|
Не удивительно, что во времена, когда феминистское движение находилось в зачаточном состоянии, к женской борьбе относились скептически, снисходительно, часто с едкой иронией. Один из репортажей того времени о женской борьбе звучал так: "Курочки покудахтали и пощипали друг другу перышки". Вот цитата из репортажа о дамской борьбе из книги известного историка российского цирка Юрий Дмитриева "Цирк в России": “Борчихи тренированы очень скверно, приемы и парады делаются ими нечисто, незаконченно, неумело. Само собой разумеется, что благодаря этому вместо изящного демонстрирования тех или других приемов борьбы получается в высшей степени некрасивая возня двух растрепанных существ женского пола, напоминающих ведьм из “Макбета”. Дело дошло до того, что в Ярославле в цирке в одном чемпионате боролись борцы и борчихи и они устраивали схватки друг с другом”. Дмитриев делает такой вывод: “Конечно, это была откровенная похабщина. Так под влиянием вкусов буржуазной публики цирковая борьба все больше опошлялась”. С позиций сегодняшнего дня такое мнение кажется проявлением мужского шовинизма. Есть немало свидетельств об успешных выступлениях женщин на цирковых борцовских аренах.
В 1901 году в дальневосточном городе Благовещенске гремела некая госпожа Юдина, проявившая героизм при защите города от китайцев. Эксцентричная Юдина начала удивлять окружающих с того, что вызвала на "дуэль" гастролировавшую в городе силовую циркачку Грен. К радости хозяина цирка, народу набилось до отказа. Борьбу обставили как настоящую дуэль.
Тифлисские газеты в мае 1911 года собщали о женском чемпионате по борьбе в цирке “Модерн”. В чемпионате принимали участие знаменитости со всего мира: англичанка Реотер, украинка Шевченко, россиянка Морозова (по кличке “женщина – богатырь”), норвежка Розинг, полька Янковская, австрийка Оффенбахер, шотландка Келт и испанка Гиралд - все они были чемпионками своих стран. В турнире боролись две чемпионки мира: немка Фрида Дамберг и шведка Педерсон. Интересно отметить, что почти все поединки продолжались необычно долго. Например, россиянка Морозова сумела победить четырех своих соперниц: Оффенбахер за 18 минут, Янковскую за 10 минут, Реотер за 8 минут и Шевченко за 5 минут. Поединок Морозовой с Гиралд после 20 минут упорной борьбы закончился вничью, так как обе борчихи были примерно равны по силе и технической подготовке. Расстроенная Морозова по окончании поединка так "сборола" арбитра, что тот еле поднялся на ноги...
Вот еще некоторые собщения из местных российских газет ев рубеже 19-20 веков: В 1895 году прямо на аллеях Русского семейного сада В.Н.Егарева (бывш. Демидовский) на Офицерской проводились состязания в женской борьбе, но успеха у публики женская борьба не имела ("Геркулес", СПб, 1912 год) На прошлой неделе в цирке состоялся "Дамский чемпионат французской борьбы". (Местная газета г. Екатеринбурга 1911) В нашем цирке состоялся первоклассный дамский чемпионат, состоящий из 12 дам-борцов и атлеток под руководством эстонца, профессора борьбы и атлетики Алекса Мюллера (Миллера). (Местная газета г. Челябинска, 1916) 19 сентября - в саду “Аквариум” открытие первого международного женского чемпионата французской и другой национальной борьбы. В чемпионате принимали участие 10 дам-борцов. (Омский вестник. Сентябрь 1917). В 1912 году Иркутск готовился принять участников Международного чемпионата по французской борьбе среди дам. По поводу намечаемого события в местной прессе возник невиданный доселе ажиотаж. Еще бы, горожанам впервые предстояло увидеть представительниц слабого пола в такой необычайной роли. Чемпионат открылся 21 апреля цирке- шапито торжественным выходом десяти дам-атлетов. Все они считались сильнейшими борчихами своего времени. Первой на арену цирка с национальным флагом в руках вышла чемпионка Англии Рейтер, а вслед за ней по порядку конферансье объявлял: - Чемпионка Германии Дамберг! Чемпионка Австрии Офенбахер! Чемпионка Греции Гастилос! Победитель всех мировых рекордов по поднятию тяжести чемпионка Шотландии Кельт! Чемпионка Румынии Василеско! Чемпионка Норвегии Нельсон! Кубанская казачка Шевченко! Чемпионка Польши Янковская! Единственная женщина борющаяся с быками, чемпионка Испании Гаральди! Через два дня к ним присоединилась женщина-богатырь, чемпионка России и Европы мадам Морозова. После окончания парада на ковер потешать публику вышли германка Дамберг и австриячка Офенбахер. Поединок между ними продолжался три минуты. Техничная германка, уловив момент неожиданным приемом tour de tet уложила австриячку на обе лопатки. Следующая схватка Гастилос - Кельт отняла у зрителей чуть больше 15 минут, после чего гречанка захватом руки перевернула свою соперницу на спину и довела схватку до победного конца. Зритель от происходящего на арене пришел в дикий восторг. На следующий день зрительный зал был битком набит народом. Побороть англичанку Рейтер взялась кубанская казачка Шевченко. Ей этого не удалось, но зато удалось как следует развеселить публику. Весь поединок Шевченко отпускала сальные шуточки в адрес своей соперницы, за что и поплатилась на 13 минуте: приемом bra roule Рейтер победно завершила борьбу. Несмотря на поражение, кубанская казачка превратилась в любимицу публики. В поединке с Кельт, которая по весу превосходила ее в два раза, Шевченко сумела устоять. Борьба продолжалась полчаса и закончилась вничью. В дальнейшем отличилась румынская чемпионка Василеско, получившая от зрителей прозвище Смелая пантера. Госпожа Морозова из России блистала применением к противницам убийственных приемов - переднего пояса и двойного нельсона, - а когда это не помогала, она ломала их по-русски, как медведица. Борьба Гиральди и Дамберг отличалась техничностью, которую редко можно было встретить даже у профессиональных борцов-мужчин. Чтобы поддержать интерес к чемпионату у зрителя его организаторы устроили бенефис для испанки Гиральди. Как указывалось в афише, на этом бенефисе на груди мадемуазель Гиральди оркестр должен был исполнить "Тушь", а кузнецы - разбить молотами раскаленное железо. Да к тому же объявлялось, что она поборется с настоящим андалузким быком. Ровно через месяц 21 июня Международный чемпионат по женской борьбе среди дам завершился. Вот его результаты. Большой золотой венок и звание чемпиона Восточной Сибири получила германка Дамберг. Второе место и большую золотую медаль получила госпожа Морозова. Большую серебряную медаль и звание чемпиона г. Иркутска получила австриячка Офенбахер. Обладательницы трех первых мест поделили призовой фонд в 2000 франков. Мы уже немало рассказывали о борцах и атлетах, которые в начале ХХ века были любимцами петербургской публики. Однако то время, как известно, было еще и эпохой борьбы за женское равноправие, причем во всех сферах жизни. Неудивительно, что столичные дамы заявили свои претензии и на борьбу, которая до той поры считалась привилегией сильного пола.
Однако женская борьба не на шутку взволновала столичное общество. Одни находили это зрелище безобразным, уподобляющим женщину животному, другие, наоборот, считали движения "борчих" пластичными, а некоторые заявляли, что иных "борчих" были бы не прочь пригласить на ужин. "Петербургская газета" провела даже опрос ряда столичных художников о том, подходит ли женщинам борьба? "Я никогда не ходил на борьбу, зрелище это некрасиво, - заявил известный в ту пору художник Н. Н. Каразин. - Женщинам тем менее подходит борьба, что женщина должна быть грациозна. А борьба, как свалка, исключает всякую грацию". Другой художник, С. С. Егорнов, также был против женской борьбы: "Вид женщин, мнущих и треплющих друг друга, может только внушать либо отвращение, либо смех. В борьбе мужчин нет ничего дурного, но вид борющихся женщин производит впечатление чего-то дикого, некультурного, первобытного". Тем не менее устроители нового шоу достигли того, чего хотели: скандальное зрелище привлекло массу публики. А когда чемпионат в Крестовском саду закончился, спустя лишь десять дней начался новый, на сцене одного из самых популярных увеселительных садов Петербурга - "Аквариума". (Источник: "Санкт-Петербургские Ведомости") Стоит также остановиться на зрителях на соревнованиях по цирковой борьбе. Вернее зрительниц. Писатель Валентин Катаев в автобиографической книге "Алмазный мой венец" вспоминает, что наблюдать восторженных зрительниц цирковой борьбы было увлекательнее, чем самих борцов, которые частенько халтурили и подставлялись по указке антрепренеров. Дамы в зале, захваченные мужским единоборстом, не обращали внимания на такие тонкости, они восторженно приветствовали борцов, а в кульминационные моменты поединка "испуганно" визжали и бросали на арену надушенные платочки (а иногда и другие части женского туалета). Они грезили рельефными торсами и бицепсами борцов и поджидали их на выходе из цирка как знаменитых теноров, подставляя им пальчики для поцелуя. В то же время, современники отмечали резко враждебное отношение женской части публики к появлению на арене женщин-борцов. Их завизгивали и зло обругивали, обзывая "драными кошками". Если в столицах над женской борьбой подтрунивали, то в провинции, не избалованной зрелищами, отношение к этому было совсем иное. И все-таки женщина-борец, на цирковой арене или вне ее, была в те времена редким исключением и рассматривалась большинством людей скорее как цирковой номер, вроде считающей лошади. Или, хуже того, как отвратительное зрелище. Вот как например французский журналист Макс Витербо описывает состязания по женской борьбе в зале на улице Монмартр в Париже в 1903 году: "В ваши ноздри ударяет спертый запах потного и скверного воздуха. В этом перегретом помещении краснеют лица зрителей. Дым схватывает вас за горло, а непристойная брань свербит вам уши. Борчихи швыряют себя друг на друга как современные вакханки, они терзают друг другу плоть. Развеваются волосы, оголяются груди, неприлично пенятся рты, мужчины в зале вопят, апплодируют, топают ногами”. Тогда еще не было ни традиций женского спорта вообще, ни тем более традиций женской спортивной борьбы, не были разработаны ни женская спортивная одежда, ни женские протекторы, ни правила борьбы для женщин. Тогдашнее общество еще не воспринимало женщину так, как ее воспримимают сегодня. Заботясь о здоровье и благополучии женщины, в те времена преувеличивали ее беспомощность и слабость. Современное развитие женской спортивной борьбы и включение ее в программу Олимпийский игр поставило точку в дискуссиях о том, способны ли женщины по-настоящему бороться. |
"Цирковые борчихи на рубеже вековРассказы, байки, легенды
|
На рубеже XIX и XX веков в мире появилось немало женщин-силачек, женщин-борцов и даже женщин-боксеров. Выступления женщин-борцов часто проходили под музыку, а жюри и судей иногда выбирали из зрителей. Объявлялись пары, женщины-борцы выходили на арену, и на ковре начиналась демонстрация "двойных нельсонов" и борцовских "мостов". А иногда на ковер выходили и "таинственные маски". Но все же публика не принимала слишком всерьез женские чемпионаты по борьбе, так как трудно было проверить реальность женских поединков, тем более, что в те времена и мужчины частенько боролись не по-настоящему.
Свидетельством популярности цирковой забавы "Добровольцы вызываются на арену для борьбы с дамой" является то, что в серии очерков о цирке Стефана Нагеля (Германия) "Павильон" ("Schaubude"), откуда мы взяли информацию о работах Цилле, в разделе, посвященном цирковой борьбе, упоминается только этот вид - поединки женщин-борцов с добровольцами. Говоря о смешанной цирковой борьбе и о цирке вообще, Нагель пишет: "Эротический элемент безусловно был важен в такого рода предста влениях. И женщины и мужчины демонстрировали совершенные линии телесных форм, силу, игру мышц, изящество движений... которые являются не только проявлением артистизма, но и чувственности".
Ученица энтузиаста тяжелой атлетики А. И. Андрушкевича, первого тренера, знаменитого Георга Гаккеншмидта, Марина Лурс считалась сильнейшей женщиной России. Начав тренироваться в 1903 году, она уже через четыре года участвовала в чемпионатах по борьб. В борьбе Марина Лурс пользовалась не столько борцовской техникой, сколько недюжинной физической силой и умением проводить силовые трюки. Она не любила возни в партере и старалась победить чисто из стойки. В борьбе Марина Лурс использовала тактику, в которой удачно сочетались борцовские приемы и силовые упражнения – она порой манипулировала с телом соперника как с грузом в силовых упражнениях.
Агафья Завидная, простая украинская женщина-самородок была прирожденной "геркулеской" - она легко выжимала на мизинцах двухпудовые гири, а по помосту, лежащему у нее на груди, проезжал фаэтон с людьми. Мало кто из женщин осмеливался бороться с ней. Она часто и успешно боролась с мужчинами, такие схватки являлись дополнением к ее силовым трюкам. После показа нечеловеческих возможностей "бабы-геркулеса" конферансье цирка торжественно произносил: "Перед вами сильнейшая в мире женщина, которая способна побороть любого мужчину. Агафья Завидная бросает вызов мужчинам, сидящим в зале! Если здесь есть настоящий мужчина, прошу его выйти на арену"… Не надо быть глубоко проницательным, чтобы угадать, чем заканчивались такие схватки... Агафья не очень-то жалела мужчин, и некоторые из них, примятые мощной дамой, не могли подняться без посторонней помощи.
Боролась Вулкана редко, но, если боролась, то только с мужчинами, чтобы доказать физическое превосходство женщин. Ее излюбленным приемом, который действовал безотказно, было выкручивание рук. Однажды, будучи четырнадцатилетней девушкой, на улице Бристоля Кети увидела, что взбесившаяся лошадь мчит кеб без кучера, в котором сидит женщина с ребенком. Кети бросилась навстречу лошади и повисла на вожжах. На помощь подоспели прохожие, и кеб был остановлен. Когда однажды в Бристоле к ней в карман залез жулик, Кети просто сжала его руку и, безропотного, привела в участок. "Такой женщине можно и руку отдать", - сделал в полиции заявление нарушитель. Но лучше бы он этого не говорил, потому что мисс Вулкана не поняла двусмысленности заявления и тут же забрала свой иск в обмен на его руку, а уж заодно и сердце. Так преступник вмиг стал потерпевшим и, поговаривают, терпел целых двадцать лет... Вулкана стала первой женщиной, доказывавшей преимущества женщин перед мужчинами, а ее изречения относительно женской силы были впоследствии использованы феминистками.
Отличная легкоатлетическая подготовка позволяла Мери двигаться легко и проворно во время боксерских и борцовских поединков, сохраняя на лице очаровательную улыбку. Бокс был ее коньком. По словам менеджера Мери, секрет ее успехов в боксе состоял в расчетливой тактике ведения поединка: она предпочтала атаки с флангов и наносила удары соперникам с необычных углов, направляя их преимущественно в корпус (хотя в те времена обычным для боксеров было желание поражать голову и игнорировать корпус). Удары в голову она применяла очень редко и только против мужчин, и только против тех, которых она не могла победить обычными средствами. В этих случаях она предпочитала хуки в челюсть. Она всегда старалась наносить удары в том направлении, в котором соперник в данный момент двигался - с тем, чтобы легче вывести его/ее из равновесия. В борьбе она использовала свою необыкновенную силу и быстроту реакции. Мери обычно применяла свой фирменный прием - она мертвой хваткой зажимала шею соперника и резко бросала его/ее на пол и тушировала. В те времена боролись только до туше, а не до капитуляции. Мери Форд стала фактической пионеркой панкратиона, смешанного стиля единоборства - сочетания борьбы и бокса. Во время поединков с добровольцами-мужчинами в этом стиле она действовала подобно современным бойцам "без правил": "размягчала" соперника точными и сильными боксерскими ударами, а затем (если соперник еще не был нокаутирован) мощным захватом (чаще всего за шею) бросала его (ее) на пол Идея совместить бокс и борьбу пришла в голову Мери и ее менеджеру во время одного из выступлений на Юге США. Однажды драться с Мери вызвалась громадная грудастая чернокодая девица (тогда еще существовала расовая сегрегация, и чернокожим выделялись специальные места); звали богатыршу Мирьям. Мери на мгновение пришла в замешательство, она сама же установила ограничения на вес соперников только для мужчин. Мери не решилась отказаться от поединка, а только спросила соперницу, что та предпочитает - бокс или борьбу. На что Мирьям ответила, что ей все равно, каким способом она разделается с ней и предложила сразу и то и другое. Зал затих. Тогда еще не было понятия весовых категорий, а если бы были, то разницу между соперницами можно было бы оценить в пять-шесть категорий. Не теряя времени Мирьям стала колошматить Мери своими огромными кулачищам, на что той нечем было ответить - она закрыла лицо и грудь, приняв защитную стойку. Когда гигантша попыталась схватить Мери, та осознала, что может оказаться крепко побитой и стала убегать от агрессорши, которая гонялась за ней по помосту. Закаленная марафоном Мери надеялась измотать Мирьям, но та не проявляла признаков усталости. Тогда Мери пришлось применить хитрость. Увлекшись преследованием белокожей дамочки, чернокожая гигантша не углядела подножку, которую ей подставила Мери, и грохнулась всем весом на помост. Застигнутая врасплох Мирьям не сумела противостоять атаке Мери, сумевшей ловко перевести гигантшу на туше... А негритянку Мирьям взяли в цирковую труппу, где она с успехом выступала, в том числе успешно боролась и боксировала.
Другая миниатюрная силачка, американка Ада Эш (1906 г.рожд.) была способна поднять платформу с лошадью. Ада была исключительно смелой и мужественной – она боролась с крокодилами (снимок слева), получив множество серьезных укусов в челюсть, руки и ноги. Не убоявшись крокодилов, она была готова к единоборству с себе подобными, став опытным борцом и тренером по борьбе. Совместно со своим мужем, Алом Шашем (также перкрасным борцом), она написала три книги по дзюдо и самообороне (пара изображена на нижней левой фотографии). Под руководством мужа Ада успешно участвовала в соревнованиях по борьбе. Надо отметить, что в то время цирковая борьба постепенно трансформировалась из состязательного представления (пусть и не всегда настоящего) в специфическое шоу, которое теперь известно под названием "профессиональная борьба" или “реслинг”, процверающая отрасль шоу-бизнеса. В одном из поединков с другой знаменитой борчихой Нелл Стюарт (которая была намного моложе Ады), Ада неудачно упала на пол за пределы ринга и сломала позвоночник, после чего лечилась в течение почти двух лет.
Пожалуй самая легендарнвя женщина – цирковой борец – мощная Маша Матлос (урожденная Мария Поддубная), родная сестра знаменитого русского борца Ивана Поддубного, о которой, в сущности, почти ничего неизвестно. До 1910 года она шесть раз завоевывала титул "чемпионки мира по борьбе" (Матлос – измененная фамилия для цирковых афиш - по мужу Матлаш). Цирковые афиши извещали, что она приглашает всех желающих на цирковую арену попробовать удачи в борьбе с ней (после того как она разделается со всеми членами своей борцовской команды). Известен лишь один случай, когда Маша была побеждена женщиной из зала - ее победила по всем статьям и положила на лопатки миниатюрная дама, оказавшаяся знаменитой Трефиловой-Бубновой, которая при весе 52кг выжимала 57кг и с этим результатом завоевала третье место по поднятию тяжестей среди мужчин легчайшего веса.
Эксцентричная Юдина начала удивлять окружающих с того, что вызвала на "дуэль" гастролировавшую в городе силовую циркачку Грен. К радости хозяина цирка, народу набилось до отказа. Борьбу обставили как настоящую дуэль - по команде секундантши дуэлянтши должны были набежать друг на друга из исходных позиций в противоположных частях арены. Одетые в шаровары дамы, не обладающие борцовской подготовкой, яростно набросились друг на друга, крепко сцепились в объятьях и стали толкаться, топча арену по кругу. Они никак не желали перейти в партер, тратя все силы на прямолинейный напор. Но, в конце концов, женщины завалились и стали кататься по бархату арены. Зрители возбудились до крайнего состояния (так, согласно "Московским ведомостям", публика "как белены объелась и гикала"). Наконец, Юдиной удалось надолго забраться на противницу, и, к неописуемой радости зала, ей была присуждена победа. Это окрылило ее, и она стала организовывать другие борцовские схватки. Поскольку желающих бороться с Юдиной среди женщин больше не находилось, она боролась с мужчинами, которым, чтобы уравнять шансы, правую руку завязывали за спину. Юдину обучал и наставлял ее муж, артиллерийский офицер, хорошо владевший приемами борьбы, и со временем она стала “класть” почти всех мужчин (по-прежнему вынужденных давать ей фору). Однажды Юдина решила поэпатировать публику и предложила вышедшему “однорукому” сопернику заменить борьбу на кулачный бой в перчатках. Тот не соглашался, но она настояла, и он некоторое время оборонялся одной рукой от вошедшей в боевой раж женщины, пока ему это не надоело и он вполсилы не ударил Юдину по корпусу. Женская психика не всегда предсказуема. Женщина, не убоявшаяся пуль и штыков при обороне города, а затем участвовавшяя в десятках борцовских поединков, впала в истерику от одного несильного удара в бок и в слезах покинула зал. Публика негодовала и готова была растерзать смущенного участника поединка, у которого был небольшой выбор: либо быть побитым дамой, либо, побив ее, быть побитым публикой. После этого случая Юдина прекратила участвовать в поединках. Дальнейшая судьба Юдиной покрыта тайной. Считают, что она возглавила шайку разбойников и разбойниц, грабившую золотопромышленников.
Из-за большого веса Лариса Белая двигалась по борцовской арене слишком медленно, и не могла противостоять быстро и резко проведенным приемам - отсюда ее мгновенные поражения от борца-легковеса и от Марии Лоорберг. В то же время, ее уникальные данные - габариты, сила и боевитость идеально подошли бы для женской формы японской борьбы сумо. Жаль, что в ее времена в Европе сумо не знали. Кстати, вызов зрителей в зал происходил почти на всех цирковых представлениях, в которых женщины демонстрировали силу. Кроме приглашений побороться с силачкой, предлагалось попробовать поднять вес, которым она только что играючись манипулировала. Известнен случай, когда дочь прославленного дрессировщика и клоуна В. Дурова, Анна, боролась в Ашхабаде с местным жителем. Вышло так, что, когда Анна жонглировала тяжелыми булавами, кто-то из зала крикнул, что булавы - картонные. Уязвленная Анна немедленно вызвала зрителя на борьбу. Он долго отказывался выходить и упирался, но публика вытолкала его на арену. Борьба получилась на редкость упорной и длительной (даже для профессиональных схваток) - в течение 20 минут разозленная Анна пыталась положить мужчину на лопатки. Хотя ей это и не удалось, она имела явное преимущество "по очкам".
В Воронеже в начале ХХ века существовал клуб "Давай поборемся", напоминающий современную спортивную секцию. Его возглавлял энтузиаст спортивной борьбы Александр Веселов. В клубе наряду с мужчинами тренировались и несколько девушек. Мужчины из клуба часто боролись на аренах цирка и вне их, для девушек же Веселов устраивал показательные выступления. Ученицы Веселова демонстрировали красивые броски на любом добровольце-мужчине. По мнению зрителей, они великолепно владели техникой и приемами борьбы. В то же время, Веселов, как сын своего времени, был противником реальной соревновательной женской борьбы, считая ее опасной для женщин, ограничивая их тренировками и отработками приемов. Пользу для женщин от занятий борьбой он видел в развитии гибкости и выносливости, а также в умении защитить себя от нападения. Спустя годы одна из питомиц Веселова успешно отразила нападение насильника, по поводу чего Маяковский написал строки: "Баба, не будь дурой, а занимайся физкультурой!"
А вот какое объявление было напечатано в местной самарской газете в 1907 году: “Не пропустите! Двадцать пятого августа с. г. в помещении цирка Шапито в Струковском саду состоится первое в мировой истории женское единоборство "Панкратион", в котором разрешено ударять кулаками, ломать, бросать противниц наземь и валять их там. В бою участвуют две лучшие бойчихи мира, и продолжаться он будет до полной капитуляции или беспомощности одной из них. Кто же эти удалые дамы? Нашу губернию представляет могучая и непобедимая баба-самородок, крестьянка Ставропольского уезда Евдокия Коноплева, урожд. Лопаткина, мать троих детей, неизменная участница сельских кулачных боев стенка на стенку, а также потех на кулачках один на один и борьбы. Многократно бивала и барывала мужиков и баб окрестных деревень и сел, а также успешно боролась в цирках Поволжья и Урала. Ее противница – мощная девица Екатерина Петушкова из Нижнего, долго прожившая в Париже и Лондоне, где обучалась кулачному и борцовскому ремеслу. В Париже Екатерина брала уроки французской борьбы у лучших борцов, в том числе, у знаменитого Рауля Буше. В Лондоне она тренировалась в английской забаве - кулачном боксинге. Многих господ и дам сбивала с ног и валила на лопатки Екатерина Петушкова. Итак, кто кого одолеет? Обученная правильному бою образованная девица или бойчиха-самоучка из народа? Мастерство классической французской борьбы и английского аристократического боксинга или русская удаль, сила и разухабистость? Это будет настоящий нещадный бой за принцип и приз. Не упустите свой шанс увидеть чудо!” Увы, к сожалению, репортажи об этой необычной схватке отсутствуют, и мы не знаем, было ли это цирковое представление или реальный бой реальных женщин. Неизвестно даже, состоялся ли сам бой. Но объявление любопытное, оно возможно дает представление о малоизвестных нравах российской провинции.
Похожий случай имел место в Киеве, когда разъяренная жена проигравшего борца потребовала "сатисфакции" у жены победителя. Лично уязвленные и оскорбленные дамы от борьбы перешли к свирепой дамской драке, что в современной терминологии называлось бы "кетфайтингом”. К неудовольствию публики, дерущихся фурий с расцарапанными физиономиями с трудом разняли и была объявлена “ничья”. Иногда ради усиления увлекательности цирковой борьбы, антрепренеры переодевали борцов-мужчин в женские наряды, а их поединки представляли как женскую борьбу. Искусная борьба двух “дам”, изобилующая техническими приемами и бросками, производила ошеломляющее впечатление. Однажды такого рода мистификация была с позором изобличена в цирке шапито на знаменитой нижегородской ярмарке, где из зала вышла женщина, пожелавшая побороться с одной из "борчих". Той ничего не оставалось, как принять вызов. Как только началась борьба, и переодетый борец лихо повалил даму на ковер, та вцепилось ему в "груди" и сдернула с него накладной бюст. Выяснилось, что эту даму подкупил и направил конкурент, владевший другой цирковой ареной города. |
Господа, поставьте, пожалуйста ссылку на первоисточник этих материалов - Клуб Женский Единоборств http://www.fscclub.com/
ОтветитьУдалитьВладелец Клуба Женский Единоборств
Лев Виленкин