четверг, 28 июня 2012 г.

Киевское атлетическое общество


… Конец ХІХ века был ознаменован важным событием в спортивной жизни Киева. Под влиянием первой Олимпиады 1896 года группа из 23 киевлян добилась в 1899 году утверждения Устава «Киевского атлетического общества», основанного врачом Е. Ф. Гарнич–Гарницким  и А. И.     Куприным.
«Одно время он страстно увлекался цирком, - писал о А. И. Куприне Ф. Д. Батюшков – критик и историк литературы, бывший долгие годы в дружеских отношениях с Куприным, - организует в Киеве атлетическое общество …, близко сживается с деятелями цирковой арены и черпает отсюда материал для целого ряда очерков…» («Киевское атлетическое общество» в 1901 году получило название «Киевское атлетическое и гимнастическое общество», а позднее – «Русский сокол». Основатель общества Е. Ф. Гарнич-Гарницкий много сделал для развития спортивной жизни Киева: был начальником гавани и вице-командором киевского Яхт-клуба, неизменным председателем «Атлетического и гимнастического общества», основателем киевского клуба автомобилистов, членом обществ: велосипедного спорта, туристов, воздухоплавания, председателем подкомиссии по вопросам физического воспитания молодежи при киевском учетном округе, выступал с лекциями по вопросам спорта и др.).
Сын украинского народа, потомок запорожских казаков – Поддубный приехал уже знаменитостью. Его радушно встретил Аким Никитин с женой Юлией.
Поддубный с интересом гулял впервые по улицам «матери городов русских»…
Никитин, прежде всего, предложил ему сшить черкеску и отрастить усы:
  1. Негоже, Иван Максимович, запорожскому казаку без усов, - хлопая артиста, с усмешкой заявил он. После первого выступления Поддубного у Никитиных в Киеве – 17 апреля 1898 года, борец получил прибавку жалованья, номер в хорошей гостинице и лучшего портного, который сшил ему модный костюм.
  2. Теперь Вы уже не грузчик, а борец, артист. И артист известного цирка. Положение, мой друг, обязывает. Кстати, зайдите к нашему фотографу – сфотографируйтесь, мы вставим Ваш портрет во всех магазинах на Крещатике.
Так появился портрет Поддубного с усами, в черкеске с газырями и кинжалом с надписью: «Прославленный борец «на поясах» - казак Иван Поддубный». А ниже, строчка поменьше: «Выступает в цирке братьев Никитиных».
Аким Никитин познакомил Поддубного с Куприным. Оказалось, что он хорошо знает Поддубного, интересуется им. Рассказал о многих борцах, эпизоды из истории борьбы как вида спорта, и посоветовал заняться французской борьбой.
А вскоре Никитин представил Поддубного высокому мужчине атлетического телосложения: 
  1. Доктор Евгений Федорович Гарнич-Гарницкий, - киевский покровитель атлетов и сам атлет – Гарнич-Гарницкий пригласил Поддубного в Клуб атлетов.
  2. - Приходите непременно. Мы сейчас увлекаемся новым  видом борьбы – французской. Очень интересная штука! Если понравиться, охотно поучим…
Киевский клуб атлетов представлял из себя типичный любительский спортивный кружок, большинство которого составляла так называемая «золотая молодежь»: дворянские, чиновничьи и купеческие сынки, богатые студенты, офицеры. Но были здесь и настоящие любители спорта. Клуб был хорошо оборудован, была в нем комната и для бойцовских тренировок.

Борец Иван Поддубный
И. М. Поддубный стал завсегдатаем клуба, начал присматриваться, а затем и участвовать в борьбе. Один из членов клуба много лет спустя рассказал об этом интересном периоде жизни Поддубного:
«… Помню, будто это случилось только вчера, как в один из тренировочных дней появилась в нашем клубе, в Киеве, гигантская фигура, произведшая впечатление и на нас, среди которых было немало крупных людей, взращенных благодатной украинской природой. Это был Поддубный. Он приехал в Киев с громким именем «поясного» борца. У нас он начал усердно разучивать сложные приемы французской борьбы, в которой был еще новичком и которые усваивались им удивительно легко и быстро.
Кроме колоссальной силы, большого роста и веса, Поддубный обладал и другими необходимыми для борца качествами: он отличался быстротой ориентировки, хорошо координировал свои движения, ему легко давались сложные комбинации приемов, с помощью которых опытный борец, подобно шахматному игроку, заранее замышляющему свои ходы и заманивающему противника нарочно допускаемыми ошибками, учитывает «мат» на такой-то минуте. Ко всему этому у Поддубного было еще одно неоценимое для каждого спортсмена качество, которое знатоки спорта метко называют «спортивным сердцем», вкладывая в этот термин не физиологическое значение, ибо сердце должно быть физически здоровым у каждого спортсмена, а психологическое. Поддубный способен был развивать в нужные минуты энергию, подобную взрыву, и не терять «куража» в самые тяжелые и опасные минуты борьбы…
Вся эта счастливая совокупность физических и психологических качеств и позволила ему, начавшему только у нас, в нашем клубе, изучение французской борьбы, через какой-нибудь месяц заложить прочный фундамент своего борцовского «образования» в этой новой для него отрасли спорта…»

Комментариев нет:

Отправить комментарий