Мария Лоорберг (Марина Лурс) и Анетта Буш
|
Конец 19 и начало 20 века ознаменовались расцветом силового спорта и спортивной борьбы, в особенности, цирковой.
На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков цирковая борьба стала одним из самых любимых народом представлений. Цирковые борцы пользовались популярностью, сравнимой разве что с популярностью современных рок-певцов. Хотя многие борцовские поединки были срежиссированы, некоторые все-таки происходили в полную силу. Большие цирковые труппы непременно имели в своем штате команду борцов, в которую бывало входили и женщины. Борцы демонстрировали приемы друг на друге и вызывали на поединки смельчаков из публики. Нередко устраивались чемпионаты и турниры по борьбе. Выступления женщин-борцов привносили некую пикантность в грубое мужское состязание, хотя некоторые специалисты скептически относились к женской борьбе, считая ее неумелой и даже неприличной. В это время на цирковых аренах появилась плеяда блестящих женщин-силачек, которые время от времени упражнялись и в борьбе. Среди женщин-силачек особо выделялись те, которые время от времени упражнялись и в борьбе. Чрезвычайно популярными были вызовы смельчаков обоего пола на поединок с женщиной-борцом.
Катя Брумбах (Сандвина) из Австрии была пожалуй самой мощной силачкой своего времени, она обладала исключительными физическими данными: вес 85кг, рост 184см, окружность бицепса - 44 см, окружность запястья - 20 см, окружность ляжки - 67 см (см. снимок справа). Сандвина сумела превзойти в силовых упражнениях самого Евгения Сандова, от которого она и взяла свой псевдоним (“Сандвина” - женская производная от “Сандов”). В течение многих лет Катя выступала вместе со своей цирковой семьей. Наиболее волнующая часть семейных силовых и акробатических выступлений с участием Сандвины начиналась с момента, когда ее отец объявлял, что даст сто марок любому мужчине в зале, кто сумеет побороть Катю. Говорят, что никто не смог заработать эти сто марок. Будущий муж Кати, Макс Хейманн (с которым она прожила 52 года), был одним из смельчаков, которые приняли этот вызов. Вот что он сам рассказывал: "Когда я вышел на арену, я подумал, что, если бы я сумел заработать эти 100 марок, это было бы самым экстравагантным заработком в моей жизни. Но мои мысли были внезапно прерваны, и единственное, что я запомнил - вращение моего тела в воздухе, мелькание голубых небес в глазах, а затем свободное падение. Задыхающийся, я очутился на полу, в полубессознательном состоянии. Я увидел нагнувшуюся надо мной девушку, которая спрашивала: "Я не повредила вас?" Затем она взяла меня на руки, как куклу и понесла в свою палатку". Другая знаменитая силачка того времени, Кети Робертс ("Мисс Вулкана") - ирландка, жившая в Англии, выступала с акробатическими и силовыми номерами, а иногда принимала участие в цирковой борьбе. В возрасте 30 лет Вулкана имела следующие антропометрические данные: рост - 170 см, вес - 73,2 кг, окружность грудной клетки - 102 см, талия - 68 см, бицепс - 38 см, бедро - 61 см, предплечье - 30 см, шея - 38 см. Она могла поднять над головой груз в 82кг одной рукой. Атлетические номера она исполняла легко и изящно. Легендарный случай произошел, когда на цирковом представлении в Бристоле стали вызывать желающих побороться с местным борцом. Находившаяся среди публики и неузнанная мисс Вулкана, одетая как обычная женщина, вызвалась с ним бороться. Борец смутился и попытался отказаться, но публика так рьяно требовала поединка, что хозяин цирка велел борцу выйти и делать вид, что борется с дамой. Но женственного вида дама неожиданно захватила незадачливого борца за талию, перекинула через голову и бросила на ковер, оставаясь на ногах... Среди других силачек того времени необходимо отметить Атлету, Минерву (Жосефина Блатт, урожденная Волфорд),Шармион (Лавери Валле, урожденная Купер), Айви Рассел, Джоан Родес, Мама Лу (Линси Линдберг) и Бетти Браун(Чейрмаин Чилдс).
Если Европа и Америка славились силачками, то Российская Империя - борчихами. Первой следует упомянуть - это Маша Поддубная (по мужу – Матлос или Матлаш), сестра великого борца Ивана Поддубного (которую многие ошибочно считают его женой). С 1889 по 1910 годах Маша Поддубная шесть раз завоевывала звание "чемпионки мира по борьбе среди дам". В цирковых афишах тех лет говорилось: "Приглашаем всех пришедших на представление попытаться поймать удачу в борьбе с Машей Поддубной, после того как она расправится с борцами из своей труппы". К сожалению, сохранилась очень скудная информация о Марии Поддубной, всегда находившейся в тени великого Ивана Поддубного (о котором, кстати, тоже известно на редкость мало). На рубеже веков на слуху были также имена таких женщин-борцов как Анна Знаменская, Фрида Дамберг, Элис Вильямс, Лора Беннетт, Хаазел Паркер, Мэри Харрис. Но безусловно, самой яркой звездой женского силового спорта и борьбы была Мария Лоорберг (сценическое имя - Марина Лурс). Мария Лоорберг родилась 10 апреля 1881 года в Ревеле (ныне Таллинн, Эстония, тогда провинция царской России) и скончалась 30 марта 1922. Мария обладала мощным телосложением (вес 80кг при росте 168см). В 1903 году она стала ученицей российского тренера по атлетизму Адольфа Андрушкевича (он также был первым тренером знаменитого Гаккеншмидта). Спустя два года, в 1905 году Мария уже выступала на карнавалах и в цирках Эстонии и других регионов России - как борец и манипулятор с тяжестями. Марина Лурс легко жонглировала двумя двухпудовыми гирями (пуд - 16 килограммов), толкала двумя руками 5 пудов, вырывала одной рукой 3 пуда. Особо эффектными были номера, когда она лежа 32 раза выжимала ногами легкую штангу, на которой сидели два человека (общий вес 184 кг), на поднятых ногах держала девять человек. Своеобразный рекорд она установила в августе 1913 года: упершись руками о колени, Лурс удержала на вытянутых ногах тринадцать человек общим весом 55 пудов (880кг - почти тонну). Ее трюк - "живая карусель" - верчение ногами платформы с людьми вызывал неизменный бурный восторг зрителей - в глазах рябило от бешеного темпа, с каким Лурс раскручивала коромысло с "живым грузом" на концах. Газеты тех лет писали о том, что выступая со своими номерами в цирках, "Марина Лурс вызывала на борьбу как мужчин, так и женщин". В свое время Мария приобрела огромную популярность, а в Эстонии ее называли женщина-Калев (Калев - эстонский народный эпический герой). Ее до сих пор почитают в Эстонии как выдающуюся силачку и борца. К сожаелению, очень мало известно о ее жизни. Она умерла очень рано – не дожив до сорока лет. В начале ХХ века в маленькой тихой Эстонии появилась целая плеяда силачей и борцов обоего пола. Из мужчин - это прежде всего прославленные Георг Гаккеншмидт, Георг Лурих и Алекс Аберг. Из женщин, помимо Марии Лоорберг, из Эстонии вышли такие силачки и борцы как Анетта Буш, Линда Беллинг, Аугуста Йост. Эстонская женщина-борец Анетта Буш (1882-1969) была ближайшей соратницей и подругой Марии Лоорберг. Начиная с 1907 года Мария и Аннетта предприняли знаменитое многомесячное путешествие-гастроли - женщины проехали всю Царскую Россию (включая Сибирь и Дальний Восток), побывали в Японии и в Китае. Они выступали во многих городах и населенных пунктах, где демонстрировали силовые упражнения и вызывали на поединки местных борцов и добровольцев. Эстонские атлетки поражали публику недюжинной силой, мужеством и отточенными борцовскими навыками. Мария и Аннетта уложили на лопатки немало мужчин. Эстонский писатель Андрес Эхин написал об этих неординарных женщинах роман в письмах, название которого говорит само за себя: "Она повалила сотню мужчин". Anette Busch was born in the 1882 in Rapla County, in a rural Estonian village. Being a teenager, she moved to Tallinn and began training in a local athletic club where she learned fundamentals of sports. Then she moved to Russia, where joined a circus troupe.
Анетта обладала беспрецедентными для женщины физическими данными. Ее коронным номером был так называемый «бой с быком», в котором она держала быка за рога, заставляя его пятится назад. Начиная с 1907 года Мария Лоорберг и Анетта Буш предприняли знаменитое совместное турне, которое продолжалось в течение многих месяцев; женщины посетили многие регионы Царской России, включая Сибирь, Центральную Азию, Дальний Восток, Японию и Китай. Они демонстрировали силовые номера и вызывали добровольцев на состязания ао борьбе. Люди повсюду восторгались бродячими силачками, которые способны были бороться с мужчинами. Однажды, во время их гастролей в грузинском городе Поти случился грандиозный скандал. После того как Анетта положила на лопатки сильнейшего местного борца, который стал посмешищем земляков. Горячий сын Кавказа, не в силах перенести позор, решил зарезать дерзкую женщину. Но друзья-грузины выручили ее. Эстонсике атлетки демонстрировали выдающуюся силу, мужество и великолепную для того времени борцовскую технику. Эстонский пистатель Андрес Эхин написал роман о двух прославленных силачках; название романа говорит само за себя: «Она уложила на лопатки сотню мужчин». Молва о двух необыкновенно сильных девушках достигла императора Японии и эмира Бухары. Оба влядыки пожелали видеть их собственными глазами, чтобы воочию убедиться, что девушки действительно так сильны, как о них говорят. В отличие от других мест, где зрителями Марии и Анетты был простой люд, в Бухаре и в Японии они выступали перед знатью. Дочери голубых кровей были настолько восхищены силой двух женщин, что щедро одарили их. Жизнь Марии Лоорберг, к сожалению, оборвалась рано, в то время как Анетта Буш прожила долгую жизнь вдали от родины. Во время революции и Гражданской войны (1917-1920) Анетта оказалась в Сибири. Оценив ситуацию в России, Анетта решила покинуть ее, перешла границу и поселилась в Китае, как делали многие россияне того времени, спасаясь от войны и большевиков. На речной переправе она познакомилась с чешским офицером, Йозефом Хлиновским, который вырвался из большевистского плена. Она подружились, а затем поженились. После непродолжительного пребывания в Шанхае супруги направились в Японию, где их ожидал успех. Йозеф стал менеджером Анетты и сумел на этом заработать немало денег. Секрет ее успеха в Японии понятен – она была первой женщиной-борцом, приехавшей из-за рубежа. Владельцы цирков буквально дрались за право заполучить ее на свои представления. Помимо успехов в борьбе, Анетта прославилась силовыми номерами: она выполняла гимнастический мостик, а ей на грудь ставили платформу, на которой удобно располагался оркестр из десяти человек и исполнял бравурную музыку. Публика, наблюдавшая трюк, приходила в экстаз. Супруги предприняли несколько путешествий в Корею и Китай, Филиппины и Тайвань. Где бы ни выступала Анетта, ей сопутствовал громкий успех. Задолго до того, как борьба сумо стала популярной в Европе, эстонская сумоистка радовала японских болельщиков. Уже в 1920-30х годах японци знали гигантшу сумо, Анетту (Анну) Буш. Живя в Японии, Анетта освоила японский язык и изучила борьбу сумо. Ее соперниками были мужчины, которых она поражала и устрашала своим мощным телосложением (она стала весить 130кг) и превосходной борцовской техникой. Она стала кумиром японцев. «Сумоистка из Евроы» с удовольствием гастролировала по всей Японии, посетив ее многочисленные острова. За пятнадцать лет работы в цирках Анетта Буш заработала неплохое состояние, частично потратив его на коллекционирование жемчуга. В конце тридцатых годов Буш планировала вернуться в Эстонию и провести остаток жизни на родине, но грозные мировые события не дали ей осущесвить это намерение. Она осталась в Японии и прожила там долгую спокойную жизнь. Скончалась Анетта Буш в 1969 году, в возрасте 87 лет... Следует сказать, что в те времена многие цирковые представления строились на обмане публики, а большинство борцовских схваток были срежиссированны, а результат заранее предопределен Недаром возникла борцовская легенда про "гамбургский счет": старые борцы встречались в гамбургской таверне, вдали от публики и работодателей, для того, чтобы выяснить сами для себя, "без дураков", кто действительно сильнее. Что касается женской цирковой борьбы, то технический и спортивный уровень большинства женских схваток был крайне низким, и спортивные специалисты к ним серьезно не относились. Все это никак не относится к Марине Лурс - в свое время она была одной из немногих настоящих спортсменок - в современном смысле слова - если она работала с тяжестями, то они были настоящими, если она боролась, то без подстав. Мария Лоорберг-Лурс по праву считалась лучшей спортсменкой и сильнейшей женщиной России. Петербургский спортивный журнал “Геркулес” за 1913 год сообщал: “Особенное внимание привлекает к себе Марина Лурс. Великолепное сложение, с массивной, но изящно очерченной мускулатурой, Лурс проделывает такие номера, которые впору хорошему мужчине-атлету”. Вот что говорил о ней пропагандист тяжелой алетики и главный редактор журнала, Иван Лебедев: "Она работает, как Геркулес старого доброго цирка. Каждый трюк закончен, каждое движение дышит сознанием силы, и в то же время фигура Марины Лурс не только не огрубела, а даже поражает своими мягкими, пластическими линиями... Пусть же в тех городах, где появятся цирковые плакаты Марины Лурс, пойдут в цирк посмотреть на нее городские дамы, чтобы увидеть эту дочь Евы, по праву гордую своей силой и гармонией форм".
Эксклюзив Клуба Женских Единоборств
| Великие силачки и борчихи
Марина Лурс и Анетта Буш
>
Газетная зарисовка с дамского чемпионата по борьбе в 1900х годахЖенская борьба в старинных иллюстрациях |
Комментариев нет:
Отправить комментарий