среда, 27 июня 2012 г.

Удивительный Самсон


Удивительный Самсон (Алек­сандр Засс)«Полет человека из пушки в течение долгого времени являлся наиболее привлекательным из цирковых аттракционов. Русский силач Алек­сандр Засс, известный под именем «Удиви­тельный Самсон», демонстрирует этот полный драматизма номер, который еще никем не был повторен. Знаменитый силач, используя свою колоссальную силу, принимает непосредствен­но в руки пролетающую через всю арену парт­нершу.
Вес партнерши 50 килограммов, дистанция полета 14—15 метров. Собственный вес самого Самсона несколько более 70 килограммов. Конструкция    пушки — А.   Засса».
«Самсон носит на себе лошадь, гуляя с ней по пляжу и заходя в воду. Вес лошадей, кото­рых он носит, до 400 килограммов (на снимке вес лошади, которую держит Самсон, 375 кило­граммов)».
Самсон держит лошадь весом 375 кг«Несчастный» случай был организован вчера в переулке Аттерклив г. Шефельда, когда гу­стая толпа собралась посмотреть, как через человека переезжает полуторатонный грузовик с углем. «Жертвой» был Самсон, который вы­ступает в театре «Палас Аттерклив». Самсон лег на мокрые булыжники на пути боль­шого грузовика с углем, и огромная толпа ахнула, когда грузовик переехал прямо через его тело. Два раза машину качнуло, когда сна­чала передние, а затем задние колеса перееха­ли через распростертую фигуру. Вздох ужаса сменился вздохом облегчения, когда Самсон встал, улыбаясь и явно не пострадав от этого опыта».
«Самсон, или Александр Засс, как его пол­ностью зовут, вовсе не гигант: его рост 1 метр 67 сантиметров и вес несколько более 70 килограммов. Несмотря на это, он позво­ляет самым сильным боксерам пробовать сбить его с ног ударами в солнечное сплете­ние. Завязывать узлы на железных прутьях для него пустяк. Мистер Засс является русским, он был несколько раз тяжело ранен в первую мировую войну, и до сих пор у него остались шрамы».
«Самсон, вися на трапеции, в зубах держит платформу, на которой стоит пианино и пиани­стка!» (Изображение этого номера есть на афише, подаренной Самсоном Ленинградскому цирковому музею)
«Вися под куполом цирка и продев одну но­гу в петлю, Самсон держит в зубах платфор­му с тремя людьми. Раскручивает это приспо­собление руками, так что люди, сидящие там, крутятся,  как  на  карусели».
«Самсон разрывает цепи пальцами. Разрывает цепи напряжением мышц груди, живота,  а  также встав на один  конец ногой».
«Самсон сгибает короткие металлические стержни толщиной в полтора сантиметра, дли­ной 30 сантиметров до положения подковы. Стержни  квадратные в поперечнике».
«Вбивание голой рукой гвоздей в доску тол­щиной 8 сантиметров. После повреждения ла­дони гвоздем во время забивания в доску, ког­да гвоздь наскочил на сук, Александр Засс перестроил номер, сделав его более сложным — стал вдавливать гвоздь в доску!»
«Самсон поднимает зубами стальную балку весом 135 килограммов, на концах которой си­дит   по   человеку   (всего   165   килограммов!)».
«Мост Самсона».
«На грудь Самсона кладут специальную плат­форму, на которую встают 35 человек. Самсон, делая глубокие вдохи, приподнимает это соору­жение на 5 сантиметров».
«В возрасте 67 лет носил на себе двух львов, общий вес которых равнялся 230 килограм­мам».
Такими сообщениями пестрели га­зеты многих стран Европы и Америки, такие афиши можно было увидеть на стенах домов и цирков разных горо­дов.
А в Англии в 1925 году даже вышла книга «Удивительный Самсон», кото­рая много раз переиздавалась. Кто же такой Самсон? Полное его имя Александр Ивано­вич Засс. Родился в 1888 году в Виль­но. Детство и юность провел в г. Са­ранске. Еще мальчиком, побывав с отцом на представлении в цирке (где, кстати, его отец Иван Петрович Засс после вызова желающих повто­рить номер силача, вышел и повторил все, кроме разрывания цепи), «забо­лел» цирком. Его единственной меч­той было стать артистом цирка — силачом. Маленький Александр дела­ет самодельные гантели, штангу, тур­ник. Он устраивает домашние пред­ставления перед своими сестрами и братьями. Упорно тренируется, осо­бенно обращает внимание на силу пальцев. Систематические занятия принесли результаты. Маленький Александр делает «солнце» на турни­ке, перелеты с одного на другой, мо­жет несколько раз подтянуться на одной руке. В силовых номерах он обогнал всех местных силачей-люби­телей, несмотря на небольшой рост и вес. Дальнейшая судьба решилась тог­да, когда отец послал его в Оренбург учиться на помощника машиниста. Вместо этого Александр тайком уходит в цирк Андржиевского, где работа­ет вначале рабочим, а затем ассистен­том у силача Кураткина. У этого атле­та Александр получил первую практи­ку и право выступать с самостоятель­ным номером. И первую похвалу от известного атлета: «Когда-нибудь, ма­лыш, ты будешь очень знаменитым силачом, я еще никогда не видел ни­кого, кто бы был так силен, как ты, имея такой небольшой рост и вес».
Затем цирк Юпатова. И, наконец, большая удача: назначают ассистен­том к Анатолию Леонидовичу Дурову. Позже был переведен в труппу на­ездников, после этого в номер воз­душных акробатов, затем к дресси­ровщику диких зверей. Политика Юпатова заключалась в том, чтобы каждый артист имел несколько специ­альностей и в случае болезни товари­щей мог бы их заменить. Александр Засс попадает в труппу борцов, где и создает собственный атлетический номер.
В первую империалистическую вой­ну Засс был тяжело ранен в обе но­ги шрапнелью и оказался в руках ав­стрийцев. Работал в лагере для пленных на дорожных работах. Совершал три неудачных побега. Вот как пишет о четвертом побеге из крепости А. Засса английский журнал «Здоро­вье и сила»: «Самсон использовал свою колоссальную силу для побега из крепости, куда был заключен после неудачных побегов. Он сломал ре­шетку и разорвал цепь, соединяющую наручники». В Будапеште, где он ока­зался после побега, атлет работал сначала грузчиком, а затем в труппе чемпиона мира Чая Яноша. Работа с Дуровым очень помогла ему в созда­нии самостоятельного номера с жи­вотными. Но Засс не бросает атлети­ческих номеров. О нем постоянно пишут спортивные журналы, на его выступления приходят штангисты-любители и профессионалы. Особым успехом выступления Александра Засса пользовались в Америке и Ан­глии. Он создал свою оригинальную систему физического развития, кото­рая в 20—30-е годы имела очень широ­кое распространение в Англии. С воз­растом артист окончательно перехо­дит на дрессировку зверей и создает номер с собачками, пони, обезьянами. Интересны трюки, которые исполня­ют его животные. Собачки делают бо­ковые сальто, сальто с разбега, с под­кидной доски через пони или строй собак. В его труппе собака-математик, обезьяна-музыкант и другие.
Сейчас Александру Ивановичу 74 го­да, он живет в Лондоне и продолжа­ет выступать со своими четвероногими друзьями. Во время гастролей нашего цирка — он постоянный посетитель представлений, где и познакомился с народным артистом РСФСР В. Г. Ду­ровым, с дедушкой которого работал в дни юности.
Александр Иванович читает наш журнал, следит за успехами советско­го цирка и очень скучает по родине. Вот что он пишет в одном из писем домой своей сестре: «Очень хочется принести хотя бы небольшую пользу русскому цирку, у меня есть еще много номеров, которых никто не делал».
Ю. Шапошников
Журнал "Советский цирк" Сентябрь 1962г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий