понедельник, 9 июля 2012 г.

Утро российской атлетики


 

В дни Московского чемпионата Европы и мира 1975 года, который состоялся в Лужниках, советская спортивная общественность отметила 90-летие отечественной тяжелой атлетики. Ее «отцом» был уроженец Варшавы, один из передовых людей своего времени, петербургский врач Владислав Францевич Краевский. Это он 10 августа (23-е — по современному счислению) 1885 года в своей квартире на Михайловской площади открыл первый в России «Кружок любителей атлетики».
Вот что об этом писал в 1897 году Владислав Францевич в статье «О влиянии тяжелой атлетики на человеческий организм»:
«...Пишущий эти строки вздумал, для поправки своего здоровья, будучи 44 лет от роду, заняться спортом и, сообразно со своим возрастом, выбрал малые тяжести, а именно—гантели в 10 фунтов. Было это в Петербурге, в 1885 году. Упражнения мои шли усердно, успех был видимый,— польза несомненная. Я увлекся, постепенно прогрессировал, дошел до значительных результатов и в смысле спорта, и в смысле здоровья,— и с тех пор стал восторженным поклонником физических упражнений и их проповедником. Я не остался без подражателей. Не голос мой, не советы, не авторитет, а живой пример имел воздействие на лиц, окружавших меня. Это—общий закон. Пример увлекает. Действие примера выше всяких слов.
И теперь, когда я являюсь в общество молодых людей и вижу их бездействие, я не уговариваю к «работе»,— я беру гири в руки, и—этого довольно. Вместо разговоров начинается «работа». Застучали гири, и пошло веселье!».
Хорошо сказано: «Застучали гири, и пошло веселье!» Так мог сказать о тяжелоатлетической тренировке только тот, кто был беззаветно предан богатырскому виду спорта. Всего себя, все свое состояние Краевский отдал российским силачам, мечтая о времени, когда они, его «пациенты», удивят спортивный мир.
По свидетельству «профессора атлетики» Ивана Лебедева (его цирковой псевдоним—«дядя Ваня»), Владислав Францевич не любил и не умел никому ни в чем отказывать. Его квартира на Михайловской площади была родным домом для всех российских силачей. Многим он помог сделать атлетическую карьеру — Георгу Гаккен-шмидту, Владиславу Пытлясинскому, Сергею Елисееву, Ивану Лебедеву, Георгу Луриху...
Нашей отечественной тяжелой атлетике, конечно, очень посчастливилось, что у ее колыбели стоял врач, один из передовых педагогов своего времени. Благодаря этому она сразу же встала на крепкие ноги, получила правильное направление в своем развитии. Ведь тогда во многих европейских странах были в моде силачи невероятно крупных габаритов, страдающие одышкой от ожирения и плохой тренированности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий