суббота, 11 августа 2012 г.

СССР » Культ тела: мы и они.


 


9
Культ тела: мы и они.
Участницы велопробега. Конец 1930-х гг.

Культ тела. Это словосочетание очень часто имеет негативную окраску - сейчас его любят использовать критики тоталитарных режимов XX века. Однако в советскую эпоху считалось, что "культ тела"- это там, на Западе, а у нас - сплошной "физкульт-привет!" и никакого культа. Культ тела, как противопоставление духовности, гармонии, честной соревновательности в спорте... Культ тела, как культ секса.

Интерес к спорту и прочим телесным радостям возник не сразу в 1920-е годы. Всё началось в конце XIX века, но именно после Первой Мировой войны человечество окончательно оккупировало пляжи, корты и велотреки. Холёная тучность безоговорочно перестала ассоциироваться с красотой и...богатством.

Культ тела: мы и они.
Артистки варьете в мини-юбках. 1920-е гг.

Культ тела: мы и они.
Обложка журнала 'Vogue'. Начало 1930-х гг.

Культ тела: мы и они.
Фотомодель в купальнике. 1920-е гг.

Кстати отношение к телу в 1920-е и в 1930-е годы заметно отличается. Поначалу это просто эстетизация крайней худобы и узкобедрости, и неважно как эта субтильность была приобретена - на беговой дорожке или посредством кофейно-ликёрной диеты (с утра - чашечка кофе, вечером - бокал ликёра). 1930-е годы породили новый эталон - худой, но совершенно здоровый человек (в СССР идеал был несколько крупнее, чем в других странах).

Культ тела: мы и они.
Советская спортсменка и спортсмен. 1920-1930-е гг.

Культ тела: мы и они.
Советские спортсменки. 1920-1930-е гг.

Культ тела: мы и они.
Активистки немецкой организации 'BDM'.
Конец 1930-х гг.

Советский и гитлеровский режимы просто сделали культ тела частью своей идеологии, но, отнюдь, не обладали "монополией" на него. Однако именно в СССР и в Третьем Рейхе телесное здоровье человека превратилось в дело государственной важности - оно уже не могло быть сугубо частным вопросом.

***

Академизм и аскеза: обнажённое тело.

Люди, пишущие о Третьем Рейхе, зачастую рассматривают его как совершенно автономное явление - без связи с историческим развитием Германии. Отсюда беспомощные попытки говорить о так называемой "эротике Рейха", о каком-то особом фашистском разврате, царящем в стране.

Культ тела: мы и они.

Культ тела: мы и они.
Фотографии Третьего Рейха.

Культ тела: мы и они.
Кадр из "Олимпии"

Следует заметить, что спокойное (лишённое сексуального посыла) отношение к обнажённому телу в Германии имеет давние корни. Достаточно вспомнить о том, что Фридрих Великий (человек почти аскетичный) украшал свою резиденцию довольно нескромными (с точки зрения распутника Вольтера) картинами. Кроме того, нудизм зародился в Германии ещё в конце XIX века (первый клуб открылся в 1903 году). Вместе с тем, уже тогда был заметен и мотив близости к природе, к естественному отношению к человеческому телу.

Культ тела: мы и они.


Культ тела: мы и они.

Национал - социалистическая пропаганда подхватила и использовала этот интерес к целомудренно-обнажённому телу в своих целях - для демонстрации арийского идеала красоты, для воспитания физически развитого человека - воина. Ни о каком развращении молодёжи и превращении немцев в стадо совокупляющихся идиотов речи идти не может - в строго регламентированном обществе попросту не может быть ни порнухи, ни свободной любви. (Можно ненавидеть Третий Рейх за преступления против человечности, но навешивать на его руководителей дополнительные ярлыки - безнравственно).

Культ тела: мы и они.
Кадры из "Олимпии".

Культ тела: мы и они.
Кадры из "Олимпии".

Скульпторы Третьего Рейха - Йозеф Торах и Арно Брекер стрательно воплощали в своих монументах образ сверхчеловека. Сверхлюди были просто обязаны походить на античных богов и героев. Их обнажённость не более сексуальна, чем неприкрытые тела Аполлона и Афродиты. (Торах так любил натурализм, что остаётся только удивляться и радоваться, что статуи Фридриха Великого у него получились одетыми).

Культ тела: мы и они.
Работа с натурщицей.

Культ тела: мы и они.

Культ тела: мы и они.
Монументы Йозефа Тораха.

Кстати, что странно, нудизм в Третьем Рейхе был официально запрещён, а девушкам, рискнувшим загорать в голом виде, пришлось бы тоже не сладко. То есть, ради идеи - можно, так - нет. Вам кажется это удивительным? Вообще, в культурной жизни Германии тех лет - много странного.Так, фривольные канканы вполне одетой Марики Рёкк клеймились, как неприличные, а фотографии голых натурщиц считались допустимыми и даже полезными... Одетые дамочки американского pin-up вызывали гнев в связи с их "распутством", а многометровые "венеры" Тораха срывали аплодисменты.

Культ тела: мы и они.

Культ тела: мы и они.
Монументы Арно Брекера.

Культ тела: мы и они.
Посередине - девушка (из одежды - один мяч).

В том-то и дело, что и Марика Рёкк, и американский pin-up, и полузапрещённые свинговые танцы обращались к эротике, к дразнящим полунамёкам, к вожделению под маской недоступности. Голые девушки - натурщицы никого не дразнят - они ждут художника, а не возлюбленного.

Обложки журналов 'Deutsche Leibeszucht'.
Обложки журналов 'Freikörperkultur und Lebensreform'.

Горные фильмы.

...Ещё задолго до прихода Гитлера к власти, в Германии большой популярностью пользовались так называемые "горные фильмы" - они повествовали о сомнительных радостях альпинизма, о преодолении трудностей, о снежных заносах и обвалах. Помимо "горных" фильмов существовали кинокартины об айсбергах, полярных лётчиках, об отважных девушках, затесавшихся во льды и о любви вышеозначенных лётчиков к этим девушкам. Режиссёры Арнольд Фанк и Георг Вильгельм Пабст, снимавшие все эти ледяные триллеры, с удовольствием использовали талант актрисы и скалолазки Лени Рифеншталь

Культ тела: мы и они.


Культ тела: мы и они.


Культ тела: мы и они.
Афиши и открытки с изображением Л.Рифеншталь.

Помимо красивых, но злых гор, эти фильмы демонстрировали возможности человеческого организма, его торжество над холодом и высотой.Так что культ тела, силы и здоровья существовал в Германии ещё до Гитлера - при нём это любование мускулами приобрело пропагандистский характер, но, отнюдь не появилось впервые.

Культ тела: мы и они.


Культ тела: мы и они.
"Донацистский" период творчества Лени...

***

Общая картина.

Расовая теория включала в себя культ биологически здорового тела, культ деторождения и преумножения расы. Таким образом, сам смысл общения мужчины и женщины лишался всякой романтики, уступая место физиологической целесообразности. Существует мнение, что "арийский" эталон красоты скучен, однообразен и безрадостен - мускулистый блондин с неподвижной нижней челюстью и лишённая всякой пикантности "снежная королева".

Культ тела: мы и они.

Культ тела: мы и они.
Эсэсовцы.

Культ тела: мы и они.
Частное фото.

Но эталон красоты - это всегда отражение господствующей в обществе идеи: Третий Рейх не нуждался в крутобедрых куртизанках и узкоплечих ботаниках - от их союза может получиться только тушканчик. Куртизанки отдыхали в Равенсбрюке, ботаники качали пресс. Даже слабосильный Рейхсфюрер Гиммлер маниакально сдавал спортивные нормы SS - боялся опозориться...

Культ тела: мы и они.


