четверг, 27 сентября 2012 г.

ВЛАДИМИР ДУБИНИН



Владимир Дубинин
Если сравнить Владимира Дубинина с Арнольдом Шварценеггером, то преувеличения здесь не будет. История одного связана с Америкой, а другого с Россией - вот, собственно, и вся между ними разница. В остальном они как два брата. Оба самозабвенно "качали железо", чтобы стать больше и сильнее. Оба громили соперников на самых высоких подиумах. Оба вложили всю душу в развитие любимого вида спорта в своих странах. И оба преуспели во всем этом! Роднит их и еще одно: эти люди одного поколения. Причем есть четкое ощущение того, что шестой десяток лет, который оба давно разменяли, не только не убавил им энтузиазма, но наоборот - увеличил его. Посмотрите-ка на темп их жизни! И оцените физическую форму, в которой оба находятся! Быть кумиром - это не профессия. Это хорошая привычка. Итак, вот он, перед Вами - русский Шварценеггер. Бессменный президент Федерации бодибилдинга и фитнесса России Владимир Дубинин.
- Владимир Иванович, вы были и остаетесь культуристом номер один Советского Союза. Когда вы начинали занятия, примеров для подражания в нашей стране еще не существовало, и поэтому было естественно равняться на Запад. Насколько нам известно, вашим главным кумиром тогда был Стив Ривс. Можно подробнее?
- Ну, это слишком сильно сказано, - я имею в виду "культуриста номер один Советского Союза". Потому что и кроме меня росли достойные ребята. На пустом месте никогда ничто не рождается... А по поводу Стива Ривса - все правильно. Я был молодым пацаном, и попал случайно на фильм "Подвиги Геракла" с Ривсом в главной роли. И это решило мою судьбу. Это уже известный многим факт: прямо сразу, идя из кинотеатра домой, я купил в магазине гантели - помню, килограммов по пять, и с этого момента в моей жизни начался бодибилдинг. Хотя я был тогда боксером, и неплохим: вошел в призеры на чемпионате города среди молодежи. С боксом у меня много связано воспоминаний...
- Когда вы "качались", в нашей стране не было ничего для этого вида спорта: ни методической литературы, ни спортивного питания, ни даже мест для занятий. И одним из первых ваших клубов стала обычная прачечная. Хорошо помните то время?
- Конечно. Но самым первым местом была не прачечная, а клуб "Атлант" на стадионе имени Ленина, где большой энтузиаст этого дела, ныне покойный, Федор Феофанович Манько создал один из самых первых клубов в России... вернее, в СССР. Дело в том, что в России первый клуб основал еще в конце XIX века доктор Владислав Краевский.
- С Краевского, похоже, и стартовал отечественный атлетизм...
- Да. Хоть говорят, что Краевский - отец тяжелой атлетики, это не так. Он - отец атлетики. Потому что тот кружок, который появился тогда в Питере - это ведь был именно кружок бодибилдинга! Люди качали мышцы, - он рекомендовал многократные повторения, - крутили велосипед, боролись, -то есть, люди занимались здоровьем... Это уже потом сильнейшие люди того времени - это Евгений Сандов, или Юджин Сэндоу, как его еще называли, и Георг Гаккеншмидт, - стали спорить о том, какая система лучше. Ну, а если мое мнение хотите узнать, то я считаю, что любая система хороша, - лишь бы это была система.
- А финансов хватало? Мышцы-то есть просят, и еще как...
- С деньгами тогда были большие проблемы. Я после работы мог с трудом выделить из бюджета семьи один рубль на питание... У меня на протяжении многих-многих лет был стандартный обед. После работы я шел в магазин - меня там все уже знали, в кассе без очереди обслуживали, в отделе без очереди, - а вы знаете, как было после работы в советское время: везде же толпы, - я брал два сырых яйца, сто граммов сыра - 30 копеек, сто граммов ветчины - 37 копеек, бутылку молока и булочку. Это мне обходилось в рубль. И вот на этом питании я достиг по тем временам неплохих результатов. Я был несколько лет абсолютным чемпионом Советского Союза... Пока не забили в колокола и не закричали о том, что мы занимаемся чуждым советскому человеку видом спорта. Что нам надо ковать пятилетки, а о себе думать не надо. Помню, уже будучи чемпионом СССР, я получил приглашение в Багдад на чемпионат мира. Я дал адрес своего предприятия, на котором работал. Конечно, не совсем правильно поступил, потому что предприятие было секретное, мы делали радиоаппаратуру военную... И когда это приглашение на чемпионат мира пришло, меня сразу же вызвали в первый отдел и там так мозги прочистили, что я забыл не только о чемпионате мира, но и вообще обо всем... Мысль была только одна: лишь бы с работы не выгнали.
- И все же более приятных эмоций у вас с бодибилдингом связано куда больше...
- Я вам больше скажу. Я считаю, что все, что в моей жизни было хорошего, связано с бодибилдингом. Потому что я, честно сказать, от природы был таким скромным парнем, я заикался, - я именно поэтому и пошел заниматься боксом, но бокс не избавил от этого недостатка. А вот занятия бодибилдингом, которые сопровождаются ритмичным дыханием, помогают избавиться от многих неприятностей. А когда ты растешь, становишься сильнее, - появляется уверенность человека в себе. Если ты еще достигаешь каких-то серьезных результатов, то само внимание окружающих перевоспитывает. Ну, допустим, идет по улице чемпион мира по боксу. Я очень хорошо отношусь к боксерам, но вы ведь со мной согласитесь: вот идет он по улице, и, если его в лицо не знают, то ведь никто не скажет, что он - боксер, что он чемпион мира. А представляете - идет по улице чемпион мира по бодибилдингу!
- Вот это-то уже всем сразу станет ясно.
- Конечно! Это вообще довольно интересное зрелище. И это всеобщее внимание - оно обязывает. Такой человек не может вести себя некрасиво. Он не может плюнуть мимо урны, не может бросить бумажку на тротуар... в общем, этот человек должен хорошо одеваться и прилично себя вести. Даже когда уже и бросаешь "железо", когда мышцы "проходят", то все равно вот это особенное чувство остается. Многолетняя школа достойного поведения сказывается.
- Культуризм - это культура?
- Да. Это культура. Как говорили в годы "строительства коммунизма", это культ тела. А ведь это неплохо! В здоровом теле - здоровый дух!
- У вас была семья, когда вы начали "качаться"?
- Нет. И самый лучший прогресс наступил как раз, когда я женился. Ну, это же понятно, человек успокаивается, начинает вести размеренный образ жизни. У холостых молодых людей обычно всегда несколько иные задачи и иной темп жизни.
- Ваш типичный тренировочный режим?
- Я считаю идеальной схему "3+1". Но для этого нужно очень хорошее питание. Я занимался "2+1". Вот что хочу сказать: очень многие культуристы попросту перетренировываются, перебирают с нагрузками. Любая тренировка, самая небольшая - это шаг вперед. А перетренировка - это шаг назад уже.
- Владимир Иванович, вы сразу поставили перед собой задачу победить всех, или для вас было важнее, как когда-то сказал Шварценеггер, прежде всего победить свое собственное тело, мечтающее только о покое?
- Нет. Естественно, ни о каких победах вначале не было и речи. Я сегодня удивляюсь, когда вижу многих молодых ребят, которые приходят в зал и заявляют: "Я стану Шварценеггером!" Ну, как так? Все "степ бай степ", потихонечку делается. Мне вначале хотелось просто стать сильным, красивым, ну, наверное, нравиться девчонкам... А когда уже результаты "поперли", мне все окружающие стали говорить: давай, мол, выступай! Но я и тогда еще медлил. Я хотел выступить так, чтобы сразу стать первым! Но так редко бывает... Вначале я занял второе место на турнире в Таллинне. Еще через полтора месяца состоялся международный турнир в Каунасе - и вот на нем я уже стал абсолютным чемпионом. А парень, который обошел меня в Таллинне, стал шестым в категории... В те времена, надо сказать, выиграть в Прибалтике у прибалта было очень сложно. Тем более, что Прибалтика тогда стала меккой бодибилдинга, поскольку нас в России уже начинали "душить", а прибалты, как люди с более "западным" стилем мышления, и на уровне руководства республик понимали, что человеку надо дать эту отдушину - возможность заниматься самим собой, - и условия там все были созданы.
- Как вы выживали, когда культуризм начали "душить"?
- Ну, как выживали... Понимаете, даже те, кто нас должен был "душить", - они, в принципе, нормальные все люди, хорошо к нам относились. Нам они так и говорили: ребята, понимаете, мы не виноваты, но вас и каратистов велено "убрать"... Давайте будем организовывать клубы для трудновоспитуемых... И начали делать такие клубы. Туда приходили дети, состоящие на учете в комнате милиции... Кстати, мы с друзьями организовали один такой клуб, работающий до сих пор, - я считаю, уникальный клуб, бесплатный. Мы сделали в нем все своими руками. И вот прошло, наверное, лет десять с момента его основания, - приходят ответственные лица из жилконторы и спрашивают: а где эти ваши трудновоспитуемые? И кто эти солидные люди, которых мы видим? Я говорю: понимаете, в чем дело, а это они и есть. Они уже и сами папы, но продолжают заниматься, и я ведь не могу их выгнать! Пусть вместе со своими детьми сюда приходят. Там семейная атмосфера уже образовалась, этот клуб стал клубом в полном смысле слова: люди приходят общаться. Это же здорово!
- Ваши организаторские способности проявляются везде... Но давайте все-таки снова перейдем к бодибилдингу.
- Сейчас у меня самая большая "качалка" Петербурга - "Геркулес". Это клуб чемпионов. Там проходят съемки всех бодибилдерских телепрограмм. Там собраны наши лучшие тренеры: Вишневский, Бобин, Пугачев...
- Живые легенды. С вами во главе.
- ...Когда мне говорят: вот, чтобы стать чемпионом, надо быть профессионалом, иметь деньги и свободное расписание, я отвечаю: а вы возьмите за пример Андрея Пугачева! Он рабо-тает водителем-дальнобойщиком на грузовике! Правда, сейчас он, как говорится, разбогател и купил собственный грузовик, можно сказать, бизнесменом стал. Может быть, теперь уже сам не будет водить. У него появится больше времени. Но случай, вы согласитесь, уникальный?
- Пугачев - очень одаренный спортсмен.
- Безусловно. Да вы знаете, - вообще, у славян гены очень хорошие. Славянская кровь - это нечто! Все иностранцы об этом говорят. И, не в обиду будет сказано тем же американцам и прочим зарубежным друзьям, - но иногда приезжаешь к ним в гости, приходишь в зал и видишь: огромный мужик с большими мышцами, а поднимает очень небольшие, смешные веса... Они берегут себя. А мы все делаем как-то остервенело. Больше отдаемся любому делу. Даже и перестройка наша приснопамятная с перегибами была -тоже по той же причине. Везде эта натура русского человека сказывается, что ты ни возьми. Как в поговорке старой - последнюю треху отдать на чай в такси. За границу приезжаешь - постоянно слышишь одно: вот, у русских, мол, полные карманы денег... Так самое смешное - то, что это последние деньги этого человека. Просто он приезжает и тратит свои последние деньги! А это нигде не принято. Такие деньги может тратить человек, который имеет дом, машину и так далее. За границей как должное воспринимается своеобразное соответствие: если у тебя такой достаток - то, значит, такая вот машина и такой дом. Ну, а жить в маленькой комнате в коммунальной квартире и ездить на "Мерседесе" - на такое способны только русские. По "международным стандартам" это - нонсенс, но мы - уникальная нация... И в этом смысле тоже.
- Когда и где вы познакомились с Арнольдом?
- Вначале заочно. Еще в 1987 году я написал ему письмо, пригласил его в Санкт-Петербург - тогда еще Ленинград, - на крупнейший турниртого времени "Белые ночи", который организовал. Получил ответ, и началась наша переписка. Затем, уже в 1992 году, нам пришло приглашение на турнир "Арнольд Классик". Поехали в Америку. Друзья по моей просьбе и моим эскизам сделали скульптуру Арнольда Шварценеггера. И мы наконец-то встретились. Я подарил ему эту скульптуру. И в разговоре выяснилось, что у него есть свой музей скульптуры и графики. Он собирает скульптуры величайших людей мира. Он сказал мне: "Владимир, у меня в музее нет ни одного деятеля коммунистической эры!" - "Арнольд, никаких проблем!" На .следующий год мы ему привезли Ленина. Бюст Ленина весил 160 килограммов.
- С ума сойти! Как вы его везли?
- О, это была целая история! Кстати, он мне прислал письмо, где дословно пишет так: "Ни одна спортивная команда в мире, кроме команды культуристов, не могла такое сделать". И дальше такая фраза, - ну уж, изви-ните, ребята-теннисисты, - "Я спорю на что угодно, но команда теннисистов такого бы не сделала!" Все-таки, вместе с ящиком бюст весил 200 кг и мы все это дело своими руками притащили из Питера в Нью-Йорк. И, когда попытались попасть в Нью-Йорке в гостиницу, - оказалось, что ящик не входит в двери. Пришлось его оставить прямо у входа. Было очень жалко. Он очень дорого обошелся и получился великолепным: из ценных пород дерева, с роскошными надписями с четырех сторон: "Арнольду Шварценеггеру с любовью из России"... Мы вернулись - ящика уже не было... Его украли.
- Интересно, за сколько его потом продали.
- Уж не знаю. Такая вот история. На другой год привезли бюст Сталина... Плохие были эти люди или хорошие, - дело не в этом, а в том, что они олицетворяют величайшие вехи нашей истории. Я, кстати, не сторонник того, что все памятники в России нам надо менять с каждой переменой "курса"... Мы попросту обедняем свою историю.
- Владимир Иванович, а сколько весил Сталин?
- Сорок килограммов. С ним было меньше проблем.
- А затем?
- Затем были Горбачев и Ельцин. Прекрасные бюсты, сделанные настоящими мастерами. Я сам выступал в качестве заказчика и постоянно контролировал выполнение работы, и в итоге остался доволен.
- Ваши дети идут по вашим стопам? Спортом занимаются?
- Когда я впервые собирался в Америку, я сказал своему семилетнему сыну: если будешь заниматься бодибилдингом, возьму с собой. И он начал заниматься. Естественно, я контролировал нагрузку, и мне было интересно, что из всего этого получится... Вы знаете - он прозанимался три месяца, и с ним произошли такие изменения, которые даже меня удивили. Он так оформился! Мне было очень приятно. И я еще раз убедился в возможностях "железа"... Но закончилось, впрочем, все прозаически: ему надоело. Он подошел ко мне и сказал: "Папа, я не хочу к Арнольду Шварценеггеру!" Потом он увлекся борьбой. Потом вдруг снова к штанге потянуло. Пускай! Никогда не надо заставлять. У человека должна быть своя мотивация. Вот, допустим, если бы меня кто-то заставлял заниматься делами ФББР, если бы я обязан был это делать и от этого бы зависела моя зарплата - я бы, конечно, так не работал. То, что я делаю - это моя добрая воля, моя страсть, я сам хочу этого. И у меня очень сильная мотивация!
- Теперь расскажите о ваших лучших силовых результатах и антропометрических данных.
- Жим лежа 205 кг. По тем временам это много, ну а сейчас - так, средне. Я знаю многих бывших "качков", которые каждый год, чтобы произвести большее впечатление, привирают себе по 5-10 кг, но я говорю честно, как есть. Приседание - 260 кг, тягу я никогда максимальную не делал, но она килограммов на 30-40 всегда пре-вышала приседание. Бицепс был 52 сантиметра, грудь 143, бедро 73, голень 44. Голень немножко отставала. Размеры были приличные, особенно если учесть, что они "сделаны" на том питании и на том незнании медицины... А в бодибилдинге без знания медицины сложно чего-либо достичь. Это же целая наука! Взять хотя бы ту же углеводную загрузку перед соревнованиями. Все это далеко не на "чайников" рассчитано.
- Колледж бодибилдинга как раз и занимается подготовкой подобных специалистов. Это ведь тоже ваше детище?
-.Колледж учредили Федерация бодибилдинга, председатель ее медицинского комитета Елена Константиновна Рябинкова и я. Это частный колледж, но он не приносит никакого дохода. Все средства идут на организацию учебного процесса. И - объективно - специалисты выходят из него очень хорошие. С самого начала я убеждал: ребята, прошли те времена, когда, имея "корочки", ты гарантировал себе зарплату. Теперь нужно мозгами работать. Культурист должен быть культуристом! Он должен знать бодибилдинг! Если ты сам из себя ничего не представляешь, как же ты сможешь другого человека чему-то научить? Тебе не поверит никто. Ты сам -объект для своих экспериментов, и одновременно - своя собственная визитная карточка! Хороший стимул к работе, правда?
- Ваше жизненное кредо?
- Я бы сказал так: нет дела, которое бы нельзя было сделать. Практически нет! Надо просто поставить задачу - и делать. И, что интересно, - я по природе своей... не скажу, что я какой-то там умный, и все такое прочее... Но то, что не сделает умный, может быть, сделаю я. Поскольку... здесь рядом нет никого, кто бы обо мне мог как-то отозваться, поэтому я сам себя охарактеризую: я такой "упертый". Я могу просто "упереться" - и, может быть, невыгодным путем, но я сделаю. А другой - умный, - подумает так: ну, зачем я буду тратить на это столько энергии, гробить целую неделю, овчинка, мол, выделки не стоит... А я истрачу эту неделю и выделаю эту овчинку. И дело будет сделано!
- Ваши любимые спортсмены современности?
- Мне нравится швейцарец Фукс. Он великолепен. На моих глазах - я был судьей - он стал абсолютным чемпионом мира среди любителей. Но американцы его недолюбливают. Для американцев, конечно, лучший чемпион - американец. Я считаю, у него большие перспективы. А в женском бодибилдинге мне по душе Наташа Мурниковиене из Литвы. Она отличается культуристическим сложением, сохранив женственность. Она обязательно будет Мисс Олимпией. Обязательно.
- А в фитнессе?
- Света Воробьева из Барнаула. Мне жаль, что она теперь не выступает, но надеюсь, что перерыв этот временный, поскольку и в российском, и в европейском, и в мировом фитнессе она, без сомнения, звезда первой величины.
- Как вы оцениваете сегодняшнее состояние и перспективы отечественного культуризма?
- Во-первых, это самый массовый вид спорта в России. Самый массовый! Пускай никто в этом даже не сомневается. Многие думают, что бодибилдинг - это люди с большими мышцами, выступающие на соревнованиях. Не только. Те миллионы юношей и девушек, женщин и мужчин, которые занимаются в наших "качалках" и тренажерных залах, - это тоже бодибилдинг! И это главная его часть. Только в Питере несколько сотен залов! Это уже наконец становится модным - быть здоровым, подтянутым, красивым. Во-вторых, вокруг нашего спорта создается бизнес, а это главный симптом его жизнеспособности. Тренажеры, спортивное питание, спортивная одежда, - и этот бизнес с каждым годом набирает обороты! Бодибилдинг в России развивается очень бурно. И именно в этом я вижу залог наших будущих побед и на подиумах соревнований. Все же взаимосвязано: массовость рождает личностей, личности снова дают толчок массовости. Бодибилдинг призван помочь нации выжить, и он обязательно сделает это.
- Ваши увлечения по жизни?
- Знаете, я не верю людям, которые считают себя фанатиками какого-то дела и в то же время имеют кучу разных "хобби": и в театры ходят, и книги читают, и музыку слушают. Мое "хобби" - это то, что я делаю. Это бодибилдинг. И, скажу честно, - времени ни на что не остается. У меня свой клуб. У меня Федерация. И, в конце концов, у меня семья. Вечером приезжаешь, какие-то домашние дела, - и все! Я ни одного телефильма не видел с начала до конца. Минут десять ухватишь иногда - и все, титры пошли. "The End". Вообще-то я много чего люблю. Читать, например. Но читать приходится в основном письма и ту специальную литературу и журналы, которые я читать должен. Должен - значит, читаю. То есть, приходится отказываться от многих радостей жизни, но... я бы не сказал, что мне это в тягость. Иногда, честно говоря, устаю от всего этого, сетую дома на проблемы, а жена говорит: "Ну, тебе же нравится такая жизнь. Иначе бы ты ею не жил". Логично? Логично!
- А жена у вас кто?
- Она по образованию экономист. Сейчас работает в "Геркулесе" администратором. Очень приятный человек, я очень рад, что мы с ней встретились. Вообще, если честно, мне просто повезло и с женой, и с детьми, и вообще с судьбой. И вот так задумываюсь иногда накануне своего пятидесятилетия: а взять бы если да сбросить этак лет двадцать - согласился бы или нет? И, честно признаюсь: не знаю. Потому что в моей жизни было столько хорошего, столько пришлось бы делать заново, а получилось бы так же здорово, или нет? Неизвестно. Так что, наверное, не стоит.
- Вы счастливы?
- Я счастлив!

Комментариев нет:

Отправить комментарий