понедельник, 27 августа 2012 г.

Человек железной воли


  
Трехкратный чемпион мира по бодибилдингу Дмитрий Золин отмечает 60-летие!
Карьера бодибилдера стала для него непредвиденной случайностью. Если бы Золину сказали, что он станет чемпионом мира, да еще и в запрещенном в советские времена виде спорта – культуризме, он бы никому не поверил. Даже себе.
Дмитрий ЗОЛИН
Мастер спорта по тяжелой атлетике и культуризму. Неоднократный чемпион России по версиям IFBB, WABBA, NABBA. Трехкратный чемпион мира по версии WABBA. Победитель международного турнира «Мистер Вселенная» в разделе «Фитнес-супербоди».
Поворот судьбы
С 19 лет он профессионально занимался тяжелой атлетикой, но несчастный случай решил все за него. На тренировке на грудь упала штанга весом 135 кг. Итог - перелом шейных позвонков, месяц на вытяжке и полгода в гипсе. Диагноз врачей: жить будешь, но о спорте забудь.
- Мне тогда было 30 лет, – вспоминает Дмитрий Сергеевич. – Жена, двое детей на руках, и непонятно, куда двигаться дальше. Даже сумку тяжелую запретили носить. Однако через год я проходил мимо тренажерного зала и, услышав звон железа, не удержался. После травмы, конечно же, не мог ничего, но потихоньку начал тренироваться. В то время вошло в моду силовое троеборье.
Через год я прибавлял в каждом движении по 20 кг и выиграл чемпионат Челябинской области, взяв штангу 200 кг, отжав 100 кг и показав результат в становой тяге 210 кг.
Затем вошел в состав сборной области, и мы отправились на чемпионат СССР в Шауляй. Вместе с Сергей Гариным, Юрием Серебренниковым (нынешним министром по физической культуре) и Алексеем Альвианским.
Тогда в Прибалтике я впервые услышал про бодибилдинг, который был в Союзе под запретом. Посмотрел зарубежный журнал и подумал, что мне, наверное, таким никогда не стать. На дворе был 1985 год. Через годик и у нас начал зарождаться культуризм, правда под вывеской «атлетическая гимнастика». Мы попробовали выступать. Так, в 1986 году я стал чемпионом России, в 1988-м - чемпионом Союза и выполнил норматив мастера спорта СССР по атлетической гимнастике. Тогда возникли мысли попробовать свои силы на международной арене.
- Вы на кого-то ориентировались, занимаясь бодибилдингом?
- У меня не было тренера. Начал я уже поздно, в 38 лет. К счастью, за плечами была сильная база. Я отчаянно искал литературу, которая в то время была в дефиците, так же как не было ни видеокамер, ни фотоаппаратов, чтобы посмотреть на себя со стороны и проанализировать ошибки. Учился делать вольную композицию сам. Никто этого в России раньше не делал. В 1991 году впервые попал на международные соревнования, а в 1994-м в Португалии занял на чемпионате мира уже шестое место. Хотелось достичь совершенства. Кумиром моим был отнюдь не Арнольд Шварценеггер, а знаменитый культурист Ли Лабрада. Для меня это был образец гармоничной фигуры, к которому я стремился.
- Культуристы кажутся такими эгоцентричными. Или это видимость и они дружат между собой?
- На Западе я обращал внимание, что спортсмены из одной сборной очень дружны, болеют друг за друга, а вот за нашими, российскими атлетами такого не заметил. Не знаю, что у нас за менталитет. Но зависть присутствует. Мои друзья не связаны со спортом. А вообще, ближе всех мне моя семья. Она у меня дружная и крепкая. Жена и сыновья Виталий и Александр всегда поддерживали меня и словом, и делом. Сейчас это уже взрослые мужчины, у каждого своя семья. У меня трое замечательных внуков, с которыми я обожаю проводить время на природе.
- По какому принципу оценивается бодибилдер?
- Есть три федерации бодибилдинга: IFBB, WABBA, NABBA. Первая оценивает по весовым категориям, а в остальных федерациях – по росту. Я считаю, что соревнования по ростовым категориям смотреть гораздо интереснее, потому что у атлетов более гармоничные пропорции.
- Ваши ощущения после того, как завоевали титул чемпиона мира?
- Я решил отправиться на ЧМ с целью не просто прокатиться и принять участие, а попасть как минимум в тройку призеров. Только с таким посылом можно прийти к достойному результату. За три месяца перед чемпионатом я начинал подготовку: тренировки дважды в день и строгая диета. Исключаются жиры, соль и сахар. Остаются одни белки и чуть-чуть углеводов. Плюс аэробные тренировки. Спустя время осознаешь, насколько было трудно и как во многом приходилось себе отказывать. Жена готовит пищу детям, а я борюсь с аппетитом. Но я благодарен своей семье за понимание. Когда начиналась подготовка к соревнованиям, все знали и особо меня не трогали. Кстати, будучи чемпионом, выступать уже сложнее. Надо удержать титул.
- Не планируете вновь выступать?
- Хотя федерация NABBA и ввела новую возрастную категорию - «старше 60 лет», я не планирую возвращаться. В последние годы полностью перешел на тренерскую и судейскую стезю. Мне удалось войти в число лучших рефери мира, стали поступать приглашения на чемпионаты планеты, на турниры «Мистер Вселенная». Дважды, в 2011 и в 2012 годах, я работал в Челябинске на достаточно рейтинговых форумах «Миссис Урал».
Улыбка победителя
Часто во время соревнований бывает так, что бодибилдеры не следят за выражением лица на сцене, а между тем это очень важно. Нельзя забывать о том, что публика жаждет шоу, и умение подать себя - один из ведущих критериев в оценке жюри. Золин всегда устраивал мини-спектакль и способен зажечь любую, даже самую избалованную публику. Улыбка и отточенные движения получаются у него непринужденно и очень гармоничны со всем обликом в целом.
- Сложно ли подобрать правильную композицию к выступлению?
- Да, сейчас все кажется «легко и непринужденно». А я вспоминаю то время, 1987 год, когда выиграл свою первую «Россию». Ко мне потом подходили люди и говорили: «Тело - класс, но неужели нельзя на сцене сделать «лицо попроще» и улыбнуться?!» Мы для того и выходим к публике, чтобы заряжать позитивной энергетикой. Это публичный вид спорта, и об этом должен помнить любой бодибилдер. Тогда я стал очень тщательно следить за своим образом и движениями на сцене. Помню, как на чемпионате Европы в Бирмингеме (Великобритания) я не попал в первую шестерку, зато на следующий день на обложке городской газеты было мое фото. Англичане удивлялись, что «мистер Золин» показал совершенно другой русский характер – позитивный и доброжелательный, разрушив стереотип угрюмого русского с медвежьими повадками. Было приятно.
- Дмитрий Сергеевич, от лица всей редакции «МК-Урал» поздравляем вас с днем рождения и желаем процветания вам и вашей семье! Как вы отметите свой юбилей?
- Спасибо! В кругу семьи и друзей в Озерске, душевно посидим в городском кафе.
- Чего пожелаете начинающим бодибилдерам?
- Не сдаваться. Если поставил цель – идти к ней, не жалея себя. Потом судьба обязательно вознаградит.
* * *
Диета от Золина
- Чашка кофе с мармеладом или чай с лимоном.
- Яйца.
- Нежирное мясо, курица или рыба, приготовленные на пару.
- Овощи.
- Киви, грейпфруты и апельсины.
Интересные факты
  • Золин любит вкусно поесть: блинчики с мясом, пельмени, селедочка и соленые огурчики. Фирменное блюдо в его исполнении – шашлыки из свинины.
  • Он обожает отдыхать в саду, смотреть старое советское кино, в частности гайдаевские комедии о приключениях Шурика.
  • В копилке чемпиона 60 кубков и 140 медалей.
  • Самый большой вес, который Дмитрий поднимал за спортивную карьеру: 290 кг - приседания со штангой, 170 кг – жим штанги лежа, 90 кг - на каждый бицепс.
  • Любимая страна, помимо России, Испания. Она трижды принесла ему удачу - титул чемпиона мира.
  • Золин - заядлый автомобилист и «гонщик».

Комментариев нет:

Отправить комментарий