В начале века высоко в горах Нахичевани, в селе Бист Ордубадского района, в семье довольно зажиточных селян Амбарцуц родился третий ребенок, названный Саркисом.
Новорожденный поразил всех своим весом – 7 кг 200 г. Семья Амбарцумянов была негласным лидером в селе благодаря огромной физической силе и крутому нраву матери Саркиса Большой Софье. Говорили, что, однажды обнаружив в своем огороде соседскую корову, подпортившую грядку, она с размаху стукнула ее кулаком, корова упала и сдохла. Отец Саркиса Искандар занимался мелкой торговлей, ездил в Иран за товаром, иногда подрабатывал в городах, работая поваром. В селе Бист, куда и дороги проезжей не было, только узкая тропа над пропастью, жили мирно и спокойно, пока, как часто это случалось в трагической многовековой армянской истории, не пришла весть о начавшихся погромах армян. Страх за детей погнал семью Амбарцумянов из родных мест на Северный Кавказ, в Кисловодск, где проживали дальние родственники. Бросив дом, все нажитое многолетним трудом, семья оказалась в тяжелом материальном положении. Не выдержав тяжести утрат, распродав остатки имущества и оставшись без средств к существованию, от осознания невозможности прокормить детей тяжело заболевает и умирает Софья. Вскоре от голода и лишений умирает старший брат Мукуч.
Искандар отдал Саркиса к чувяшнику в подмастерье, и тот обещал, кроме обучения ремеслу, еще и кормить юношу. Но вместо этого взвалил на него всю тяжелую работу в мастерской и дома. С утра до вечера Саркис трудился не покладая рук, выполняя непосильную работу, получая взамен тумаки и проклятия, и часто ночевал полуголодным. Более 10 лет прожили они в Кисловодске, но после смерти жены и старшего сына Искандар, забрав маленькую дочь, возвратился в родное село, Саркис же, бросив работу у ненавистного чувяшника, начал подрабатывать где только можно – то рабочим на Баку-Джульфийской железной дороге, то на Несветаевских рудниках Донбасса. Иногда он приезжал к отцу в родное село голодным и оборванным, чтобы чуть отогреться и поесть домашней пищи, но отец обвинял его в бродяжничестве и гнал снова в город на заработки. В один из своих приездов в родное село он и узнал о своей недюжинной силе. Помотавшись бесцельно по селу, поднял с горы огромный валун и перекрыл им ручей, дающий воду садам и огородам села. Затем влез неподалеку на дерево и стал ждать, что же теперь будет. Ждать пришлось недолго – вскоре к камню явились разгневанные односельчане и стали гадать, откуда этот камень мог взяться и кто его приволок сюда. Попробовали было все вместе его откатить, да оказалось не под силу – камень даже не сдвинулся с места. И вот стоят они и галдят: кто мог это сделать? Саркис с дерева крикнул: «Я». Все задрали головы и такому бахвальству не поверили – ведь Саркису было тогда всего 16 лет, а камень огромный, как паровоз. А потом все же говорят: ну, если этот камень притащил ты, то и откатить его сможешь. А Саркис смеется: конечно, смогу! Только принесите мне сначала лаваш с медом, да побольше, – тогда откачу. Ему принесли огромный рулон смазанного медом лаваша, он быстро слез с дерева, съел его и легко откатил валун. Народ, только что пребывавший в негодовании, испытал восторг и гордость за односельчанина.
Вскоре после случая с камнем Саркис решил податься в столицу Армении – Эривань. По рекомендации одного из друзей – ремонтника железной дороги он устроился автомонтером в гараж НКВД. И вот тут-то вскоре произошел поворотный в его судьбе эпизод, обративший его к штанге. Было это в 1930 году. Какой-то шофер ремонтировал во дворе гаража грузовик и попросил окружающих приподнять машину, с тем чтобы заменить спущенные покрышки. Но сколько люди ни суетились возле машины, но хотя бы чуть-чуть приподнять ее не могли. Оказавшийся рядом Саркис весело велел всем отойти от грузовика и, подойдя, подхватил и спокойно поднял. Все, конечно, ахнули, про покрышки забыли и только, разинув рты, смотрели на Саркиса.
А в это время – пустячная уловка судьбы – у окна своего кабинета, выходившего во двор, оказался начальник НКВД. Увидел – удивился и спрашивает у секретаря: «Это кто же у нас такой богатырь?» – «Это наш механик». – «Позвать!» Привели Саркиса к начальнику, а тот ему и говорит: «Отныне ты больше не будешь в гараже работать, твою огромную силу надо развивать и людям показывать, чтобы знали, какие есть у нас богатыри. Отныне ты будешь в нашем спортивном обществе «Динамо» штангу поднимать и питаться в нашей столовой бесплатно – мы будем все оплачивать». Так Саркис Амбарцумян начал заниматься тяжелой атлетикой в Эриванском обществе «Динамо» у тренера Григория Симоняна. В том же 1930 году он становится чемпионом Армении по штанге в тяжелом весе и подтверждает это звание в следующем.
В 1932 году, когда Армения входит в Закавказскую Федерацию, он становится чемпионом Закавказья, а также выигрывает всесоюзный чемпионат, где устанавливает два всесоюзных рекорда.
В 1933 году Саркис Амбарцумян впервые становится чемпионом СССР, в 1934 и 1935 годах повторяет этот успех, становясь, таким образом, три года подряд абсолютным чемпионом и рекордсменом СССР в сумме пятиборья в тяжелом весе. Кроме этого, Саркис успешно выступает за команду Армении на Закавказских соревнованиях по легкой атлетике в толкании ядра и метании диска. А однажды он выступил в турнире борцов в тяжелом весе на чемпионате Закавказья – друзья-борцы уговорили. Сколько Саркис ни отнекивался, говоря, что не знает приемов борьбы, но ему пообещали быстро научить и привезли на чемпионат Закавказья в Тбилиси.
В первый день соревнований Саркис боролся с грузинским атлетом. Схватив соперника за руку, он попытался сделать прием и ненароком сломал тому руку. Победу присудили армянскому атлету. Во второй день он должен был встретиться со спортсменом из Азербайджана. Но, узнав о сломанной руке грузинского борца, соперник отказался выйти на ковер, победа была присуждена Саркису, и он стал чемпионом Закавказья по борьбе в тяжелом весе.
В 1936 г. в Берлине проходили Олимпийские игры. Это был самый разгар германского фашизма. В турнире тяжелоатлетов в самом престижном тяжелом весе победу одержал немец Йозеф Мангер, и Гитлер объявил всему миру, что арийцы – высшая раса и самый сильный человек в мире – немец. Советский Союз в этих играх не участвовал. Однако наглое заявление Гитлера задело Сталина. Он вызвал к себе руководство советского спорта и спросил, есть ли в стране сильные люди, богатыри, тяжелоатлеты.
Серго (Саркис) был в то время троекратным абсолютным чемпионом страны в тяжелом весе. Спортивные руководители доложили Сталину, что такой богатырь есть в Армении. И простого рабочего парня, у которого и костюма приличного не было, срочно привезли в Москву, быстренько сшили ему костюм, рубашку, купили новые туфли и привезли в Кремль.
Рассказывает Сурен Багдасаров, заслуженный тренер СССР: «Мы с Серго находились на сборах, когда его вызвали в Москву к самому Сталину. Все спортсмены, находившиеся на сборах, с нетерпением ждали его возвращения. Через несколько дней Серго приехал и стал рассказывать всем собравшимся: «Приводят меня, одетого во все новенькое, в Кремль в кабинет Сталина и говорят: входите, товарищ Сталин вас ждет. Я вхожу в кабинет, он такой длинный, в другом конце сидит товарищ Сталин. Он поднялся с кресла, и я чуть ускорился, чтобы быстрее дойти до вождя. Тут Сталин, чуть усмехнувшись, сказал: «Тыше, кацо, – пол проломишь», и крепко пожал мне руку и предложил сесть в кресло, сам же сел напротив меня. Сталин спросил: «Товарищ Амбарцумян, чего вам не хватает, чтобы побить рекорд этого фашиста Мангера?» Я сказал: «Кушать, товарищ Сталин». Сталин приказал направить в Армению лучшего тогда тренера латыша Яна Спарре и обеспечить их продовольственным пайком и всем инвентарем и оборудованием».
Упорные тренировки, хороший тренер и отличное питание дали результат, и через год в присутствии всех судей международной категории и других официальных лиц, выступив предельно собранно, Серго побил официальный рекорд мира и Олимпийских игр на 7,5 кг. На следующее утро газета «Красный спорт» вышла с триумфальным заголовком: «Серго Амбарцумян сдержал слово, данное товарищу Сталину. Рекорд буржуазного атлета пал. Самый сильный человек в мире – наш Серго».
Узнав о победе, Сталин пригласил Серго в Кремль и в присутствии всех членов политбюро поздравил выдающегося атлета. Первым среди советских спортсменов Амбарцумян был награжден орденом «Знак Почета» за №5, а также ценным подарком. Сталин предложил также Серго на выбор ценный подарок – пианино или американский патефон фирмы «Master Voices». Серго выбрал патефон.
Выдающийся триумф атлета сделал его национальным героем Армении. Тысячи и тысячи людей вышли на улицы Еревана, чтобы увидеть человека, прославившего Родину перед всем миром. В том же году на стадионе в Ереване был поставлен военно-спортивный спектакль, в котором Серго играл героя знаменитого армянского эпоса Давида Сасунского. В финале этого представления Серго, одетый в военные доспехи, с огромным мечом в руках победил ненавистного врага Мсра Мелика и триумфально возвел руки к небу в знак победы своего народа.
В 1946 году СССР наконец приняли в члены Международной федерации тяжелой атлетики, и Серго Амбарцумян в составе сборной СССР впервые едет на чемпионат мира в Париж. Однако годы, проведенные в Советской Армении во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. без тренировок, дали о себе знать. Чемпионом мира в тяжелом весе стал не знавший войны и военных лишений американский атлет Джон Дэвис. Серго удалось лишь установить официальный мировой рекорд в рывке левой рукой. Этот рекорд Серго Амбарцумяна так и не был побит, ибо в его время ему не было равных в этом виде состязаний, ну а позже вид этот был с программы снят.
Следующий чемпионат мира состоялся в 1947 году в Америке. Серго особенно готовился к этому чемпионату, ведь ему было уже 37 лет. Он был готов стать чемпионом мира, показывая на тренировках высокие результаты. Но судьбе было угодно другое продолжение. Команде СССР по каким-то бюрократическим соображениям не оформили американскую визу, и спортивная карьера выдающегося атлета Серго Амбарцумяна на этом закончилась.
В 1983 году Серго Амбарцумян скончался. Вот как увидел случайный прохожий похороны в Ереване: «Прохожу мимо «Динамо» и вдруг вижу огромное скопление людей. А в следующую секунду из здания показался гроб. Он шел и шел и никак не кончался – словно пароход. И я сразу догадался – это Серго. Потому что такого большого человека в Ереване больше не было. Несли этот гроб человек по десять с каждой стороны. И я заплакал…».
Серго Амбарцумян - Заслуженный мастер спорта, 30-и кратный чемпион СССР, многие из его достижений были выше мировых, однако в официальные списки рекордов мира вошел лишь один его результат: рывок левой рукой — 96 килограммов. Кстати, это достижение, показанное Серго на чемпионате мира 1946 года в Париже, так никто и не превысил.
Он родился в селе Бист Ордубадского района (Нахичевань) в 1910г. Когда ему исполнилось 7 лет, семья Амбарцумянов, спасаясь от резни, бежала на Северный Кавказ и обосновалась в Кисловодске. Здесь они прожили очень тяжелые 10 лет. Чтобы помочь семье, Серго начинает работать... Он работал чувячником, каменщиком, автослесарем, ремонтником на Баку-Джульфинской железной дороге. Затем Серго возвращается в Армению и в обществе "Динамо" начинает заниматься тяжелой атлетикой. В 1930 и 1931гг. он становится чемпионом Армении, в 1932г. -чемпионом Закавказья и двухкратным рекодсменом Советского Союза. В 1933, когда 55 атлетов в Минске оспаривали титул чемпиона СССР, никто не думал об Амбарцумяне даже как о кандидате на чемпионский титул. Но 23-летний Серго Амбарцумян поднял 102 кг. и превзошел своего соперника не на несколько грамм,а на целых 27.5 кг. Год спустя он повторил один и установил три новых мировых рекорда. В 1936 г. Амбарцумян вновь стал чемпионом Советского Союза. В 1938 он установил два новых мировых рекорда. Началась Вторая Мировая война. Серго попал в Таманскую дивизию и уже ехал с этой дивизией на фронт, когда его вдруг увидел командующий Закиян. Он узнал знаменитого земляка и очень удивился, что его прислали на фронт. Комдив распорядился, чтобы Серго отправили обратно... В 1946 г. Амбарцумян завоевал второе место на чемпионате Европы и пятое-на чемпионате мира в Париже. Американская команда, победившая на чемпионате в командной борьбе, организовала вечер для установления мировых рекордов. Когда два его товарища по команде пообещали новые мировые рекорды, Амбарцумяну только оставалось сказать, что он тоже установит новый рекорд. И установил! Официальный мировой рекорд в рывке левой рукой - 95 кг. Вскоре после этого Серго захотел уйти из спорта, начать учиться, работать - не дали. "Твое дело поднимать штангу, а мы тебе поможем." На каких-то соревнованиях, прямо на помосте ему стало плохо. Все же он заставил себя сделать два подхода, но третий уже не смог: упал и потерял сознание. На "скорой" его увезли в больницу - микроинфаркт. О тяжелой атлетике уже не могло быть и речи. И тут же из Москвы последовал приказ: снять со стипендии и всех льгот. Серго вышел из больницы в никуда - к штанге нельзя, специальности никакой нет. Пришлось продавать домашние вещи, дабы прокормить семью, где было уже четверо детей. Он готов был заняться любым тяжелым трудом, но сердце не позволяло. И он сел за руль такси. В последние годы Серго Амбарцумян заведовал шашлычной "Масис", напротив театра имени Сундукяна. Для него, вспоминает его внучка, "своя" шашлычная служила некой отдушиной. "Он любил потчевать там своих друзей. Вкус подаваемого кябаба, люди помнят до сих пор. Но разве к этому он стремился, разве ради шашлычной была прожита жизнь и поднято столько килограммов "железа"?.." Серго Амбарцумян скончался в Москве от сердечной недостаточности 13 апреля 1983 года.
Тамада для Сталина
Его кебабная находилась в полуостановке от корпункта, можно сказать, на отдалении руки. В зарплату мы забегали туда — забегали, значит, в забегаловку. Фигура хозяина занимала едва ли не половину помещения. Не потому, что кебабная была мала, а потому, что громаден был он, великий гиревик, выдающийся рекордсмен мира, одолевший рекорд буржуазного спортсмена Мангера, легендарный Серго Амбарцумян. Под ним пол прогибался и стены робко прижались бы к ... стенам, когда бы это было возможно. Он не стал гигантом — он родился гигантом весом 7 килограммов 200 граммов.
Там давали такой кебаб, что даже не снился древним царям. И вино ставили на стол доброе, а любители водочки получали ее в граненых стограммовых стаканчиках. Еще добавлю, что поверх кебабов, густо осыпанных тончайшими кружочками лука, возлежали несколько штук продолговато-кривого острейшего зеленого перца, возбуждающего мужской аппетит, как восточные одалиски. О, вольная философия страждущего желудка! О, пламя перца, тушимое огнем водки! До того, как открыть пункт, выразимся пошло, питания, Серго Амбарцумян давил своих соперников на помосте. Берия был наслышан о медвежьей силе шофера армянского НКВД и, будучи в Ереване и осматривая общежитие, лоб в лоб столкнулся с ним. «Ты здесь живешь?» — «У меня своя квартира» — «Тогда я зайду к тебе!» И не зашел. Хотя местное начальство быстро обставило дом мебелью. А штангист тяжелого веса Йозеф Мангер ходил у Гитлера в любимцах. Вот вызывает, значит, нашего Серго к себе в Кремль товарищ Сталин. «Советский человек должен быть сильнее фашиста. Ты понял, Серго?» Как не понять, попробуй не понять! Вернулся Серго в родной город, следом за ним приехала, по сегодняшнему говоря, группа поддержки во главе с известным Яном Спарре. Давай накачивать мускулы, брат, Сталин следит, Сталин знает, Сталин хочет. Дочь штангиста-гиревика Сусанна Сергеевна ознакомила меня с воспоминаниями тогдашнего тренера отца Сурена Багдасарова. «Я когда в первый раз его увидел, опешил. Пришли к нему в номер познакомиться. Он лежал на кровати в одних трусах, черноволосый, смуглый великан — ну точь-в-точь джинн. При моем появлении он встал, и ощущение его огромности еще больше усилилось. На столе у него стоял графин, полный воды, — литра два. Со словами «пить хочется» он взял графин одной рукой, как стакан, и графин исчез в его лапе. Потом он поднял его над головой, открыл рот и, не касаясь его губами, выпил весь (!)». Большой человек и большой армянин не подвел Сталина: под самый Новый год 30 декабря 1938 года Серго превзошел абсолютный мировой рекорд в троеборье. Я не поленился полистать газетные подшивки тех лет — не было такой газеты, которая не откликнулась бы на подвиг советского штангиста. Дочь знаменитости уточняет: — Даже германские газеты поместили портрет папы. Шуточное ли дело — скинуть с пьедестала Йозефа Мангера, гитлеровскую гордость. Между прочим, в 77-м папу пригласили в Штутгарт в качестве почетного гостя чемпионата мира. Когда собравшимся объявили о его присутствии, зал долго аплодировал. Мангера-то помнили — не забыт был и отец. — А как Серго Амбарцумян стал тамадой? — Папа любил частенько вспоминать кремлевский эпизод. Случилось это в 35-м, в день пятнадцатилетия советизации Армении. Роскошный прием, Сталин на нем, Микоян, конечно, Ворошилов, Молотов с патефоном в подарок нам. Какой же банкет без тамады! И вождь народов предлагает возглавить стол папе. Вечером, вернувшись с кремлевского застолья, Серго Амбарцумян сбросил с плеча пиджак, опустился на стул и коротко сказал жене: «Все, Тома, теперь и умирать можно — был у Сталина тамадой!» К молотовскому патефону Сталин присовокупил свой царский дар — роскошное авто «М-1». Да еще снимок привез он домой: Серго на голову выше всех, Ворошилов, увешанный значками, Сталин в кителе с накладными карманами и пуговицами до горла. Я долго всматривался, но Микояна не нашел. Опять в тени, что ли, остался? Короче, целый год длилось паломничество ереванцев в дом знаменитости — посмотреть фото, обойти вокруг «эмку», поцокать языком, потрогать бицепсы героя и тайно, про себя, возликовать: «Наш-то вон какой великан! Утес!» По сравнению с кем он утес и великан боялись не то что высказать — боялись думать. А дума, надо сказать, могла быть сладкой, рахат-лукума слаще. |
вторник, 3 июля 2012 г.
Серго Амбарцумян
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий