четверг, 28 июня 2012 г.

Цирковые борчихи на рубеже веков


 Репортажи, газетные заметки


Wrestlers from Rouen
Анри Шам. "Борцы из Руана в 1868 году"

English version



Female wrestling in Monmartre
Женская борьба в 1900 году в Тингельтангеле (первый современный ночной клуб на Монмартре). Из коллекции Вернера Зоннтага
С начала 1900-х годов очень заметное место на российских цирковых аренах заняли соревнования по борьбе. Отдельные матчи устраивались и раньше, но с этого времени стали проводиться чемпионаты по "французской борьбе" (другие ее названия: “греко-римская” или "классическая" борьба, в которой не разрешалось хватать соперника ниже пояса). В соревнованиях разыгрывались призы, вплоть до званий чемпионов России, Европы и мира. Соревнования по борьбе проводились не только в цирках, но также в летних театрах, на катках, даже в зоосадах. А вот объявление тифлисского электротеатра «Лира»: «Открытие международного мужского чемпионата борьбы». Слово "мужской" появился в этом объявлении не случайно, так как во многих цирковых борцовских труппах были и женщины.
Не удивительно, что во времена, когда феминистское движение находилось в зачаточном состоянии, к женской борьбе относились скептически, снисходительно, часто с едкой иронией. Один из репортажей того времени о женской борьбе звучал так: "Курочки покудахтали и пощипали друг другу перышки". Вот цитата из репортажа о дамской борьбе из книги известного историка российского цирка Юрий Дмитриева "Цирк в России": “Борчихи тренированы очень скверно, приемы и парады делаются ими нечисто, незаконченно, неумело. Само собой разумеется, что благодаря этому вместо изящного демонстрирования тех или других приемов борьбы получается в высшей степени некрасивая возня двух растрепанных существ женского пола, напоминающих ведьм из “Макбета”. Дело дошло до того, что в Ярославле в цирке в одном чемпионате боролись борцы и борчихи и они устраивали схватки друг с другом”. Дмитриев делает такой вывод: “Конечно, это была откровенная похабщина. Так под влиянием вкусов буржуазной публики цирковая борьба все больше опошлялась”. С позиций сегодняшнего дня такое мнение кажется проявлением мужского шовинизма. Есть немало свидетельств об успешных выступлениях женщин на цирковых борцовских аренах.
Маша Матлос (Поддубная)
Мария Матлос-Поддубная (справа) на борцовской арене в Гамбурге
Самой титулованной, и в то же время самой таинственной цирковой борчихой была Маша Матлос (урожденная Мария Поддубная), родная сестра знаменитого русского борца Ивана Поддубного. До 1910 года она шесть раз завоевывала титул "чемпионки мира по борьбе" (Матлос – измененная фамилия для цирковых афиш - по мужу Матлаш). Цирковые афиши извещали, что она приглашает всех желающих на цирковую арену попробовать удачи в борьбе с ней (после того как она разделается со всеми членами своей борцовской команды).

В 1901 году в дальневосточном городе Благовещенске гремела некая госпожа Юдина, проявившая героизм при защите города от китайцев. Эксцентричная Юдина начала удивлять окружающих с того, что вызвала на "дуэль" гастролировавшую в городе силовую циркачку Грен. К радости хозяина цирка, народу набилось до отказа. Борьбу обставили как настоящую дуэль.

Сандвина с мужем
Сандвина с мужем
Немка Кати Брумбах (Сандвина) была пожалуй самой знаменитой силачкой своего времени, она обладала исключительными физическими данными: вес 85кг, рост 184см, окружность бицепса - 44 см, окружность запястья - 20 см, окружность ляжки - 67 см (см. снимок справа). Сандвина сумела превзойти в силовых упражнениях самого Евгения Сандова, от которого она и взяла свой псевдоним (“Сандвина” - женская производная от “Сандов”). В течение многих лет Катя выступала вместе со своей цирковой семьей. Наиболее волнующая часть семейных силовых и акробатических выступлений с участием Сандвины начиналась с момента, когда ее отец объявлял, что даст сто марок любому мужчине в зале, кто сумеет побороть Катю. Говорят, что никто не смог заработать эти сто марок. Будущий муж Кати, Макс Хейманн (с которым она прожила 52 года), был одним из смельчаков, которые приняли этот вызов. Вот что он сам рассказывал: "Когда я вышел на арену, я подумал, что, если бы я сумел заработать эти 100 марок, это было бы самым экстравагантным заработком в моей жизни. Но мои мысли были внезапно прерваны, и единственное, что я запомнил - вращение моего тела в воздухе, мелькание голубых небес в глазах, а затем свободное падение. Задыхающийся, я очутился на полу, в полубессознательном состоянии. Я увидел нагнувшуюся надо мной девушку, которая спрашивала: "Я не повредила вас?" Затем она взяла меня на руки, как куклу и понесла в свою палатку".

Circus wrestlingТифлисские газеты в мае 1911 года собщали о женском чемпионате по борьбе в цирке “Модерн”. В чемпионате принимали участие знаменитости со всего мира: англичанка Реотер, украинка Шевченко, россиянка Морозова (по кличке “женщина – богатырь”), норвежка Розинг, полька Янковская, австрийка Оффенбахер, шотландка Келт и испанка Гиралд - все они были чемпионками своих стран. В турнире боролись две чемпионки мира: немка Фрида Дамберг и шведка Педерсон. Интересно отметить, что почти все поединки продолжались необычно долго. Например, россиянка Морозова сумела победить четырех своих соперниц: Оффенбахер за 18 минут, Янковскую за 10 минут, Реотер за 8 минут и Шевченко за 5 минут. Поединок Морозовой с Гиралд после 20 минут упорной борьбы закончился вничью, так как обе борчихи были примерно равны по силе и технической подготовке. Расстроенная Морозова по окончании поединка так "сборола" арбитра, что тот еле поднялся на ноги...

Фрида Дамберг
Фрида Дамберг
Особой симпатией тбилисского зрителя пользовалась чемпионка мира Фрида Дамберг, которая очень хорошо владела техникой французской борьбы и, в тоже время, была очень пластична. Из многочисленных побед Дамберг особо отмечали ее убедительные и красивые победы на туше над Реотер и Келт. Местные газеты взахлеб описывали поединок между Дамберг и Гиралд. “На ринг вышли две самые высокие и сильные дамы, которые прекрасно владели приемами борьбы. Яростная схватка продолжалась 15 минут и закончилась победой немки, прижавшей огромную испанку лопатками к ковру, что вызвало у зрителей большой восторг. В результате, Фрида уложила на пол всех борчих”.

