понедельник, 9 июля 2012 г.

Благодаря успеху на Парижском чемпионате мира / Григорий Новак


 

Григорий Новак стал самым популярным спортсменом у нас в стране и за рубежом. Но большая слава—это нелегкое бремя. Наш первый мировой чемпион чувствовал себя обязанным постоянно находиться в форме и подтверждать свою высокую репутацию феномена силача весомыми килограммами—новыми и новыми рекордами. И Новак не скупился на мировые достижения. Казалось, нет предела физическим возможностям этого рекордсмена. Каждый старт он отмечал рекордами мира, даже на показательных выступлениях. Вот как Новак по-богатырски отметил День физкультурника летом 1947 года.
«Не знаю,— задумчиво говорит Григорий Ирмович,— может, я постарел. Но мне кажется, что спортивная жизнь раньше была интереснее, красивее. Вспоминаю, как все союзные республики готовили к Дню физкультурника спортивно-театральные представления. Каждой республике давалось от 7 до 15 минут, в зависимости от количества выступавших. Я же один в сорок седьмом году получил 6 минут для того, чтобы показать свои наивысшие достижения. Это большая честь и большая ответственность.
На трибунах стадиона «Динамо» (Лужников тогда не было) шестьдесят тысяч зрителей. В центральной ложе — руководители партии и правительства... После выступления делегации Украины на зеленом поле стадиона остался я, судьи, помост и штанга. Вел спортивный праздник известный спортивный комментатор Всесоюзного радио Вадим Синявский.
Первый подход—разминочный. Легко поднял штангу и сразу попросил установить рекордный вес. Когда я подошел к штанге и только нагнулся, чтобы взяться за гриф, Синявский, опережая события, объявил в эфир и зрителям, что рекорд уже установлен. А я еще к штанге не притронулся. А на «Динамо» все близко, все видно... Самое страшное слово для штангиста—«попытка». И я это слово услышал. Я стоял посреди стадиона как в воду опущенный. Ко мне подошел мой тренер: «В чем дело, Гриша? Вспомни, где ты находишься!!!»
У меня оставалось еще две минуты и одна попытка. «Во что бы то ни стало нужно поднять штангу!» — приказываю себе.
Я стал бегать, кувыркаться, прыгать, ни на кого не обращая внимания. И когда Синявский предложил мне третий подход, он сказал примерно следующее: «Итак, последняя попытка Новака. Я надеюсь, что он меня не подведет».
«Я его не подведу...» И я действительно не подвел. Когда зафиксировал рекордный вес на прямых руках, судье-фиксатору пришлось трижды сказать: «Опустить!»— пока я выполнил его команду. Зрители бурно аплодировали...»
Можно бесконечно вспоминать о памятных событиях в жизни Новака-спортсмена. К примеру, о том, как он опять-таки с мировым рекордом победил на чемпионате Европы 1947 года в Хельсинки, где чемпионских званий удостоились также ереванец Иван Аздаров, москвичи Лев Механик и Николай Шатов, киевлянин Яков Куценко.
Последний раз честь сборной СССР Новак достойно поддержал на XV Олимпийских играх в Хельсинки. Ему шел уже тридцать четвертый год, его одолевали травмы, однако он сумел выиграть серебряную медаль и принести команде очень драгоценные очки.
...Всему, к сожалению, бывает начало и конец. Каким бы железномускульным ни был атлет, рано или поздно он вынужден уступить дорогу молодой смене. Вскоре после Олимпиады Новак ушел с соревновательного помоста. Перед ним не было дилеммы: кем быть дальше? Он вернулся к своему юношескому увлечению—к цирку.
Примечательно, что заслуженный артист РСФСР Григорий Ирмович Новак и на цирковой арене—страстный пропагандист спорта, тяжелой атлетики. Выступая с сыновьями Аркадием и Романом, он, несмотря на шестидесятилетний возраст, по-прежнему славит силу, молодость, красоту. Щедрый на добрые дела, Григорий Ирмович, охотно встречается с молодыми штангистами. Рассказывает им о цирке, о спорте, о славных богатырских традициях нашего народа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий