суббота, 29 сентября 2012 г.

Из воспоминаний Норкина Леонида Николаевича. (2 часть)


В эти годы в Валдае жил и работал тренером по штанге и по баскетболу Леня Окунев. Он выступал в легчайшем и полулегком весах и был чемпионом области. (Потом его пригласили в г. Череповец тренером по баскетболу).
На первенстве области – все чемпионы области были награждены хорошими ценными подарками, а сборная области была оставлена на двухнедельный сбор для подготовке к спартакиаде России в г. Кострому. Председателем спорткомитета - Жигарев Н.В.. 12 марта команда выехала в г. Кострому. В составе команды из Боровичей был Алехин Володя в легчайшем весе и я – Норкин в среднем весе. Из 12 команд мы заняли 9-е место.

Февраль 1957 год. Первенство города Боровичи. Участников соревнований более 20 человек. Костя Ефремов из медучилища выставил команду 6 человек. Все они занимались у меня. В дальнейшем К. Ефремов стал Мастером Спорта СССР в парной-смешанной акробатике, в Ленинграде.
Март 1957 год. Комитет Физкультуры России проводит сбор – семинар тренеров по тяжелой атлетике в г. Подольск. Это под Москвой. Были собраны именитые тренеры, ведущие атлеты России и тренеры из глубинок. Курс теории и методики читал Мороз Р.П. – профессор из Московского института ФК, автор многих учебников и методик. Практический курс, т.е. тренировки проводили тренеры, а занимающиеся тренеры занимались по своим планам и одновременно получали консультации от авторитетов.
Сбор-семинар проводился на одной из отличных баз Подольска за городом, в 30 км от города. Это был замок первого булочника Москвы 19-го века – Императорского дворца, где жила его любовница цыганка Аза, он к ней приезжал с друзьями погулять и расслабиться регулярно.
Замок представлял собой островок, окруженный по кругу каналом с водой, по берегу канала аллея культурных деревьев. Въезд и выезд на остров один. В центре острова: замок хозяина, полуподвал, бани, сауны, массажные и прочие спортивно-хозяйственные помещения.
1-2 этажи – жилые помещения, где когда-то проходили встречи друзей хозяина с Азой. Отдельное строение – столовая, после ужина – кинозал. Спортивные залы, в том числе легкоатлетический.
В один прекрасный день, когда вел теорию профессор Мороз Р.П., в аудиторию принесли почту. Ведущий спросил: «Кто из Вас Норкин?» Я встал. Он зачитал текст телеграммы: «Поздравляем с нарождением сына». Это было 2-го марта 1957 года. В этот день на очередной тренировке я впервые поднял штангу весом 150 кг в толчке.
Надо сказать, что такие семинары-сборы, совместные со звездами России и мира, оказывали большое значение для начинающих штангистов и тренеров.
В 1957 году – Областной фестиваль молодежи – летом, из Боровичей выезжает большая делегация, в том числе три штангиста для показательных выступлений на стадионе в центре города. Со мной выехали Владик Барцева, Юра Чистяков.
Вся делегация ехала на десяти открытых грузовых машинах через Валдай. Для этого были оборудованы места для сидений.
Это был первый фестиваль Новгородской области. Все мероприятия проходили по всему городу. Мы на центральном стадионе в центре города, где проходила спортивная часть. Тяжелую атлетику представляли Боровичские и Новгородские атлеты. Питались участники по талонам в различных местах. Мне выдал талоны Н.В. Жигарев – председатель комитета ФК в ресторан «Ильмень». К концу второго дня все участники должны собраться около своих машин и отправляться на Боровичи. Всем были выданы памятные сувениры. У меня долго хранилась небольшая вазочка из синего фарфора с золотой гравировкой участника.
Норкин Боровичи

Летом 1958 года в Боровичах спартакиада всех Спартаковских коллективов области. Я выступал в составе команды артели «Металлист» по трем видам спорта: легкой атлетике, баскетболу, волейболу – во всех были чемпионами. Мы выиграли и принесли директору артели «Металлист» Погодину А.Ф. большой красивый памятный приз.
Мы сборной командой города, штангисты в Новгороде заняли первое место.
Скомплектовали сборную облсовета Спартак, оставили в Новгороде на тренировочный сбор, для участия в Спартакиаде Российского ДСО Спартак в городе Горьком. Тренировались в спортивном зале Спартака, где тренировались знаменитые Новгородские гимнасты, под руководством тренера П. Щелкунова. Это было ДК промкооперации.
Я был тренером у штангистов. Питались и жили на речном пароходе, который стоял на «Волхове». В Горьком мы как и в Новгороде, жили на теплоходе на Волге, питались в кафе.
Соревнования проходили на сцене городского летнего сада.
В команде штангистов были несколько человек из Новгорода.

Но зачет сдали я и мой друг из Боровичей Алехин Володя, показавшие результаты выше второго разряда. В Горьком выступали многие мировые звезды.
В Горьком мы встретились с моим другом Левой Поповым, который учился в военном училище в Боровичах, он в это время был на каникулах у матери, и зашел посмотреть соревнования штангистов и встретились, был у него дома. Новгородская команда по всем видам спорта в общем зачете заняла место в середине – это не плохо.
Мы штангисты приехали в Новгород поездом, нас принял председатель облсовета ДСО Спартак Гореликов А.Н..
В феврале 1958 года в городе В. Луки на первенстве России Северо-Западной зоны я сделал заявку на призовое место, но не удалось. 23 февраля все штангисты выходили с оркестром и венками на могилу Александра Матросова. Чтили память героев войны.
В октябре ноябре 1958 года на спорт базе ДСО «Спартак» СССР Тарасовская под Москвой, сбор сильнейших штангистов «Спартак».
Я был командирован на этот сбор. Среди всех я был как белая ворона. Там собрались чемпионы республик СССР и мира и ведущие тренеры страны.
borovichisport
Я жил в номере с рекордсменом мира Георгием Лобженидзе из Нальчика. Этот сбор мне очень много дал.
 

borovichisport


В это время на базе жили и тренировались футболисты Спартака Москвы. 7 –го ноября у них финальная игра на кубок СССР с Киевским «Динамо». Вся команда на своих машинах едут в Москву на решающую игру. Пригласили нас желающих. Я сел в машину Сальникова, Маскаченко, мой друг Гога и я. В Москве нас разместили на хорошие места, на их трибуне.
Надо сказать, что спортивное руководство нашего города и области меня постоянно направляло на различные курсы, семинары, сборы и, в конце концов, я их оправдал в целом.
Много было различных соревнований по тяжелой атлетике в те годы. К сожалению хорошего учета у меня не осталось (все в архиве, это было 50 лет назад). Я стал вести учет всей работы по тяжелой атлетике с 1962 года, когда вернулся в Боровичи, по окончанию школы тренеров. Это была переписка, копии планов, календарей, протоколов с результатами и так далее. А ещё и работа слесарем в артели «Металлист», учёба в вечерней школе, семья, съёмная квартира.

Дом культуры промкооперации (РДК) вошел в строй в 1956 году. Одно крыло с правой стороны было отведено городскому совету ДСО «Спартак».
На первом этаже: Совет ДСО. Две раздевалки с душевыми, кладовка.
Второй этаж – спортивный зал 18*9*6, то есть волейбольная площадка, наша для инвентаря. Штангистам разрешили тренироваться в Спартаке. Оплачивалась работа мне тренеру городским советом ДСО «Спартак», велся журнал. В списках более 20 человек.
В поселке Вельгия, в доме культуры бумажной фабрики секцию тяжелой атлетики тренирует Михаил Мухин – чемпион города и области в легчайшем весе. Он занимался в армии и приехал домой. Для его фабрики купили хорошую штангу, и они там тренировались.

В 1959 году мы провели товарищескую встречу на сцене дома культуры на Вельгии. Бумажная фабрика и вся лесная и бумажная промышленность относились к спортивному обществу «Красное Знамя».
В городе и на Вельгии были объявления: «В ДК на Вельгии проводится товарищеская встреча штангистов «Красное Знамя» - «Спартак»
Было много зрителей. Такие встречи являлись хорошей популяризацией тяжелой атлетики в городе. Поэтому на наших соревнованиях зрителей было много, любители ходили на тренировки просто так посмотреть на сильных ребят. Одно время на наши тренировки ходил фотограф–любитель Васильев. Он много нам делал для нас фоток. Свои материалы иногда отправил в газету «Спортивная жизнь России».
К концу пятидесятых годов тяжелая атлетика в Боровичах стала настолько популярной, что я получил не одно письмо с просьбой вызова к нам на товарищеские встречи и на постоянное место жительства и тренировки в Боровичах.

borovichisport Норкин Боровичи

Один парень из поселка Парфино Саша Сафронов в весе 60 кг был очень сильным, результат под первый разряд. Очень способный, мечтал стать Мастером спорта, тренировался у меня, жил в гостинице. Я не мог ему найти дешевое общежитие и работу. Он уехал на работу, больше я о нем ничего не знаю. Частые встречи делали с Парахино. Там работал Витя Мартынов. Он выполнил мастера спорта. Приезжала команда из города Северодвинска.
У меня были сильные, спортивные ребята: В. Алехин, Ю. Чистяков, В. Киселев, В. Барцев, Л. Ерушковский, М. Мухин, В. Олин в тяжелом весе.
В 1960 году заканчиваю 7 классов в вечерней школы. Готовлю документы для поступления в школу тренеров. Работаю слесарем, тренируюсь сам и тренирую ребят. По спортивному календарю проводил личное первенство города в феврале, в марте первенство области.
Сборная команда области участвует в Российских соревнованиях Северо-Западной зоне в городе Великие Луки. Там были хорошие атлеты – мастер спорта Марголин в 56 кг, в 67 кг. А. Жгун, тоже мастер спорта, поэтому такие соревнования там часто проводят.
В этом году провели несколько товарищеских встреч. Я серьезно готовлюсь к вступительным экзаменам в Ленинграде. Уже в Ленинграде я начал тренироваться в Спартаке, спортзал в ДК имени Кирова, на Кировском проспекте. Меня туда пригласили ребята из сборной Ленинградского Спартака. Старший тренер Ф.Ф. Манько – чемпион города в среднем весе, в пятидесятых годах. Второй тренер Александр Наумович Елизаров, он работает в ДК имени Мягкого, в небольшом зале около Казанского собора. Мне было указано по технике исполнение упражнений. Удалось что-то исправить, но не все, потому что у меня уже сложился свой стереотип, а его очень трудно переделать. В конце года в городе Ломоносове проводился чемпионат Ленинградского ДСО «Спартак». Я занял первое место, в среднем весе и меня приняли в Спартаковскую команду города.

Норкин Леонид Николаевич Боровичи 60е годы.
Норкин Леонид Николаевич Боровичи 60е годы.

Тренировки на Кировском проходили интересно и весело, там собиралась веселая компания: мастер спорта Костя Сметанкин – чемпион - многократный Ленинграда в легчайшем весе и призер СССР, Борис Селицкий мастер спорта СССР в весе 67 кг, потом он стал чемпионом Олимпийских игр и много замечательных ребят.
За период 1960 год по 1962 год я принял участие:
- Товарищеская встреча между ДСО «Спартак» Москва – Ленинград в городе Ступино.
- Командное первенство в городе Ленинграде на кубок Краевского. который организовал в конце 19го века кружок атлетизма.
Я выступал в команде Спартак меня попросил тренер Ф.Ф Манько выступить в полутяжелом весе, так надо было команде.
Соревнования проходили в спортивном зале «Лиижт», Ленинградский институт железнодорожного транспорта. Стою вторым на пьедестале с Олимпийским чемпионом Федором Богдановским.
- В ноябре 1961 года в городе Киев проходил чемпионат центрального совета ДСО Спартак. Лучшие атлеты Спартаковцы СССР. Я в команде выступаю в среднем весе. Во дворце спорта ЦСК Армии. После жима я второй. После рывка я четвертый. После толчка я пятый. Тренер и команда мною довольны
Тренер Федор Феофанович Манько устраивает меня тренером в военную академию тыла и транспорта. Через один-два месяца мое место занял Федор Богдановский, чемпион Олимпийских игр в Мельбурне.
В 1962 году к нам в страну прилетает сборная команда США по тяжелой атлетике и делает несколько товарищеских встреч в различных городах СССР с нашими атлетами. Для популяризации.
В Ленинграде такая встреча проводилась на зимнем стадионе около госцирка.
Несколько штангистов из института Лесгафита привлечены на обслуживания этой встречи. В том числе и я работал ассистентом, то есть готовили на штангу заказанные веса, под руководством судьи.
У меня сохранилась такая фотка, где были знаменитые мировые атлеты. Исаак Бергер – 60 кг. Тони Конно – 75 кг и другие американцы. Очень сильные ребята, на это фото в команду не встал Пауль Андерсон, самый сильный на земле в то время. Я его перефотографировал отдельно.
Я на них насмотрелся, лучшим из них был Исаак Бергер. Красавец.
Летом 1962 года – экзамены и Спартакиада Ленинграда.
Соревнования проводились в зале СК (спортивный клуб армии). Я выступаю в среднем весе за команду «Спартак» и являюсь фаворитом этого турнира. Все знатоки по предыдущим моим результатам пророчили мне первое место. И тут трагический случай.
Вокруг меня забегали четыре тренера: два из Спартака – Ф.Ф. Манько – главный и А.Н.Елизаров и два из института Маловеев, Лукьянов. «Меценаты».

Они сбили мои расчеты: 
мой расчет их расчет
жим 115-120-122-(125) - 122-(125)
рывок 110-115-(117,5) - 115-(117,5)
толчок 155-160-165 - 165-(165)
Я уверенно набираю эту сумму 4075 -410
Мой ближайший конкурент – 400кг.

Но! – так не получилось. Меня загнали на большие начальные веса, особенно в жиме, с него все начинается.
Первый подход 120 кг, это не мой начальный вес. Я с этого веса никогда не начинал. Выполнил – оторвал носки от помоста, не зачет, настроение упало.
Второй подход, вес пошел на одну руку, не зачет.
Третий подход, к этому весу – не попал под хлопок судьи.
Получил баранку «0» и выбыл из соревнований. Какой удар!
Когда я подходил к первому подходу, услышал говор: «Какой красавец, откуда он?».
Я сразу ушел в раздевалку, принял душ и на электричку. Через Малую Вишеру и Окуловку в Боровичи.
На Ленинградских помостах меня больше никто не видел.
Я получил огромный психологический удар. Говорили, что меня искали, НО!
Если бы я начал со своего веса 115 кг, с легким исполнением его, тогда бы психология и кураж пошел.
Мой стиль – стиль Ю.П.Власова, чемпиона и рекордсмена мира и олимпийских Игр. Он писал: «Если я не поднимаю этот вес на тренировке, то не какой психолог и тренер не заставит меня это сделать на соревнованиях». Так получилось и у меня на Ленинградском помосте.
Я с отличием заканчиваю школу тренеров. Сдаю экзамены вступительные в институт и уезжаю домой в Боровичи. Меня там ждут. Работаю на стадионе Огнеупорах директором ДСЮШ, но больше всего времени уделяю тяжелой атлетике.
Теперь я принадлежу к спортивному обществу «Труд» и мою работу со штангой оплачивает областной совет ДСО «Труд».
С этого времени я начинаю серьезную учебную работу: Составление годовых календарей соревнований и товарищеских встреч. Ведется учет соревнований. Составляю план тренировок на каждое занятие – график. Учет всех занимающихся у меня. Учет выполнения разрядов.
Медицинское обследование всех ребят. По разрешению администрации стадиона, я оборудую отдельный зал для тяжелой атлетики с помощью занимающихся.
Имеется такое фото.
В общем началась серьезная работа по тяжелой атлетике.
В 1962 году после школы тренеров, в сентябре приступил к работе на стадионе огнеупорах тренировки по тяжелой атлетике.
До конца года провели три соревнования для новичков. Девять человек выполнили третий разряд. Появились лидеры: Хабаров А., Добряков Н.. Садыков Г. и другие.
В 1963 году идет учебный процесс.
Провели шесть соревнований. Одно соревнование по ОФП (общей физической подготовке), ибо она решает вопрос повышения результатов в избранном виде спорта.
Программа ОФП: прыжки в длину с места, прыжки в высоту с места, подтягивание, отжимание. Сумма очков определяет победителя. этим все заинтересованы.
Провели товарищескую встречу с атлетами города Северодвинска и выиграли ее.
Появились новые лидеры: Волков Н - 52 кг, Орлов Г. – 60 кг, Круглов Э., Обарухин Б., Нетужилов В. Впервые появился Подольский В.Б.
В 1964 году провели 6 (шесть) соревнований. Идет рост количества занимающихся и рост результатов. Появились Яковлев А., Андрюшихин В., Терентьев В., Козлов В и другие.
Выиграли кубок области.
Провели товарищескую встречу с Ленинградской командой Карбюраторного завода (Ленкарз).
В 1965 году провели 5 (пять) соревнований. Товарищеская встреча с городом Старая Русса. Ответная товарищеская встреча с командой «Ленкарз» в актовом зале АДК, много зрителей.

Чемпионами города стали:

52 кг Дроздов Е.
60 кг Яковлев А.
67 кг Андрианов А.
75 кг Обарухин Б., Терентьев В., Федоров В.

