четверг, 28 июня 2012 г.

"Меня трудно остановить!"


Лилия ОСИЯ:



   То, что краснодарская дива Лилия Осия — явление в российском фитнесе — было ясно очень давно, еще в те времена, когда отечественный фитнес делал лишь первые робкие шаги. Уже тогда не только знатокам, но и простым зрителям было понятно, что в этой девушке есть ЧТО-ТО. Ее произвольные программы очаровывали, околдовывали, шокировали, доводили публику до состояния экстаза. Потом она пропала, долго не появлялась на сцене. И лишь когда летом 1998 года Осия внезапно возникла на турнире “Гран -При Байкал” в Иркутске и выдала такую композицию, от которой у зрителей и судей пошел мороз по коже, стало ясно, что без нее российский фитнес, хотя и ушел далеко вперед, но был каким-то тусклым, слишком академичным, что ли. Возвращение Осии было более чем успешным — четвертое место в абсолютном зачете в Иркутске и победа на осеннем чемпионате России в Санкт-Петербурге в классе до 160 см. Звезда ее таланта загорелась еще ярче. Правда, после этого Лиля вновь исчезла из поля зрения поклонников фитнеса. Нам удалось разыскать Лилю в Москве на акции “Фестиваль “Планеты Фитнес” и узнать о житие-бытие одной из самых ярких наших спортсменок, что называется, из первых рук.
        “Культура Тела”: — Лиля, после твоей блистательной победы на чемпионате России в Питере осенью 1998 года никто не ожидал, что твоя соревновательная карьера так внезапно прервется. Что произошло?
       Лилия Осия: — Дело в том, что я готовилась к чемпионату Европы в Эссене, который должен был состояться в апреле, но за неделю до поездки мне отказали спонсоры, и пришлось думать о более прозаических вещах: о трудоустройстве, например. К тому времени я уже переехала из родного Краснодара в Москву, а потому решила пойти инструктором в “Планету Фитнес”. В “Планете” я сдала собеседование, как все. Вопросы задавали самые серьезные: по анатомии, физиологии, биохимии, биомеханике. Через месяц меня взяли. Я начала работать и вскоре выяснилось, что я очень хорошо соображаю во всем этом — у меня появилось много клиентов. Люди даже записываются в очередь, по месяцу ждут, чтобы позаниматься со мной. У меня получается до 9 клиентов в день. В “Золотых Ключах” у меня, правда, не так много клиентов, поскольку я тут недавно работаю, а в “Труде” — очень много. В “Ключи” был очень сильный отбор, но из 14 человек взяли меня. Я не знала, стоит ли мне туда идти, но сейчас не жалею: я попала в прекрасный коллектив и со всеми сдружилась. Конечно, работы много и очень устаешь, но если я сейчас начну готовиться к соревнованиям, то буду работать меньше.
        “КТ”: — А как ты решилась перебраться в Москву?
       Л.О.: — Я приехала в Москву на три дня к своей знакомой, Леночке, на конгресс по косметологии. Потом пошли встречи со спортсменами. И через три дня я говорю: “Ой, знаешь, Лена, я останусь еще на недельку.” Прошла неделя, и я осталась еще на неделю. Потом я уже говорю: “Ой, Лена, я, наверное, останусь в Москве, буду подыскивать квартиру”. Ну и закончилось это тем, что с Леной мы до сих пор неразлучны (смеется) и теперь просто не можем друг без друга. Нам пришлось многое пережить.
        “КТ”: — Неужели тебе никто не помог в трудную минуту?
       Л.О.: — Мои друзья — это те единственные люди, которые помогли мне в Москве, когда мне было тяжело. Я очень люблю этих ребят, каждый из них готов приехать по моему первому зову и помочь. И ни один из этих людей ни разу не сделал мне больно. Мы настолько ценим нашу дружбу, что даже ни разу не пытались выйти за рамки чисто дружеских отношений. Личные отношения могут не сложить ся, и тогда мы попросту потеряем друг друга, а нам этого не хотелось бы. Такую дружбу надо ценить.
        “КТ”: — Вы часто общаетесь?
       Л.О.: — Не так часто, как хотелось бы. С тем же Юрой Мельниковым вообще трудно пересечься. Ему говорят, что я в Москве, а он спрашивает: “Да где?”. Ритм жизни здесь слишком быстрый, у всех свои дела, проблемы, некогда сходить куда-нибудь вместе, провести время.
        “КТ”: — Говорят, что в первые месяцы пребывания в Москве ты выступала в ночных клубах?
       Л.О.: — Да, я, скажем так, творчески реализовывала себя — выступала со своими номерами. Хотя никакого стриптиза, как говорят некоторые, не было. Мои номера — это гораздо лучше и гораздо интереснее любого стриптиза. Своими выступлениями я зарабатывала хорошие деньги, но потом я от всего этого просто устала. Так что сейчас меня устраивает моя нынешняя работа. И теперь я выступаю только когда мне предлагают действительно хорошие деньги, да и то только в дорогих элитных местах. Вообще сейчас я мечтаю о создании театра для спортсменов. Это то, чем я хотела бы заняться. Я уже разговаривала с культуристами на эту тему, и весь вопрос в том, насколько этот проект будет себя окупать. А кроме культуристов можно было бы привлечь и акробатов, и артистов, и балет. Провести сумасшедший отбор для этого, придумать сценарий и работать. И пускай это была бы не спортивная элита, а просто классные ребята, которые могли бы зарабатывать на этом. Они бы тренировались и выступали в определенных местах, и это была бы их основная работа. То есть это шоу продавалось бы. Можно было бы сделать такое шоу, которое приглашали бы во все города России, хотя бы. Начинать выступать, конечно, стоит в клубах. Все артисты через это проходят. Поскольку это шоу — дорогое, дешевые клубы его никогда не купят.
        “КТ”: — Театр — это хорошо. А как же соревнования?
       Л.О.: — Я не знаю, буду ли выступать в ближайшее время, и вообще не знаю, что со мной будет дальше. Возможно, я останусь в Москве, возможно, уеду. Тренироваться для себя я буду и дальше, а соревноваться... Тоже, наверное, для себя, если захочется. Конечно, я не собираюсь заниматься этим всю жизнь, но лет десять в большом спорте — это реально.
        “КТ”: — Обычно фитнес-модели имеют за плечами многолетний опыт занятий такими видами спорта, как гимнастика или акробатика. Наверняка и ты — не исключение из этого правила.
       Л.О.: — Я была четвертым ребенком в семье, самой младшей и очень болезненной в детстве, но уже в три года садилась на шпагат и стояла на ручках. Родители часто водили меня в цирк, я смотрела представление, а потом, вернувшись домой, пыталась повторить кое-что из того, что делали циркачи. Конечно, это все было неосознанно, ведь я была такой малюсенькой (смеется). А в шесть лет я пошла на акробатику и в восемь уже выступала на уровне мастера спорта. Тогда я объездила весь Советский Союз. А когда мне было 15 лет, я бросила акробатику.
        “КТ”: — Почему?
       Л.О.: — Замучали травмы, болел позвоночник. Дальше продолжать занятия уже было невозможно. Я оставила акробатику и пошла на аэробику, в тренажерный зал. А попав туда, я нашла для себя новое увлечение — бодибилдинг. В ту пору еще ничего не было известно о фитнесе, но уже тогда я мечтала о чем-то подобном, о конкурсе красоты для невысоких женщин (мой рост — 156 см). Потом я познакомилась с Игорем Самохиным (председателем Федерации бодибилдинга Краснодарского края — прим. ред.) и начала выступать по бодибилдингу на первенстве Краснодарского края. И вдруг Игорь приезжает с Кубка России и говорит: “Лиля, там проходит фитнес!”. Я сразу “загорелась” и — вперед! Стала думать о том, как это должно выглядеть: композиция, купальник. То есть я пришла к тому, о чем мечтала.
        “КТ”: — А когда состоялся твой соревновательный дебют в качестве фитнес-модели?
       Л.О.: — Для начала я решила выступить в Краснодаре. Посмотрела фотографии, видеозапись с Кубка России и начала готовить свою программу, навертела, накрутила. Сначала был “Самсон” (так называется первенство Краснодарского края по бодибилдингу и фитнесу, проходящее дважды в год — прим. ред.), а потом мы поехали на чемпионат России в Пермь. Это была осень 1995 года. Там мне удалось сразу же стать четвертой в классе “фитнес” плюс занять вторые места по культуризму, выступив в разряде “юниорки” и среди взрослых. Потом был “Янтарный Кубок” в Барнауле, там я заняла второе место. А еще позже — “Звезда Содружества” в Москве, где я стала четвертой. Конечно, тогда уровень соревнований был намного ниже, чем сейчас. После этого я начала готовиться к весеннему сезону, набирала “массу”, “сушилась”. На Кубке России весной 1996 года я заняла третье место и поехала на свой первый чемпионат Европы по фитнесу, который проходил в Италии.
        “КТ”: — Первый блин вышел комом?
       Л.О.: — Да. Там все неудачно сложилось для меня, я ничего не заняла, не вошла в “пятнашку” сильнейших. Но зато тогда я подружилась с Жанной Бабаниной, со Светой Воробьевой, которая выиграла тот чемпионат, а позднее перешла в профессионалы. Классные девчонки, конечно. С Жанной мы вообще жили две недели в одном номере, много узнали друг о друге, невероятно интересно было общаться. Я очень многому научилась у них, может, и им что-нибудь дала. Мы там друг за друга болели, ведь для нас со Светой это была первая “Европа”, в то время как для Жанны — вторая или третья.
        “КТ”: — После этого ты долго не выступала. Разочаровалась в фитнесе?
       Л.О.: — Нет, причина была в другом. Я готовилась к Кубку России, который должен был состояться у нас, в Краснодаре, но перед самым стартом сломала ногу. Пока лечилась, восстанавливалась, прошло немало времени. Наконец решила готовиться к осени 1998 года и, чтобы настроиться, чтобы увидеть, на какой уровень вышел российский фитнес, прочувствовать опять атмосферу соревнований, приехала на “Гран-При Байкал” в Иркутск.
        “КТ”: — То есть ты не собиралась там выступать?
       Л.О.: — Почему? Собиралась, просто я ориентировалась на ближайшую “Россию”, а в Иркутск приехала больше для того, чтобы посмотреть, как девчонки работают, как выглядят, чтобы начать готовиться. Ведь когда находишься дома и позируешь перед зеркалом — это одно, а соревнования — совсем другое. Выходишь на сцену и непонятно, как держать себя, как контролировать мышцы. А я долго не выступала. Мне нужен был опыт.
        “КТ”: — И какое впечатление произвел на тебя турнир?
       Л.О.: — Что касается организации, то она была потрясающей. Я никогда не видела ничего подобного. Все было продумано до мелочей: проживание спортсменов, питание. Я уже не говорю о призовом фонде. И я очень благодарна Юрию Павловичу Сизых за то, что он подарил спортсменам такой праздник. А как нас встречала публика! Что же касается турнира по фитнесу, то за те два года, что я не участвовала в соревнованиях, уровень российского фитнеса сильно вырос. И хотя мне удалось занять четвертое место в “абсолютке”, я очень критически оценила свое состояние на тот момент. Я видела уровень девчонок и видела себя. Конечно, мне хотелось изменить положение.
        “КТ”: — А как ты относишься к введению ростовых категорий? Ведь когда ты начинала соревноваться, их не было.
       Л.О.: — Для меня это выгодно (смеется). Что и доказала “Россия” в Питере, когда мне удалось победить в классе до 160 см. С высокими бороться очень тяжело. У них большие преимущества перед маленькими девчонками. Раньше у меня был комплекс маленького роста, тем более что занятия акробатикой сдерживают рост. А потом, когда я начала выступать на соревнованиях по фитнесу, этот комплекс исчез. Я вообще считаю, что человеку, какого бы роста он не был, нужно любить свое тело. И свою душу. Тогда он становится более гармоничной личностью.
        “КТ”: — Глядя на твои выступления с произвольной композицией, кажется, что именно программа для тебя — главное.
       Л.О.: — Композиция для меня очень много значит. Я вообще начинала заниматься фитнесом не из-за тела, а из-за композиции. Потому что это — мое проявление. Я люблю свою композицию, люблю сам процесс работы над ней. Я могу пять часов без остановки тренироваться в гимнастическом зале, лишь бы отточить каждое движение. В американском фитнесе в “произволке” ставка обычно делается на силовую работу, но я без образа себя не представляю, это — облом всей моей работы. Если я уберу образы, мне нечего делать в фитнесе. Мне нравится придумывать костюмы, придумывать элементы, подбирать музыку, стыковать ее, месяцами мечтать о том образе, который мне предстоит создать на сцене. Это то, что я могу подарить зрителю. Он это получает и если ему это нравится, то и мне это нравится тоже. Ну, а если я не достигла своей цели, значит, я не достигла уровня композиции, значит, в чем-то была слаба. Я считаю, что несколько моих композиций, такие как “Кошка”, “Бэтмэн”, получились довольно удачными. В Иркутске я представила программу, в которой показала техничное исполнение элементов, но вышло так, что я думала об одном, а получилось другое. Вообще я хотела изобразить “гостью из будущего”, хотелось изобразить существо, которое прилетает из будущего посмотреть этот мир и показать себя. Этот образ возник под влиянием прочитанных книг, людей, с которыми я общаюсь. А получилось что-то такое общее и с летучей мышью, и с птичкой. Того чувства образа, которое я показала в “Кошке”, здесь не было. Сейчас это был просто красивый костюм и красивая композиция. Что же касается моей последней композиции “Ангел”, которую я представила на чемпионате России в Санкт-Петербурге, то в ней я использовала очень яркий костюм, и в целом программа получилась достаточно яркой и необычной.
        “КТ”: — Если ты все же решишь выступить, подаришь ли публике новую произвольную программу?
       Л.О.: — Подготовка новой программы — это очень дорого. По расценкам Москвы — около 3000 долларов. В эту сумму входит новый костюм, работа с профессиональным хореографом, запись качественной фонограммы в студии. Так что, если я все-таки возьмусь готовить новую программу, то поеду для этого в Краснодар. Там мне все обойдется на порядок меньше.
