«Я не следую вашим путём, вы, презирающие тело! Для меня вы не мост, ведущий к сверхчеловеку!».
Фридрих Ницше «Так говорил Заратустра»
В первые десятилетия XVII века западно-монгольские племена калмыков, теснимые восточными монголами и тюрками, мигрировали из Центральной Азии в Поволжье и уже в 1665 году вошли в состав России. Со временем, показав себя дисциплинированными и внушающими страх всадниками, они превратились в надежную опору русской власти в степном регионе и участвовали практически во всех войнах, которые вела Россия. Некоторая их часть затем вошла в составВсевеликого войска донского.Калмыки, как и остальные монголы, исповедовали ламаизм, основывали буддийские монастыри и пользовались западно-монгольским алфавитом. Фактически, они представляли собой внешний форпост буддизма на юго-восточной окраине Европы и чужеродное тело в степном тюркоязычном исламском мире. В целях сохранения и развития своей религии калмыки поддерживали живую и непрерывную связь с Тибетом, где проходили обучение и подтверждали свой статус ламы и настоятели монастырей. Таким образом, в Россию попадали носители уникальных знаний в области тибетской медицины, йоги итантры.
Особенно широкое распространение среди поволжских кочевников получила древнеиндийская система психофизического развития «Дхандал и Бхаски» - оригинальный комплекс медленных динамических упражнений основанных на сочетании принципа статико-динамического напряжения мышц с сильной психической концентрацией и последующей релаксацией. Простая в освоении и не требующая никаких дополнительных приспособлений, она была крайне удобна для применения в кочевом быту.
В ходе совместных войн и походов, калмыцкие всадники познакомили с принципами этой гимнастики своих братьев по оружию – донских и яицких казаков, а уже те распространили это знание среди остального населения России и восточной Европы. Гимнастику охотно использовали военные, разбойники и каторжники, деревенские знахари и колдуны. Особенно широкое применение практика«Дхандал и Бхаски» нашла в среде цирковых факиров и атлетов, борцов и гимнастов.
***
Согласно иной версии, имитационная гимнастика, подобная «Дхандал и Бхаски», была известна в Восточной Европе с древнейших времен и к началу ХХ века служила основой для подготовки адептов европейских оккультных тайных обществ и членов гимнастических союзов.
Так или иначе, но к началу ХХ века в России и славянской Европе существовало большое количество школ и направлений психофизического тренинга основанного на принципах имитационной гимнастики.
***
На рубеже ХIХ – ХХ веков чешский оккультист Иосиф Прошек, опираясь на элементы «Дхандал и Бхаски» или какой-то иной имитационной практики, создал систему «волевой гимнастики психофизических движений».
В процессе создания своей методики Прошек использовал разработки французского физиолога Дюбуа-Рэймона и немецкого – профессора Юпэ. Консультантами Прошека выступали виднейшие медицинские авторитеты того времени, профессора Пражского университета - анатом Альфред Фишель и гигиенист Фердинанд Гюппе.
Система Прошека была ориентирована на индивидуальный тренинг, была проста в освоении, не требовала никаких отягощений и спортивных снарядов, а также ставила перед тренирующимся задачу одновременного и равного развития силы мышц и силы воли. Отрицательной стороной гимнастики Прошека являлась потенциальная возможность нервного перенапряжения.
***
Нечто подобное рекламировали Сэймур Дадли в Великобритании и Вергейм – в Турине. Принцип «психофизиологических движений» применяли в своих тренировках многие выдающиеся атлеты того времени – Евгений Сандов иАртур Саксон.
Чарльз Атлас пропагандировал свой стиль психофизической гимнастики в США. По легенде, однажды он стоял в зоопарке, в Бронксе, возле клетки со львом и смотрел, как лев потягивается, напрягая мышцы тела, и испытал озарение: «Он напрягает одну мышцу, расслабляя все остальное!». Якобы так родилась теория Атласа, которую он назвал «Динамическое напряжение». Но это конечно только легенда.
***
Практически одновременно с И. Прошеком известный русский оккультист, врач и атлет А.К. Анохин[псевдоним - Б. Росс] разработал собственную методику психофизических движений, названную им сначала «Новая система», а затем - «Волевая гимнастика». Принцип ее состоял в том, что выполняя упражнения без отягощений и снарядов, нужно было сознательно напрягать соответствующие мышцы, имитируя преодоление того или иного сопротивления. Некоторую часть собственных исследований он опубликовал в выдержавшей семь переизданий работе «Волевая гимнастика. Психофизические движения».
Как отмечал А.К. Анохин: «Волевая гимнастика не сделает вас Поддубным или Гаккеншмидтом. Она не даст вам бицепсов по 45 сантиметров или возможности выжимать 6-7 пудов одной рукой, но зато значительно укрепит здоровье. Даст красоту форм и очертаний и ту нормальную силу для каждого, которая утеряна современным человеком». Однако, практикуя волевую гимнастику, сам Анохин иногда демонстрировал настоящие чудеса. Он обладал колоссальной способностью к внушению, демонстрировал различные «магнетические» опыты, мог при собственном росте 168 см с места перепрыгнуть через шесть установленных в ряд стульев с сидящими на них людьми. Мы не располагаем сведениями о личных связях А.К. Анохина с И. Прошеком, но очевидно, что анохинская система более физиологична и лишена многих недостатков метода И. Прошека.
Вот что говорит о судьбе А.К.Анохина Ю.В.Власов в своей книге «Справедливость силы»:
«Студентом-медиком Анохин публикует первые статьи так или иначе связанные с физической гигиеной и тренировкой. Одна из них появляется отдельной брошюрой в 1905 году с предисловием профессора И. А. Сикорского.
Впоследствии доктор Анохин издает семь книг, непосредственно посвященных различным системам тренировки [Сандова, Мюллера, Дебоннэ, Штольца, Дадли, японской, русской]. Лишь одна из них написана в соавторстве с В. К. Крамаренко. Его работа «Волевая гимнастика. Психофизические движения», напечатанная и 1909 году, выдерживает шестнадцать изданий! Из них восемь - посмертных, последнее - в 1930 году. Анохин являлся также редактором «Всероссийского календаря спортсмена» [Киев, 1914]. Приложением к календарю был отчет о I Российской олимпиаде 1913 года. Анохина, несомненно, можно отнести к строителям русского спорта. Невозможно счесть его очерки, заметки в разных спортивных журналах, каждая - самостоятельный взгляд на судьбу того или иного атлета, а также на назначение физической культуры и спорта.
Это одна сторона жизни Анохина. Другая - руководство крупнейшим в дореволюционной Россиимасонским орденом Андрея Первозванного [ложа Нарцисс]. Вместе с ним в руководстве орденом оказался и С. К. Маркотун, который уже в эмиграции публикует об этом воспоминания. На Анохине как пророке ложи и вообще русского масонства замыкаются связи с орденом Изида, оккультной коммуной Гисбар и парижским Верховным советом мартинистов [через Маркотуна и небезызвестного французского консула Энно]. У масонов строгая иерархия всех братьев по ложе. Есть высшее звание - пророк, есть - магистр, маг, рыцарь. Эти звания при написании обозначаются своей системой точек. Посвященный сразу прочтет...
Масонская ложа тесно связывает Анохина с будущим гетманом П. П. Скоропадским, «самостийником» С. В. Петлюрой, В. Н. Луниным - внебрачным сыном царского военного министра Сухомлинова, Воробиевским [он вывозил в карете «скорой помощи» гетмана Скоропадского в немецкий военный эшелон, отбывающий в Германию] - все они встречаются в этой ложе, все - братья по ложе... и ненависти к революции.
Еще до известных событий Петлюра приносит клятву в помещении масонской ложи на Львовской улице, 47, кстати, в присутствии будущего гетмана Скоропадского. В этом же доме квартиру под номером девять занимал Анохин.
В 1919 году при облаве на киевских валютчиков случайно задержан Анохин. Он не имеет никакого отношения к черной бирже, но при выяснении личности и допросе в милиции вдруг дает подробные показания о руководимой им масонской ложе и ее российских и международных связях. Важные сведения тут же поступают в ЧК.
Неизвестно, по каким причинам, то ли опасаясь возмездия, то ли в раскаянии за свою слабость [как-никак выдал святая святых - ложу и братьев по ложе], то ли по другим, неизвестным причинам, но Анохин кончает самоубийством в своей одиночке [все из-за той же важности сведений его посадили в одиночку]. Характерна поза покончившего с собой - поза распятого Андрея Первозванного - символа любой русской масонской ложи».
Помимо всего прочего, А.К. Анохин выступил и в качестве одного из основателей русского скаутского движения. Являлся автором книги «Спутник юного разведчика» и доклада «Первый киевский отряд герл-скаутов» сделанного на первом скаутском съезде в С.-Петербурге в 1915 году.
Тогда же, совместно с Л.Д. Прохоровой, им был сформирован первый киевский отряд герл-скаутов состоявший более чем из ста человек, преимущественно учащихся в Коммерческих училищах и женских гимназиях. Звенья имели названия цветов и птиц. Из цветов самым почетным была «Лилия», а из птиц – «Орел».
Киевские скауты особенно активно участвовали в работе общественных и благотворительных организаций, помогали приему раненых с фронта, заменяли ушедших на войну крестьян во время летних полевых работ. Излишне говорить, что волевая гимнастика служила одним из существенных элементов скаутского воспитания.
***
На основе волевой гимнастики А.К. Анохина, самодеятельный оккультист и теософ А.А. Лихановсоздал новую методику психофизического тренинга направленную на развитие необычных, «магических» способностей человека. Основной упор он делал на медитативные и дыхательные упражнения, а также предложил сочетать методы анохинской волевой гимнастики и индийской хатха-йоги в одной системе. Свои находки он описал в вышедшей в 1913 году книге «Скрижали мага». К сожалению, недостаток медицинского образования и поверхностное знакомство с восточными психотехниками не позволили Лиханову создать нечто целостное, но для своего времени его труд был настоящим прорывом.
***
Работы А.К. Анохина и А.А. Лиханова активно изучал выдающийся революционный, военный, оккультный и уголовный авторитет Г.И. Котовский. Получив в детстве тяжелейшую травму позвоночника, он был практически полностью парализован, лишен дара речи и слуха. Однако, постоянно практикуя волевую гимнастику, Григорий Иванович смог не только восстановить свое здоровье, но и обрести колоссальную физическую силу и крайне необычные психические возможности. Как писал о нем Роман Гуль: «Если б Достоевский встретил такого каторжника в «Мертвом доме», вероятно, подолгу бы беседовал с ним. Котовский был странным и интересным человеком. Из острых черных глаз не уходила грусть. Может быть, осталась от сиротского детства и фантастических книг. Он мог прикрыть последним тряпьем мерзнущего товарища. А мог всадить нож в горло солдату, преграждающему Котовскому путь к свободе, к побегу. Говорят, Котовский плакал, глядя на нищих, оборванных детей. Но если охватывала этого черного силача злоба, от его взгляда самые крепкие убийцы-уголовники уходили, словно собаки, поджав хвосты. Необычная сила жила в Котовском». Длительное время, находясь в царских тюрьмах, а затем командуя частями РККА, Котовский постоянно пропагандировал волевую гимнастику, положив начало многочисленным воровским и армейским школам. Григорий Иванович внес много изменений и дополнений в методики И. Прошека, А.К. Анохина и А.А. Лиханова, уделяя особое внимание вопросам физической закалки и боевого применения системы.
***
В 30-е годы ХХ века, проживающий в Великобритании феноменальный русский цирковой атлет А.И. Засс [Железный Самсон] обогатил практику волевой гимнастики сухожильными [изометрическими] упражнениями, а также оригинальными упражнениями с отягощением и упражнениями основанными на принципе самосопротивления, фактически создав новый вид силового тренинга. В своих тренировкахА.И. Засс значительное внимание уделял дыхательным упражнениям и аутогенной тренировке.
***
В конце 60-х гг. ХХ века советский ученый А.В. Ковалик научно обосновал метод волевых сокращений мышц и рекомендовал волевую гимнастику к широкому применению. Поскольку же волевая гимнастика позволяла значительно нагрузить человеческую мускулатуру и одновременномобилизовать психику без применения каких-либо дополнительных снарядов и тренажеров, и даже без наличия силы тяжести, принципы системы могли быть использованы для поддержания нормальной жизнедеятельности человека находящегося в состоянии невесомости. Исходя из этого, в советском НИИ медико-биологических проблем опираясь как на находки А.К. Анохина, А.А. Лиханова, Г.И. Котовского, А.В. Ковалика, так и собственно на древнеиндийскую практику «Дхандал и Бхаски», была разработана оригинальная система подготовки космонавтов. И в 1976 году коллектив института удостоился за это изобретение Государственной премии. Начиная с этого времени, тема волевой гимнастики стала в СССР закрытой. Однако нам удалось отыскать свидетельства использования методов русской волевой гимнастики в советское время на подводных лодках во время длительных походов, на пограничных заставах и, конечно, в местах лишения свободы, где данный вид тренинга был известен как «зэковский».
***
Несмотря на запреты, в конце 80-х и начале 90-х советский популяризатор ретро-атлетизма и племянник А.И. Засса Ю.В. Шапошников вновь привлек внимание широкой общественности к волевой гимнастике А.К. Анохина и некоторым другим методам силовой тренировки без снарядов. В это же время, в самиздате выходит работа С. Есудиана и Э. Хейча «Йога и здоровье современного человека» с описанием элементов практики «Дхандал и Бхаски», а газета «Советский спорт» публикует статью о психофизиологической гимнастике И. Прошека.
***
К 1990 году советский инженер В.Г. Фохтин создает основанную на принципе самосопротивления систему, названную им «Автономная силовая гимнастика». Говоря о принципах своей системы, В.Г. Фохтин писал: «Мы получаем качественно новый принцип тренинга, методика выполнения которого заключается в том, что мышечное нагружение осуществляется не преодолением внешнего сопротивления, а преодолением сопротивления, создаваемого самому себе с помощью, например левой или правой руки, а также поочередным напряжением симметрично расположенных мышц туловища». Автономная гимнастика включила в себя 88 различных упражнений направленных на проработку всех мышечных групп, суставов и позвоночника.
***
С 1997 года В.В. Мамонов разрабатывает комплекс упражнений «Техника независимого тренинга», в котором соединяются элементы волевой и автономной гимнастик с технологиями изометрических упражнений А.И. Засса. В качестве единственного тренажера Вячеслав Мамонов предлагает использовать прочную веревку.
***
В конечном итоге, на территории бывшего СССР возникло большое количество школ русской волевой гимнастики, среди которых следует особо отметить белорусскую систему «Нетрадиционного силового тренинга», разработанную Вадимом Уфимцевым, гимнастику «Хаду» Звиада Арабули, а также популярную в США технологию наращивания силы «Обнаженный воин» созданную Павлом Цацулиным.
***
К сожалению, не обошлось и без спекуляций на тему волевой гимнастики. Некто Шлахтер, выбрав несколько упражнений из «Автономной гимнастики» В.Г.Фохтина объявил их «Волевой гимнастикой Шлахтера», всячески избегая при этом ссылок на источник своего плагиаторского «вдохновения».
|
понедельник, 3 сентября 2012 г.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОЛЕВОЙ ГИМНАСТИКИ
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий