А вскоре после войны—заслуженный мастер спорта, чемпион мира. Последние четверть века—я в цирке. Уже—Григорий Ирмович Новак.
Недавно шел на работу по Цветному бульвару. Слышу, кто-то крикнул: «Гриша!» Я обернулся: не меня... Мать звала сынишку. А жаль. А что, если бы все—сначала. Опять было бы то же самое: штанги, гири, «железо» — много-много «железа»! Я как-то подсчитал, что за свою жизнь поднял восемьдесят миллионов килограммов. Это восемьдесят железнодорожных составов!
Какие же из этих килограммов для меня самые памятные, самые тяжелые? Трудно сказать—ведь легких килограммов и не бывает...»
К этому я должен добавить, что восхождение Новака как атлета было стремительным. Благодаря отличной акробатической подготовке он, попав к тренеру Александру Конкину, за три года занятий штангой стал таким сильным, что в девятнадцатилетнем возрасте был грозой для именитых штангистов довоенного периода. В 1939 году двадцатилетний киевлянин устанавливает свой первый всесоюзный рекорд в жиме, превышающий мировой,— 119,5 килограмма. Через год Новак становится чемпионом Советского Союза в категории до 75 килограммов. В дальнейшем он еще семь раз завоевывал титул чемпиона страны, на его счету 111 всесоюзных рекордов, из которых около 70 выше мировых. Кстати, по числу установленных рекордов Новак до сих пор никем не превзойден, даже Василием Алексеевым.
Каждый рекорд—веха. Каждый одинаково дорог атлету, но Григорий Ирмович с гордостью вспоминает о рекорде 1942 года.
«Меня,— рассказывает шестидесятилетний ветеран,— вызвал член Военного совета Сибирского военного округа и спросил:
— Лейтенант Новак! Помнится, вы должны были 22 июня сорок первого года выступить в Киеве на открытии нового стадиона.
— Так точно!
— И не просто выступить,— продолжал член Военного совета,— а выступить на побитие всесоюзных и мировых рекордов. Не так ли?
— Так точно!
— А не смогли бы вы сейчас здесь, в Новосибирске, показать эти результаты!
— Разрешите обратиться: кому нужны сейчас рекорды? Война идет...
— О нет, товарищ лейтенант, вы многого не понимаете. Именно сейчас, здесь рекорды очень нужны. Ведь пропаганда Гитлера и Геббельса нас уже похоронила, а мы живем и будем жить. А если у нас еще есть «порох» тренироваться и устанавливать спортивные рекорды, то такой народ победить невозможно. Ясна задача?
— Так точно!
— Выполняйте!
— Есть!..»
Через две недели лейтенант Григорий Новак доложил о выполнении задания: в канун Первомая—30 апреля 1942 года атлет выжал штангу весом в 128,7 килограмма, превысив на 11 килограммов мировой рекорд немецкого силача Дейча.
«За свою спортивную жизнь я установил свыше ста рекордов,— вспоминает Григорий Ирмович.— Но самый дорогой—сибирский! Тогда я впервые понял, что стоит за рекордом!..»
Выполнив спортивное задание, Новак вернулся к своим обязанностям начальника физической подготовки и добросовестно нес службу, по возможности сочетая ее с тяжелоатлетическими тренировками. Это и помогло ему прийти к первому послевоенному чемпионату мира в боевой готовности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий