Первым самым значительным элементом цирка является демонстрация физической силы и ловкости, физической красоты человеческого организма. Отнюдь не требуется, чтобы средний человек был акробатом, жонглером или атлетом. Но никогда высокий средний уровень не достигается без значительного количества мастеров. Таких мастеров мы имеем в цирке. (А. В. Луначарский, Задачи обновленного цирка, журн. «Вестник театра», 1919, №3)
«Кабы я тягу нашел,
Так я бы всю землю поднял!»
Из русских былин.
Издревле славится русская земля людьми сказочной силы, могучими богатырями. В героических сказаниях, дошедших до нас из седой древности, народные певцы славят русских чудо-богатырей Илью Муромца, Микулу Селяниновича, Святогора, Добрыню Никитича. С большой художественной силой и поэтической выразительностью запечатлена в былинах храбрость, непреоборимое мужество, ясный ум и стойкий характер русского народа. Могучие титаны, герои былин — это защитники родины от завоевателей, борцы за народное счастье, сильные, цельные, неподкупные натуры.
«Я иду служить...
За землю российскую,
Да и за стольный Киев-град,
За вдов, за сирот, за бедных людей», —
говорит народный богатырь Илья Муромец, выражая думы и чаяния русского народа.
Высокопоэтичные, полные глубокого философского значения образы былинных богатырей, героев народных легенд, преданий и песен, на протяжении веков питали всю русскую культуру — музыку Глинки и Мусоргского, поэзию Пушкина и Некрасова, Горького и Маяковского, живопись Репина, Сурикова и Васнецова.
Соревнования силачей на народных игрищах и праздничных гуляньях, воспетые Лермонтовым и Гоголем, оказали большое влияние и на развитие любимого народом циркового искусства, на формирование многих его жанров.
Когда в конце XIX — начале XX века на аренах русских цирков начинают проводиться чемпионаты классической борьбы, они быстро завоевывают огромную популярность, приобретают всероссийский размах. Выдвигаются талантливые организаторы чемпионатов. В Петербурге, Москве, Киеве, Одессе и других городах возникают кружки любителей тяжелой атлетики, для них начинает издаваться журнал «Геркулес». Именно в эти годы цирк становится одним из наиболее распространенных и посещаемых зрелищных предприятий в России.
Несмотря на темные закулисные махинации и отдельные антиэстетические явления, присущие дореволюционным чемпионатам, простой народ любил классическую борьбу. В ней он видел прежде всего демонстрацию силы, ловкости, мужества, незаурядных волевых качеств. Зрелищем классической борьбы, как известно, увлекались Шаляпин, Куприн, Блок, Горький, Маяковский.
Расцвет чемпионатов борьбы в русском цирке выдвинул целую плеяду выдающихся атлетов мирового класса, успешно защищавших спортивную честь России на мировых соревнованиях. Это замечательный русский борец дважды чемпион мира Иван Заикин, чемпион мира Иван Шемякин, неоднократный победитель международных чемпионатов Николай Вахтуров, Григорий Кащеев, Георг Лурих и в первую очередь легендарный русский борец шестикратный чемпион мира Иван Поддубный.
Именно в Поддубном с наибольшей полнотой сочетались лучшие черты народного богатыря: феноменальная мощь, непреклонное мужество и воля к победе, патриотизм, высокая моральная чистота и цельность. Вместе с его победами это заслуженно создало Ивану Поддубному всемирную славу.
Наша великая Родина по праву может быть названа страной богатырей. Издавна славятся в русском народе силачи-атлеты, акробаты и гимнасты, мастера по поднятию тяжестей, борцы-чемпионы.
XXI съезд КПСС уделил большое внимание дальнейшему развитию массовости советского спорта. Важное значение сейчас приобретает пропаганда физической культуры и спорта. В связи с этим хочется поставить вопрос 6 чемпионатах классической борьбы в советском цирке.
В 20-е и первой половине 30-х годов в наших цирках ежегодно проводилось одновременно от десяти до двенадцати и более чемпионатов классической борьбы. Большинство из них имело высококвалифицированный состав борцов-профессионалов и пользовалось у зрителей большой популярностью. Можно без преувеличения сказать, что еще в начале тридцатых годов ни одно зрелищное предприятие не могло соперничать с цирками, когда в них проводились чемпионаты борьбы. Состязание сильных, красиво сложенных, гармонично развитых атлетов приковывало всеобщее внимание, привлекало в спорт тысячи и десятки тысяч новичков-любителей. Среди наших известных тяжелоатлетов, советских рекордсменов немало таких, которые пришли в спорт благодаря увлечению классической борьбой в цирке. Нередко борцы-профессионалы сами становились инициаторами создания новых спортивных секций, кружков любителей тяжелой атлетики. В свою очередь немало спортсменов-любителей стали цирковыми борцами-профессионалами.
Во время Великой Отечественной войны многие артисты цирка ушли на фронт. Большинство коллективов классической борьбы в этот период было расформировано или распалось, а единственный сохранившийся коллектив влачит жалкое существование. Вопросами пополнения, снаряжения, оформления этого чемпионата по-настоящему никто не занимается. По своему составу труппа наполовину небоеспособна: многим борцам давно пора уйти на пенсию. Их задерживает то, что положение с пенсиями для этой категории артистов цирка до сих пор не упорядочено.
Если другие цирковые номера получают необходимую режиссерскую помощь, с ними ведется постановочная работа, они периодически переоформляются, то в чемпионатах классической борьбы этого, по существу, никогда не было. Лишь в прошлом году существующей труппе был предоставлен репетиционный период, сыгравший свою роль. Однако нового пополнения до сих пор нет.
Дисциплина в коллективе борцов расшатана, режим соблюдается плохо, тренировки ведутся нерегулярно и спустя рукава.
Не случайно в послевоенные годы интерес к чемпионатам классической борьбы в советском цирке резко упал.
Ввиду того что многие из борцов нынешнего состава утратили форму и дисквалифицировались, чемпионаты классической борьбы в последнее время проводятся лишь на аренах небольших периферийных цирков. По-видимому, некоторые работники Союзгосцирка считают, что-то, что нельзя показать зрителям больших столичных городов, «годится» для «провинциального» зрителя?! Надо ли говорить о нетерпимости такого положения!..
Прекрасной традицией отечественного цирка всегда было то, что даже в небольших городах в чемпионатах боролись настоящие чемпионы. Прославленных русских борцов знали и любили и рабочие Выборгской стороны, и грузчики Одессы и Херсона, и волжские бурлаки.
В свою очередь простой люд выдвинул из своей среды на арену российских цирков целый ряд талантливых борцов-самородков.
Многие из нас часто получают письма с просьбой поделиться воспоминаниями, рассказать о знаменитых русских борцах прошлого и настоящего. Немногочисленные книги по истории классической борьбы в России разбираются нарасхват. Интерес к чемпионатам классической борьбы у любителей циркового искусства все еще велик, а нынешний чемпионат удовлетворить его не в состоянии.
Нужны энергичные, действенные меры, способные коренным образом изменить существующее положение к лучшему.
Это тем более необходимо, что одних соревнований борцов-любителей для массовой, эффективной пропаганды этого вида спорта недостаточно. Любительские соревнования не привлекают и не могут привлечь к себе такого внимания, как цирковые чемпионаты. Во-первых, они проводятся реже, во-вторых, различия в правилах борьбы для профессионалов и для любителей сводят на нет зрелищный эффект любительских соревнований. По правилам профессиональной борьбы мгновенное прикосновение борца лопатками к ковру не признается поражением, не засчитываются также очки за проведение приемов в защите и нападении. Поэтому, добиваясь чистой победы, борцы-профессионалы имеют возможность широко использовать эффективные приемы и контрприемы, вести борьбу эстетически красиво. Ни для кого не секрет, что цирковой борьбе присуща известная театрализованность, украшающая зрелище, усиливающая его художественно-воспитательное воздействие.
Для борца-любителя эстетическая форма ведения борьбы — на втором плане, главное—любой ценой победить противника. Многие любители боятся рисковать, опасаясь встретить контрприем со стороны противника. Этим объясняется, что профессиональная борьба является несравненно более захватывающим, ярким и содержательным зрелищем.
Что же нужно сделать для возрождения чемпионатов борьбы в нашем цирке?
Прежде всего, необходимо привлечь в чемпионаты способную, физически подготовленную молодежь. Это оздоровит труппу, вольет в ее состав свежие силы, повысит ее боеспособность и эстетический уровень. Параллельно с этим следовало бы создать студию профессиональной цирковой борьбы для всесторонней подготовки молодой артистической смены в этом жанре.
Выпуск борцов, подготовленных студией (в количестве 40—60 человек), позволит в течение ближайших лет полностью обновить состав нынешнего чемпионата, а также создать вторую труппу борцов. Последнее крайне необходимо для обмена участниками чемпионатов.
Можно подумать и о том, чтобы наряду с чемпионатами классической (французской) борьбы в цирке проводить и соревнования по вольной борьбе.
В коллективе борцов нужно повести серьезную воспитательную работу, решительно пресекая случаи аморального поведения на работе и в быту, нарушение режима тренировок и выступлений. Советский артист должен быть образцом и на арене и в жизни, в быту — эта заповедь должна быть для молодых борцов нерушимой.
Молодые артисты, подготовленные студией, смогут оказывать неоценимую помощь любительским коллективам в качестве инструкторов-общественников, проводя показательные встречи, консультируя тренеров по программе занятий, режиму тренировок. В цирках следует чаще проводить показательные соревнования между профессионалами и любителями.
Показательные выступления борцов нужно систематически организовывать в парках культуры и отдыха. Это также будет способствовать привлечению молодых спортсменов.
Очень популярны различные виды спорта, в том числе и классическая борьба, среди личного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота. Спорт помогает воину быть смелым, ловким, выносливым. Желательно проводить больше показательных выступлений борцов в воинских частях.
Мы убеждены, что решительные действия Союзгосцирка и нашей спортивной общественности помогут в короткий срок возродить популярный, любимый народом жанр классической борьбы в советском цирке, что будет иметь огромное значение для роста массовости советского спорта, для достижения новых успехов во славу нашей Родины.
Возросший уровень мастерства артистов и режиссеров советского цирка, богатый художественно-творческий опыт, накопленный за последние десятилетия, позволят сделать цирковые чемпионаты борьбы динамичным, захватывающим, интересным зрелищем. Этого требуют и наш зритель и интересы советского спорта, самого передового, самого массового в мире!
Н. КОЛОФИДИН, народный артист РСФСР
В. ШТЫРЛЯЕВ, генерал-майор
А. МАЗУР, заслуженный мастер спорта СССР, чемпион мира.
Л. ЕГОРОВ, заслуженный мастер спорта СССР
В. ЛЮЛЯКОВ, заслуженный тренер СССР, неоднократный чемпион СССР
На фото: Иван Поддубный (кадр из кинофильма «Борец и клоун»)
Комментариев нет:
Отправить комментарий