Вот еще некоторые собщения из местных российских газет ев рубеже 19-20 веков:

В 1895 году прямо на аллеях Русского семейного сада В.Н.Егарева (бывш. Демидовский) на Офицерской проводились состязания в женской борьбе, но успеха у публики женская борьба не имела ("Геркулес", СПб, 1912 год)
На прошлой неделе в цирке состоялся "Дамский чемпионат французской борьбы". (Местная газета г. Екатеринбурга 1911)

В нашем цирке состоялся первоклассный дамский чемпионат, состоящий из 12 дам-борцов и атлеток под руководством эстонца, профессора борьбы и атлетики Алекса Мюллера (Миллера). (Местная газета г. Челябинска, 1916)

19 сентября - в саду “Аквариум” открытие первого международного женского чемпионата французской и другой национальной борьбы. В чемпионате принимали участие 10 дам-борцов. (Омский вестник. Сентябрь 1917).

Circus wrestlingВ 1912 году Иркутск готовился принять участников Международного чемпионата по французской борьбе среди дам. По поводу намечаемого события в местной прессе возник невиданный доселе ажиотаж. Еще бы, горожанам впервые предстояло увидеть представительниц слабого пола в такой необычайной роли.

Чемпионат открылся 21 апреля цирке- шапито торжественным выходом десяти дам-атлетов. Все они считались сильнейшими борчихами своего времени. Первой на арену цирка с национальным флагом в руках вышла чемпионка Англии Рейтер, а вслед за ней по порядку конферансье объявлял:

- Чемпионка Германии Дамберг! Чемпионка Австрии Офенбахер! Чемпионка Греции Гастилос! Победитель всех мировых рекордов по поднятию тяжести чемпионка Шотландии Кельт! Чемпионка Румынии Василеско! Чемпионка Норвегии Нельсон! Кубанская казачка Шевченко! Чемпионка Польши Янковская! Единственная женщина борющаяся с быками, чемпионка Испании Гаральди!

Через два дня к ним присоединилась женщина-богатырь, чемпионка России и Европы мадам Морозова.

После окончания парада на ковер потешать публику вышли германка Дамберг и австриячка Офенбахер. Поединок между ними продолжался три минуты. Техничная германка, уловив момент неожиданным приемом tour de tet уложила австриячку на обе лопатки. Следующая схватка Гастилос - Кельт отняла у зрителей чуть больше 15 минут, после чего гречанка захватом руки перевернула свою соперницу на спину и довела схватку до победного конца. Зритель от происходящего на арене пришел в дикий восторг.

На следующий день зрительный зал был битком набит народом. Побороть англичанку Рейтер взялась кубанская казачка Шевченко. Ей этого не удалось, но зато удалось как следует развеселить публику. Весь поединок Шевченко отпускала сальные шуточки в адрес своей соперницы, за что и поплатилась на 13 минуте: приемом bra roule Рейтер победно завершила борьбу.

Несмотря на поражение, кубанская казачка превратилась в любимицу публики. В поединке с Кельт, которая по весу превосходила ее в два раза, Шевченко сумела устоять. Борьба продолжалась полчаса и закончилась вничью. В дальнейшем отличилась румынская чемпионка Василеско, получившая от зрителей прозвище Смелая пантера. Госпожа Морозова из России блистала применением к противницам убийственных приемов - переднего пояса и двойного нельсона, - а когда это не помогала, она ломала их по-русски, как медведица.

Борьба Гиральди и Дамберг отличалась техничностью, которую редко можно было встретить даже у профессиональных борцов-мужчин. Чтобы поддержать интерес к чемпионату у зрителя его организаторы устроили бенефис для испанки Гиральди. Как указывалось в афише, на этом бенефисе на груди мадемуазель Гиральди оркестр должен был исполнить "Тушь", а кузнецы - разбить молотами раскаленное железо. Да к тому же объявлялось, что она поборется с настоящим андалузким быком.
Ровно через месяц 21 июня Международный чемпионат по женской борьбе среди дам завершился. Вот его результаты. Большой золотой венок и звание чемпиона Восточной Сибири получила германка Дамберг. Второе место и большую золотую медаль получила госпожа Морозова. Большую серебряную медаль и звание чемпиона г. Иркутска получила австриячка Офенбахер. Обладательницы трех первых мест поделили призовой фонд в 2000 франков.

Мы уже немало рассказывали о борцах и атлетах, которые в начале ХХ века были любимцами петербургской публики. Однако то время, как известно, было еще и эпохой борьбы за женское равноправие, причем во всех сферах жизни. Неудивительно, что столичные дамы заявили свои претензии и на борьбу, которая до той поры считалась привилегией сильного пола.

Первый чемпионат женской борьбыю 1903
Зарисовки с "Первого чемпионата женской борьбы" в Крестовском саду. 1903"
В мае 1903 года в Крестовском саду начался "Первый чемпионат женской борьбы", который продолжался больше месяца и закончился 8 июня торжественной раздачей призов. Петербургская публика с иронией отнеслась к невиданному зрелищу, называя его участниц "борчихами".

Блок сигарет Ogden
Блок сигарет Ogden. 1902г
"Вид у борчих не особенно эффектный, - писал один из современников. - Наоборот, большинство выглядят тощими и слабосильными. Сразу же обнаружилось отсутствие того экстаза, который имеет место у мужчин-борцов. Женщины боролись как-то мягко, пожалуй, нежно, точно не желая причинить друг другу боль. Во время борьбы то одна, то другая теряла гребенки и шпильки, которые распорядитель спешил поднимать, при общем смехе публики, смотревшей на это зрелище вообще шутливо. Нельзя не смеяться при виде прекрасного пола, принимающего самые неизящные позы, ползающего на четвереньках и барахтающегося на полу".

Однако женская борьба не на шутку взволновала столичное общество. Одни находили это зрелище безобразным, уподобляющим женщину животному, другие, наоборот, считали движения "борчих" пластичными, а некоторые заявляли, что иных "борчих" были бы не прочь пригласить на ужин.

