суббота, 7 июля 2012 г.

Гей- сообщества или бодибилдинг?


 

Эти и другие фотографии Карла Буллы стали все чаще попадаться в сети как иллюстрации жизни геев Петербурга начала 20-го века.

Между тем, у людей, изображенных на фотографиях был несколько другой интерес.



“Главный дефект интеллигента – петербуржца – его “животик”. Нигде нет такого большого количества мужчин с животиками, как в Петербурге. И странно, и смешно, что некоторые гордятся своими животиками, как когда-то русские бояре гордились своими бородами”-говорил директор открывшегося ноябре 1911 года в Петербурге “Института мужской красоты” доктор А.Л.Круазье.
Официально институт назывался "High life's hall for physical culture" и находился на Троицкой улице ( ныне Рубинштейна, 15-17).
Среди народа, живущего в России, он находил гораздо больше красивых, здоровых с виду, хорошо сложенных мужчин, чем во многих странах Европы, при этом,  в России он отмечал почти полное равнодушие к спорту.  
Культ  тела не был характерен для России, здесь на первое место ставилась традиционная русская духовность. Европейская же культура несла индивидуализм и уважение своего физического естества. Именно благодаря европейским веяниям в Россию пришли “институты красоты” в виде  “кабинетов de Beaute”,  но они были дамские. То, что своей красотой озаботились мужчины, было ново. 
“Временами начинает казаться, что мы, петербуржцы, в сущности не петербуржцы, а сильные духом и телом “древние”, а наша столица, горделиво вознесшаяся из топи и блат, - “счастливая Греция”, - иронично замечал один из питерских фельетонистов в начале 20 века.

Посетители заведения А.Л.Круазье. Петербург.1913 г. Булла  
Как гласила реклама, в заведении Круазье широко применялись различные процедуры с использованием горячей и холодной воды, пара, душа, массажа. Все это имело задачей “при условии строгой гигиены и комфорта индивидуальное развитие мускулатуры тела согласно нормам красоты и силы", а также исправление физических “недочетов” как то: полноты, исхудания, дряблости и сутуловатости.
“Из рыхлой, отяжелевшей, толстой фигуры петербуржца предприимчивое учреждение будет производить Апполонов Бельведерских, и в самый кратчайший срок”,

-с иронией писали журналисты.Петербургская газета провела по этому поводу анкетирование известных дам-деятелей культуры, предложив им ответить на вопрос, что делает мужчину красивым?

Как выяснилось, мужская красота не всегда может быть залогом успеха:

“Мужчина должен быть джентельменом.
В этом его красота”


– ответила популярная артистка театра “Паллас” 

Виктория Викторовна Кавецкая.
Виктория Викторовна Кавецкая
на перроне вокзала с  поклонниками
ее таланта. 1900-е гг.

 


“По-моему, только выдержка и элегантность делают мужчину красивым.

Красивых мужчин в общепринятом смысле в Петербурге один на тысячу”


– было мнение актрисы театра “Пассаж” 
В.И.Пионтовской.

“Лично я не признаю специальной мужской красоты, 

- признавалась артистка Императоркого балета М.М.Петипа.
- Я ценю в мужчине больше качества его характера:
благородство, характер, сильную волю, мужество.

Эти качества и некрасивого мужчину делают красивым, независимо от того,
“ культивирует “
он свое тело
или нет”
 
14 марта 1908 года в Михайловском манеже состоялся “Международный конкурс красоты мужского сложения” “Подобного рода конкурсы устраивались в Петербурге уже два раза и каждый раз привлекали массу участвующих”,-сообщалось в “Биржевых новостях”. 
В жюри конкурса вошли известные и авторитетные деятели искусства, среди которых был художник Франц Рубо( автор знаменитых панорам), артисты императорских театров, представители прессы, медицины и спорта. Формой одежды конкурсантов являлось трико – “короткое без фуфайки”. 
Вот как описывал конкурс репортер “Биржевых ведомостей”. 
“Длинной красивой вереницей продефилировали перед публикой 27 участников  конкурса. Среди них много борцов-профессионалов и любителей. Затем каждый из участвовавших демонстрировал перед членами жюри и публикой свою мускулатуру.
Сын художника Мясоедова, обладая почти классическим торсом и головой, позировал, изображая античные фигуры. Освещенный сверху электричеством, он выглядел весьма эффектно.”
При подсчете голосов мнения жюри разделились: художники посчитали, что любимец публики Мясоедов сложен не совсем гармонично. да при том имеет “кривой бок” и потому отдали свои голоса участнику Кавсадзе, “обладавшему красивыми ногами и головой”. Однако все остальные поддержали Мясоедова, их оказалось большинство. 
А в 1912 году петербургский журнал “Сила и здоровье” провел конкурс мужской красоты по фотографиям. Съемка производилась в фотоателье Карла Буллы. Любопытно, что у этого конкурса было одно, чуть ли не главное условие: “Не рекомендуется надевать даже купальные костюмы или нижнее белье, так как они закрывают и видоизменяют форму тела.” Что и было выполнено, судя по сохранившимся фотографиям. **


фотографии из журнала "Сила и здоровье"
1912 г. Булла

Сегодня эти фотографии часто демонстрируются в сети при обсуждении гомосексуально культуры в России, но был ли Петербург настолько голубым, как это стараются представить сегодня?
Вот  мнение писателя Игоря Катаны:  

"Ню" широко распространилось в фотографии после 1900 года, на волне пропаганды оздоровления и естественности в жизни. Гигиена тела, физкультура, здоровье, отдых, туризм, нудизм, натуризм, вегетарианство, антропософия господствовали в то время умами. Тело культивируется, следуя античным традициям, и фотография помогает создать модель идеала. Мужское обнаженное тело выражало идею силы и активности. Древнегреческое искусство создало основные образцы физически развитого тела, которыми пользовались художники всех последующих эпох. Действительно, только Древняя Греция имела реальную основу для подлинного изучения анатомии, благодаря античному спорту и культу тела. Красота древнегреческого атлета и современного спортсмена существенно не различимы между собой. Хороший борец, бегун или метатель всегда будут обладать одними и теми же внешними чертами, к какой бы расе они не принадлежали и в какую бы эпоху они не жили. Их красота — красота физически совершенного тела.

Физкультурная красота менее всего носит сексуальный характер — она общественна и эстетична. Красоту тел участников физкультурных состязаний нужно признать одним из основных начал, формирующих чувство красоты в массах. Спорт и фотография, идя столетие рука об руку, создали целую сокровищницу образов обнаженного тела, где оно обнажено не с целью сексуального возбуждения зрителя, где нагота не унижает, а возвышает. 
Именно в начале века и зародилось современное спортивное движение, оценивающее физкультурную красоту тела, которое теперь называется бодибилдинг.   
В 1912 году в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте, дом 100, в скетинг-ринге проходил Всемирный чемпионат французской борьбы. Очень многие спортсмены участники оказались отснятыми на стеклянную пластину в фотоателье знаменитого Карла Буллы. Их фотографии были опубликованы в популярном петербургском журнале "Сила и здоровье", в качестве иллюстрации к статье, пропагандирующей занятия гимнастикой с легкими гирями и эспандером по системе знаменитого профессора лондонского института гимнастики Евгения Сандова. 

А через несколько месяцев этот же журнал объявил "конкурс красоты" для мужчин по фотографиям, в котором приглашались принять участие все желающие молодые люди красивого телосложения, а не только спортсмены. Журнал предъявлял к ним только одно пожелание: "Не рекомендуется надевать даже купальные костюмы или нижнее белье, так как они закрывают и видоизменяют форму тела". Эталонным образцом для конкурсантов и послужили спортсмены, снятые в красивых позах древнегреческих атлетов.
 (отсюда:   http://www.sportreferats.narod.ru/atlet/sports/liter/Lurih_chempion04.html)

Участник Всемирного чемпионата французской борьбы матрос Бориченко.1912 г.
(фото из архива С.Петербурга)



Участник Всемирного чемпионата французской борьбы Юстус (портрет).1912 г.
(фото архива С.Петербурга)

03 января (21 декабря) 1909 года

«Конкурс красоты»

На сцене полукругом расположились борцы, участвующие в чемпионате, и любители. У большинства обнаженные торсы. Вызываемые г. Лебедевым состязающиеся медленно дефилируют перед публикой и жюри, делая плавные пластичные движения.
На сцене остаются только 7 человек, среди которых любитель – барон Кистер. После долгого совещания жюри присуждает I приз (зол. медаль) барону Шварцу, II-й приз (сер. мед.) – чеху Фриштенскому. В публике раздаются протесты шум, крики: бушуют «Ван-рилисты» и «Ван-рилистки» - герой которых – голландец Ван-Риль – остался без приза.

www.starosti.ru




Маринус ван Риль, Голландия

Какими же были знаменитые атлеты , красотой которых восхищались их  поклонники?
 
   


Клуб В.Ф. Краевского
Уже в конце 19-го века в России пошло повальное увлечение борьбой, тяжелой атлетикой и всяческими
силовыми трюками: и простой люд, и многие выдающиеся фигуры - А. Куприн, Ф.Шаляпин, А. Блок, А. Чехов, В. Гиляровский, художник И. Мясоедов, А. Аверченко, да и другие знаменитости стали страстными поклонниками цирковых атлетов и борцов. 
Их неповторимая, с привкусом богемности жизнь крутилась и вращалась подле замечательного энтузиаста, известного петербургского врача Владислава Францевича Краевского ( на фото - №3). Это он 10 августа 1885 года создал "Кружок любителей атлетики", и эту дату можно считать днем рождения русской атлетики.
Краевский устроил в своей квартире на Михайловской площади богатейший атлетический кабинет для тренировок, где и происходили собрания-тренировки  кружка. Это  был большой зал, освещаемый электричеством, со множеством атлетических снарядов и даже ванной, где можно было выкупаться после занятий. Все стены кабинета были увешаны фотографиями атлетов , профессионалов и любителей. Именно Краевский стал устраивать матчевые встречи , приглашая соперников из-за границы.
Группа атлетов велосипедно-атлетического общества (Михайловская пл., 3-5) на разминке; в центре, седой - доктор Владислав Францевич Краевский. 1906 г. Булла
После смерти В.Ф.Краевского его  дело продолжил его ученик, И.В.Лебедев,  дядя Ваня, как звали его впоследствии.  В 1910 году в память Краевского и в честь 25-летнего юбилея тяжёлой атлетики в России И.В.Лебедев основал при школе "Геркулес-клуб" для исключительно сильных людей и был избран его почётным председателем.

Группа членов первого русского "Геркулес-клуба" (Невский, 98) 1912 г. Булла

Именно И.В. Лебедев превратил состязания атлетов в “зрелища”, эстрадные представления, придумал торжественный парад, состязания под музыку, костюмы.

Лебедев всегда выходил на арену в русской поддевке, в широком картузе, в сапогах. Его русский народный облик пришелся по душе публике. Благодаря этому костюму он и получил дружелюбно-фамильярное прозвище “Дядя Ваня” . 
Этот образ прижился в спортивном мире и впоследствии считалось, что настоящий арбитр только так и должен выглядеть “как дядя Ваня”.

В России не существовало ни одного более-менее известного борца, включая иностранцев, не прошедшего через руки Лебедева. Очень многие были полностью обязаны ему своей карьерой. Как антерпренер Лебедев закрыл Россию для предпринимателей-иностранцев, после его выхода на арену ни один заграничный импресарио больше не провел у нас ни одного серьезного чемпионата.
Другой ученик Краевского
- выдающийся борец и атлет,
чемпион мира,
один из основоположников
французской борьбы в России

Владислав Алексеевич Пытлясинский -

в 1896 году открыл школу атлетики в Петербурге, а затем в Одессе.

В 1896 году он опубликовал учебник “Французская борьба” с 60-ю фотографиями приемов.
</span>
В 1910 году Пытлясинский открыл в Одессе атлетический институт.</span>


Георг Гаккеншмидт

- цирковой атлет, борец, неоднократный рекордсмен мира по тяжелой атлетике и чемпион мира по французской борьбе.

Он первым из русских борцов стал чемпионом Европы (1898 г.),
а в 1901 году на международном чемпионате
в Париже завоевал звание
чемпиона мира по французской борьбе.

С этого момента началось триумфальное шествие Гаккеншмидта, как атлета и борца, по разным странам.

После одного из борцовских турниров,
проходившего в Париже в 1899 году,
публика стала называть Гаккеншмидта 

"Русским львом".



Вот как описывает прибытие в клуб Краевского молодого Гаккеншмидта
редактор журнала "Геркулес" Н. В. Лебедев:
"...Отворяется дверь из гостиной, и "старик доктор" вводит за руку какого-то широкоплечего юношу в сером поношенном пиджаке со словами: "Господа, рекомендую: Гаккеншмидт из Юрьева... Так сказать звезда Эстляндии!"
Надо признаться, что встретили мы гостя не особенно дружелюбно: уж очень ревниво тогда относились к иногородним атлетам. Мы слышали, что Гаккеншмидт одной рукой выжимает шесть пудов, но в других движениях слаб.
Когда он стал раздеваться, мы втайне рассчитывали, что вот-вот всыплем юрьевскому атлету. Но лишь только Гаккеншмидт снял пиджак и рубашку, мы так и ахнули: такой мускулатуры ни у кого из атлетов нам не приходилось видеть. Совершенно без жира, весь рельефный, с бицепсами 44 - 45 сантиметров, с феноменально широкой спиной, покрытой комками мышц, "новичок", еще не подходя к штанге, одной своей фигурой побил нас в пух и прах.
Он начал выжимание одной рукой с 80 кг, затем 104 - это был всероссийский рекорд. Гаккеншмидту кричали "браво", "ура". Мы уже не завидовали, прямо сознав, что "новичок - выше всех нас на голову."
</span>




Георгий Лурих был борцом высокого класса. Лурих завоевал много мировых рекордов по тяжелым гирям и принес много значительных побед русскому спорту. 
“Фехтование, кегли, бильярд развивают односторонне и мало,- считал он.- Плавание и гимнастика –недостаточно. Велосипед и гребля нехороши тем, что во время работы придавливаются все кровеносные сосуды. Мы должны жить до 120 лет, а в 30 уже никуда не годимся. Необходимо средство, которое могло бы заменить одностороннее, чрезмерное умственное развитие. Образованным может считаться тот, кто и физически, и умственно развит. Борьба и ведет к этому!”
Нужно отметить, что, занимаясь спортом, Лурих был всесторонне развит: владел десятью языками, прекрасно играл на фортепьяно, мастерски играл в шахматы, писал рассказы на спортивные темы, читал лекции по физической культуре.
Скульптура А.Адамсона "Чемпион".
“Атлет без тренировки – мужик, - заявлял он в интервью петербургскому журналу “Спорт”Не атлетика и борьба портят здоровье и силу атлета, а те кутежи, пьянство и разврат, и всякая неумеренная жизнь, которую ведут атлеты. Но это нельзя считать грехом всей атлетики”. Современники отмечали, что Лурих отличался изумительной красотой и редким телосложением, о чем сегодня можем судить и мы, посмотрев на старые фотографии. Недаром он не раз позировал таким скульпторам, как Роден и Адамсон.

Лурих выступал поборником “здорового образа жизни”, хотя в ту пору еще не было такого термина. Поклонники отдавали ему предпочтение перед всеми другими борцами, в ту пору не менее знаменитыми, - даже перед такими “бойцовскими королями” как Поддубный, Шемякин и Заикин.

Лурих и чешский борец Поспешил.


Участник Всемирного чемпионата по французской борьбе Карл Поспешил (Чехия).1912 г.
Карл Поспешиль (настоящая фамилия Файбек) ; чех из Праги, был учеником Луриха и одним из лучших представителей его школы, он отличался прекрасной техникой и красивой стройной фигурой (рост — 178 см, вес — 98 кг) и был неоднократно премирован на конкурсах телосложения.
Выдающийся русский атлет и борец Виктор Соловьев родился в Харькове. После окончания гимназии поступил в технологический институт закончив который получил специальность инженера- технолога.
Во время учебы увлеченно занимался тяжелой атлетикой.
Много занимался с гирями. Большое внимание уделял развитию рельефной мускулатуры. Много занимался с гирями и достиг высоких результатов в тяжелой атлетике.


Иван Заикин 
Родился в 1880 г.
Свою атлетическую карьеру начал как гиревик, выиграв в 1904 году первенство России по гирям.
Затем перешел на борьбу.

Страшно силен, хитер и ловок в борьбе.

Отличался большой отвагой.

В 1908 году на чемпионате мира в Париже занимает 2-е место и звание чемпиона мира.

Оставив спорт, стал одним из пионеров русской авиации. При росте 186 см весил 120 кг.



Иван Поддубный 
Пожалуй, самый знаменитый русский богатырь.

Получив в Париже звание чемпиона в 1905 году, он неоднократно подтверждал его.

Чрезвычайно сильный, резкий и очень подвижный, он был волевым и суровым человеком,
относился к борьбе очень серьезно
и боролся жестко.
Многие пытались победить его,
но он очень дорожил своей славой
и неоднократно доказывал свою силу на ковре.
Железная воля, постоянная готовность выйти на ковер против любого противника,
никогда не уклонялся от встречи с противником, каким бы грозным и опасным он не был.

Читать о Поддубном здесь:
www.vokrugsveta.ru/vs/article/2923/


"Николай Вахтуров! И из "парада", ласково улыбаясь, грузно выступает колоссальная фигура нижегородского богатыря. Стихийный борец. По размаху натуры и по темпераменту – перенесшийся к нам в XX век былинный Васька Буслаев. Это воплощенная в мускулистое тело "идея натиска". Бесшабашный русский борец, ломающий всех, кто попадает в его объятия. Даже очень сдержанный партер разражается аплодисментами, которые на галерке переходят в настоящую бурю". ( из журнала “Геркулес”)
В двенадцатом номере журнала «Геркулес» за 1915 год была помещена статья Вахтурова, рассказывающая о его тренировках.
«Встаю в 8 часов. Гуляю час. Прихожу домой и пью четыре стакана сладкого чая. Отдыхаю лежа в постели около получаса. Затем в течение часа занимаюсь с четырехкилограммовыми гантелями по системе И. В. Лебедева. Бегаю на месте с глубоким дыханием 15 минут. Обтираю тело мокрым полотенцем и иду гулять часа на полтора. Придя домой, тяну резину минут двадцать и выжимаю себя на стульях 50 раз подряд, а затем пять минут прыгаю через стулья. Принимаю воздушную ванну сидя на стуле и обтираю все тело одеколоном. Обедаю, преимущество отдаю зелени (вареное мясо совершенно не ем). Гуляю около часа. Сплю часа полтора. Проснувшись, читаю газеты. Пью четыре стакана чая. Иду в цирк, где борюсь. На следующий день, встав, сразу начинаю тренироваться в борьбе часа полтора. Вытягиваю противника наверх обратным поясом по 20-25 раз. Затем бегаю и иду гулять. Вот и вся моя «система», в которую по воле судеб уложилась и вся моя жизнь


Климентий Буль
В 1911 году ему впервые довелось участвовать в международном турнире по классической борьбе, проводившемся в Петербурге. 
Турнир собрал лучших европейских борцов: великий Григорий Кащеев, голландец Ван Риль, волжский богатырь Николай Вахтуров.

Громкие титулы не смутили сибиряка,
в 16 схватках он вышел победителем и завоевал звание чемпиона.

В середине 30-х годов Климентий Буль перешел на тренерскую работу. 
В обществе "Динамо" он подготовил десятки первоклассных борцов, среди которых чемпион Европы Константин Коберидзе.

В 1945 Климентию Булю было присвоено звание заслуженного мастера спорта СССР.
"Атлет-профессионал,
атлет, любящий и уважающий свои занятия, возвышающий свой любимый спорт
на степень искусства,
является пионером в деле повышения красоты и силы тела".
Г.Лурих

Борется Иван Поддубный, 1912 год

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий