари постоянно, с огромными усилиями, вручную закладывали ядра в жерла пушек, потребовалась подготовка. Была предложена простая, но превосходная идея, приделать ручку к ядру и тренировать тем самым мышцы рук. Результаты были ошеломляющими, скорость заряда ядра в пушку увеличилась в несколько раз.
Гиревой спорт как разновидность тяжёлой атлетики появился в России в конце XIX века. 10 августа 1885 года был создан первый «Клуб любительской атлетики». В советские времена гиревый спорт быстро распространился в сельской местности, на заводах, среди студенческой молодежи, в армии и флоте. В 1948 году был проведен первый всесоюзный конкурс силачей, в котором приняли участие 200 000 человек. Соревнование состояло в поднимании двухпудовой гири снизу над головой одной рукой без учета времени. Победу в конкурсе одержал черноморский моряк А. Протопопов, поднявший гирю 1002 раза.
Современная история гиревого спорта начинается с 1962 года, со времени утверждения в СССР первых правил соревнований.
В СССР примерно 96 заводов выпускли спортивные гири. В большинстве случаев они не являлись профильной продукцией и, следовательно, многие о них даже не упоминают, например, Каменский машиностроительный завод имени 50-летия Советской Украины, а коллекционеры располагают техпаспортом!
Советские гири нередко попадали в кинофильмы. Например, "Золотой телёнок", "Железные игры", "Мой друг Иван Лапшин", "Афганский излом", "Небеса обетованные", "Власть Соловецкая", "Борец и клоун", "Чемпион мира".
Ниже перечислены маркировки и производители советских гирь.
Ленинградский труболитейный завод (Лентрублит). Одна из самых массовых и качественных гирь в СССР. Характеризуется широким срезом донышка, что создаёт ощущение большого объёма. Показана в фильме «Железные игры» и российском сериале «Морские Дьяволы». Все гири (16, 24, 32 кг.) одинакового размера. Окрас – чёрный.
Производитель не известен. Одна из самых массовых и качественных в СССР. В фильме «Золотой Телёнок» показана 24-ка среднего размера. Выпускались трех размеров. Маркировка ставилась на донышко или с бока, с противоположного бока, в кругу указывался вес.
Производитель неизвестен.
Слуцкий завод Эмаль-Посуда. Белоруссия, г. Слуцк.16 кг, гири – пустотелые, отлита цена – 5-90.
Экспериментальный завод спортивного оборудования «Динамо» г. Киров.Завод основан в 1953 году. Единственный завод, выпускающий в настоящий момент такие же гири, как в СССР: с такой же маркировкой,но без указания цены под маркировкой. На гире 32 кг стояла цена - ц5р98, на гире 24кг- ц 5р18.
Производитель не известен. Предположительно 360- Авиационный ремонтный завод, г. Рязань. Так же, возможно, Оренбургский завод бурового оборудования.
МЗИВ, Московский чугунолитейный завод имени Войкова. Все гири (16, 24,
Машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского, г. Балаково.
КЗ, Кировский завод ( сейчас "ПрогрессЭнерго"). Все гири одинакового размера, окрас чёрный, качественные, аккуратные. Ответ на запрос представителя завода Марченкова Валерия Александровича: "В советский период завод выпускал гири несколько лет подряд. А так же на закате социализма – штанги и гантели. Цельнолитые от 3 до 16 кг и разборные от 3 до 32 кг. Их поставляли президенту атлетического союза России Шубову Владимиру Моисеевичу в г. Москву. Действительно, гиря с маркировкой КЗ это дело наших рук."
Производитель неизвестен.
Предположительно Орджоникидзевский ремонтно-механический завод.
Производитель неизвестен.
КЛЗ, Купянский литейный завод, Украина, г. Купянск.
Баймакский литейно-механический завод. Башкирия, г. Баймак.
Балезинский литейно-механический завод, Удмуртия.
Завод ПРОДМАШ, Украина, г. Харьков.
Производитель не известен, возможно, Литейный Завод ПмП, Тернопольская обл., Збаражский р-н, с. Залужье.
Киевский завод "СПОРТ" . Завод уничтожен немцами во время войны. Единственный в нашей коллекции достоверно известный довоенный советский образец. Царские не в счёт, это отдельная тема.
Каменский машиностроителтный завод имени 50-летия Советской Украины. Черкасская обл., г. Каменка. Гири переменной массы (разборные), марка ГСП-32, цена 18 руб.
Ульяновский завод тяжелых и уникальных станков (УЗТС).
Завод "Ригасельмаш".
Днепропетровский трубный завод, Украина, г. Днепропетровск.
Харьковский Завод транспортного машиностроения имени В. А. Малышева (ЗТМ, ХЗТМ), до 1922 Харьковский паровозостроительный завод, до 1939 ХПЗ имени Коминтерна, до 1960-х номерной завод, — машиностроительный завод в Харькове (Украина), выпускающий тепловозы и танки.
Производитель неизвестен.
Производитель неизвестен.
Производитель неизвестен.
Предположительно Саранский литейный завод (СЛЗ). Образован в 1958 году, в 1977 году вошел в производственное объединение ГАЗ.
Рязанский станкостроительный завод.
Производитель неизвестен. Гиря без маркировки производителя, 32 кг, отлита цена: ц7-50.
Информация предоставлена Андреем Станиславовичем Оболенским (электронный ящик - aba63@inbox.ru)
Комментариев нет:
Отправить комментарий