        “КТ”: — А не чрезмерно ли ты увлекаешься произвольной композицией? Ведь фитнес — это все-таки часть бодибилдинга, и за счет одной программы трудно стать чемпионкой.
       Л.О.: — Да, я знаю, что надо работать с телом, добавлять, потому что тело на данный момент все-таки отстает. Раньше мне нравилось качаться, но в зале я немножко расслаблялась, не вкалывала до умопомрачения. Теперь меня не нужно заставлять качаться. Я изменилась благодаря тому, что сама стала тренером. Теперь мне самой нужно быть примером для людей, ведь люди на меня смотрят и стремятся улучшиться. У меня очень любят тренироваться мужчины, потому что они начинают поднимать большие, чем обычно, веса. Они посвящают мне свои подходы, и это обычное явление.
        “КТ”: — А руку и сердце никто не предлагал?
       Л.О.: — Я стараюсь до этого не доводить. Во всяком случае пока я замуж не собираюсь.
        “КТ”: — А что ты будешь делать, если наш фитнес пойдет по американскому пути развития, когда на первом месте стоят мышцы, и даже произвольные программы носят ярко выраженный силовой характер?
       Л.О.: — В их стиле тоже можно сделать совершенно прекрасную композицию. Это несложно. Это — тоже творческий подход. По крайней мере, я чувствую, что смогу это сделать.
        “КТ”: — Неудачное выступление Воробьевой на “Мисс Фитнес Интернэйшнл” в 1997 году говорит о том, что это не так-то просто.
       Л.О.: — Воробьева красива, она работала на сцене очень женственно, но ее программа была сделана на уровне “России”. А там нужна более скоростная работа, с большим количеством силовых элементов. Но композиция все равно должна быть красивой, сильной и красивой. Кстати, когда я делала первые шаги в фитнесе, я смотрела кассеты с “Олимпии”, а не с “России”. Что же касается некоторой театральности выступлений российских спортсменок по сравнению с западными, то ведь на “Олимпии” девушки тоже раздеваются. Просто у каждой из них свой стиль. Я тоже свою композицию строила не из пустоты. Учеба шла так: берешь какой-нибудь элемент у кого-то и подстраиваешь под себя. Ты не пытаешься его повторить — нет, а стараешься сделать еще лучше. Тогда ты достигаешь нужного эффекта.
        “КТ”: — В своих произвольных композициях ты умело используешь сложные акробатические элементы...
       Л.О.: — Я считаю, что акробатика обязательно должна быть в программе. Мы составляли вместе с одной девочкой, художественной гимнасткой, программу для ее детей и когда начинали делать обычный танец, без акробатики — он проигрывал. Любое, даже очень сложное, хореографическое движение слабее, чем акробатика в этом движении. Главное в том, чтобы акробатический элемент очень четко вписывался в музыку, чтобы он был не сам по себе, чтобы он шел в каком-то такте.
        “КТ”: — Расскажи немного о своих тренировках.
       Л.О.: — На “массе” я в один день качаюсь с весами, в другой — отрабатываю композицию. Акробатику в этот период делаю мало. Просто прыгаю фляки, растягиваюсь, чтобы не забыть, как это все делается. В это время я восстанавливаюсь от травм, лечиться приходится. А перед соревнованиями, когда надо отточить композицию, получается две тренировки в день. То есть акробатика идет без выходных. Параллельно тренируюсь с “железом” по графику “3+1” или так, чтобы восстанавливаться. Я — сторонник больших весов: жму лежа 70 кг, приседаю — 100. С учетом того, что я вешу 52 кило, это — неплохо, а ведь я никогда не пользовалась никакой “химией”. Без акробатики каждый день в этот период невозможно: мышцы грубеют, не дают как следует растянуть их, не дают полной свободы действий. Очень трудно накачаться и при этом еще быть акробаткой. Но без атлетической подготовки в первом раунде соревнований по фитнесу делать нечего. Что же касается питания, то, готовясь к соревнованиям, по два месяца сижу на диете. Ем рыбу, яичные белки, творог, принимаю пищевые добавки.
        “КТ”: — Ты не замыкаешься на одном фитнесе?
       Л.О.: — Помимо спорта у меня много других увлечений. Я работаю косметологом. Мне это очень нравится, это очень творческая работа. Веду секцию аэробики. Очень люблю читать книги: или философскую, или духовную литературу. Хотя классику, особенно стихи, тоже люблю. Люблю путешествовать. Вообще, я очень увлекающийся человек. Если я “загорелась” — это все. Главное, что меня трудно остановить где-то посередине. Пока не выгорю, как свеча — не успокоюсь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий