Буржуазный цирк. Все меньше остается людей, помнящих то время, когда он существовал в России, и даже работавших в нем. Мы решили поместить очерк старого журналиста Ю. Штрауса, рассказывающий о главной приманке того цирка, его, так сказать, аттракционе — чемпионате французской борьбы. Прочтут этот очерк наши читатели и поймут, какая пошлость пропагандировалась а буржуазном цирке его хозяевами, особенно когда они почувствовали приближение своего неизбежного конца.
В дореволюционном цирке среди организаторов и арбитров чемпионатов борьбы был известен Алексей Сергеевич Кельцев.
Москвич, атлет и борец, он обращал на себя внимание при выступлениях на ковре статной фигурой и красивым лицом. Обладая некоторой физической силой, Кельцев освоил технику французской борьбы. Борцовские лавры ему давались, однако, туговато, так как его внешние качества игнорировались более сильными борцами, иногда даже любившими «сверлить ковер головами» именно таких красавцев... В результате Кельцев очень скоро перешел в помощники к дяде Ване (Лебедеву), а затем стал самостоятельным арбитром. В этом амплуа молодой спортсмен обнаружил такие разносторонние таланты, что даже затмил своего прославленного учителя.
В его группе было до трех десятков первоклассных борцов, а между ними такие «короли ковра», как Заикин, Мартынов, Лацгальф, кавказский богатырь Медалаури, талантливый молодой атлет — сибиряк Дмитриев и другие.
Кельцев решительно сдал в архив такой устарелый реквизит, как поддевка и студенческая фуражка. Ежевечерне он появлялся перед строем борцов то во фраке, то в русском боярском костюме, то в чрезвычайно шедшей к нему черкеске с золотыми или серебряными газырями, с кинжалом и в белой папахе.
Выходил Кельцев перед началом схваток быстрой деловой походкой и, остановившись в центре ковра, отвешивал низкий поклон. Когда стихали аплодисменты, арбитр, как бы обдумывая предстоящую ответственную речь, делал по ковру несколько медленных шагов. Затем, очевидно, решившись, Кельцев вытягивался во весь свой немалый рост и сочным баритоном, весьма приятного тембра, начинал словно заправский театральный монолог:
В организованном мной международном чемпионате... — и т. д.
В текст традиционной декларации Кельцев не вносил изменений, но к концу ее он делал наполеоновский жест в сторону оркестра и патетически, на звенящих нотах провозглашал:
Пар-р-р-рад ал-л-л-ле!!
И на арене появлялись борцы. Они шли гуськом в разноцветных профессиональных костюмах, а впереди, в черном трико, украшенный яркой лентой и замысловатыми орденами и медалями, выступал чемпион мира Иван Михаилович Заикин, восторженно приветствуемый зрителями.
Совершив круг почета, борцы вставали вдоль барьера арены; Кельцев приступал к представлению участников чемпионата. И именно здесь ярче всего обнаруживался его актерский талант.
Понижая и повышая голос, с рокочущими модуляциями, жестикулируя, Кельцев так преподносил того или другого борца, что тот надолго, если не навсегда, запечатлевался в памяти зрителей. Стиль и изобретательность Кельцева в характеристиках были на самом деле неподражаемы.
Немало темперамента вкладывал Кельцев и в свое судейство. Переходя вместе с борющейся парой с места на место, держа на грациозном отлете руку со свистком, арбитр время от времени обменивался репликами с жюри или сдержанно, с утонченной вежливостью обращался к борцам:
Александр Михайлович! Будьте добры — левую ногу... Да, да, именно левую! Вот так! Благодарю вас!
Кацо! Кацо! Это подножка! Ты же знаешь?!
Реже он позволял себе подобный конферанс в отношении Заикина, который терпеть не мог его ламентаций. Едва услышав обращение: «Иван Михайлович, пожалуйста...» — Заикин прекращал борьбу, и держа противника, громко говорил арбитру:
Еще слово скажешь — брошу партнера и с тобой бороться буду!
Зрители разражались смехом, а Кельцев отступал, с комическим ужасом поднимая обе руки кверху.
Воспользуемся случаем, чтобы рассказать вообще о стиле борьбы Ивана Михайловича, заслуженно носившего звание чемпиона мира. Высокого роста, пропорционально сложенный, Заикин не поражал бицепсами и другими мускулами, так рельефно выпирающими у большинства профессиональных борцов. Разве только обращала на себя внимание необычайная ширина сбоку рук, от плеча к локтю.
Постоянно добродушное выражение на широком лице со светлыми бровями и веселыми серо-зелеными глазами хорошо гармонировало с общей манерой борьбы Заикина — без суеты, с плавными движениями пластично изгибаемых рук, с неизменным движением вперед на противника. Лишь в решительный момент происходило едва уловимое, как взрыв, молниеносное движение — и противник лежал на лопатках.
Правда, при встречах с большими борцами Заикину не всегда удавалось провести «блицкриг», бывали и срывы. Вот во время своей бенефисной борьбы с Дмитриевым, молодым, но очень сильным и ловким борцом, Иван Михайлович и столкнулся с таким казусом. Дмитриев, второй после Заикина любимец публики, не захотел разыгрывать из себя послушную «подкладку»; он успешно парировал опасные приемы соперника и даже сам не раз переходил в наступление. Это было для него не так сложно, потому что он был и хороший техник и достаточно силен.
Когда после десятиминутной безрезультатной борьбы прозвучал зычный баритон Кельцева: «Одна минута перерыва!» — Заикин, отходя к кулисам, как бы с недоумением потряхивал головой. Только проходя мимо жюри, он озорно подмигнул сидящему за столиком знакомому журналисту. Сияющий улыбкой Дмитриев продолжал раскланиваться на бурные аплодисменты своих поклонниц...
Но вот борцы снова на ковре. Сразу же почувствовалась другая атмосфера. Разойдясь после быстрого рукопожатия, Заикин резко поворачивается и идет в наступление. Нет и в помине медленных, вкрадчивых движений, не видно даже подготовки приема. Иван Михайлович, вытянув вперед руки, стремится схватить в свои страшные объятия заметавшегося противника. Вопреки обычной молчаливости Заикин в такт размашистым движениям издает несколько восклицаний на манер старых русских кулачных бойцов: «Эх!..», «Ух!..», «Эх!..» И, конечно, Дмитриев попадает в железный обхват, а через секунду чувствует на лопатках жесткий ворс ковра...
Заметим, что такую манеру кончать борьбу мы видели у Заикина и ранее. Приходилось беседовать на эту тему с ним самим. Бесспорно, он знал и умел пользоваться техническими приемами борьбы, но гораздо уверенней полагался на свою действительно богатырскую силу, почему и шел в таких случаях на противника напролом, как медведь, и всегда успешно.
В свой бенефис Заикин выступал с силовыми номерами — со штангой и гирями, но самым замечательным было сгибание на шее двутавровой железной балки.
Второй по силе участник чемпионата — Александр Мартынов, также в свой бенефис, показал незаурядное физическое достижение. Он держал, стоя на мосту, платформу с оркестром из десятка музыкантов, лежал на арене под широким помостом, по которому проезжал легковой автомобиль с четырьмя пассажирами.
Алексей Дмитриев в бенефис давал разбивать молотами у себя на груди глыбы известняка. Но наибольший успех имел такой его трюк: он «танцевал» грудными мышцами «Ойру» — популярный тогда танец.
И все же шумнее всех проходили бенефисы самого Кельцева.
Нужно сказать, что при своих разглагольствованиях Кельцев временами намекал, что хорошо знаком со многими «чудесами» факиров, с которыми встречался во время будто бы проделанного им путешествия по Индии. Вот почему среди зазывов цирковой рекламы интриговал крупный заголовок:
ПОГРЕБЕНИЕ ЗАЖИВО!!!
Именно такой номер собирался показать в свои борцовские именины неистощимый в изобретательности бенефициант. Гарантировалось участие Кельцева во многих номерах спортивной программы, но в каких именно — для повышения интереса умалчивалось.
Расходясь по местам, публика не без страха поглядывала на вырытую возле барьера арены яму. Из груды песка зловеще торчали лопаты...
Для начала бенефициант появлялся в белой черкеске с золотыми газырями; в ответ на аплодисменты Кельцев низко, до самого ковра, опускал папаху — «по-кавказски», как ему казалось. Затем произносился спич.
Поблагодарив сдержанным поклоном за одобрение, выраженное ему, арбитр анонсировал «парад алле». На второй схватке он передавал свисток одному из членов жюри, так как в третьей паре выступал сам.
В положенное время именинник в бледно-фиолетовом трико выпорхнул балетным прыжком на ковер. Партнером ему подобрали кого-то — по красочной терминологии Поддубного — из «Яшек», предназначенных ложиться на лопатки по расписанию директора. Конечно, через пять минут после демонстрации ряда красивых приемов Кельцев укладывал жертву.
Второе отделение начиналось с «погребения». Кельцев, в черном трико, с серьезным лицом подходил к столу жюри, за которым сидел специально приглашенный доктор, и что-то старательно объяснял.
Подойдя к своей «могиле», Кельцев трагически качал головой. Пока опускали доски и простыню-саван, он пытался сказать что-то публике, но, махнув рукой, сделал у груди нечто вроде креста и решительно спрыгнул в яму. Вниз спустили провод с грушей от сигнальной лампочки, зажигая которую «мертвец» должен был общаться с живым миром; за лампочкой последовал щит изолирующий от земли; служители, схватив лопаты, стали быстро бросать песок, сделав сверху подобие могильного холма. В зале притушили свет; на могилу пустили «лунный» луч прожектора. Сдержанный гул в публике прорезали реплики:
Такой не задохнется!.. Не знаете Кельцева, что ли!..
Ни живец, ни мертвец обещал пролежать в земле не то пятнадцать, не то двадцать минут, но слабонервные дамы не выдерживали, и уже спустя несколько минут раздавались первые крики: «Довольно!..» Скоро к ним присоединялись десятки голосов, особенно когда красная лампочка с «того света» вместо регулярных сигналов стала часто мигать.
Доктор остановил оркестр, исполнявший грустную мелодию песни «Маруся отравилась», и сделал знак «могильщикам». Быстро разбросав песок и сняв верхний щит, «могильщики», вытянули на заранее спущенных веревках «безжизненное» тело Кельцева распеленали, освободив от «савана», врач поднес к его носу, вероятно, нашатырный спирт, и недавний «покойник», бледный и тяжело дыша, с трудом поднялся на ноги, оглядываясь вокруг с правдоподобным видом человека, вернувшегося «оттуда»... Отвечая слабыми кивками на шумные аплодисменты, герой с помощью окруживших его борцов удалялся за кулисы.
Заключительным и весьма интригующим номером программы анонсировался матч бокса между бенефициантом и малозаметным участником чемпионата, невзрачным на вид индусом. Кельцев выбрал бокс, как новинку, а также потому, что в свое время занимался этим видом спорта. Партнера, всецело зависящего от директора, он надлежаще инструктировал.
И вот на ковре улыбающийся красавец арбитр в трико цвета электрик и хмуроватый индус в черных трусах. Судит борец Лурих. Секунданты помогли бойцам надеть перчатки и отошли с полотенцами на плече к приготовленным стульям. Знак судьи, свисток — и Кельцев, сделав два шага в сторону противника, встает в грозную статуарную позу. Индус, в свою очередь приблизившись к партнеру, делает первый выпад... И совершенно неожиданно нарядный именинник оказался на ковре потирающим скулу...
Кельцев вскочил с несколько растерянным лицом и уже более осторожно продолжал схватку. Нр она явно пошла не по расписанию: индус с мрачно сжатыми губами и горящими недружелюбием глазами по всем правилам бокса, который он бесспорно знал лучше противника, задавал ему форменную трепку.
После первого же раунда — а их обещали три — у Кельцева была рассечена губа и под глазом намечался будущий «фонарь». Директор что-то говорил своему секунданту и с опаской косился на дружно высыпавших участников чемпионата; ухмылки некоторых борцов ему определенно не понравились.
Во втором раунде бенефициант еще дважды был сбит с ног. Кельцев тщетно пытался защищаться от града сыпавшихся на него ударов и даже что-то бурчал противнику, но тот продолжал яростно лупить своего хозяина, как бы сводя личные счеты.
Напрасно третий, и последний, раунд Кельцев рассчитывал провести в стойкой защите. Индус, показав свое полное превосходство, к концу довольно ярко разукрасил физиономию жертвы. Кроме губы пострадала и бровь, а голова, вероятно, гудела как пивной котел.
Публика, принявшая начало матча сдержанными смешками, под конец хохотала во все горло.
Это был веселый конец не только бенефисной программы, но и всего чемпионата, а почему — объяснилось очень скоро.
Кельцев, одурев от успехов, вел дела недобросовестно, жестоко эксплуатируя борцов. Группа участников чемпионата решила проучить алчного директора накануне предстоящего расставания. Бенефисный «сувенир» был заранее подготовлен: бедняге индусу, служившему Кельцеву за гроши, собрали приличную сумму, а главное — позаботились, чтобы он не остался по окончании чемпионата без заработка. Оправдывая возложенные на него надежды, тот прибавил кое-что и от себя...
Месть обиженных и обобранных предпринимателем тружеников спорта удалась в полной мере; Кельцев после «показательного матча», как он назывался в программе, свыше часа прикладывал к разделанной физиономии бодягу, свинцовую примочку и сырое мясо...
После Великого Октября Кельцев вслед за своими буржуазными хозяевами и зрителями отправился в эмиграцию. Он обосновался в Харбине, где снова собрал борцов.
Кельцев так ловко монтировал встречи борцов, что даже знатоки закулисных фокусов чемпионата временами вставали в тупик перед неожиданным, но все же логичным финалом той или иной схватки.
Это особенно подчеркнула долгожданная окончательная схватка двух премьеров — Мартынова и Лацгальфа. «Сила против техники» — так анонсировал эту борьбу Кельцев.
Заполнившие цирк болельщики были в восторге, когда стройный и ловкий Лацгальф блестящими приемами уходил из медвежьих обхватов Мартынова. Первый час никому не дал успеха, но перед самым концом второго часа произошло что-то действительно чудесное.
Неожиданно солидный «чемпион мира» взлетел в воздух над головой противника и шлепнулся лопатками на ковер...
Мартынов вскочил на ноги, его поклонники заорали что есть силы: «Перекат!», «Перекат!». Но эти крики тонули в овации, адресованной большинством Лацгальфу. Тот сдержанно отвечал короткими поклонами.
В это время «чемпион мира», красный как бурак, размахивал руками перед столом жюри. Кельцев пытался в чем-то убедить побежденного, пока тот не двинулся с кулаками на него самого. Дождавшись относительной тишины, арбитр обратился к публике:
Господа! Мы все понимаем волнение почтенного Александра Михайловича, но, как говорили древние греки: «Платон мне друг, но истина — дороже!» Правила есть правила! Поражением считается и перекат, когда он...
Кельцеву не пришлось закончить тирады: Мартынов поспешил к нему с совершенно очевидными намерениями. Публика, в свою очередь, подняла неистовый гвалт. После краткого совещания с судьями Кельцев снова простер вверх длань:
Жюри, — сказал он, — обращает внимание, что в условиях последней встречи Мартынова и Лацгальфа не было оговорено значение переката... Судьи постановили, что борцы могут еще раз перебороться... Следите за афишами...
И она состоялась, эта окончательная схватка, ближе к концу сезона. После упорной борьбы победителем стал Мартынов, так как это было обусловлено между ним, Кельцевым и Дмитриевым — тремя хозяевами чемпионата на равных паях.
Когда наличные ресурсы и все резервы были исчерпаны, а разработанное расписание подходило к концу, появилась неизбежная «маска», на сей раз красная. Предварительно Кельцев интриговал публику:
Вчера я получил телеграмму от борца, желающего до поры до времени остаться неизвестным... Я ответил, что мы заканчиваем чемпионат, но, если он успеет, дадим ему возможность...
И вот в один из ближайших вечеров у входа появился высокий человек в махровом халате; вся голова до шеи у него была закрыта красным трикотажным шлемом. По рядам зрителей прошел гул:
Маска! Красная маска приехала! Ух, здоровый парень!
Кельцев, сделав вид, что только что увидел незнакомца, пригласил его на арену. Перепрыгнув барьер и скинув с плеч халат, гость подошел к столу жюри. Он был в красных трусах, борцовских ботинках; статная фигура, развитая мускулатура. Короче говоря, под маской — профессиональный борец. Но кто?
Переговоры непродолжительны. Неизвестный подписывает заготовленное обязательство снять маску при поражении, и Кельцев объявляет:
По постановлению жюри первым против неизвестного борца-выйдет Вано Медалаури. Кацо, — обращается арбитр к стоящему вблизи «льву Грузии», — ты не возражаешь?
Кавказский богатырь кивает головой, и цирк разражается аплодисментами. Но Кельцеву необходима еще небольшая «мизансцена». Он о чем-то спорит с «маской» и недоуменно разводит руками. Следует очередной конферанс:
Мы согласились на встречу добровольца с представителем чемпионата и назначили схватку на завтра, но гость требует немедленной борьбы... Не знаю, как вы посмотрите на такую перемену программы...
Конечно, публика бурно высказывается «за». Едва на ковре сошлись тучный и густо покрытый черными волосами Медалаури и стройная «маска», сразу стало ясно, что незнакомец — профессионал и, по-видимому, со стажем. Он швырял увесистого противника, как котенка, и цирк ахнул, когда свисток арбитра поставил точку:
На восьмой минуте победил борец под маской!
На следующий день «маска» стояла в красной строке афиши, и борьбу в цирке как спрыснули «живой водой». Публика повалила на новинку, а таинственный борец ежевечерне укладывал своих партнеров на лопатки.
Позади уже были Лацгальф и Урс, Лурих 2-й и даже Георг Бауман. Не дала результата и двухчасовая схватка с «природным Тарасом Бульбой», как его аттестовал Кельцев, — Мартыновым. Казалось, сама судьба расчищает удачливому гостю дорогу к первому месту, но...
В порядке очереди «маска» получила в противники Карла Пожелло.
Когда всеобщий любимец — красивый итальянец появился на манеже, его встретили восторженные вопли поклонниц. «Карлушу» подбадривали, но мало кто допускал, что «душка» устоит против «короля двойного нельсона», как прозвали «маску».
С самого начала борцы изощрялись в приемах, то и дело летая друг через друга, решительно избегали «партера», проводя схватку в «стойке». И вдруг...
Для зрителей это было на самом деле «вдруг», но хозяева чемпионата, конечно, знали, что поют. «Обратный пояс» — и «маска» лежит на ковре, припечатанная массивным корпусом итальянца. И произошло это не через два часа, как рассчитывали знатоки, а на восемнадцатой минуте. Фавориты состязаний сговорились не мучить себя излишней физкультурой.
В ответ на рев публики побежденный стянул с головы опостылевший ему чехол, и все увидели раскрасневшуюся добродушную физиономию. Кельцев докончил расшифровку:
Как я и предполагал, под маской выступал неоднократный чемпион, могучий сын Украины Александр Каплюр! — И с жестом радушного приветствия добавил: — Добро пожаловать в нашу семью!
Каплюр дал возможность устроителям чемпионата протянуть его лишний месяц. После серии ловко подобранных схваток звание чемпиона мира удержал за собой Мартынов, второй приз — Дмитриев, а третий — «душка» Пожелло.
Харбинский чемпионат закрылся; его участники разлетелись так же быстро, как появились.
А Кельцев занялся ресторанно-театральной деятельностью. Здание цирка было трансформировано в «Новый театр», и здесь, переоборудовав большое фойе в кабаре со столиками, бывший арбитр, назвав свое предприятие «Русской избушкой», перешел на конферанс.
«Избушка» просуществовала год или два. На маленькой эстраде выступали певцы и певицы, гармонисты и балалаечники. А в зале, на «пятачке», топтались любители фокстротов.
Когда русская колония в Харбине пошла на убыль, Кельцев перебазировался в Шанхай, первоначально выдавая себя за опытного метрдотеля.
Долгое время видную фигуру, правда, уже облысевшего директора чемпионатов, встречали в спортивных клубах и редакциях газет. Потом стало известно, что Кельцев заболел и умер.
Ю. ШТРАУС
Журнал «Советский цирк» июль 1961
Комментариев нет:
Отправить комментарий