Культ тела: мы и они.
Спортивные полотна П.Кайля и открытка.

Я уже писала о том, что в 1930-е годы занятия спортом являлись, по существу, подготовкой к будущей войне. Помимо спорта в нацистском государстве культивировалось уважение к физическому труду - его, кстати, никогда не ставили выше умственного - физики / лирики там очень даже ценились.

Культ тела: мы и они.


Культ тела: мы и они.
Реклама спортивного праздника.

Нацисты уделяли детской физической культуре огромное внимание. Сравнение учебных планов немецкой гимназии начала 1930-х гг. и планов элитарной фашистской школы в 1937 г. показывает, что максимальное сокращение учебного времени пришлось на иностранные языки, а максимальное увеличение - на военно-физическую подготовку, не считая времени, отведённого общему физическому воспитанию.

Культ тела: мы и они.


Культ тела: мы и они.

...Когда девушкам исполнялось 17 лет, они могли быть приняты в организацию "Вера и Красота" ('Glaube und Schöncheit'), где находились по достижению 21 летнего возраста. Здесь девушек обучали ведению домашнего хозяйства, готовили к материнству, уходу за детьми. Но самым запоминающимся мероприятием с участием 'Glaube und Schöncheit' были спортивно-хороводные танцы - девушки в одинаковых белых коротких платьях, босиком выходили на стадион и выполняли несложные, но слаженные танцевальные движения. Женщинам Рейха вменялось быть не только сильными, но и женственными.

Кстати отношение к выступлениям 'Glaube und Schöncheit' не везде было позитивным. Религиозно настроенные граждане (особенно в небольших городках) резко отрицательно относились в этой "государственной порнографии". Кроме того, по поводу девушек из этой организации ходило много похабных шуток и слухов, которые не соотвествовали действительности - эти девицы были, скорее, весталками, чем вакханками...

Культ тела: мы и они.
Эталон мужика Третьего Рейха - принц, нацист, спортсмен, производитель -
Его Высочество Кристоф-Эрнст-Август Гессен-Касельский.

А на востоке в это самое время другие мускулистые блондины со своими крестьянскими Венерами строили социализм под звуки песен:
"Шагай вперед, комсомольское племя*,
Цвети и пой, чтоб улыбки цвели!
Мы покоряем пространство и время,
Мы — молодые хозяева земли."


Тоже племя и тоже хозяева. Кто - кого?

*Выражение «комсомольское племя» принадлежит И. В. Сталину («Приветствие Ленинскому Комсомолу» // Правда. 1928. 28 окт.).

***

"Любовь, Комсомол и Весна".

...В СССР с изображением обнажённой натуры было несколько сложнее, чем в Германии - тут сказывалась и природная стыдливость русского человека, и тот факт, что в советской идеологии не было места понятиям "сверхчеловек" или "расовый эталон", поэтому раздевать строителя коммунизма, дабы показать всё его совершенство, не было никакго резона. Но тем не менее, подобные изображения всё-таки появлялись, и они не были чем-то подпольным или полузапретным.

Культ тела: мы и они.
А. Дейнека "Игра в мяч"

Культ тела: мы и они.
А. Дейнека "Мать".

Почему в СССР не любили "ню"?
"Обнаженка" от соцреалистов.

Сталинский классицизм унаследовал от античности идею "героической наготы", даже не всегда прикрытой спортивными трусами и целомудренными лифчиками. Физкультурники, девушки с веслами - всё это традиция, творчески переработанная советскими идеологами. В 1930-е годы культ здорового, сильного тела ассоциировался с молодостью и силой страны.

Культ тела: мы и они.
И.Шадр "Девушка с веслом". ЦПКиО им. Горького.

Если в Третьем Рейхе культ тела связан, прежде всего, с идеей преумножения расы, а красивое, сильное тело рассматривалось как "биологически совершенная особь", то в СССР такое тело - это прежде всего тело образцового работника. Но кто бы они ни были - эсэсовец-производитель или стахановец с кайлом - оба не были свободны: их жизни принадлежали Вождям. Правда, в "тоталитарном" культе тела нет ни намёка на коммерцию, что не может не радовать!

Культ тела: мы и они.
А. Дейнека "Эстафета по кольцу "Б"

Культ тела: мы и они.
А. Дейнека "Обеденный перерыв в Донбассе".

Ещё один важнейший аспект - культ тела в Третьем Рейхе был связан с возрождением великого прошлого: тут и буквально понятая античная καλοκαγαθία, и постоянное обращение к тевтонско-прусским образам. Всё это было взглядом назад, а жить с постоянно повёрнутой назад головой - весьма утомительное занятие. В СССР была прямо противоположная задача - создание человека будущего, ибо прошлое в России (согласно постулатам агитпропа) было тёмным, жестоким и исполненным угнетения.Человек прошлого попёр на человека будущего! Как, скажите, может человек, которые мысленно всё ещё в треуголке победить человека, который мысленно уже в скафандре?!

Культ тела: мы и они.

В отличие от немецкой парочки с картины "Прилив и отлив",

Культ тела: мы и они.

советский вратарь летает в одиночестве...

"...У нее был тот спортивный вид, который за последние годы приобрели все красивые девушки." - такова Зося Синицкая из романа "Золотой телёнок".
"Передо мной стояла девушка лет шестнадцати, почти девочка, широкая в плечах, сероглазая, с подстриженными и взлохмаченными волосами - очаровательный подросток, стройный, как шахматная фигурка..." - это уже Валя из "Зависти" Юрия Олеши.

Культ тела: мы и они.


Культ тела: мы и они.


Культ тела: мы и они.
Обложка журнала "Огонёк" с парадом физкультурников.

Тот же Юрий Олеша в киноповести "Строгий юноша" даёт описание идеального мужчины:"Есть тип мужской наружности, который выработался как бы в результате того, что в мире развивались техника, авиация, спорт… Из-под кожаного козырька шлема пилота, как правило, смотрят на вас серые глаза.И вы уверены, что когда лётчик снимет шлем, то перед вами блеснут светлые волосы..." Далее следует описание такого же белокурого танкиста.

Культ тела: мы и они.
А. Дейнека "Ода весне"

Культ тела: мы и они.
А. Дейнека "Раздолье".

И резюме - "Светлые глаза, светлые волосы, худощавое лицо, треугольный торс, мускулистая грудь – вот тип современной мужской красоты. Это красота красноармейцев, красота молодых людей, носящих на груди значок ГТО." В угоду этому красивому и жизнеутверждающему, но всё же - стереотипу, для фильма "Весёлые ребята" выкрасили в блондина даже Леонида Утёсова:

Культ тела: мы и они.

Воплощать эталон можно только с белокурой чёлкой.

...Кстати детская сказка "Три толстяка" исполнена неприязни к физически неразвитому, рыхлому телу - полнота ассоциируется с поверженным имущим классом. Карикатурный буржуй непременно пузат и щекаст, а его многочисленные перстни врезаются в пальцы-сардельки. "Ихний" джаз Максим Горький именует "музыкой толстых"... Местный враг - НЭПман тоже не страдает отсуствием аппетита.

Культ тела: мы и они.


Культ тела: мы и они.


Культ тела: мы и они.
Советские плакаты.


Положительные же персонажи - начиная сказочными Суок и Тибулом, заканчивая вполне земными персонажами "Цирка", "Вратаря", "Волги-Волги" и "Строгого юноши" - непременно подтянуты, мускулиты, худощавы и всегда готовы. Злой гений из фильма "Цирк" соблазняет циркачку Зиночку именно тортом. Торт из "Трёх толстяков" с продавцом шариков, как символ мирового зла и тиранического угнетения человека. Долой пирожные! Да здравствует мясо - оружие пролетариата!

Культ тела: мы и они. Культ тела: мы и они.
Барельефы в Метро.

Вот "Волга-Волга"... Фильм напрямую не связан со спортом, но все видят, что Стрелка гоняет на велосипеде и умеет плавать. А как же? Девушка-математик из "Сердца четырёх" тоже при велосипеде и тоже плавает. На каждом крупном предприятии - своя футбольная команда, свой физорг, свои девушки с веслом (нарасхват, разумеется).

Культ тела: мы и они.
Группа спортсменов МОГЭСа (наверху - мой дедушка).

Культ тела: мы и они.
Справа - спортсмены города Одессы.

Кстати, в отличие от Третьего Рейха, где женщинам дозволялось быть слабее и капризнее мужчин, в СССР любая поблажка даме воспринималась как оскорбление - наши девчата были сильнее немецких - они и в противогазах бегали, и гребли, и метали, и перепрыгивали. И всё это - в свободное от работы время.

И пели песни:

Чтобы тело и душа были молоды,
Были молоды, были молоды,
Ты не бойся ни жаpы и ни холода,
Закаляйся, как сталь!


Культ тела: мы и они.


Культ тела: мы и они.

Заметьте - сначала идёт тело, а уже потом - душа. "В здоровом теле - здоровый дух!" - именно так. 'Mens sana in corpore sano' - взято из Ювенала и приспособлено под лозунг. Ты закаляйся, как сталь, а духовность появится сама - после сотого отжимания. "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!" - нескладно, зато правильно.
Или вот "Футбольная песенка" Льва Ошанина:
Над зеленым стадионом с легким звоном
Хочет мяч целый мир облететь...


Культ тела: мы и они.


Культ тела: мы и они.

А в конце - так:
В каждом поле, в каждой школе — стадионы,
До чего ж молодежь горяча!

Даже завидно...
Да. "Тоталитарным" режимам были нужны солдаты и матери солдат, рабочие и колхозницы, инженеры с бицепсами и балерины, которых, в случае чего, можно послать на передовую. Обществу потребления всё это, видимо, не нужно...

Культ тела: мы и они.
А.Герасимов. Портрет Ольги Лепешинской.

Культ тела: мы и они.
А.Дейнека "Футболист" - "...Хочет мяч целый мир облететь..."

***

Что же мы имеем на сегдняшний день? Тоже в некотором образе культ тела. Не здоровья, нет. А именно - тела, как такового. Оно уже не призвано выполнять задания Партии (оно даже имеет право быть пропитым и прокуренным). Оно может никого не рожать, нигде не работать, ничем не копать, никуда не бежать в противогазе и не бить ни по какому мячу никакой быстрой ножкой.

Современный культ тела освобождён от условностей, в число которых входит элементарная забота об организме. "Ухоженный" человек обязан быть не столько спортивным, сколько презентабельно-сексуальным. Никого не волнует, сколько пачек в день выкуривает высокомерная фитнесс-леди и сколько ботокса залито в её постаревшее раньше времени лицо.

Культ тела: мы и они.


Культ тела: мы и они.


Культ тела: мы и они.
Современная гармония тела и души...

В книге Сергея Минаева "Духless" шикарно об этом сказано:

"...И у всех мальчиков прокачанные руки, а у всех девочек прокачанные животы. Все очень спортивные, слегка загорелые, кричаще модные и гиперсексуальные. Одним словом, молодые боги, с шикарными спортивными телами, пышущими здоровьем, и совершенно порочными лицами, с нездорово блестящими глазами.
И все беседы строятся здесь вокруг двух диаметрально противоположных тем — наркотиков и здорового образа жизни...
Так и живут. Утром к тренеру, вечером к дилеру. С утра изматывают себя тренажерами, вечером - наркотиками. Мне кажется, что они так усердно занимаются собственным здоровьем утром только для того, чтобы было чего гробить вечером..."


Пожалейте тело - побегайте в парке!

Комментариев нет:

Отправить комментарий