Так ежегодно проводилось по 5 – 6 областных соревнований.
Начиная с 1955 года до конца 1969 года команда тяжелоатлетов города являлась самой сильной в области. Многие ребята имели подготовку первого разряда и выше. Тогда еще не было КМС. Можно было выставлять на любое соревнование несколько составов. Дефицитом были весовая категория выше 90 кг, то есть тяжелый вес.
Но к концу шестидесятых вырос школьник Сергей Цуков, появился Олег Александров, бывший метатель диска и молота. Начинал у нас в Боровичах в БИТе, у Ивана Егоровича Безика и у меня Юрий Васильев. Потом он в Горьком стал мастером спорта СССР в метание диска и по штанге. Был в сборной молодежной СССР. Он иногда появлялся в Боровичах у родителей и мы с ним зарубались со штангой и в настольный теннис.
Вот такой неполный список атлетов
Наилегчайший вес: Волков Н. 1 разряд водитель
до 56 кг Федоров В. 2 разряд учащийся
Дроздов В. 2 разряд учащийся
Полулегкий вес: Орлов Г. 1 разряд БКО
до 60 кг Алехин В. 2 разряд рабочий
Яковлев А. 1 разряд учащийся медучилища
Легкий вес: Андрианов А. 1 разряд
до 67,5 кг Терентьев В. 1 разряд учащийся медучилища
Добряков Н. 1 разряд учащийся БИТ
Полусредний вес: Нетужилов В.1 разряд ДОК
до 75 кг Обарухин Б. 1 разряд БКО
Амелько Н. 2 разряд АДТ
Средний вес: Норкин Л.Н. МС СССР Педучилище
до 82 кг Березин А. 2 разряд БИТ
Амелько Н. 2 разряд АДТ
Полутяжелый вес: Норкин Л.Н. МС СССР Педучилище
до 90 кг Цуков С. 2 разряд учащийся
I тяжелый вес: Цухов С. 2 разряд БКО
до 102,5 кг Александров О. 2 разряд Трест-51
II тяжелый вес: Александров О. 2 разряд Трест-51
свыше 102,5 кг Панфилов Н. без разряда Фабрика
После моего ухода из тяжелой атлетики на стадионе Огнеупоров я свое дело передал Обарухину Б.Н. – моему ученику, он работал недолго, после него работу со штангистами продолжил Спицин В.И. – большой любитель атлетизма, собиратель истории атлетизма в России.
Через несколько лет мои ученики: Обарухин Б.Н., Андрианов А.П., Спицин В.И. закончили ВУЗы и я их перетащил в Педучилище, где мы славно работали до событий 1991 года.
С 1979 года продолжает развитие тяжёлой атлетики в Боровичах В.Б. Подольский. Жил он и учился в Автомобильно-дорожном техникуме (АДТ), Боровичи. С 1956 по 1960 годы, до 1963 года служил в армии, там занялся тяжелой атлетикой. Впервые на соревнованиях в Боровичах появился в 1963 году.
С 1964 по 1979 годы жил и работал в Новгороде, занимался штангой, стал кандидатом в мастера спорта (КМС) – чемпионом области. Переезжает в Боровичи к матери.
В 1979 году открывается отделение тяжелой атлетики от областной ДЮСШ ДСО «Труд» на базе малого спортзала Индустриального техникума (БИТ), тренер – Подольский.

Его ученики:
1. Слава Прокофьев – чемпион Ленинграда, области, призер ВС.
2. Гаджи Абдуллаев – призер России.
3. Сергей Свидин – чемпион ВоорСил, С.-Петербурга.
Стали мастерами спорта по тяжелой атлетике:
Евгений Алексеев – БИТ, Сергей Сычев – БПУ (выполнили норматив кандидата в мастера спорта).
В 1990 году отделение перепрофилируется на новый вид атлетического спорта «Пауэрлифтинг» - силовое троеборье (жим лежа, тяга, приседание).
С 1993 года отделение работает под эгидой ДЮСШ города Боровичи на улице Советской. Когда-то в 1954 году я там начинал свою тренерскую карьеру.
В.Б. Подольский осваивает новейшую технологию в подготовке классных атлетов.
На его счету 15 человек мастеров спорта России.
1. Александр Коробков – пед. колледж – чемпион области;
2. Алексей Мочалов – пед. колледж – чемпион области;
3. Вероника Фролова – пед. колледж – МСМК – призер России;
4. Светлана Афанасьева – пед. колледж – МСМК – призер России;
5. Константин Острунский – 1-я шк. – чемпион С.-Петербурга;
6. Сергей Степанов – шк. – Чемпион России по юношам;
7. Роман Никитин – ПТУ-18 – чемпион области;
8. Сергей Гордеев – 1-я шк. – чемпион Европы, мира (юноши);
9. Эрик Гросс – АДТ – призер России;
10. Евгений Алексеев – БИТ – чемпион области;
11. Старцева Елена – ПТУ-18 – МСМК – призер России;
12. Александр Павлов – 4-я шк. – чемпион области.
Всего 15 человек. Вот такие дела у Владимира Борисовича, в недавние времена ему бы давно Заслуженным тренером России.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий