суббота, 29 сентября 2012 г.

Из воспоминаний Норкина Леонида Николаевича. (1 часть)


Норкин Леонид НиколаевичНоркин Леонид Николаевич - тренер высшего педагогического училища города Боровичи Новгородской области.
Заслуженный работник физической культуры
Российской Федерации

Мне было 10 лет, а я уже имел у своей избы в деревне турник, качели, маленькие гирьки. Около меня всегда было много пацанов моего возраста. Мы играли в разные игры. Летом: лапта, рюхи, попа загоняло, двенадцать палочек, прятки и т.д. Зимой: лыжи с гор, санки, коньки – деревяшки на валенки, ледянки, шарик в лунку и другие.
В годы войны я сделал у зимней избы качели. Один конец закрепил на столбе, другой конец в избе. Качались и крутили обороты аж изба гудела, мама очень переживала, хорошо что летом жили в летней избе, а у летней избы стоял турник, где я придумывал новые упражнения и заставлял делать других ребят.

Когда стал постарше, мне стало мало этого оборудования, я стал искать гири весом на 1-2 пуда. Поработав 1 год в кузнице я сильно окреп, стал сильнее всех ребят в деревне.
Искал гири в своей деревне на складах, на летних весах, где взвешивали сено на телегах, и в других деревнях. И нашел на 16 кг и на 32 кг, на 1 пуд и на 2 пуда. Стал тренироваться с гирями, сначала с пудовой гирей баловался, различные упражнения – жонглирование с одной руки в другую и другие упражнения, которые я придумывал сам, потом стал тренироваться с двухпудовой.
Кроме гирь я любил турник, делал подъем переворотом, подъем разгибом «склепку», выход на спину, подтягивание.

Перед поступлением в РУ № 1 в 1948 году я уже был герой, свободно владел своим телом, имел приличную силу. В ремесленном училище учителем физкультуры был А.И. Матвеев – отличный гимнаст, меня он всегда ставил в пример, включал в групповые пирамиды. Воспитателем в общежитии был военный моряк Вл. Хрусталев. Он также любил баловаться с гирями, мы с ним часто выходили во двор общежития и занимались, делали кто что. Нас всегда окружала толпа наших ребят. Поэтому ко мне – деревенскому пацану – городские парни относились с уважением, иногда брали меня на различные разборки. Предводителем городской братии были наши учащиеся РУ № 1 – Коля Мамай, Толя Михайлов из группы кузнецов.

Я жил в общежитии, в комнате 12 человек, было много детдомовцев, но жили мы дружно.
В 1949 году на сцене летнего сада (крытый павильон, там был театр) выступал силач с Урала Василий Жеребцов со своей программой. Мы смотрели всю программу: он гнул прутья железа, гнул подкову коня, завязывал в узел гвоздь. Большая программа была с гирями разных весов и объемов, упражнения с веревкой и разбивание больших камней-валунов на его груди.
Я решил некоторые упражнения опробовать на сцене в своей деревне Тимонино. Приехал в деревню, предложил свою программу заведующей клубом.
Она согласилась и дала объявление: «Такого-то числа во столько-то часов концерт с участием силача из Боровичей».
Перед этим я со своими корешами все подготовил, прорепетировали все номера, ребята были моими ассистентами на сцене.

Моя программа была такая:
I. Гири – 2 пуда – 32 кг
- Разминка с гирей одной рукой, переброска с одной руки на другую.
- Рывок гири на прямую руку, одной рукой и другой.
- Крутка гири в броске одной и другой рукой.
- Толчок двух гирь от плеча одновременно.
- Бросок гири зубами на платке.
- С гирей в руке лечь на пол и встать, гиря на прямой руке.
II. Атлет и веревка.
Два человека вяжут веревкой тело с руками вокруг груди два-три раза. упираются ногами в руку, чтобы было крепко. я при этом напрягаю мускулатуру.
Крепко связали и отошли в стороны. Я расслабляю мускулатуру и легко снимаю веревку. Эффект получился на «ура».
III. Кувалдами по груди.

Я ложусь на пол сцены, на меня кладут деревянный щит (нашли старую крепкую дверь). На этот щит кладут огромный валун-камень и два парня начинают быть кувалдами по камню. Зрители в зале замерли, ребята убрали камень, сняли щит, я встаю и кланяюсь.
По окончании РУ № 1 с августа 1950 года я работал слесарем в Леспромхозе, а жил по улице Коммунарной в домике во дворе, где жил знаменитый Гоша Козлов, я у него проходил практику по ремонту двигателей в автобазе комбината Огнеупоров на ул. Свободы).
Гошка Козлов в городе славился силой и гонками на мотоциклах.
У нас во дворе был сарай, крыша с одной стороны начиналась от земли, а с другой стороны до земли было 3-4 метра, он с разгона въезжал на крышу, а там совершал прыжок, затем объезжал квартал и повторял так несколько раз.

Он имел гирю, и я имел гирю, и мы часто баловались гирями вместе. Спустя лет 30-40 я с ним встретился, вспоминали как я у него учился притирать клапаны на двигателе, как баловались во дворе гирями и т.д.
Он меня старше на 20-25 лет. Его в городе знали как лучшего моториста и лихого мотогонщика. Он меня уважал за силенку.
После этого я встретился с гирями в июле 1951 года в Нижнем Тагиле – в армии. Штанги в нашем батальоне не было, а гири были в подвале нашей казармы. Там я повторял свою программу с гирями и завоевал авторитет у сослуживцев и командиров. Тренировался я там не много, а штангу я увидел впервые в Белоруссии на военно-танковой базе.
Как поднимают штангу я увидел когда-то в кино о спорте, у нас не было ни тренера-инструктора, я нашел в библиотеке брошюру о сносках, где было написано о кружке Краевского в Петербурге еще до революции 1917 года.

Уже знал что такое троеборье и какие туда входят упражнения, а именно, жим, рывок, толчок. Узнал из книги, как эти упражнения выполняются.
От старослужащих и сверхсрочников я узнал, что недалеко от нашей базы располагается летний лагерь какой-то воинской части. Мы с дружком своим решили туда пробраться и нашли спортплощадку, где занимались штангисты, посмотрели на них и сами попробовали.
Они нам показали технику всех упражнений, и я стал учиться сам. Потом мы от них ночью стащили несколько блинов-дисков, так как у нас было мало. Потом они забрали от нас. Позже я наделал сам блинов в своей мастерской.

У меня есть фото 1953 года, как я впервые в своей тяжелоатлетической жизни начинал поднимать штангу.
В летнее время я занимался на улице в гимнастическом городке, однажды пришлось заниматься с адъютантом маршала СССР Ротмистрова (с которым тоже встречался, и руку он мне жал).
В зимнее время штанга была в клубе, там мне отвели комнату, и я с ребятами там тренировался и тренировал ребят желающих.
Как стала получаться техника подъема штанги – результаты быстро выросли. В соревнованиях в армии я нигде не участвовал, но на сцене армейского Клуба я выступал в показательных выступлениях со штангой и в акробатике – силовой четверкой. В книжке была таблица рекордов и разрядные нормативы: в 1953 году я выполнял III-й разряд, в 1954 году – второй разряд.
Приехал из Белоруссии после Армии, я нашел спортзал «Спартака» на ул. Советской, где сейчас спортшкола. Меня пригласил К.И. Сухарев - председатель Спартака. Я стал заниматься сам и вокруг меня образовалась группа. Ко мне стали ходить Лева Ерушковский – бывший гимнаст, Вадим Барнев – слесаря с моей артели «Металлист». Они потом вошли в состав сборной города, и много других ребят.
К.И. Сухарев и Н.В. Жигарев – спорткомитет стали на меня возлагать обязанности как на тренера и организатора. Все горожане и руководство спорта города считают, что этот момент можно считать рождением в городе тяжелой атлетики.
 
В феврале 1955 года впервые в городе провели первенство города. На этих соревнованиях много участников было от военного училища, где физвоспитание возглавлял рекордсмен вооруженных сил СССР в жиме двумя руками – Петр Орский. Наши соревнования носили характер личного первенства, а городу нужно было выставлять сборную команду на лично-командное первенство области на март месяц.
На городских соревнованиях кроме военных выступили мои ребята: Миша Мухин – до 56 кг (Вельгия), Николай Зотов – 75 кг, Вадим Барцев – 67 кг, Лева Ерушковский – 75 кг, Я – Л. Норкин – 82 кг.

Чемпионами города стали:
56 кг – М. Мухин – Вельгия
60 кг – М. Орский – в/часть
67 кг – Л. Ерушковский – артель «Металлист»
75 кг – Н. Зотов – к-т Огнеупоров
82 кг – Л. Норкин – артель «Металлист»
90 кг – М. Тыннисов – в/часть
свыше 90 кг – В. Калинин – в/часть

Все чемпионы получили ценные подарки – часы и грамоты. Я тогда показал результат второго разряда. Это была лучшая сумма в городе.
Н.В. Жигарев председатель спорткомитета города поручил мне и Петру Орскому скомплектовать сборную города и потренировать к первенству области, которое планировалось в марте 1955 года в г. Боровичи на стадионе комбината огнеупоров, там где было первенство города.
Сборной города разрешили тренироваться на стадионе комбината Огнеупоров. Несколько раз я приходил на тренировку в воинскую часть.

На первенство города приехали команды: 
Новгорода – тренер Абусин Н.Ф.
Старой Руссы – тренер Васильев
Окуловка – тренер Мартынов В.М.
Боровичи – Норкин, Орский.

Говорили, что эти областные соревнования были первыми за все годы. Проводились соревнования по действующим правилам, победитель определялся по сумме троеборья (жим, рывок, толчок) в каждой категории. Сильная команда была из Новгорода, выделялся Коля Веселов, Николай Абусин.
Наша команда состояла в основном из военных. В спортивном зале собралось очень много зрителей, полный балкон и в зале.
Большое внимание зрителей и участников было приковано к выступлению Петра Орского. Вел себя он грамотно, культурно и технично исполнял каждое упражнение. Я смотрел на его манеры и учился.

Наша команда выиграла первое место, чемпионами в личном зачете стали:
до 56 кг, легчайший вес – Михаил Мухин – Вельгия
до 60 кг, полулегкий вес – Петр Орский – военная часть
до 67 кг, легкий вес – Николай Веселов – Новгород
до 75 кг, полусредний вес – Лев Ерушковский – Боровичи
до 82,5 кг, средний вес – Леонид Норкин – Боровичи
до 90 кг, полутяжелый вес – Михаил Тыннисон – военная часть
свыше 90 кг – тяжелый вес – Валентин Калинин – военная часть

Шесть человек из семи стали чемпионами. Мне вручили кубок области и грамоту. У меня сохранилась такая фотография.
Таким составом наша команда была отправлена на первенство России в городе Сталинград – ныне Волгоград.
Комитет ФК СССР видимо решил посмотреть свои возможности и вытаскивал из глубинок, но не ниже второго взрослого разряда.
Перед поездкой были проведены тренировочные сборы в Боровичах. Представителем нашей команды был назначен Грачев К.Н. – бывший председатель городского комитета физкультуры (его жена – сестра Героя Советского Союза Анатолия Кокорина).

Сталинград еще был весь в заборах, развалинах, только главные улицы были восстановлены.
Мы жили в гостинице «Аврора» на проспекте к спуску, к Волге. В нашем номере две койки были сборные. Однажды в наш номер приходит горничная с пожилым мужчиной и говорит: «Этот мужчина пусть поживет у Вас» и ушла.
Мужчина представился нам: «Я артист Вертинский, только что прилетел самолетом из Москвы. Моя семья на теплоходе едут-идут. У меня сегодня премьера в доме культуры тракторного завода. Я вас прошу, поедемте со мной, я оплачу ваш проезд, куплю 1-2 столика с угощением, а вы как только я спою первую песню, поднимите массы на бис, овации и т.д.»
Мы согласились, и все получилось. А кто такой Вертинский мы не имели понятия, только через 20-30 лет я осознал, когда получил какое-то образование, с кем мы встречались. В те годы его семья была выселена из Москвы на окраины страны.
В гостиницу к нам он больше не вернулся, его забрали в гости местные артисты.
Это было в 1955 году, в г. Сталинграде. Проводилось лично-командное первенство по тяжелой атлетике. Собралось более 50 команд. Каждая область обязана выставить команду. Комитет и федерация России решили посмотреть свои возможности, чтобы собрать сильнейших и принимать участие во всесоюзных и мировых турнирах.
С этой целью вытаскивали со всех глубинок великой России штангистов.
Новгородская область выставила свою команду. Представитель команды был К.Н. Грачев, наш экс-председатель городского комитета.
Соревнования проходили во Дворце спорта «Динамо» и длились 7 дней, в день по два потока, на двух помостах.
Здесь я впервые увидел своих Кумиров – чемпионов СССР, мира, Европы Н. Саксонова, Р. Чемишкяна, А. Воробьева, И. Удотова, Т. Ломакина и многих других. Особое внимание было на Григория Новака.
Жили мы в гостинице на главном проспекте (в то время), который шел до спуска к Волге. Весь город был еще в заборах, разрушенные дома, заводы и др.
Для участников были каждый день экскурсии: это Мамаев Курган, «Дом Павлова», много других объектов.
Наша команда размещалась в двух номерах. В нашем номере было две койки свободные. К нам в номер заходит горничная с мужчиной пожилого возраста и говорит: «Пусть этот гражданин поживет», и сама вышла.
Мужчина представился и говорит: «Я артист А. Вертинский из Москвы. Моя семья едет теплоходом, а у меня сегодня премьера в ДК Тракторного завода, я только что прилетел самолетом.
Я Вас прошу поехать со мной в ДК, я оплачивая проезд, куплю в кафе столик два. Но когда я исполню первую песню, организуйте овацию, поднимите массы на бис».
Это удалось, Вертинского приняли в Сталинграде.

Было такое время, когда неугодных власти выселяли из Москвы подальше.
Спустя лет 30 я осознал с кем деревенский Леня Норкин жил в одном номере в городе-герое Сталинграде. Александру Вертинскому – певцу-артисту рукоплескал весь мир тогда, а мы не поговорили по душам, и в номер к нам он не появился, его взяли местные артисты в гости.
Во время соревнований во Дворце спорта «Динамо» шла большая шумная борьба на двух помостах. Я взахлеб смотрел почти всех. Но особенно, когда выступали звезды. Как они ведут себя, как разминаются, как подходят, какая у них форма. Одним словом, я учился.
В нашей команде был рекордсмен советской армии по жиму двумя руками лежа в весе до 60 кг Петр Орский – капитан, начальник физвоспитания военного училища, которое размещалось в Боровичах на площади 1-го Мая.
Норкину Леониду Николаевичу - тренеру высшего педагогического училища города Боровичи Новгородской области.

Норкин Леонид Николаевич первый!

Я туда не один раз ходил на совместные тренировки с курсантами.
Сам Петр Орский был очень спортивный – он не один раз бил рекорд в жиме советской армии 102 кг, когда рекорд СССР и мира был 105 кг. Кроме этого он был сильным акробатом, работал верхним в силовых группах 2, 3, 4 человек, держал уверенно стойки на верху и крутил сальто.
Из Сталинграда мы командой возвращались и в Окуловке делали пересадку на Боровичи. Шли по рельсам к вагонам. Петя под хмельком расхвастался и говорит: «Вот смотрите». Поставил сумку свою и бах сальто назад на рельсе в своей шинели. Вот такой был Петя Орский – член нашей команды. В моем альбоме есть его фотография. Через 1-2 года училище расформировали, а в этих зданиях стали размещаться медицинские склады ЛенВО.
Наши соревнования проходили во дворце спорта «Динамо» семь дней на двух помостах в два потока, до обеда и вечером.
Участников было очень много – более 50 команд.
Норкин Леонид Николаевич Как всегда первый!
Норкин Леонид Николаевич как всегда первый!
Боровичи пл. 1 мая

Я был в восторге от увиденного, выступали мирровые звезды: Григорий Новак, Аркадий Воробьев, Трофим Ломакин, Рафик Чимяшкян, Иван Удодов и многие другие.
Для меня это была школа. Я учился их манерам, в разминке, в технику подъема штанги и всему их поведению – даже походке.
Я не верил сам себе, что я выступал с ними на одном помосте. Не помню, какое я там занял место и наша команда, все это было записано в билете участника, но не последнее.
Когда я читал курс «Истории физкультуры и спорта» студентам физкультурного отделения в 80-х годах в педучилище я дал студентам мою папку с билетами участника различных соревнований. Они мне эту папку не вернули, сразу я не заметил, позже никто не признался.

Так моя история исчезла. Жаль. Но пишу, что помню. Это была группа, где учились: Андрей Баринов, Саша Шеретов и др.
В Сталинграде – это было мое первое выступление на большом помосте с мировыми звездами всей России.
В Волгограде мы выступали всей командой – чемпионами области в составе: Норкин Л., Мухин М. – боровичане, Веселов Н. – из Новгорода.
Все остальные военные – под руководством Петра Орского - рекордсмена Вооруженных Сил СССР.
В 1956 году проводилась первая Спартакиада Народов СССР – это финальный этап всех сборных команд республик. В марте сборная нашей области должна участвовать в зональном этапе России в г. Костроме. Я назначен тренером. Перед этим мы провели первенство города Боровичи. У меня стали тренироваться Владимир Алехин, Юрий Чистяков и еще несколько новых ребят. В феврале провели первенство области.
В соревнованиях приняли участие команды: Боровичи, Новгород, Окуловка, Валдай, Старая Русса.
Эти соревнования проводились на сцене Дома культуры комбината Огнеупоров, при большом количестве зрителей. Тогда этот вид спорта был очень популярный.

Комментариев нет:

Отправить комментарий