«Полет человека из пушки в течение долгого времени являлся наиболее привлекательным из цирковых аттракционов. Русский силач Александр Засс, известный под именем «Удивительный Самсон», демонстрирует этот полный драматизма номер, который еще никем не был повторен. Знаменитый силач, используя свою колоссальную силу, принимает непосредственно в руки пролетающую через всю арену партнершу.
Вес партнерши 50 килограммов, дистанция полета 14—15 метров. Собственный вес самого Самсона несколько более 70 килограммов. Конструкция пушки — А. Засса».
«Самсон носит на себе лошадь, гуляя с ней по пляжу и заходя в воду. Вес лошадей, которых он носит, до 400 килограммов (на снимке вес лошади, которую держит Самсон, 375 килограммов)».
«Несчастный» случай был организован вчера в переулке Аттерклив г. Шефельда, когда густая толпа собралась посмотреть, как через человека переезжает полуторатонный грузовик с углем. «Жертвой» был Самсон, который выступает в театре «Палас Аттерклив». Самсон лег на мокрые булыжники на пути большого грузовика с углем, и огромная толпа ахнула, когда грузовик переехал прямо через его тело. Два раза машину качнуло, когда сначала передние, а затем задние колеса переехали через распростертую фигуру. Вздох ужаса сменился вздохом облегчения, когда Самсон встал, улыбаясь и явно не пострадав от этого опыта».
«Самсон, или Александр Засс, как его полностью зовут, вовсе не гигант: его рост 1 метр 67 сантиметров и вес несколько более 70 килограммов. Несмотря на это, он позволяет самым сильным боксерам пробовать сбить его с ног ударами в солнечное сплетение. Завязывать узлы на железных прутьях для него пустяк. Мистер Засс является русским, он был несколько раз тяжело ранен в первую мировую войну, и до сих пор у него остались шрамы».
«Самсон, вися на трапеции, в зубах держит платформу, на которой стоит пианино и пианистка!» (Изображение этого номера есть на афише, подаренной Самсоном Ленинградскому цирковому музею)
«Вися под куполом цирка и продев одну ногу в петлю, Самсон держит в зубах платформу с тремя людьми. Раскручивает это приспособление руками, так что люди, сидящие там, крутятся, как на карусели».
«Самсон разрывает цепи пальцами. Разрывает цепи напряжением мышц груди, живота, а также встав на один конец ногой».
«Самсон сгибает короткие металлические стержни толщиной в полтора сантиметра, длиной 30 сантиметров до положения подковы. Стержни квадратные в поперечнике».
«Вбивание голой рукой гвоздей в доску толщиной 8 сантиметров. После повреждения ладони гвоздем во время забивания в доску, когда гвоздь наскочил на сук, Александр Засс перестроил номер, сделав его более сложным — стал вдавливать гвоздь в доску!»
«Самсон поднимает зубами стальную балку весом 135 килограммов, на концах которой сидит по человеку (всего 165 килограммов!)».
«Мост Самсона».
«На грудь Самсона кладут специальную платформу, на которую встают 35 человек. Самсон, делая глубокие вдохи, приподнимает это сооружение на 5 сантиметров».
«В возрасте 67 лет носил на себе двух львов, общий вес которых равнялся 230 килограммам».
Такими сообщениями пестрели газеты многих стран Европы и Америки, такие афиши можно было увидеть на стенах домов и цирков разных городов.
А в Англии в 1925 году даже вышла книга «Удивительный Самсон», которая много раз переиздавалась. Кто же такой Самсон? Полное его имя Александр Иванович Засс. Родился в 1888 году в Вильно. Детство и юность провел в г. Саранске. Еще мальчиком, побывав с отцом на представлении в цирке (где, кстати, его отец Иван Петрович Засс после вызова желающих повторить номер силача, вышел и повторил все, кроме разрывания цепи), «заболел» цирком. Его единственной мечтой было стать артистом цирка — силачом. Маленький Александр делает самодельные гантели, штангу, турник. Он устраивает домашние представления перед своими сестрами и братьями. Упорно тренируется, особенно обращает внимание на силу пальцев. Систематические занятия принесли результаты. Маленький Александр делает «солнце» на турнике, перелеты с одного на другой, может несколько раз подтянуться на одной руке. В силовых номерах он обогнал всех местных силачей-любителей, несмотря на небольшой рост и вес. Дальнейшая судьба решилась тогда, когда отец послал его в Оренбург учиться на помощника машиниста. Вместо этого Александр тайком уходит в цирк Андржиевского, где работает вначале рабочим, а затем ассистентом у силача Кураткина. У этого атлета Александр получил первую практику и право выступать с самостоятельным номером. И первую похвалу от известного атлета: «Когда-нибудь, малыш, ты будешь очень знаменитым силачом, я еще никогда не видел никого, кто бы был так силен, как ты, имея такой небольшой рост и вес».
Затем цирк Юпатова. И, наконец, большая удача: назначают ассистентом к Анатолию Леонидовичу Дурову. Позже был переведен в труппу наездников, после этого в номер воздушных акробатов, затем к дрессировщику диких зверей. Политика Юпатова заключалась в том, чтобы каждый артист имел несколько специальностей и в случае болезни товарищей мог бы их заменить. Александр Засс попадает в труппу борцов, где и создает собственный атлетический номер.
В первую империалистическую войну Засс был тяжело ранен в обе ноги шрапнелью и оказался в руках австрийцев. Работал в лагере для пленных на дорожных работах. Совершал три неудачных побега. Вот как пишет о четвертом побеге из крепости А. Засса английский журнал «Здоровье и сила»: «Самсон использовал свою колоссальную силу для побега из крепости, куда был заключен после неудачных побегов. Он сломал решетку и разорвал цепь, соединяющую наручники». В Будапеште, где он оказался после побега, атлет работал сначала грузчиком, а затем в труппе чемпиона мира Чая Яноша. Работа с Дуровым очень помогла ему в создании самостоятельного номера с животными. Но Засс не бросает атлетических номеров. О нем постоянно пишут спортивные журналы, на его выступления приходят штангисты-любители и профессионалы. Особым успехом выступления Александра Засса пользовались в Америке и Англии. Он создал свою оригинальную систему физического развития, которая в 20—30-е годы имела очень широкое распространение в Англии. С возрастом артист окончательно переходит на дрессировку зверей и создает номер с собачками, пони, обезьянами. Интересны трюки, которые исполняют его животные. Собачки делают боковые сальто, сальто с разбега, с подкидной доски через пони или строй собак. В его труппе собака-математик, обезьяна-музыкант и другие.
Сейчас Александру Ивановичу 74 года, он живет в Лондоне и продолжает выступать со своими четвероногими друзьями. Во время гастролей нашего цирка — он постоянный посетитель представлений, где и познакомился с народным артистом РСФСР В. Г. Дуровым, с дедушкой которого работал в дни юности.
Александр Иванович читает наш журнал, следит за успехами советского цирка и очень скучает по родине. Вот что он пишет в одном из писем домой своей сестре: «Очень хочется принести хотя бы небольшую пользу русскому цирку, у меня есть еще много номеров, которых никто не делал».
Ю. Шапошников
Журнал "Советский цирк" Сентябрь 1962г.
Журнал "Советский цирк" Сентябрь 1962г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий