суббота, 11 августа 2012 г.

Физическая культура в России


 


В нашей же стране этот термин вошел в употребление в начале прошлого века. А после революции 1917 года его начали достаточно широко применять практически во всех высоких инстанциях. Именно это способствовало прочному его закреплению в научном и практическом лексиконе.

В Москве в 1918 году был открыт Институт физической культуры. В 1919 году Всеобучем был организован съезд, посвященный физической культуре. В 1922 году начался выпуск журнала под названием «Физическая культура». А в 1925 году начал выходить журнал "Теория и практика физической культуры». Нужно отметить, что выходит он и в настоящее время. Со временем термин «физическая культура» распространился и в странах бывшего социалистического лагеря, а также в некоторых развивающихся странах.

Физическая культура, безусловно, способствует физическому совершенствованию человека. Однако сегодня некоторые теоретики считают нецелесообразным использовать термин "физическая культура". Это связано с тем, что данного термина просто нет в научном лексиконе большей части стран мира. Кроме России, существует он также только в странах восточной Европы, которые более пятидесяти лет во всем ориентировались на советскую систему. Во всем мире вместо термина "физическая культура" используется понятие «спорт». Другие ученые считают, что физическую культуру нужно рассматривать в качестве цели, а спорт – в качестве средства ее достижения.

День физкультурника


Петр Францевич Лесгафт – основоположник вопросов физического воспитания


П.Ф. Лесгафт разработал концепцию, в которой утверждал, что анатомо-физиологическая сущность человека определяется его деятельностью. Для правильного функционирования любого органа или системы человека, они нуждаются в регулярной тренировке. Если же органам не давать нагрузки и не тренировать их, то они неизбежно атрофируются, утверждал Петр Францевич Лесгафт.

Работу над теорией и практикой физического воспитания, которая прославила его имя, П.Ф. Лесгафт начал на рубеже 1871-1872 годов.

Осенью 1872 г. П.Ф. Лесгафт работал консультантом в гимнастическом заведении А.Г. Берглинда. Здесь на практике он мог оценить свои теоретические разработки, которые позднее стали основой разработанной им рациональной гимнастики. П.Ф. Лесгафт был убежден, что гимнастику может сделать веским орудием совершенствования не только физического, но и нравственного уровня человека научный подход к ее организации и проведению.

Петр Францевич Лесгафт, исповедуя научный подход ко всем аспектам собственной деятельности, полностью отрицал любое «божественное начало», четко связывая психические процессы с физиологией человеческого организма. За такой подход министр народного просвещения лишил его возможности чтения публичных лекций, что достаточно серьезно повлияло на материальную сторону жизни Петра Францевича.

Именно в этот период П.Ф. Лесгафт полностью отдался захватившему его новому делу – стал разрабатывать вопросы физического воспитания. В гимнастическом институте Бергмана он наблюдал за проведением занятий, разрабатывал рекомендации, давал советы занимающимся, устанавливал последовательность и интенсивность физических нагрузок. При выполнении отдельных упражнений вел антропометрические исследования. Все эти наблюдения, проверенные практикой, помогли ему выработать собственный метод рациональной гимнастики.

Новый метод позволял добиваться большего эффекта, не содержал в себе ошибочных положений, как шведская немецкая и другие системы гимнастических упражнений. Будучи полностью уверенным в эффективности своей системы, Петр Францевич обращается в Главное управление военно-учебных заведений с предложением своих услуг. Первые занятия с воспитанниками Второй Петербургской военной гимназии начались в декабре 1874 года В марте 1875 года П.Ф. Лесгафт получает должность чиновника для особых поручений Медицинского департамента, и по поручению департамента отправляется за границу, чтобы ознакомиться с педагогической гимнастикой и учреждениями, которые готовят соответствующих специалистов.

За два года Лесгафт посетил 26 городов в 13 европейских странах и практически все учебные заведения, в которых готовились преподаватели гимнастики. Он беседовал с учениками и преподавателями, присутствовал на занятиях, знакомился с конструкцией и устройством гимнастических снарядов. Иногда даже высказывал рекомендации по их улучшению. После каждой командировки П.Ф. Лесгафт предоставлял о ней подробный отчет в Главное управление военно-учебных заведений. 

Длительные заграничные командировки, наблюдение за учебным процессом, изучение гимнастических систем, которые использовались в других странах, позволили П.Ф. Лесгафту сделать главный вывод о том, что успешное физическое воспитание возможно лишь, когда в его основе лежат знания законов физиологии и анатомии человека. Наибольший эффект гимнастические упражнения способны дать при соблюдении строгой последовательности и дозировке нагрузки, а также при учете индивидуальных особенностей занимающихся. П.Ф. Лесгафт добивается, что в сентябре 1877 года при Второй Петербургской военной академии открываются двухгодичные учебно-гимнастические курсы, где он руководит всеми практическими занятиями, а также читает лекции по анатомии.

Фактически Петр Францевич Лесгафт создал первый полноценный институт физкультуры. К сожалению, из его стен вышли только 14 преподавателей, так как началась русско-турецкая война и курсы закрылись. Однако каждый из 14 учеников Лесгафта получил от него подробные инструкции, в которых были сформулированы три принципа, актуальные и по сегодняшний день. 

Первый принцип определял постепенность и последовательность, именно так можно добиться наиболее эффективных результатов занятий. 

Второй принцип говорил о том, что исполнитель должен отчетливо представлять, чего именно он хочет достичь. 

Третий принцип гласил, что физические упражнения должны соответствовать индивидуальным физиологическим особенностям организма.

Комментариев нет:

Отправить комментарий