СПОРТ // 20.11.2007
8890
Завоевав два года назад самый высокий титул по версии NABBA среди профессионалов - "Мистер Вселенная", неоднократный чемпион мира по бодибилдингу в тяжелом весе уфимец Сергей Огородников стал первым россиянином-культуристом, достигшим такой высоты. Однако и Огородникову награда досталась только с седьмой попытки. Шесть лет подряд он выступал на конкурсе, но все время становился вторым. Судьи в один голос утверждали, что у Сергея недостаточно накачаны мышцы ног. Но спортсмен несмотря ни на что взял пьедестал почета. Уже второй год Сергей живет в Самаре. Тем не менее про столицу Башкирии спортсмен не забывает и часто наведывается в гости. Так, на недавно прошедший чемпионат России по атлетическому фитнесу и культуризму Сергей приехал с показательным выступлением. <Мистер Вселенная> дал очень высокую оценку соревнованиям и пообещал участвовать в будущих чемпионатах. Тем более, что организаторы планируют провести в Уфе чемпионат Европы по бодибилдингу. Огородников рассказал <МКС> о своих дальнейших планах.
Мне приятно сравнение с Арнольдом
— Далеко не все жители Башкирии знают, что у них такой знаменитый земляк. Не обидно?
— Не-а. Я даже чересчур спокойно отношусь к своим успехам, так что мне все равно… — На улице узнают?
— На улице я практически не бываю — передвигаюсь на автомобиле. Хожу только от подъезда до гаража и в обратном направлении. Иногда в магазины заезжаю. Конечно, бывает, подходят, автограф просят.
— Приятно?
— Естественно. Я с пониманием к этому отношусь: нужно сфотографироваться — без проблем.
— Вас уже традиционно принято сравнивать со Шварценеггером…
— По-моему, любого атлета ассоциируют со Шварценеггером. Арнольд – это без сомнения, феномен. Его увлечение культуризмом началось с того, что он в 1961 году на Олимпиаде увидел советского штангиста Юрия Власова. В 80-х годах Шварценеггер даже специально приезжал к нам, чтобы сказать Власову спасибо. А что касается титулов… Да, по большому счету я сейчас проделываю то же самое, что он делал в 60-70-х. Мне приятно такое сравнение.
— А в политику могли бы податься так же, как Арнольд?
— Наверное, нет. Для меня политика — это обман людей. Я человек открытый, честный. И если начал дело, то привык доводить его до конца. А политики в основном говорят, но ничего не делают. Так что я бы не стал связываться. В спорте я иду по стопам Арнольда, но кино и политика не для меня. Моя главная цель – соревнования.
- Вы считаете свои награды?
- Если честно, нет. Не подумайте, что я лукавлю сейчас. Дома у меня есть специальная стенка, где стоят кубки и медали, но места уже не хватает. Я как-то не очень сильно обращаю внимание на свои награды. На соревнованиях мирового и европейского уровня я начал участвовать с 1993 года и практически каждый год что-то завоевывал, всегда был в тройке призеров. Так что за это время, думаю, накопилось уже много всего.
- В какой роли интереснее – любителя или профессионала?
- Естественно, в профессиональных чемпионатах состав участников гораздо сильнее, конкуренция выше.
- Не смущаетесь, когда называют Мистер Вселенная?
- Ну, немногие знают мои титулы и заслуги, как правило видят знакомое лицо и понимают, что это просто какой-то спортсмен. Меня это не смущает, потому что очень редко так называют.
- Заграничные предложения поступали?
- Нет, за рубежом достаточно своих спортсменов, поэтому в русских нет заинтересованности.
- С чего началось увлечение бодибилдингом?
- Пожалуй, это дело случая и судьбы. Поступив в нефтяной институт в 1983 году, я был совершенно обычным парнем, таким же студентом, как и все, 78 кг при росте 178 см . Но в нашем общежитие была комната, где хранилось «железо» – штанга, гантели, гири - старшекурсники из Салавата очень активно занимались спортом. Этот город уже тогда славился качками, - смеется Сергей. Я увидел этих ребят и понял, что визуально сильно отличаюсь от них. Мне тоже захотелось иметь хорошую мускулатуру, чтобы во мне чувствовалась мощь и сила. Я попробовал тренироваться и мне очень понравилось. В СССР бодибилдинг считали капиталистической забавой. Увидеть настоящих атлетов можно было только в заграничных журналах. А в нашей прессе — сплошная антипропаганда этого спорта, везде писали, что, мол, буржуи опять с жиру бесятся. Однажды я увидел снимки негра Brian Buchanan и был просто поражен, не верил своим глазам. Мне казалось, что парню специально что-то прикрепили к телу и сфотографировали. Потихоньку мое любопытство и интерес переросли в профессиональный спорт, который стал моим образом жизни. Кстати, в 1995 году я выступал вместе с этим человеком на турнире "Мистер Юниверс", только я был в любительской категории, а он — в профессиональной.
- Неужели не лень было? Все-таки студенческие годы…
- Тренироваться я не ленился, а вот лекции посещать – это да. Но занятия спортом сделали меня более дисциплинированным, к третьему курсу я стал отличником. Спорт дал мне не только возможность развиваться физически, но и улучшил мои умственные способности.
- В каком возрасте уже поздно начинать тренировки?
- Начинать тренировки никогда не поздно. Прямо сейчас соберитесь и идите в зал.
- В версии NABBA вы завоевали все самые высокие награды. К чему теперь стремитесь?
- Я перешел в федерацию IBB и с ноября начал подготовку к мировому турниру «Мистер Олимпия» – это, если можно так выразиться, «высшая точка» в бодибилдинге. В нем участвует лучшая мировая десятка спортсменов. В феврале в Америке состоятся три квалификационных турнира. Я не загадываю, о награде не мечтаю, поскольку попасть на эти соревнования крайне сложно – необходимо сначала пройти квалификацию. Трое российских спортсменов выступали на «Мистер Олимпия», но особых успехов не добились, дошли лишь до 15 места. Однако даже этот результат – большое достижение.
- Научились справляться с повышенным вниманием?
- Особого внимания нет. Да я и не реагирую, хотя люди иногда шепчутся. Это приятно. Уже моя дочка шестилетняя начала замечать, что иногда на меня люди внимание обращают.
- Как семья относятся к вашим постоянным разъездам?
- А мы всегда вместе. Моя жена – это и тренер, и повар, 50% моего успеха – ее заслуга. Дочка с пяти месяцев начала ездить с нами по турнирам. Так что близкие все видят изнутри и понимают меня.
Люблю простых женщин
— Девушки, которые занимаются бодибилдингом, впечатляют?
— Как спортсменок уважаю, потому что понимаю, что они много работали для достижения результатов. А как к женщинам к ним я отношусь негативно.
Фитнес для девушек — пожалуйста, но спортивный культуризм — это лишнее. С каждым годом женский бодибилдинг популяризируют все меньше, даже специально отменяют соревнования. Спортивные федерации стремятся к тому, чтобы девушки перестали интересоваться подобными видами спорта. Это же некрасиво! Я женщин люблю простых, которые, вон, по улице ходят.
— Сейчас в мире мода на мужчин в стиле унисекс, вроде Ильи Лагутенко. Вы совсем не вписываетесь в формат…
— Моя жена меня любит, и мне этого достаточно. Мне неважно, что там про меня скажет тетя Маша или фотомодель Клава. Да ради Бога, я им не нравлюсь, и они меня не впечатляют. Мне безразлично, на кого сейчас мода. Но я считаю, что мужчина должен быть достойным. Не обязательно иметь какие-то титулы, но мужик не должен быть худосочным или слишком толстым. Когда я вижу худых или очень полных, становится обидно, что люди не могут собой заняться. Ведь все в ваших руках!
Для спортсмена диета — главное
— Можно ли добиться каких-то результатов без принятия вспомогательных добавок?
— Вот вы так странно рассуждаете… А почему обычные люди, когда им хочется спать, пьют кофе? Это ведь тоже допинг! Для того, чтобы добиться результатов, нужно принимать витамины, протеины и еще другие вспомогательные препараты. Не хочет спортсмен этого делать, пусть не пьет, его никто не заставляет.
— А как со здоровьем у тех, кто уже оставил бодибилдинг? Говорят, Шварценеггер на одних лекарствах сейчас живет…
— Ситуацию с Арнольдом прокомментировать не могу, просто не знаю. С остальными людьми вроде все в порядке. Ведь обычные обыватели, которые в меру пьют алкоголь, потом не загибаются от цирроза печени, проблемы-то у тех, кто меры не знал. Но в то же время существует поговорка "физкультура — для здоровья, а большой спорт — во вред". Дело в том, что в России нет людей, которые добились огромных высот, чтобы потом можно было проанализировать их самочувствие. Так что судить можно только по зарубежным атлетам. Естественно, визуально их форма и вес уменьшились, но все они живы, здоровы, насколько я знаю.
— У вас такая гора мышц, кажется, вы совершенно неприступный… А можете расплакаться?
— Да, конечно. Меня многое задевает, я ранимый человек, бывает, что и плачу. Я очень вспыльчив и очень отходчив. А вообще я очень миролюбивый. У нас есть голова и язык, чтобы решать проблемы без драк. Мне никогда не приходилось драться, только в детстве.
- А мистер Вселенная может расслабиться, на диване поваляться денек?
- С годами я все больше врос в свой спортивный образ жизни – тренировки перед соревнованиями два раза в день, постоянные диеты, здоровый сон и снова тренировки. Но один день в неделю отдыхаю – смотрю новости по телевизору, слушаю «Русское радио». Музыку люблю – у меня есть почти все альбомы Высоцкого, иногда «Воскресенье» слушаю. Еще очень нравится Григорий Лепс. Кстати, мы с ним приятельствуем. Он друг моих друзей, а потом и мы с ним познакомились. На сцене Григорий иногда бывает немного развязным, но вообще-то очень хороший парень.
- Свою силу в быту применяете?
- Естественно, жене помогаю. Посуду мою, пылесосом владею. В этом ничего так нет. Я сам очень люблю чистоту и порядок. Если нет жены дома, я никогда не буду ждать, когда она придет и все сделает, я уберусь сам. Хотя потом конечно ей намекну мягко.
— Обидно, когда вас называют качком?
— Теперь уже нет. Со временем я стал равнодушен к этому слову. Повзрослел и теперь уже по-другому отношусь ко многим вещам, на которые в прошлом мог обидеться.
— Ради чего бодибилдеры такие нереальные мышцы накачивают?
— Это уже как наркотик — трудно остановиться. Тем более, если спортсмен чего-то добился, ему хочется следующих побед. Складывается определенный образ жизни, поменять который непросто.
— Вы тщеславный человек? Вам нравится быть в центре внимания?
— Скорее нет. Я себя ощущаю белой вороной, и мне не очень нравится повышенное внимание к моей персоне. Я так рассуждаю: я добился многого, но сделать то же самое может любой, если будет упорным. Я не считаю остальных неспособными. Превозносить меня не надо. Конечно, необходима генетика, своеобразная структура мышц, но это уже второй этап. А самое главное, чтобы человек взялся за себя.
— Диеты соблюдаете?
— Я на диетах всегда! — смеется Огородников. — Это мой образ жизни: без питания бодибилдер не существует. Правильная диета — 50 процентов успеха. Стараюсь налегать на энергетические продукты — это все виды каш — в них углеводы, топливо для работы. Само собой, готовлю я их на воде, а не на молоке. Нельзя есть соленое, сладкое, жареное, копченое.