Некое предисловие:
В 1969 году в газете «Советский спорт» по заказу спортивного истеблишмента СССР была опубликована серия скандальных статей с загадочными названиями «Репей в конфетной обертке» (Советский спорт. 15.04.1969. С. 4.), «Троянский конь культуризма» (Советский спорт. 28.09.1969. С. 3; 29.08.1969. С. 3.). Автором их был некий Дмитрий Иванов. Вроде бы заслуженный человек, чемпион мира по тяжелой атлетике 1954 года. Давайте сначала поближе познакомимся с ним. Вот некоторые выдержки из его характеристик, данных сотрудниками газеты «Советский спорт», где он имел честь плодотворно трудиться, и где «прославился» пасквилями на бодибилдинг.
«Чемпион мира по тяжелой атлетике Дмитрий Иванов в редакцию пришел практически с помоста и сразу попал в штат. Притом журналистского образования не имел. Дабы наверстать упущенное, поступил на журфак МГУ и в учебе проявил поразительное трудолюбие.
Рабочий день Иванова часто начинался в шесть утра, с первым поездом метро. Он писал заметки, оставлял их в машбюро и бежал на журфак. А вечером возвращался в редакцию с новыми заметками. И в подобном жестком режиме жил несколько лет. Признавался, что побить рекорд легче, чем выдерживать такую гонку. Но Дмитрий выдержал. Его журналистский почерк отличало не только профессиональное знание тонкостей тяжелой атлетики, но и нетривиальное описание событий на помосте.
В «Советском спорте» отношение к Дмитрию было… неоднозначным. Иванов был компанейским парнем, охотно предоставлял коллегам для застолий свою просторную квартиру (а жил чемпион на одной лестничной площадке с зятем Хрущева Аджубеем - в доме напротив Моссовета). Притом Дмитрий откровенно делал карьеру: стал председателем месткома, потом секретарем партбюро, входил во всевозможные комитеты и комиссии, чтобы быть рядом с руководством газеты и Госкомспорта. Никогда не возражал нужным людям. Итог - быстрое продвижение по служебной лестнице.
И кто бы мог представить, что главной чертой талантливого репортера и карьериста была… порядочность».
Ну вот, после этой характеристики автора нижеследующего материала нашему читателю представляется удобная возможность сравнить то, что написано выше, с тем, что улавливается из его статьи, поднятой из моего архива. Слабонервных прошу запастись валидолом, а невыдержанных – выставить детей из квартиры.
Внимание: я отвечаю за аутентичность материала – он приводится один в один!
ИЗЛОМ
1. "УНИКУМ" ОКАЗАЛСЯ НЕВМЕНЯЕМЫМ
Летом этого года в народном суде Сокольнического района Москвы слушалось дело Владимира Бурилова. Выступала, пострадавшая сторона, давали показания свидетели, а скамья подсудимых... пустовала.
Может, я бы и не узнал о преступлении Бурилова, если бы не письмо одной матери, обеспокоенной судьбой не только своего сына. Вот что она писала в газету "Советский спорт":
"Дорогие товарищи! Есть в Москве студия атлетизма. До занятий в ней мой сын не курил и не пил. Теперь же курит, нередко напивается. У нас появились американские снимки, даже порнографические... Что это за студия? Уж не существует ли она специально для того, чтобы разлагать нашу молодежь? И "вербовка" в нее проводится как-то странно: сначала парня изобьют до полусмерти, а потом выступает "спасатель" и отводит "спасенного" в студию - так было с моим сыном. Хотела я побывать на занятиях, встретиться с тренером, но сын не дает мне адреса. Если вас не затруднит, ответьте мне через газету, где эта студия и почему она существует..."
Тревога матери, пожелавшей остаться неизвестной, дабы не повредить сыну, оказалась обоснованной. Да, есть такая студия. И не одна... Не пытайтесь узнать адреса этих заведений в районных спорткомитетах, в райкомах Комсомола. "Не имеем понятия...", "У нас с культуризмом давно покончено...", "Не слышали...", - вот так мне отвечали в этих организациях.
Кончик нити, ведущей в одну из самодеятельных студий, удалось обнаружить в 98-м отделении милиции.
- Отзанимались! - многозначительно сказали мне там. – Студия закрыта, а ключ от нее в прокуратуре...
- Дело серьезное, - подчеркнул старший следователь прокуратуры Сокольнического района В. Н. Дурнев. - Было черт-те что, а не студия атлетизма. Приходили туда, кто хотел и когда угодно... Следствие почти закончено, поэтому мы решили вернуть ключи. По-моему, занятия уже возобновились. На этом очень настаивал Марк Яковлевич Казарновский, научный сотрудник ВНИРО (Всесоюзный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии).
Получив адрес, я без особого труда отыскал студию "Муромец", где встретили меня настороженно.
- Как вы нас нашли? - неприязненно спросил один из занимающихся.
- "Знаменитыми" стали...
- Понятно, из прокуратуры. Подвел нас "Уникум", но он не наш – из "Нарцисса" пришел. Это у метро "Аэропорт"...
- Кто вас тренирует?
- Тренер нам не нужен.
- Что же нужно?
- Инвентарь, соревнования...
- Протеины...
- Девушки еще нужны! - отозвался розовощекий парень с гусарскими усиками.
В "Нарциссе" встретили приветливее, но...
- Хорошо, что журналист нас посетил. Посмотрите теперь все сами. А то газета "Советский спорт" все пишет-расписывает: "Культуристы - эгоисты! Культуристы - эгоцентристы!". Может, и эгоисты, но не пьянствуем, не хулиганим...
- Не скажете ли, почему Бурилова прозвали "Уникумом"? В чем проявлялась его уникальность?
- Пил по-черному, но и тренировался по-страшному. Здорово раскачался!.. Так он уже года два как от нас откололся - в "Муромец" ушел...
Правду говорят: на ловца и зверь бежит. В редакцию пришло письмо с точным адресом еще одной студии - "Геракл". А вот четвертую - "Персей" разыскивал около двух месяцев. Когда переступил ее порог, услышал требовательный вопрос: "Кто вам сообщил, где мы находимся?.."
Итак, "Муромец", "Нарцисс", "Геракл", "Персей"... Сколько в Москве подобных заведений, никем не контролируемых, самостийных? Этого пока никто не знает. Начальники ЖЭКов, не без содействия которых вьются культуристические гнезда, помалкивают о таком "вкладе" в дело развития физической культуры и спорта по месту жительства населения.
А тем временем в студиях процветает "вольница". Новобранцев здесь никто не спрашивает, откуда они, где работают, учатся. Их прошлое, настоящее и тем более будущее никого не волнует. Здесь вместо тренеров - "шефы", а занимающиеся чаще называют друг друга по кличкам: "Грузчик", "Скула", "Деловой", "Американец", "Рыхлый"... Здесь никто никого не поучает и ничему не учит. Отдал "шефу" или "казначею" десять рублей за "прописку", заплатил за месяц вперед (разумеется, без выдачи квитанции - дело-то полюбовное) и "качай" фигуру, как вздумается и когда угодно...
Вот такая "малина" и завлекла шесть лет назад Владимира Бурилова, слабоумного подростка, в подвал дома 6 по улице Острякова.
Основатель и бессменный "шеф" студии "Нарцисс", свободный художник Владимир Моисеевич Шубов, проживающий в Красногорске, рассказывает: "Я замечал, что "Уникум", мягко говоря, "с приветом". Странный был парень, но не настолько, чтобы на кого-то руку поднять".
...Горе, тяжелее, непоправимое, постигло Нину Николаевну Бурилову. Одна, без мужа, растила сыновей-близнецов. И вот...
- Кровного брата чуть не убил! Сам больной, так здорового сделал инвалидом... Головы бы поотрывать тем, кто заманивает парнишек в эти проклятые ловушки, - рыдает безутешная мать.
- Не умен был. Это верно. Но работать-то мог,- говорит о внуке Марфа Агеевна. - Так нет же - все силу "качал". "Мне, говорил, тренировка дороже любой работы". А еще похвалялся: "Никто в мире не съест столько, сколько я!". Какие-то порошки, таблетки глотал. И все дулся, перед зеркалом красовался - смотреть было противно...
Нина Николаевна не раз пыталась разыскать "ловушку", чтобы поговорить о сыне с тренером. Даже в милицию обращалась. Брата из Алма-Аты вызвала, думала, что он сумеет вразумить совсем потерявшего голову племянника. Но Владимир, увидев дядю, исчез из дома и где-то пропадал одиннадцать дней.
- Брат, - говорит Нина Николаевна, - сразу понял, откуда ветер дует: порвал фотографии американских культуристов - Володькиных идолов. Потом в милицию пошел, сказал там: "Парень занимается черт знает чем, работать не хочет, а вы его к порядку призвать не можете?!"
Трагедия в доме Буриловых произошла в феврале, когда Нина Николаевна лежала в больнице. "Уникум" пришел из студии не в духе. Косясь на брата (Николай смотрел с приятелем телевизор), сердито спросил: "Где еда?".
Пообедав, Владимир хотел отдохнуть, но Николай сказал, что надо вымыть после себя посуду. "Сам мой!", - последовал ответ.
"Коля спорить не стал, - свидетельствует Марфа Агеевна. - Взял тарелки и пошел на кухню. Вижу, Володька - за ним. Меня словно в сердце кольнуло, пошла следом, а он уже возвращается. Коля же, смотрю, на полу лежит, голова в крови. "Убил! - кричу. - Убил! Помогите!". А Володька спокойненько оделся и ушел..."
К счастью, Николай, как говорилось выше, - остался жив. Неизвестно, оправится ли он полностью после того страшного удара молотком по голове.
Если бы работники сотого отделения милиции отнеслись к этому событию с должной мерой ответственности и действовали оперативнее, то они сумели бы предупредить другое, еще более страшное преступление. Две недели "Уникум" оставался на свободе. Это время он упражнял бицепсы в студни "Муромец", где и ночевал, скрываясь от возмездия. Здесь же четвертого марта в одиннадцатом часу вечера Бурилов убил человека, очистил его карманы и скрылся.
Товаровед Познанов строительством тела не увлекался, но изредка в студию заходил. По отзывам сослуживцев, это был очень добрый, тихий человек. Жизнь его складывалась не лучшим образом. Учился в медицинском институте - недоучился. Женился, родилась дочь, развелся с женой... Остается загадкой, что его, тридцатисемилетнего, влекло к культуристам, чего он искал в студии? А нашел в ней... свой конец.
В. Бурилов уверяет, что убийство совершено без всякого повода ("Он мешал мне спать...", - вот и весь сказ). Когда Познанов в состоянии сильного опьянения прилег на скамейку, "Уникум" придавил его горло 90-килограммовой штангой, после чего стащил свою жертву на пол и завершил злодеяние двумя ударами по голове двухпудовой гирей...
Два дня шел суд, но убийцы на скамье подсудимых не было. Судебно-медицинская экспертиза признала В. Бурилова невменяемым, нуждающимся в длительном принудительном лечении.