"Петербургская газета" провела даже опрос ряда столичных художников о том, подходит ли женщинам борьба? "Я никогда не ходил на борьбу, зрелище это некрасиво, - заявил известный в ту пору художник Н. Н. Каразин. - Женщинам тем менее подходит борьба, что женщина должна быть грациозна. А борьба, как свалка, исключает всякую грацию". Другой художник, С. С. Егорнов, также был против женской борьбы: "Вид женщин, мнущих и треплющих друг друга, может только внушать либо отвращение, либо смех. В борьбе мужчин нет ничего дурного, но вид борющихся женщин производит впечатление чего-то дикого, некультурного, первобытного".

Тем не менее устроители нового шоу достигли того, чего хотели: скандальное зрелище привлекло массу публики. А когда чемпионат в Крестовском саду закончился, спустя лишь десять дней начался новый, на сцене одного из самых популярных увеселительных садов Петербурга - "Аквариума".
(Источник: "Санкт-Петербургские Ведомости")

Стоит также остановиться на зрителях на соревнованиях по цирковой борьбе. Вернее зрительниц. Писатель Валентин Катаев в автобиографической книге "Алмазный мой венец" вспоминает, что наблюдать восторженных зрительниц цирковой борьбы было увлекательнее, чем самих борцов, которые частенько халтурили и подставлялись по указке антрепренеров. Дамы в зале, захваченные мужским единоборстом, не обращали внимания на такие тонкости, они восторженно приветствовали борцов, а в кульминационные моменты поединка "испуганно" визжали и бросали на арену надушенные платочки (а иногда и другие части женского туалета). Они грезили рельефными торсами и бицепсами борцов и поджидали их на выходе из цирка как знаменитых теноров, подставляя им пальчики для поцелуя. В то же время, современники отмечали резко враждебное отношение женской части публики к появлению на арене женщин-борцов. Их завизгивали и зло обругивали, обзывая "драными кошками".

Если в столицах над женской борьбой подтрунивали, то в провинции, не избалованной зрелищами, отношение к этому было совсем иное.

И все-таки женщина-борец, на цирковой арене или вне ее, была в те времена редким исключением и рассматривалась большинством людей скорее как цирковой номер, вроде считающей лошади. Или, хуже того, как отвратительное зрелище. Вот как например французский журналист Макс Витербо описывает состязания по женской борьбе в зале на улице Монмартр в Париже в 1903 году: "В ваши ноздри ударяет спертый запах потного и скверного воздуха. В этом перегретом помещении краснеют лица зрителей. Дым схватывает вас за горло, а непристойная брань свербит вам уши. Борчихи швыряют себя друг на друга как современные вакханки, они терзают друг другу плоть. Развеваются волосы, оголяются груди, неприлично пенятся рты, мужчины в зале вопят, апплодируют, топают ногами”. Тогда еще не было ни традиций женского спорта вообще, ни тем более традиций женской спортивной борьбы, не были разработаны ни женская спортивная одежда, ни женские протекторы, ни правила борьбы для женщин. Тогдашнее общество еще не воспринимало женщину так, как ее воспримимают сегодня. Заботясь о здоровье и благополучии женщины, в те времена преувеличивали ее беспомощность и слабость.

Современное развитие женской спортивной борьбы и включение ее в программу Олимпийский игр поставило точку в дискуссиях о том, способны ли женщины по-настоящему бороться.


Александр Хромов
30 января 2003г.


"Цирковые борчихи на рубеже веков

Рассказы, байки, легенды

Circus Wrestlers
"Вечная женственность", карикатура Рудольфа Кристена
Из коллекции Вернера Зоннтага

English Version


На рубеже XIX и XX веков в мире появилось немало женщин-силачек, женщин-борцов и даже женщин-боксеров. Выступления женщин-борцов часто проходили под музыку, а жюри и судей иногда выбирали из зрителей. Объявлялись пары, женщины-борцы выходили на арену, и на ковре начиналась демонстрация "двойных нельсонов" и борцовских "мостов". А иногда на ковер выходили и "таинственные маски". Но все же публика не принимала слишком всерьез женские чемпионаты по борьбе, так как трудно было проверить реальность женских поединков, тем более, что в те времена и мужчины частенько боролись не по-настоящему.
Цилле. Вызов на борьбу
Генрих Цилле
Вызов на борьбу
Одним из популярных видов цирковой борьбы был вызов желающих из публики бороться с цирковым борцом (любого пола). Такого рода соревнования стали проводиться с конца XIX века в специальных цирковых павильонах. В условиях, когда многие борцовские схватки являлись лишь спектаклем, такая "импровизационная форма" с более-менее непредсказуемым исходом привлекала публику и щекотала ей нервы. На представленных здесь работах немецкого художника Генриха Цилле (1858 - 1929) изображены два эпизода такого циркового развлечения. На карикатуре слева плотная и пухлая женщина-борец встречает самодовольного добровольца из публики. На полу лежат гири и штанга, на которых дама демонстрировала свою силу. В объявлении на стене написано: “Сегодня небывалое представление. Поясная борьба. Мисс Ада заплатит 100 марок любому, кто сумеет ее побороть”. Подпись под рисунком (от лица клоуна-ведущего): “Недопустимые приемы не допускаются. Нельзя наносить удары, кусаться, плеваться и целоваться”. Надо отметить, что 100 марок - огромная сумма на рубеже ХIХ И ХХ веков, так, что мисс Ада и устроители состязаний явно чувствовали себя уверенно.

Генрих Цилле.Борьба в павильоне
Генрих Цилле
Борьба в павильоне
На картине справа, написанной свидетелем события, показано, как может протекать такого рода поединок. Подпоясанная женщина-борец (к нам спиной), явно специально одетая для поединков, борется с простым мужичком из толпы, который без всяких церемоний и нежностей схватил даму за пояс, приподнял и через мгновение бросит или положит ее на пол. Толпа мужчин, женщин и детей, не отделенная от борющихся никакими барьерами, с интересом наблюдает схватку. Одна из женщин (справа в шляпе) с улыбкой отвернулась от борцов, видимо смеясь над нелепой (по ее мнению) ситуацией, в которой женщина вздумала бороться с мужчиной, который наверняка имеет большой опыт в таких делах. Любопытно, что на обеих, по форме разных, иллюстрациях речь идет о поясной борьбе, в которой соперники держат друг друга за пояса (у мужчин видимо используются брючные ремни). Поясная борьба действительно представляется удачной формой таких поединков, так как сильно ограничивает нежелательную возможность мужчины-претендента затрагивать некоторые части женского тела.

Свидетельством популярности цирковой забавы "Добровольцы вызываются на арену для борьбы с дамой" является то, что в серии очерков о цирке Стефана Нагеля (Германия) "Павильон" ("Schaubude"), откуда мы взяли информацию о работах Цилле, в разделе, посвященном цирковой борьбе, упоминается только этот вид - поединки женщин-борцов с добровольцами. Говоря о смешанной цирковой борьбе и о цирке вообще, Нагель пишет: "Эротический элемент безусловно был важен в такого рода предста влениях. И женщины и мужчины демонстрировали совершенные линии телесных форм, силу, игру мышц, изящество движений... которые являются не только проявлением артистизма, но и чувственности".

Марина Лурс
Сильнейшая женщина Российской Империи Марина Лурс
Журнал "Геркулес" в 1913 год сообщал: "Особенное внимание привлекает к себе атлетка Марина Лурс. Великолепно сложенная, с массивной, но изящно очерченной мускулатурой, Лурс проделывает такие номера, которые впору хорошему мужчине-атлету. Она работает, как Геркулес старого доброго цирка. Каждый трюк закончен, каждое движение дышит сознанием силы, и в то же время фигура Марины Лурс не только не огрубела, а даже поражает своими мягкими пластическими линиями... Пусть же в городах, где появятся на цирковых стенах плакаты Марины Лурс, пойдут в цирк посмотреть на нее городские дамы, чтобы видеть эту дочь Евы, по праву гордую своей силой и гармонией форм". Одесские газеты в 1913 году взахлёб писали о приезде в город некой Марины Лурс, уже потрясшей до этого зрителей Европы. "Её коронным трюком было поднять ногами шест, на котором, как петухи на насесте, располагались девять мужчин. Она, между прочим, этот груз ещё и вращала. И тот, кто думает, что при этом утратила женственность, пусть зальётся краской стыда за свои сомнения".

Ученица энтузиаста тяжелой атлетики А. И. Андрушкевича, первого тренера, знаменитого Георга Гаккеншмидта, Марина Лурс считалась сильнейшей женщиной России. Начав тренироваться в 1903 году, она уже через четыре года участвовала в чемпионатах по борьб. В борьбе Марина Лурс пользовалась не столько борцовской техникой, сколько недюжинной физической силой и умением проводить силовые трюки. Она не любила возни в партере и старалась победить чисто из стойки. В борьбе Марина Лурс использовала тактику, в которой удачно сочетались борцовские приемы и силовые упражнения – она порой манипулировала с телом соперника как с грузом в силовых упражнениях.

Агафья Завидная
Украинская Геркулесса Агафья Завидная
Интересным борцовским поединком Марины Лурс явилась ее схватка с силачкой Агафьей Завидной. Марина попыталась "обнять" Агафью за талию с тем, чтобы поднять ту в воздух, но массивная Агафья не уступала Марине в силе и как-будто вросла в землю. Дамы долго и упорно боролись, сцепившись в стойке и стараясь приподнять друг друга. Мощная Агафья стала "напрыгивать" на Марину, тесня и пытаясь завалить ту на спину. Под неописуемый шум и свист в зале Марина применила свой фирменный прием - в тот момент, когда Агафья подпрыгнула, Марина использовала инерцию тела соперницы, подалась вбок, развернулась и подмяла ее под себя, зафиксировав туше. Надо сказать, что зрелище плотного контакта двух мощных женских тел было в те времена диковинным. Говоря о Марине Лурс как о борце, надо отметить, что боролась она по-кошачьи "нежно" и "мягко", никогда не причиная соперницам вреда.

Агафья Завидная, простая украинская женщина-самородок была прирожденной "геркулеской" - она легко выжимала на мизинцах двухпудовые гири, а по помосту, лежащему у нее на груди, проезжал фаэтон с людьми. Мало кто из женщин осмеливался бороться с ней. Она часто и успешно боролась с мужчинами, такие схватки являлись дополнением к ее силовым трюкам. После показа нечеловеческих возможностей "бабы-геркулеса" конферансье цирка торжественно произносил: "Перед вами сильнейшая в мире женщина, которая способна побороть любого мужчину. Агафья Завидная бросает вызов мужчинам, сидящим в зале! Если здесь есть настоящий мужчина, прошу его выйти на арену"… Не надо быть глубоко проницательным, чтобы угадать, чем заканчивались такие схватки... Агафья не очень-то жалела мужчин, и некоторые из них, примятые мощной дамой, не могли подняться без посторонней помощи.

Vulcana
Вулкана - сочетание силы и женственности
Жившая в Англии ирландка Кети Робертс ("Мисс Вулкана") выступала с акробатическими и силовыми номерами, а иногда принимала участие в цирковой борьбе. В возрасте 30 лет Вулкана имела следующие антропометрические данные: рост - 170 см, вес - 73,2 кг, окружность грудной клетки - 102 см, талия - 68 см, бицепс - 38 см, бедро - 61 см, предплечье - 30 см, шея - 38 см. Она могла поднять над головой груз в 82кг одной рукой. Из личных рекордов Робертс следует отметить выкручивание (жим с сильным отклонением туловища) одной рукой 58,8 кг. Атлетические номера она исполняла легко и изящно. Существуют различные легенды о подвигах Вулканы. Рассказывают, что однажды одетая в вечернее платье Кети встряла в драку двух моряков в лондонском ресторане. Она якобы схватила обоих за шкирки и бросила в разные стороны. Одному из дерущихся это не понравилось, и он, поднявшись с пола, набросился на Кети с кулаками. Каково же было удивление публики и самого задиры, когда нарядно одетая дама схватила его за руку и закрутила ее так, что он тыкнулся носом в пол. Другой легендарный случай произошел, когда на цирковом представлении в Бристоле стали вызывать желающих побороться с местным борцом. Находившаяся среди публики и неузнанная мисс Вулкана, одетая как обычная женщина, вызвалась с ним бороться. Борец смутился и попытался отказаться, но публика так рьяно требовала поединка, что хозяин цирка велел борцу выйти и делать вид, что борется с дамой. Но женственного вида дама неожиданно захватила незадачливого борца за талию, перекинула через голову и бросила на ковер, оставаясь на ногах...

Боролась Вулкана редко, но, если боролась, то только с мужчинами, чтобы доказать физическое превосходство женщин. Ее излюбленным приемом, который действовал безотказно, было выкручивание рук. Однажды, будучи четырнадцатилетней девушкой, на улице Бристоля Кети увидела, что взбесившаяся лошадь мчит кеб без кучера, в котором сидит женщина с ребенком. Кети бросилась навстречу лошади и повисла на вожжах. На помощь подоспели прохожие, и кеб был остановлен. Когда однажды в Бристоле к ней в карман залез жулик, Кети просто сжала его руку и, безропотного, привела в участок. "Такой женщине можно и руку отдать", - сделал в полиции заявление нарушитель. Но лучше бы он этого не говорил, потому что мисс Вулкана не поняла двусмысленности заявления и тут же забрала свой иск в обмен на его руку, а уж заодно и сердце. Так преступник вмиг стал потерпевшим и, поговаривают, терпел целых двадцать лет... Вулкана стала первой женщиной, доказывавшей преимущества женщин перед мужчинами, а ее изречения относительно женской силы были впоследствии использованы феминистками.

Мери Форд
Мери Форд
Знаменитая американская силачка, борец и боксер, Мери Форд родилась в Нью Йорке в 1900 году. Обладая весом 60 кг и ростом 165 см она стала многопрофильной атлеткой. Она участвовала в марафонском беге, занималась акробатикой, боксом и борьбой. Как ни странно, самым любимым видом спорта для Мери был бокс. Мери Форд гастролировала по Северной Америке, вызывая на поединок (на выбор, по боксу, по борьбе или по их сочетанию) любого желающего, будь то женщина или мужчина (при условии, что он не профессиональный боксер и не тяжелее ее). Сначала на поединок вызывались женщины, а после схваток с ними (если таковые вообще находились) на ринг вызывались мужчины. В те времена в Америке царили пуританские нравы, и мало кто из женщин решался нарушить правила приличия и участвовать в мужском деле. Хотя, иногда здоровенные крестьянки, с их кулачищами и тренированными руками и ногами давали Марии прикурить. Но самыми волнующими были ее поединки с мужчинами. Если с выходом соперника происходила заминка, Мери подзадоривала присутствующих, заявляя, что в зале нет настоящих мужчин, что тут собрались трусы и т.п.

Отличная легкоатлетическая подготовка позволяла Мери двигаться легко и проворно во время боксерских и борцовских поединков, сохраняя на лице очаровательную улыбку. Бокс был ее коньком. По словам менеджера Мери, секрет ее успехов в боксе состоял в расчетливой тактике ведения поединка: она предпочтала атаки с флангов и наносила удары соперникам с необычных углов, направляя их преимущественно в корпус (хотя в те времена обычным для боксеров было желание поражать голову и игнорировать корпус). Удары в голову она применяла очень редко и только против мужчин, и только против тех, которых она не могла победить обычными средствами. В этих случаях она предпочитала хуки в челюсть. Она всегда старалась наносить удары в том направлении, в котором соперник в данный момент двигался - с тем, чтобы легче вывести его/ее из равновесия. В борьбе она использовала свою необыкновенную силу и быстроту реакции. Мери обычно применяла свой фирменный прием - она мертвой хваткой зажимала шею соперника и резко бросала его/ее на пол и тушировала. В те времена боролись только до туше, а не до капитуляции. Мери Форд стала фактической пионеркой панкратиона, смешанного стиля единоборства - сочетания борьбы и бокса. Во время поединков с добровольцами-мужчинами в этом стиле она действовала подобно современным бойцам "без правил": "размягчала" соперника точными и сильными боксерскими ударами, а затем (если соперник еще не был нокаутирован) мощным захватом (чаще всего за шею) бросала его (ее) на пол

Идея совместить бокс и борьбу пришла в голову Мери и ее менеджеру во время одного из выступлений на Юге США. Однажды драться с Мери вызвалась громадная грудастая чернокодая девица (тогда еще существовала расовая сегрегация, и чернокожим выделялись специальные места); звали богатыршу Мирьям. Мери на мгновение пришла в замешательство, она сама же установила ограничения на вес соперников только для мужчин. Мери не решилась отказаться от поединка, а только спросила соперницу, что та предпочитает - бокс или борьбу. На что Мирьям ответила, что ей все равно, каким способом она разделается с ней и предложила сразу и то и другое. Зал затих. Тогда еще не было понятия весовых категорий, а если бы были, то разницу между соперницами можно было бы оценить в пять-шесть категорий. Не теряя времени Мирьям стала колошматить Мери своими огромными кулачищам, на что той нечем было ответить - она закрыла лицо и грудь, приняв защитную стойку. Когда гигантша попыталась схватить Мери, та осознала, что может оказаться крепко побитой и стала убегать от агрессорши, которая гонялась за ней по помосту. Закаленная марафоном Мери надеялась измотать Мирьям, но та не проявляла признаков усталости. Тогда Мери пришлось применить хитрость. Увлекшись преследованием белокожей дамочки, чернокожая гигантша не углядела подножку, которую ей подставила Мери, и грохнулась всем весом на помост. Застигнутая врасплох Мирьям не сумела противостоять атаке Мери, сумевшей ловко перевести гигантшу на туше... А негритянку Мирьям взяли в цирковую труппу, где она с успехом выступала, в том числе успешно боролась и боксировала.

Марта Фарра
Марта Фарра

Ада Эш работает с Ширли Стримпл
Борется Ада Эш, 1940е годы
Несколько слов о наиболее знаменитых борчихах двадцатых и тридцатых годов - последнего рассматриваемого периода времени. В 1924 году очаровательная двадцатичетырехлетняя австрийская силачка Марта Фарра (на снимке справа она закручивает стальной стержень вокруг своей руки) объявила себя самой сильной женщиной планеты - при собственном весе 55кг она умудрялась поднимать платформу, весящую 3500 фунтов (более полутора тонн), на высоту 75 см. Она также тренировалась в вольной борьбе и участвовала в борцовских соревнованиях.

Другая миниатюрная силачка, американка Ада Эш (1906 г.рожд.) была способна поднять платформу с лошадью. Ада была исключительно смелой и мужественной – она боролась с крокодилами (снимок слева), получив множество серьезных укусов в челюсть, руки и ноги. Не убоявшись крокодилов, она была готова к единоборству с себе подобными, став опытным борцом и тренером по борьбе. Совместно со своим мужем, Алом Шашем (также перкрасным борцом), она написала три книги по дзюдо и самообороне (пара изображена на нижней левой фотографии). Под руководством мужа Ада успешно участвовала в соревнованиях по борьбе. Надо отметить, что в то время цирковая борьба постепенно трансформировалась из состязательного представления (пусть и не всегда настоящего) в специфическое шоу, которое теперь известно под названием "профессиональная борьба" или “реслинг”, процверающая отрасль шоу-бизнеса. В одном из поединков с другой знаменитой борчихой Нелл Стюарт (которая была намного моложе Ады), Ада неудачно упала на пол за пределы ринга и сломала позвоночник, после чего лечилась в течение почти двух лет.


Ivy Russel
Ivy Russel wrestles a man
И последняя знаменитая силачка этого периода, ставшая замечательной борчихой, англичанка Айви Расселл (1907г. рожд.). Она имела очень мощное телосложение (см. снимок справа) и превосходила по физическим параметрам знаменитого боксера-тяжеловеса Макса Шмелинга из Германии. Благодаря своей физической силе, Айви стала выдающейся борчихой. В 1932 году Расселл успешно организовала женскую секцию в знаменитой Британской Любительской Ассоциации Тяжелой Атлетики. В это время она победила в первом санкционированном женском состязании по тяжелой атлетике - она подняла над головой 300-фунтовую (136кг) гирю. В то время Айви работала уборщицей. Но после успеха в поднятии тяжестей, она оставила швабру и ведро и стала профессиональной реслершей. Благодаря своей силе, красоте и известности, она сделала успешную карьеру в этом спортивном бизнесе. В 1934 году она стала посещать "Дамский борцовский клуб Виктория", где тренировалась в борьбе. Не прошло и года как она сумела выиграть женский чемпионат по борьбе, победив всех соперниц (впрочем, это уже было ближе к про-реслингу). Рассказывают, что Айви жестко наказывала любого скептически настроенного мужчину, утверждавшего, что женщина не может быть настоящим борцом. Она попросту хватала "обидчика" и мгновенно сжимала его в своих стальных объятиях, заставляя того признать свою неправоту (на снимке справа внизу).

Пожалуй самая легендарнвя женщина – цирковой борец – мощная Маша Матлос (урожденная Мария Поддубная), родная сестра знаменитого русского борца Ивана Поддубного, о которой, в сущности, почти ничего неизвестно. До 1910 года она шесть раз завоевывала титул "чемпионки мира по борьбе" (Матлос – измененная фамилия для цирковых афиш - по мужу Матлаш). Цирковые афиши извещали, что она приглашает всех желающих на цирковую арену попробовать удачи в борьбе с ней (после того как она разделается со всеми членами своей борцовской команды).

Известен лишь один случай, когда Маша была побеждена женщиной из зала - ее победила по всем статьям и положила на лопатки миниатюрная дама, оказавшаяся знаменитой Трефиловой-Бубновой, которая при весе 52кг выжимала 57кг и с этим результатом завоевала третье место по поднятию тяжестей среди мужчин легчайшего веса.

Анастасия Юдина
Анастасия Юдина
В дальневосточном городе Благовещенске гремела Анастасия Юдина, проявившая героизм при защите города от китайцев в 1900м году. Она на лодке переплыла Амур, чтобы разведать дислокацию войск противника. Вот, что писали газеты о подвиге Юдиной: «Пули изрешетили ее платье, руки распухли и были все в крови от трехчасовых нечеловеческих усилий справляться с тяжелыми ладьями. Когда Юдина вышла на берег, казаки и добровольцы встречали ее тройным ‘Ура! ‘. Тогда офицер Золотарев воскликнул: ‘Да здравствует наша Сибирь нашими русскими сильными женщинами!’ Несомненно, подвиг Жанны д'Арк блекнет перед самоотверженностью Анастасии Юдиной!"

Эксцентричная Юдина начала удивлять окружающих с того, что вызвала на "дуэль" гастролировавшую в городе силовую циркачку Грен. К радости хозяина цирка, народу набилось до отказа. Борьбу обставили как настоящую дуэль - по команде секундантши дуэлянтши должны были набежать друг на друга из исходных позиций в противоположных частях арены. Одетые в шаровары дамы, не обладающие борцовской подготовкой, яростно набросились друг на друга, крепко сцепились в объятьях и стали толкаться, топча арену по кругу. Они никак не желали перейти в партер, тратя все силы на прямолинейный напор. Но, в конце концов, женщины завалились и стали кататься по бархату арены. Зрители возбудились до крайнего состояния (так, согласно "Московским ведомостям", публика "как белены объелась и гикала"). Наконец, Юдиной удалось надолго забраться на противницу, и, к неописуемой радости зала, ей была присуждена победа. Это окрылило ее, и она стала организовывать другие борцовские схватки. Поскольку желающих бороться с Юдиной среди женщин больше не находилось, она боролась с мужчинами, которым, чтобы уравнять шансы, правую руку завязывали за спину. Юдину обучал и наставлял ее муж, артиллерийский офицер, хорошо владевший приемами борьбы, и со временем она стала “класть” почти всех мужчин (по-прежнему вынужденных давать ей фору). Однажды Юдина решила поэпатировать публику и предложила вышедшему “однорукому” сопернику заменить борьбу на кулачный бой в перчатках. Тот не соглашался, но она настояла, и он некоторое время оборонялся одной рукой от вошедшей в боевой раж женщины, пока ему это не надоело и он вполсилы не ударил Юдину по корпусу. Женская психика не всегда предсказуема. Женщина, не убоявшаяся пуль и штыков при обороне города, а затем участвовавшяя в десятках борцовских поединков, впала в истерику от одного несильного удара в бок и в слезах покинула зал. Публика негодовала и готова была растерзать смущенного участника поединка, у которого был небольшой выбор: либо быть побитым дамой, либо, побив ее, быть побитым публикой. После этого случая Юдина прекратила участвовать в поединках. Дальнейшая судьба Юдиной покрыта тайной. Считают, что она возглавила шайку разбойников и разбойниц, грабившую золотопромышленников.

Лариса Белая
"Русская Печь" Лариса Белая
В конце 1900-х годов прославилась некая Лариса Белая по кличке "Печь" (сибирячка родом с Алтая), гастролировавшая по России и за границей с силовыми номерами. Высоченная и полная Лариса (она весила около 120 кг при росте 185 см) практиковалась также в цирковой борьбе, которая была организована очень умело и вызывала неописуемый восторг зрителей. На одной из афиш 1900-х годов было написано: "Непоборимая Лариса Белая. Всего три дня в Пензе. Поднимает и подбрасывает тяжести. Вызывает на борьбу смельчаков обоего пола”. Она особенно успешно боролась с мужчинами, для которых были приготовлены некоторые “дамские уловки”.

Кати Брумбах
Сообщение газеты "Wiesbaden Dagblatt", ок. 1905 (по-немецки):
Кати, чемпионка мира по борьбе.
Кто самая сильная женщина в мире? Может ли женщина выполнять все то, что выполняют мужчины? Теперь мы знаем ответы! Две лучшие борчихи мира встретились вчера на борцовском ринге в окрестностях Висбадена. Две мускулистые дамы исключительно интенсивно боролись. Кто же эти смелые женщины? Грозная богатырша, фройлен Лариса Белая («Русская Печь»), и местная силачка, фрау Кати Брумбах. Это был исключительно увлекательная битва! Фрау Брумбах сумела приподнять и бросить на землю русскую гигантессу! Фрау Кати завоевала звание «чемпионки мира по борьбе»! Эта борцовская схватка явилась вехой в развитии женского спорта и женской эмансипации.
Самый значительный свой поединок юная еще Лариса провела во время поездки в Европу, в передвижном цирке семейства Брумбах, где отец тогда еще молоденькой Кати (будущей Великой Сандвины) вызывал добровольцев побороться с ней. В те времена (середина 1900х годов) были очень популярны женские чемпионаты по цирковой борьбе. Разумеется, большинство из них были срежиссированы (как и многие мужские), но бывало, женщины боролись друг с другом не понарочку, а без притворства и уловок, демонстрируя силу, смелость, умение и спортивную ярость. Цирковое семейство Брумбахов воспользовалось приездом Ларисы Белой и организовали "турнир по французской борьбе" с участием Кати, Ларисы и еще нескольких тяжеловесок. Ларисе пришлось нелегко, хотя она и выиграла 3 из 4 схваток (имея, правда, преимущество в весе над соперницами), проиграв в финале Кати, которая оказалась проворнее и техничнее Ларисы. Кати постаралась обставить турнир и свою победу на нем как праздник и триумф "освобоженной женщины". Поединок состоял из трех раундов; в первых двух Лариса (120 кг) подавляла Кати (85 кг) своим весом, но перевернуть ту на спину никак не могла. В третьем раунде подуставшая Лариса не смогла вырваться из мощных зажимов неутомимой Кати, которая сумела оторвать Ларису от земли и положить ее на лопатки, хотя та сопротивлялась отчаянно. Борьба немецкой и русской богатырш велась на равных и держала зрителей в напряжении до последней минуты. Лариса хоть и проиграла, но выглядела достойно и заслужила аплодисменты. Этот поединок называли "схваткой века", и он ничуть не уступал по накалу и интересу публики выступлениям самых знаменитых цирковых борцов. Интересно отметить, что обе дюжие участницы вышли на поединок в необычных для того времени свободных спортивных одеждах, напоминающих современные тренировочные костюмы.

Из-за большого веса Лариса Белая двигалась по борцовской арене слишком медленно, и не могла противостоять быстро и резко проведенным приемам - отсюда ее мгновенные поражения от борца-легковеса и от Марии Лоорберг. В то же время, ее уникальные данные - габариты, сила и боевитость идеально подошли бы для женской формы японской борьбы сумо. Жаль, что в ее времена в Европе сумо не знали.

Кстати, вызов зрителей в зал происходил почти на всех цирковых представлениях, в которых женщины демонстрировали силу. Кроме приглашений побороться с силачкой, предлагалось попробовать поднять вес, которым она только что играючись манипулировала.

Известнен случай, когда дочь прославленного дрессировщика и клоуна В. Дурова, Анна, боролась в Ашхабаде с местным жителем. Вышло так, что, когда Анна жонглировала тяжелыми булавами, кто-то из зала крикнул, что булавы - картонные. Уязвленная Анна немедленно вызвала зрителя на борьбу. Он долго отказывался выходить и упирался, но публика вытолкала его на арену. Борьба получилась на редкость упорной и длительной (даже для профессиональных схваток) - в течение 20 минут разозленная Анна пыталась положить мужчину на лопатки. Хотя ей это и не удалось, она имела явное преимущество "по очкам".


Цирковая борьбаВ Воронеже в начале ХХ века существовал клуб "Давай поборемся", напоминающий современную спортивную секцию. Его возглавлял энтузиаст спортивной борьбы Александр Веселов. В клубе наряду с мужчинами тренировались и несколько девушек. Мужчины из клуба часто боролись на аренах цирка и вне их, для девушек же Веселов устраивал показательные выступления. Ученицы Веселова демонстрировали красивые броски на любом добровольце-мужчине. По мнению зрителей, они великолепно владели техникой и приемами борьбы. В то же время, Веселов, как сын своего времени, был противником реальной соревновательной женской борьбы, считая ее опасной для женщин, ограничивая их тренировками и отработками приемов. Пользу для женщин от занятий борьбой он видел в развитии гибкости и выносливости, а также в умении защитить себя от нападения. Спустя годы одна из питомиц Веселова успешно отразила нападение насильника, по поводу чего Маяковский написал строки: "Баба, не будь дурой, а занимайся физкультурой!"

А вот какое объявление было напечатано в местной самарской газете в 1907 году: “Не пропустите! Двадцать пятого августа с. г. в помещении цирка Шапито в Струковском саду состоится первое в мировой истории женское единоборство "Панкратион", в котором разрешено ударять кулаками, ломать, бросать противниц наземь и валять их там. В бою участвуют две лучшие бойчихи мира, и продолжаться он будет до полной капитуляции или беспомощности одной из них. Кто же эти удалые дамы? Нашу губернию представляет могучая и непобедимая баба-самородок, крестьянка Ставропольского уезда Евдокия Коноплева, урожд. Лопаткина, мать троих детей, неизменная участница сельских кулачных боев стенка на стенку, а также потех на кулачках один на один и борьбы. Многократно бивала и барывала мужиков и баб окрестных деревень и сел, а также успешно боролась в цирках Поволжья и Урала. Ее противница – мощная девица Екатерина Петушкова из Нижнего, долго прожившая в Париже и Лондоне, где обучалась кулачному и борцовскому ремеслу. В Париже Екатерина брала уроки французской борьбы у лучших борцов, в том числе, у знаменитого Рауля Буше. В Лондоне она тренировалась в английской забаве - кулачном боксинге. Многих господ и дам сбивала с ног и валила на лопатки Екатерина Петушкова. Итак, кто кого одолеет? Обученная правильному бою образованная девица или бойчиха-самоучка из народа? Мастерство классической французской борьбы и английского аристократического боксинга или русская удаль, сила и разухабистость? Это будет настоящий нещадный бой за принцип и приз. Не упустите свой шанс увидеть чудо!” Увы, к сожалению, репортажи об этой необычной схватке отсутствуют, и мы не знаем, было ли это цирковое представление или реальный бой реальных женщин. Неизвестно даже, состоялся ли сам бой. Но объявление любопытное, оно возможно дает представление о малоизвестных нравах российской провинции.
Иван Чуфистов
Иван Чуфистов
В 1910-е годы в Ярославле известный борец Иван Чуфистов (единственный в мире, сумевший положить на лопатки великого Ивана Поддубного) боролся сразу против двух крепких дам - силовых акробаток и борчих из Италии, сестер Терезы и Луизы Карлуччи. Хотя поединок был шутливый, но сестры задали борцу трепку. Чуфистов избрал удачную стратегию - он сначала полностью сконцентрировался на более сильной старшей сестре Терезе, стараясь игнорировать атаки младшей Луизы, благо его недюжинная сила это позволяла. Несмотря на отчаянные попытки Луизы помешать ему одолеть сестру, он сумел тушировать Терезу, которая долго не могла встать, придавленная двойным весом борца и своей же сестры, навалившейся на него сверху. Луиза, осознав бесполезность дальнейшего сопротивления, тотчас вскочила и, не дожидаясь его атаки, сбежала за кулисы. Борец галантно взял на руки поверженную даму (немалого веса) и бережно вынес ее с арены. Поговаривали, что у них тогда даже завязался кратковременный роман...

Сестры Киддя
Цирковые борчихи,
сестры Натта и Карлотта Киддя
на арене цирка "Мольер" в Париже
Еще один любопытный случай произошел в Харькове. Там проводились схватки борцов-мужчин, в перерывах между которыми на арену приглашались смельчаки из зала побороться с цирковыми атлетами за денежный приз. Обычно, никто из зрителей не был способен противостоять тренированным циркачам, и приз долго время оставался невредимым, привлекая толпы зрителей и желающих его получить. Парадокс заключался в том, что в конце концов получила его... женщина. Однажды за приз пожелала бороться одна из зрительниц. Все борцы категорически отказались от борьбы с женщиной, считая это ниже своего достоинства. Просто же отказать ей в получении приза было нельзя, так как организаторы не догадались заранее исключить женщин из претендентов на приз. Прижимистый хозяин арены, не желавший расставаться с деньгами, велел срочно разыскать единственную в труппе женщину-борца, чтобы выставить ее против зрительницы, но выступлений у нее в тот день не было, и найти ее не удалось. Хозяину ничего не оставалось, как просить выйти свою молодую жену-акробатку, которая помогала ему в организации представлений. Долгое время вплотную наблюдая за борцами, их подготовкой и используемыми приемами, эта женщина не только знала многие борцовские секреты и трюки, но и сама участвовала в их разработке. Так, что расчет хозяина был именно на это. Жена сначала поотнекивалась, но, тоже не желая расставаться с деньгами, согласилась, с условием, что ей дадут переодеться. Зрительницу тоже переодели, причем служительницы за кулисами на всякий случай придирчиво проверили ее принадлежность к женскому полу (видимо, зная про случай с миниатюрной "соперницей" Ларисы Белой). К досаде хозяев, зрительница довольно легко разделалась с хозяйкой, завалив ее на спину как мешок. Кто была та женщина и где научилась бороться, так и осталось неизвестным.

Цирковой кетфайт
Карикатура на женщин-борцов. 1912г.
Иногда борцовские навыки приобретали и жены борцов, которым они иногда пригождались на арене. В Одессе был случай, когда один местный борец, струсивший бороться против заезжего соперника, заявил, что мол соперник слабый и выставил против него... свою жену. Поскольку соперник отказался от борьбы с женщиной (на что и рассчитывал хитрец), местные пристрастные "судьи" уже хотели засчитать ему поражение. Но тот в свою очередь вызвал из зрительного зала свою жену, которая сумела основательно намять бока жене трусливого борца и даже сломала той ребро. Так жена в полной мере расплатилась за трусость мужа.

Похожий случай имел место в Киеве, когда разъяренная жена проигравшего борца потребовала "сатисфакции" у жены победителя. Лично уязвленные и оскорбленные дамы от борьбы перешли к свирепой дамской драке, что в современной терминологии называлось бы "кетфайтингом”. К неудовольствию публики, дерущихся фурий с расцарапанными физиономиями с трудом разняли и была объявлена “ничья”.

Иногда ради усиления увлекательности цирковой борьбы, антрепренеры переодевали борцов-мужчин в женские наряды, а их поединки представляли как женскую борьбу. Искусная борьба двух “дам”, изобилующая техническими приемами и бросками, производила ошеломляющее впечатление. Однажды такого рода мистификация была с позором изобличена в цирке шапито на знаменитой нижегородской ярмарке, где из зала вышла женщина, пожелавшая побороться с одной из "борчих". Той ничего не оставалось, как принять вызов. Как только началась борьба, и переодетый борец лихо повалил даму на ковер, та вцепилось ему в "груди" и сдернула с него накладной бюст. Выяснилось, что эту даму подкупил и направил конкурент, владевший другой цирковой ареной города.
Александр Хромов
30 января 2003г.

1 комментарий:

  1. Господа, поставьте, пожалуйста ссылку на первоисточник этих материалов - Клуб Женский Единоборств http://www.fscclub.com/
    Владелец Клуба Женский Единоборств
    Лев Виленкин

    ОтветитьУдалить