суббота, 1 сентября 2012 г.

Богиня плодородия и спортивный тип.


  • Понятие «спортивный тип внешности» изменило своё содержание... Сейчас под спортивной женской фигурой подразумевается широкоплечее, поджарое тело без особых, как теперь толерантно выражаются, - «гендерных признаков». Это тело, которое чаще всего, создаётся в тренажёрных залах, под руководством такого же мускулисто-бодрого тренера и потом является предметом пляжной гордости. Длинные худые ноги - непременный атрибут спортивного типа. Синди Кроуфорд - наше всё. Спортивному типу нужно очень много, помимо кроссовок и велосипеда. Как то: питание, насыщенное белками, нормальный сон, свободное время, для того, чтобы всё это совершать и потреблять. А ведь есть ещё и специализированное спортивное питание - белковые коктейли, L-карнитин и прочие забавные приблуды мира фитнеса. Спортивных - от природы - фигур не существует. Их всегда формируют - в детстве на катке, потом - на степ-аэробике, на велосипеде, да хоть на лошади, чтобы в старости почётно умереть на «эллипсе». И тебя красиво понесут к последним рубежам под «Марш энтузиастов».

  • Фото - Макс Пенсон.
  • Картины - Александр Самохвалов.
    Совсем не то было в предвоенном СССР. Нет, как раз-таки, «Марш энтузиастов» уже был, а вот спортивная фигура подразумевала под собой нечто совершенно другое. Признаться, меня пугают женщины Самохвалова и Дейнеки. Я бы не рискнула с ними шутить - сначала они метнут в меня молот, а потом метнут уже меня в направлении Светлого Будущего. Что их разительно отличает от современных? Правильно - бёдра. Вы можете мне возразить, что, мол, Самохвалов и Дейнека любили бёдра, как Модильяни любил длинные, интеллигентно-задумчивые шеи. Уверяю Вас - я отсмотрела многие километры тогдашней хроники и огромное количество фотографий по теме - большинство девушек-спортсменок были именно такие - с могучими бёдрами и плотными ногами. Откуда такое буйство форм и бесшабашная палитра жизни? Я спрашиваю это потому, что в моде были женщины с узкими, хотя и обрисованными юбкой бёдрами. Парижские модельеры и продюсеры Голливуда благоволили статным, но вполне длинноногим женщинам с аккуратными чреслами. Да и советские журналы мод выдавали картинку с графичными силуэтами, точёными профилями и ногами, уходящими в бесконечность. Тут же - сплошная радость бытия и метание диска, молота и других метателей.

    ...Есть предположение, что просто 90% этих девушек - выходцы из крестьянской среды, где подобная фигура, скорее, норма, чем исключение. Такие пропорции - результат естественного отбора в суровом мире тружеников села. Крепко стоять на земле широкими ступнями, ежегодно рожать с самых юных лет и быть непоколебимой при виде бытовых трудностей. Если уж среди пащущего сословия и затесалась какая легконогая, с романтическим профилем, так это, скорее всего, барин улучшил породу, заехав в отпуск из своего драгунского полка. Если кто читал «Братскую ГЭС» старинного поэта Евтушенко, то, скорее всего, помнит монолог Нюшки, которая решила стать стройной, как Брижитт Бардо. И не получилось, потому что росла в условиях тяжёлого физического труда плюс картошка и хлеб. На мой взгляд, сделать стройнее можно вообще любого человека, тут важен вопрос - будет ли всякая стройная похожа на Брижитт Бардо?

    «И глядела я в зеркало хмуро
    и за словом не лезла в карман:
    'Недоучка... Кубышкой фигура...
    И румянец уж слишком румян..."

    Виновата ли я, что эпохе
    было некогда до меня,
    что росла на черняшке, картохе,
    о фигуре не думала я?'»


    Есть ещё одно предположение - дело не в количественной, а в качественной стороне вопроса. Просто на официальное фото, в хронику, на полотна попадали именно такие красавицы. Спорт - это помимо. Он - повод показать. В конечном итоге, у хрестоматийной Девушки с Веслом тоже широкие бёдра и она своим телодвижением ещё и привлекает к ним повышенное внимание. Возможно, что сие было культивированием этаких символов плодородия в преддверии Большой Войны. Давно уже доказано, что тяжёлые ноги вкупе с могучим тазом никак не помогают рожать, но в народном сознании это всё равно укоренилось. Посмотрите на всевозможные женские фигурки эпохи палеолита и далее по курсу - всегда мощно выражены бёдра, плавно перетекающие в крупные, я б сказала, толстые ноги. У греческих проституток, с которых ваялись будущие эталоны всех времён и народов, формы намного скромнее, сдержаннее - у прекрасной Фрины задача была несколько иная, чем у Нюшки. Правда, современным ценителям прекрасного все они - и советские девушки, и выверенная Венера, и даже развратные нимфы Буше кажутся одинаково жирнющими и не пригодными на подиум. Просто именно тогда было нужно именно такое - могучее, зовущее, весомое-грубое-зримое. Я не берусь говорить сексуальной стороне вопроса - я не вполне понимаю, в чём там дело.

    Но вот культивирование и воспевание «плодородных» фигур - это было очень явно в советском предвоенном искусстве, и актуальные спортивные сцены давали повод художникам. Посмотрите в фильме «Цирк» на танец Любови Орловой, там, где Мэри едет в небеса. Её, тонкую, звонкую, с аристократически-невинной фигуркой «сделали» крепкозадой девахой с налитыми ногами. Я уже как-то отмечала, что даже в сталинских кино-сказках все царевны да Василисы - крупные, как будто только что сбежали с плаката, посвящённого счастливому материнству. Не дебелые, лениво-жирные, растекающиеся квашнёй по лежанке, а этакие хорошо откромленные на фабрике-кухне, но много вкалывающие Маши с Уралмаша. А может, это просто товарищу Сталину такие нравились, как нравились Людовику XIV женщины со статями госпожи де Монтеспан? А историки далёкого будущего, изучая искусство древних советикусов, будут говорить, что это было общество, где процветали аграрные культы, ибо везде и всюду были изображения богини плодородия? И, как обычно, отыщут в обрывочных источниках имя - Индустрия или, скажем, Сталина. И будут спорить-спорить-спорить, шевеля фиолетовыми ложноножками.
  • Фото автора: http://www.maxpenson.com/
    [Видео]
  • Комментариев нет:

    Отправить комментарий