суббота, 1 сентября 2012 г.

Культуризм. Мышцы как форма эволюции.


 

Культ красоты физического тела существовал задолго до того, когда возникло само понятие культуризма. Лавры первого бодибилдера по праву принадлежат Гераклу. Еще в Древней Греции любование мускулами было обязательным сопровождением различного вида соревнований. Система физического воспитания, даваемая гимнастической школой, охватывалась греческим термином «пентатлон», которое можно перевести как «пятиборье». Перспектива стать сильным и хорошо сложенным привлекала и привлекает потенциальных «геркулесов» к тренировкам с тяжестями. Тысячи мужчин, следуя советам тренеров, начинали «качать железо», заложив основу нынешнего бодибилдинга. Особую популярность приобрел бодибилдинг в США, где его успех был сразу поставлен на коммерческие рельсы. В 1939 г. там состоялись соревнования на звание наиболее гармонично развитого человека: конкурсы мужской красоты стали частью целой системы бодибилдинга. В течение десятилетий культуризм оставался делом, которым занимались практически вслепую. В предвоенные годы силачи «дорабатывали» свои тела упражнениями, заимствованными, главным образом, из тяжелой атлетики.
К середине прошлого века бодибилдинг приобрел современные формы и стал все больше превращаться в шоу. Большой эволюционный скачок произошел с появлением легендарного Джо Уайлдера. Выделив путем проб и ошибок универсальные принципы бодибилдинга, он создал полностью самостоятельную систему тренировок, воспользоваться которой может любой человек с улицы, независимо от возраста и физической подготовленности. В 1946 г. Джо Уайлдер задумал объединить культуристов разных стран в организацию планетарного масштаба. Таким образом была создана Международная федерация бодибилдинга, которая добивалась признания культуризма олимпийским видом спорта и вела борьбу против применения спортсменами гормональных препаратов.
В начале 50-х гг. Джо написал статью, где сделал несколько предсказаний по поводу будущего культуризма: «Из-за быстрого темпа современной жизни увеличится количество физических и душевных заболеваний, и мир вынужден будет признать значение систематических занятий физкультурой и спортом. Принципы культуризма, которые включают регулярные тренировки, восстановление сил и правильное питание, станут принципами жизни. Культуризм станет ступенькой на пути к любому виду спорта».
Уайлдер предсказывал, что культуризм придет во все уголки мира и его признают королем физкультуры и спорта, что он станет одной из определяющих сил в человеческой цивилизации и получит признание как средство ее спасения.
В те годы даже самим культуристам эти предсказания казались восторженным преувеличением, а в СССР культуризм и вовсе считали недопустимым буржуазным увлечением. Советский атлетизм противопоставлялся западному культуризму во всем. Культуризм преподносился как социальное явление, порожденное эксплуататорскими классами, системой буржуазных общественных отношений.

Несоветское явление

– Вот с красочной, яркой обложки спортивного журнала улыбается очередное анатомическое чудо: гипертрофированные мышцы ног, плеч и рук… Черты лица напряжены, вены вздулись, на лбу капельки пота – зрелище не из эстетических…» – именно так описывался западный культурист в советской прессе тех времен. В конце 60-х гг. на страницах журнала «Теория и практика физической культуры» проводилось широкое обсуждение вопросов, связанных с культуризмом, атлетизмом и атлетической гимнастикой.
– В советские годы праздное любование красотой мускулов оказалось в опале. Атлетизм же только начинал пробивать себе дорогу, и многие относились к нему тоже весьма предвзято, – рассказывает кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ВНИИФКа, специалист по бодибилдингу Владимир Петров. – Тогда, в середине 60-х годов, мы ничего не знали о западных методиках тренировок. Никаких специальных приспособлений и инвентаря у нас тоже не было: с помощью друзей я сделал стойки, гантели, скамью для жима… и дело пошло. Пришлось самому разрабатывать систему и методику тренировок, следить за питанием и работать над рельефом мышц. Понемногу пришли опыт и знания, и вместе со своими коллегами я стал разрабатывать методические рекомендации, основанные на научных данных. Так появилась система под названием «Петралг», что означает «силовая алгоритмика Петрова». Тренируясь по этой системе, спортсмен овладевал искусством избирательного управления мышцами при помощи «мышечного чувства». В мою задачу входило разрабатывать и опробовать различные комплексы упражнений для развития силы мышц. Часть исследований велась по проблемам лишнего веса и «полировке» мускулатуры: модель тренировки под названием «неоатлетизм», в которой средства «чистого атлетизма» использовались в сочетании с динамическими упражнениями, имеющими выраженный оздоровительный характер: бегом, лыжами, играми и т.п. – в различных сочетаниях.
За последние 20 лет произошло заметное разделение бодибилдинга на натуральных «зеленых» атлетов и стероидных, т.е. применяющих стероидные препараты. Вопрос довольно «жаркий» (варианты: сложный или: спорный), хотя уже всем понятно, что секрет стероидов прост до гениальности: для получения эффекта их нужно колоть больше и чаще. А если атлет прекращает прием, то все достигнутое обычно сводится к нулю. Но, опять же, к таким мерам как раз и ведет коммерциализация бодибилдинга. Больше мышц – больше денег

Комментариев нет:

Отправить комментарий