Вероятно, не стоило бы писать о таком. Но ведь в крайне нездоровой культуристской среде "Муромца" преступление "Уникума" не единичное. В 1975 году был осужден Каленов, который так, от избытка сил, "снес" челюсть незнакомому мужчине. В декабре прошлого года "отличился" Фасонов - "Деловой", как его называли в студии.
Кстати, если бы следственные органы внимательнее отнеслись к уголовному делу Фасонова, то им не пришлось бы заниматься "Уникумом". В приговоре говорится, что Фасонов совершил "злостные хулиганские действия, отличающиеся по своему содержанию особой дерзостью, будучи в состоянии опьянения после того, как вышел из тренировочного зала". Заметьте, не из ресторана вышел, а из тренировочного зала. Но никто не заинтересовался, что это за спортзал, из которого выходят пьяные.
Каленов, Фасонов, Бурилов... Это "герои" только одной студии. Так что же, выходит, культуризм их сделал преступниками? Я бы не стал утверждать так категорично. Ясно лишь одно: культуризм собрал их вместе, под одну крышу. А вот почему собрал - особый разговор.
Восемь лет назад в "Советском спорте" была опубликована серия статей под общим названием "Троянский конь культуризма". В них рассказывалось о том, как под видом атлетизма в наше физкультурно-спортивное движение внедрялся чуждый вам по своему духу культуризм. Это явление было резко осуждено Спорткомитетом СССР. Вот что говорилось в постановлении от 24 января 1973 года:
"В последнее время получили распространение виды физических упражнений и занятий, ничего общего не имеющие с советской системой физического воспитания, несущие опасность распространения чуждых советскому обществу идей в области физической культуры и спорта, содержащих вредную социальную направленность...
В некоторых коллективах физкультуры, на спортивных сооружениях, при жилищно-эксплуатационных конторах разных городов страны стали получать распространение группы атлетической гимнастики. Однако из-за отсутствия должного контроля и руководства со стороны комитетов по физической культуре и спорту и советов спортивных обществ в большинстве случаев в так называемых группах атлетической гимнастики насаждается и проповедуется культуризм. Тренировки включают лишь упражнения с отягощениями, направленные на безмерное увеличение мускулатуры, предусматривающие разучивание позирования, и носят чисто культуристический характер.
Занимающимся в секциях культуризма внушается мысль, что за короткий срок они достигнут физического совершенства, обретут незаурядную силу, чего якобы нельзя достичь в обычных спортивных секциях и группах общей физической подготовки.
Самолюбование, крайний эгоизм, щеголяние так называемой культурой тела - все это находится в противоречии с гуманностью и прикладностью советской системы физической культуры и спорта, воспитывающей коллективизм, трудовую и политическую активность, способствующей гармоничному развитию организма..."
Физкультурно-спортивным организациям запрещалось создание секций культуризма и предписывалось навести порядок в секциях атлетической гимнастики, деятельность которых должна быть направлена на всестороннее развитие человека и осуществляться в соответствии с едиными научно-методическими рекомендациями.
Некоторые спорткомитеты, в частности, московский, поспешили отрапортовать, что с культуристическими очагами у них покончено. И вот тут, в обстановке уже полной бесконтрольности, за дело взялись "шефы"...
2. "ПОМОГИ НАМ, МЫ ПОМОЖЕМ ТЕБЕ"
В замечательном кинофильме "Цирк" есть такой забавный эпизод: американский мистер, готовясь к выходу на арену, облачается в резиновый костюм, который, раздуваясь от накачки насосом, превращает хилого гастролера в Геркулеса. Подобное надувательство, в буквальном и переносном смысле, - сущность культуризма.
Движение "бодибилдинг" ("телостроительство"), а точнее - искусственное конструирование мышц, зародилось в Англии. В конце прошлого века предприимчивый атлет Евгений Сандов основал школу "Физикал культур". За "умеренную плату" он обещал своим ученикам после трех месяцев тренировок с легкими гантелями "мышцы и силу Геракла".
Причем Сандов давал гарантию, что за короткий срок окружность груди у занимающихся по его системе увеличится на 7,5 см, бицепсов - на 5 см... Рекламируя свою школу, он обращался к людям, ведущим сидячий образ жизни, заверял их в том, что с мускулатурой они обретут отменное здоровье, крепкую волю, чтобы "с мужеством встречать жизненные невзгоды".
Эта легенда о чудодейственности культуризма нет-нет да зазвучит и сегодня. Но, спрашивается, если телостроительство столь благотворно воздействует на человека, то почему оно за 80 лет своего существования ни в одной стране не стало государственной системой физического воспитания? Ответ один: в культуризме таится опасность для гармонического развития личности как в физическом, так и нравственном отношениях. Только эта опасность не лежит на поверхности. Не думаю, что идеологи строительства тела не понимают, чем плох культуризм, но ими правит дух наживы...
"Добро пожаловать в мир мускулов Вейдера!" - торжественно приглашает журнал "Маскл бильдер энд пауэр". "Строительство тела важно для строительства нации", - провозглашает это богато иллюстрированное издание, недвусмысленно намекая, что каждый патриот своей страны должен приобщиться к "легиону вейдеровских чемпионов".
Из номера в номер перекочевывают материалы, восхваляющие Джо Вейдера: "Он действительно самый великий тренер культуристов!"."Только Джо Вейдер понимает телостроительство, и поэтому он создал большое количество протеиновых препаратов"...
И сам Джо скромностью не отличается. "Вот люди, которых я создал", - заявляет "Создатель", представляя читателям журнала "суперменов".
Реклама и самореклама в мире капитала - двигатель торговли. А миллионеру Вейдеру есть чем торговать. Но, видно, не очень ходок его товар. Американцы - народ практичный. Ныне бег трусцой в моде: и здоровье в порядке, и доллары целы. Как же действует Вейдер?
"Помоги нам, мы поможем тебе", - обращается Джо к читателю и наставляет: "Если хотите накачать мышцы, то позвоните я любую лавку и скажите, что желаете покупать товары Вейдера... Ваша поддержка поможет нам финансировать команду наших суперзвезд, чтобы послать ее на международные соревнования..." Заметьте, никакой личной выгоды: вы потребуете наши товары, мы субсидируем команду.
"Звезды" тоже не бездельничают. На фотоснимке Арнольд Шварценеггер - пятикратный мистер "Юниверс", шестикратный мистер "Олимпия". Далее следует высказывание культуристского чемпиона: "Вейдеровская штанга - прекрасный снаряд, который я использую дома". Понимай: "Хочешь иметь фигуру, как у меня, - обзаводись спортинвентарем фирмы Вейдера". По такому же принципу читателю внушают, как полезно употреблять протеиновые препараты - "Пантотоник", "Напиток для набора веса", "Суперлецитин", "Мгновенная энергия"...
Арнольд Шварценеггер, Франко Коломбо, Боби Робинсон, Френк Зеин и многие другие "вейдеровские чемпионы" с умопомрачительными мышцами, восхваляют "культ тела" по подсказке Вейдера. Иначе и быть не может: "Класс, имеющий в своем распоряжении средства материального производства, располагают вместе с тем и средствами духовного производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются в общем подчиненными господствующему классу" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч. 2 изд., т. 3, стр. 46).
У Джо есть надежный партнер - родной брат Бен Вейдер, основатель и президент Международной федерации культуризма (ИФББ), издатель журнала "Маскл бильдер энд пауэр". Этот деловой человек с улыбкой продавца тоже обожает рекламу. В одном из номеров за 1975 год я насчитал свыше тридцати (!) фотографий президента. Некоторые снимки весьма любопытны, поскольку открывают круг знакомых и друзей Бена Вейдера. Среди таковых Оскар Стейт, изгнанный из Международной федерации тяжелой атлетики. Чарльз Палмер, владелец лондонских публичных домов, а также премьер-министр ЮАР Форстер...
Бен Вейдер повсюду ищет союзников, превознося культуризм как "самый быстро растущий спорт в сегодняшнем мире". Но кому не известно, что в телостроительстве нет ничего спортивного?!
Так называемые конкурсы красоты превратились в паноптикумы уродства. Активно "накачивая" мышцы, чтобы перещеголять друг друга в позировании, культуристы теряют чувство меры. В их сознании укореняется извращенное понятие об эстетике человеческого тела. У них и психика меняется. "Маскл хэд", что в вольном переводе означает "голова, начиненная мускулами", - так говорят в США о культуристах.
Американским парням, любящим спорт, осточертела назойливая пропаганда телостроительства. "Пожалуйста, никогда не загрязняйте "Интернэшнл олимпик лифтер" культуризмом и культуристическим троеборьем", - советует редактору тяжелоатлетического журнала Бобби Хайсу молодой читатель С. Паппас из штата Миссисипи.
Как-то несколько лет назад, когда наши штангисты летели на чемпионат мира в Колумбус, комсорг сборной Геннадий Иванченко меня упрекнул: "Зря вы нападаете на культуризм. Полезное занятие...".
"Что ж, летим в Америку, - ответил я ему. - Сам узнаешь, что это такое".
На обратном пути в Москву чемпион мира сказал: "Вы правы. Страшно уродуются ребята. Пичкают себя протеинами, анаболики применяют, а перед выступлением, чтобы выглядеть эффектнее, мышцы парафином нашпиговывают... И в моральном отношении явно ущербны. Представляете, о гомосексуализме они говорят, не стесняясь, как о чем-то вполне естественном..."
Таков культуризм. Иным он и быть не может, поскольку является продуктом ловких предпринимателей, таких, как миллионер Боб Гоффман, братья Вейдеры... Конкурируя между собой, бизнесмены одурманивают молодежь, обещая силу, здоровье и красоту.
Да, некоторые культуристы обладают громадной силой. Но эта сила в отрыве от таких ценных физических качеств, как выносливость, ловкость, быстрота, не имеет прикладного значения. Она неполноценна.
О здоровье и говорить не приходится. Даже идеальнейшее развитие фигуры не обеспечивает крепкого здоровья, если в тренировках используются только упражнения с отягощениями. Явно ошибочно мнение о том, что будто бы крепкое здоровье и мощные мышцы - понятия однозначные.
Что же касается красоты телесной, то в культуризме ценятся только мышцы, вернее, их внешний вид, а выставлять свое тело напоказ, принимать перед публикой напряженные позы - это едва ли мужчину красит.
"Когда я вижу культуриста на пляже, - пишет нам о подражателях западным образцам "телостроительства" свердловчанин Ю. Тундыков, - я наблюдаю за ними с усмешкой. Но когда сталкиваюсь с фотоизображением культуриста в журнале, то это вызывает у меня чувство горечи и досады. Эти люди не понимают того, что они не умны, что им не хватает эстетического вкуса. На мой взгляд, здесь происходит вольное или невольное унижение человеческого достоинства".
Культуристы, как я убедился, знакомясь с деятельностью московских студий, обладают большим самомнением. Есть среди них личности крайне неуравновешенные, и почти все склонны к самолюбованию. Удивляться не приходится: односторонность в цели и в средствах ее достижения отрицательно сказывается и на воспитании, следовательно, и на всей дальнейшей жизни человека.
- Спасибо, что пришли, - обрадовалась мать культуриста Федора Сазонова (фамилию я изменил). - Вот, полюбуйтесь: все эти полки были уставлены замечательными книгами, а теперь видите - ни одной. Продал... Такой был любознательный, а сейчас ничем не интересуется. Из института ушел с третьего курса. Компании, попойки... Измучилась я... сердце болит. Тридцать два года, а жениться не думает... Скажите хоть вы, что же это за спорт таков - культуризм?
Объяснить было несложно: благо недоучившийся инженер на книжных полках в две стены "со вкусом" расположил "наглядные пособия" - увеличенные фотографии (переснятые из журналов) позирующих "мистеров" и "миссис" - "Америка", "Юниверс", "Олимпия".
- Я догадывалась, откуда это к нам идет. Вы уж не говорите ему ничего. Скандал устроит. Он такой нервный стал. "Ты, говорит, в мои дела не вмешивайся". А как не вмешиваться? Ведь не он один этим безобразием занимается... И других портят...
Похоже, потерянным человеком стал для матери технолог Сазонов. Похоже, не доведется ей понянчить внуков. Что меня озадачило, среди культуристов с десяти-пятнадцатилетним стажем много неженатых. Жили и живут для себя. Только для себя!
Не в восторге от культуристов и их коллеги по работе.
- Если говорить начистоту, большим хамом стал, как приобрел мускулатуру, - сказали мне о слесаре Филонове. - К примеру, стоим в очереди, ждем, когда начнут выдавать зарплату. А он заявляется и сразу - к кассе. Всех от окошка оттеснит и ухмыляется: попробуйте, мол, справьтесь со мной...
- В кино или еще куда с ним лучше не ходить. Все знают. Обязательно к кому-нибудь пристанет. Как же! Силу надо показать... Раз парнишку приподнял одной рукой и на другое место переставил. А парнишка был не один. Свистнул дружкам... Мы чуть в историю не попали. Сам-то он сухим выходит... Может, слышали, дружок его - у нас слесарем работал - на пять лет осужден. Тоже был культуристом. Как раздулся от накачки, возомнил о себе...
Что же можно противопоставить культуризму?
В конце прошлого столетия благодаря энтузиазму петербургского врача В. Ф. Краевского в России быстро вошел в моду атлетизм. В те времена спортсмены не останавливались на каком-то одном виде единоборства. Сильные люди соревновались в борьбе и боксе, в поднимании тяжестей и езде на велосипеде. Так, например, поступал наш первый чемпион Европы воспитанник Краевского эстонец Георг Гаккеншмидт. Такая многогранность позволяла российским атлетам добиваться высших спортивных показателей и одновременно иметь превосходное здоровье и красивое телосложение.
Примечательно, что первым, кто осудил печатно систему телостроительства Евгения Сандова, был именно Гаккеншмидт. Расценив новинку как сплошное надувательство, он противопоставил свою тренировку, в которую входили прыжки со скакалкой, плавание, борьба, бег, езда на велосипеде, упражнения с тяжелыми гирями. "Следовательно, - подчеркивал Георг, - Сандов и я принадлежим к двум совершенно различным школам".
Атлетизм как искусство развивать с помощью разнообразных физических упражнений мышечную силу, ловкость, выносливость, быстроту в определенной мере свойствен почти всем подвижным видам спорта. Однако его можно, выделив в самостоятельную отрасль физического совершенствования, поставить на службу тем, кто по той или иной причине не специализируется в спорте. Он мог бы стать доступной и эффективной формой тренировки для спортсменов, прекративших активные выступления. Что же требуется для создания секций атлетизма?
В первую очередь нужна программа и четкие организационно-методические рекомендации. К сожалению, пока нет ни того, ни другого.
Задача научного обоснования атлетизма была возложена на ВНИИФК еще одиннадцать лет назад. В 1973 году Спорткомитет СССР специальным решением обязал сотрудников этого научно-исследовательского института разработать программу и рекомендации. Нельзя сказать, что ученые ВНИИФКа ничего не делали. Недавно они представили в Главное управление физического воспитания населения Спорткомитета СССР второй вариант программы, но вряд ли он будет принят.
Беда в том, что научные работники пытаются создать некий гибрид атлетизма и культуризма. С упорством, достойным осуждения, руководитель лаборатории, которой поручено выработать программу, кандидат педагогических наук И. Осипов настаивает - и не первый год! - на том, чтобы атлетическая гимнастика стала новым видом спорта.
При этом предусматриваются наряду с состязаниями по многоборью ГТО и культуристическое троеборье - жим штанги лежа, приседание с весом на плечах, отрыв снаряда от помоста. А завершаться все должно соперничеством атлетов в "вольных упражнениях с предметом и без предмета", то есть в позировании.
- Зачем вы это делаете? - спросил я Ивана Тимофеевича.
- А что, если лет через пятьдесят культуризм войдет в программу Олимпийских игр? Мы должны быть к этому готовы...
Вот как предусмотрительны некоторые наши ученые - на пятьдесят лет смотрят вперед в защите культуристских извращений! А сегодняшние проблемы не решаются.
Упорство руководителя лаборатории поддерживается его окружением. Когда в кабинет вошел мужчина с бородкой, И. Осипов меня спросил: "Вы не знакомы? Евгений Колтун, большой специалист по атлетической гимнастике! Наш аспирант..."
Спустя несколько дней в журнале "Маскл бильдер энд пауэр" читаю: "Мы благодарны руководителю клуба "Антей" мистеру Евгению Колтуну за информацию о деятельности культуристов Тюмени. Нам приятно опубликовать фотографии сибирской команды, которая недавно возвратилась из Ялты, где давала выступления...".
Оказывается, единомышленники Колтуна втягивают подростков в телостроительство, обещая одарить их силой, здоровьем, красотой. Причем плата, можно сказать. символическая. И берут ее не ради наживы: "Мы даем тебе возможность накачивать мышцы, а ты помогаешь нам, бывалым, выехать на субботу и воскресенье в Калининград или Таллин, Казань или Тюмень: должна же видеть периферия, какие фигуристые парни есть в столице".
3. ГАСТРОЛИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ...
С Владимиром Моисеевичем Шубовым состоялось знакомство вскоре после того, как он вернулся из гастрольной поездки в Калининград.
- Наш "шеф" произвел большое впечатление, - похвастал один из гастролеров. - Особенно, когда гуляли в парке. Маечка у него - декольте, груди - напоказ... Впечатляет! Люди останавливались...
"Шеф" студии "Нарцисс" более двух часов доказывал, что культуризм - самый прекрасный вид спорта:
- Да, не улыбайтесь, это спорт, и он может у нас стать самым массовым. Назовите его как угодно. "Бодибилдинг", по-моему, самое точное название. Мы занимаемся строительством тела... Это тяжелый вид спорта. Нужен режим, "кач" ежедневный. Без упорной тренировки ничего не добьешься. Нужна хорошая пища, фрукты, протеины. Наш спорт привлекает людей целеустремленных, волевых. Слабовольные не задерживаются. Я к новичкам не подхожу специально. Ушел, значит, для нашего вида спорта не годишься. Другие придут. Говорите, нам не в чем соревноваться. А в позировании?! Позировать надо уметь. Я, кстати, против статичных поз. Я за эстетичное позирование. Под музыку, в движении...
Мое появление в студии "Нарцисс" (название-то какое симптоматичное - "самовлюбленный юноша"!) явно расстроило Владимира Моисеевича. "Признаться, мы вас очень поругивали, - сказал он задумчиво. - Боюсь, после ваших новых статей нашу студию закроют. Но не считаться с нами нельзя. Мы - сила. Мне стоит появиться на пляже, и этого достаточно, чтобы создать новую студию".
После этой беседы я пошел в ЖЭК № 21 Фрунзенского района и похлопотал о том, чтобы ребят из грязного, тесного подвала перевели в спортзал, который почему-то был превращен в пункт приема посуды. Надеюсь, что начальник ЖЭКа Г. И. Тартышный выполнит свое обещание - создаст атлетический (но не культуристский!) клуб.
Может, таким стойким поборникам культуризма, как Шубов, клубы атлетизма и не нужны, но создавать их необходимо. Думаю, это единственно правильный способ борьбы с телостроительством, уродующим и тело, и душу. Иначе нам не ликвидировать опасный излом в атлетизме. Тем более этот излом легко принять и за благо. Или, в крайнем случае, за что-то безобидное.
Рядом, буквально за стенкой студии "Нарцисс", расположен "Опорный пункт охраны порядка".
- Замечательные ребята! Делом занимаются, - сказал о культуристах Н. М. Чалов, внештатный инспектор милиции.
И мне некоторые парни понравились, но занимаются они не делом. Как это объяснишь всем?
Заместитель прокурора Сокольнического района П. Д. Ямщук, выступавший на суде по поводу преступлений "Уникума", беседуя со мной, миролюбиво заметил: "Пусть "качаются"... лишь бы водку не пили. Мы там нашли пробки только от пивных бутылок...". Так он сказал, отлично зная, что в студии "Муромец" собираются культуристы из отдаленных районов Москвы, даже из Подмосковья, что пивом здесь не ограничиваются. Преступления совершались в пьяном угаре...
Впрочем, культуристический хмель отравляет я отупляет человека не меньше, чем спиртное. Рабы мышц настолько увлечены собой, что чужое горе их не трогает. В студии "Муромец" занимающиеся высказывались довольно откровенно. И вот что меня поразило: никто не осуждал совершивших преступления (об этом рассказывалось в первой корреспонденции). Наоборот, их действия даже оправдывали. На мой вопрос, как Бурилов мог совершить убийство? - самый здоровый парень ответил резким вопросом: "А вам никогда не хотелось кого-нибудь убить?!"
Люди, живущие для себя, склонны свыкаться со многим, что не может не вызывать протеста. Когда одного из "шефов" "Муромца" Марка Яковлевича Казарновского попросили дать отзыв об "Уникуме", то он спокойно сказал: "Странный был парень...".
- И как вы относились к его "странностям"?
- Привыкли…
- Странно, как можно привыкнуть к странностям, - заметил начальник РУВД Е. А. Горбатов, - это уже ненормально.
Ненормальностей в культуризме полно, но об этом не знают даже специалисты.
- Оставь ты их в покое. Пусть качают фигуру, - посоветовал мне Григорий Новак, заслуженный мастер спорта, заслуженный артист РСФСР, когда я ему рассказал о существовании безнадзорных студий культуризма.
Однако вскоре Новак изменил свою примиренческую точку зрения. Но для этого ему пришлось спуститься в подвал "Нарцисса".
Смотрел Григорий Ирмович, смотрел, как примитивно упражняются ребята, причем без отдыха, и, вижу, стал кривиться знаменитый атлет, словно от боли зубной. Не выдержал - сказал: "Это хорошо, что вы мышцы качаете. Кто из нас их не качал в молодости? А теперь самых храбрых прошу показать, чему вы здесь научились...".
Немая сцена. Оказывается, эти мускулистые атлеты ничего не умеют, не способны выполнить ни одного слитного упражнения: ни с гирями, ни со штангой.
- Так, ребята, не пойдет. Вас же нельзя показать народу! С чем вы выйдете на сцену? С мышцами для позы? Нет - так "строить" тело нельзя. Оно должно быть сильным, ловким. Вот дайте мне гирю...
Жонглируя гирей, Новак пояснял: "Смотрите! Ноги работают, спина, руки работают... голова работает - думает, как ловчее поймать гирю, чтобы она не упала...".
Наглядный урок дал культуристам наш первый чемпион мира. Выходя из студии, он сказал: "Пора нам заняться возрождением лучших атлетических традиций. А то этот культуризм наплодит нам дубининских позеров. Человек, у которого хорошо развитая, красивая фигура. Который к тому же многое умеет, - вот я за такого человека. Если атлетизм будет развиваться в этом направлении, то он даст нам резервы и для различных видов спорта".
Плохо, конечно, не только то, что в студиях, занимаясь по системе Вейдера (повсюду развешаны его комплексы), ничему не научишься. Такие примитивные тренировки с отягощениями подрывают здоровье, отупляют, порождают эмоциональную опустошенность.
По моей просьбе врач физкультурно-спортивного диспансера Ленинградского района Л. Э. Малышева проверила кровяное давление у группы ребят в студии "Нарцисс". Почти у всех оно оказалось повышенным. Только после этого Шубов признал "Да, наши движения ограничены. И с легкими не порядок. Нужно бегать, плавать...".
Кстати, для новичков Шубов сам пишет комплексы. Один из них заканчивается советом "качать" пресс... до изнеможения". Не ровен час, так можно "укачаться" и до потери пульса. И виновника не будет – какой спрос с художника?!
А вот Александра Яковлевича Сорочинского, руководителя студни "Геракл", здоровье занимающихся должно бы волновать. Он специалист по тяжелой атлетике, учится в институте физкультуры, к тому же как педагог-организатор получает зарплату в жилищно-коммунальной конторе № 4. Но... не волнует. Вот что нам сообщила женщина, которая не назвалась, опасаясь, как бы "хозяева" студии не выгнали ее племянника:
"Ребята тренируются в антисанитарной обстановке. В одном из двухзалов, не мытых, с обшарпанными стенами, ремонтируют автомашины. Запах бензина, дым от электросварки. В такой обстановке занятия с отягощениями кроме вреда ничего не принесут. Это усугубляется и безнадзорностью. В студии есть старший тренер, но он ремонтирует машины. Спортсмены (если их можно так назвать) травмируются, получают растяжения. Из-за перегрузок у многих плохое общее самочувствие, головные боли... Очень хотелось бы, чтобы кто-то из корреспондентов побывал в этом заведении и помог искоренить недостатки...".
Во все мог поверить, но не в то, что в зале устроена автомастерская. Однако это было так.
С полчаса я изумлялся, созерцая фантастическую картину, пока не вернулись "хозяева". Повсюду валялись гири, диски от штанг, гантели, высились стойки для приседаний и газосварочные баллоны, и на крайнем помосте, как апельсин, отсвечивал "Москвич" с номером "81-85 ММК". Рядом, в темном коридоре, была спрятана разбитая черная машина...
Сорочинский, недобро улыбаясь, долго отрицал, что он и есть старший тренер "Геракла". Машины же, по его словам, стоят лишь второй день - от дождя укрыли...
- Никто никаким ремонтом не занимается...
Уточнил ситуацию главный инженер ЖКК № 4 Марк Михайлович Портной:
"Понимаете ли, у нас в общежитиях много шоферов... Они любят на общественных началах разбирать и собирать автомашины. Сознаем, физкультурно-спортивную работу в последнее время подзапустили. Но приходите недельки через две... Все будет в порядке. Грязь непременно уберем...".
Грязь... Сколько грязи, самой разной, я повидал в студиях с громкими названиями и безымянных!
Мне довелось побеседовать и с умными, симпатичными парнями, которых культуристическая ржа не коснулась. Занимаясь в какой-либо спортивной секции, они приходят в подвал, чтобы поработать со штангой и гирями. Это для них удобно, потому что живут рядом. Некоторые совершенствуются самостоятельно: бегают трусцой, плавают и три раза в неделю упражняются с отягощениями - не для позы.
Вот что, к примеру, рассказал о себе студент автодорожного института Сергей Колгушкин, который уже шестой год тренируется в студии "Персей":
"Я начинал с легкой атлетики - прыгал с шестом. Но стадион был далеко от дома, много времени уходило на дорогу, учиться стал хуже. Вот и пришел я сюда. Чему научился? Во-первых, я владею штангой. Правда, координация неважная, но я могу с солидным весом выполнить и рывок, и толчок. К тому же неплохо плаваю, а еще я играю в волейбол и баскетбол, чем еще в школе увлекался. Позерство не одобряю. Я за то, чтобы человек как можно больше умел, чтобы был здоровым".
Таких парней в студиях, к сожалению, немного. В основном культуризм собирает тех, кто хочет самоутвердиться, так сказать, на скорую руку, ничему не учась, цель - приобрести внушительную фигуру. Любой ценой. Такие об атлетизме и слышать не хотят.
- Я ходил в "Труд", - рассказывает один из студии "Нарцисс". – Не понравилось. Как комиссия, тренер просит: "Ребятки, не говорите, что вы занимаетесь культуризмом. Говорите - атлетизмом!". Ушел. Противно было врать...
Собирает культуризм еще и любителей "вольной жизни": "Хочу - тренируюсь, не хочу - тренировку пропущу. Ни перед кем не отчитываюсь. Где я - никто не знает... Я - "сам себе тренер". Как правило, родители таких ребят не ведают, где пропадают вечерами их сыновья.
- А зачем им знать адрес студии? - удивился студент МВТУ Евгений Никитский, отвечая на мой вопрос.
Теперь о другом, более важном.
При мне два 17-летних паренька пришли во Дворец тяжелой атлетики московского "Труда", чтобы приобрести девятирублевые абонементы для занятий атлетической гимнастикой. Я поинтересовался: "Почему бы вам, ребята, не попроситься в секцию тяжелой атлетики? И зал, видите, просторней, и тренировки полезнее, и деньги платить не надо".
- Боимся, не примут...
- Николай Степанович, - спрашиваю тренера Гарбузова. - Неужели таким хлопцам откажут?
- Семнадцать лет? "Старички"! С ними и разговаривать нс будут. У нас сейчас тринадцатилетних набирают...
Вот так! А сравнительно недавно до шестнадцати лет тяжелой атлетикой заниматься даже запрещалось. Лишь с особого разрешения врача... В мои времена и в 25-летнем возрасте можно было стать тяжелоатлетом. А теперь семнадцатилетний юноша уже "старик". Конечно, в этом легко проглядывается тенденция развития мирового спорта на высшем уровне. Ну а как физически совершенствоваться тем, кто не попал в число избранных талантов?
Профессор 3. Кузнецова, отмечая на страницах "Литературной газеты" причины недостатков в физическом воспитании подростков, высказала такое, на мой взгляд, верное суждение:
"У нас огромное количество детских спортивных школ. И классов, специализированных по различным видам спорта. В этой области много делается. Но, к сожалению, потребность удовлетворяется далеко не полностью. Проявляется и тревожная тенденция: в самой школе число спортивных секций в последние годы стало сокращаться. Спортивные школы приглашают наиболее одаренных ребят, "снимают пенки". А школьный учитель физкультуры подчас рассуждает так: "Зачем я буду заниматься со слабыми - все равно они первые места не займут, никто моей работы не увидит".
Получается, некуда пареньку податься. А подросток, смотришь, вымахал. Вроде бы мужчиной становится, но, глядя на себя в зеркало, видит слабую грудь, руки, ноги - по соломине. Ну, кому он такой понравится?! Как постоит за себя? Вот и начинает подросток искать возможность для самоусовершенствования.
При мне в подвал к Шубову спустилось только за один вечер семеро парнишек. "Не откажи!" - была мольба в их глазах. И он не отказал. Надо было видеть, с какой ненасытной жадностью ребята взялись за "железо".
Студии нужно превратить в атлетические клубы, чтобы в них воспитывались не нарциссы, а патриоты. Но это само собой не произойдет.
Подлинный атлетизм займет свое место в советской системе физического воспитания в том случае, если будет проявлен комплексный подход к решению этой задачи. Следует в первую очередь покончить с затянувшейся волокитой научного обоснования атлетизма как общедоступного вида физического совершенствования. Если сотрудники ВНИИФКа не способны выработать программу и соответствующие организационно методические рекомендации, то стоит создать инициативную группу из ученых других институтов.
Необходимо на более высокий уровень поднять подготовку специалистов, чтобы они имели широкие знания о том, как целесообразнее развивать силу мышц. Недооценка этого важного дела налицо: в проекте нового учебного плана для педагогических факультетов не предусматривается курс по изучению тренировок с отягощениями, даже тяжелая атлетика исключается.
Пора наладить и массовый выпуск различного оборудования и спортинвентаря, необходимого для атлетических клубов. Кстати, в этом нуждаются и представители иных видов спорта. Сила необходима всем, поскольку она - важное качество в достижении высоких спортивных результатов.
Ну, а пока... из подвалов выходят культуристы. Они не идут, а горделиво несут свои мускулистые торсы. Самодовольные, важные, словно петухи на прогулке. Гастроли продолжаются.
Д. ИВАНОВ, заслуженный мастер спорта
"Советский спорт", 11, 13 и 14 сентября 1977 года
А теперь мое небольшое послесловие.
Имеет ли отношение к бодибилдингу то, чем отличалась кучка моральных и интеллектуальных уродов, «подвиги» которых описаны столь красочно и трагично? И вообще, где здесь причинно-следственная связь? Урод существует сам про себе, вне зависимости от наличия спорта или его отсутствия. А может ли быть "порядочным" журналист, который явно по заказу (а тем более по собственной дурной инициативе) шарахался по подвалам и искал криминал, притягивая его к культуризму за уши?
Кстати, имя Д.Иванова в те годы вызывало тошнотный рефлекс у всех тех, кто знал реальную картину с бодибилдингом в СССР. Я даже знаю культуристический клуб, члены которого сбросились на то, чтобы заказать рогожу с портретом этого деятеля, и об нее каждый входящий в качалку вытирал ноги. И я этого не осуждаю. Я бы сам с наслаждением вытер бы подошвы об эту рогожу.
Я лично знал и знаю большинство тех, кто описан в этой статье как сторонники и пропагандисты культуризма в те времена. Это были достойные и уважаемые в своем окружении люди. Женя Колтун стал заслуженным тренером СССР, воспитав десятки чемпионов и чемпионок. И до сих пор это делает с успехом. Знал я и Осипова И., и профессора З. Кузнецову, которая была моей преподавательницей. Ныне их нет в живых, а дело, которое они считали важным, процветает.
Я постараюсь выложить еще парочку подобных материалов, для того, чтобы народ знал, с кем мы тогда имели честь «бодаться».
Леонид Остапенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий