Юрий Панов
|
Итак, перехожу к сути вопроса.
1. Принцип прогрессирующей нагрузки.
Всегда считал и по сей день считаю, что это — главный методический прием в наращивании силы и “массы”. На первом месте здесь стоит величина отягощения, с которым работает спортсмен. Чем больше вес снаряда, тем больше объем мышц или, научно выражаясь, их поперечное сечение. Это — физика, это — закон. Когда я работал со штангой в 30-40 кг, мои руки были на 10 см меньше, чем сейчас, когда я работаю со штангой в 90-100 кг. После Кубка России в Мурманске весной прошлого года я взял тайм-аут и перешел к поддерживающим тренировкам, существенно снизил рабочие веса и, как результат, получил уменьшение объемов мышц. Налицо прямая зависимость между весом и объемом.
К этому принципу я отношу и количество повторений в подходе, равно как количество самих этих подходов и интервал отдыха между ними. Увеличивая интенсивность по всем этим направлениям, атлет на долгое время получает в руки инструмент, с помощью которого может обеспечить свой прогресс. Мой личный опыт говорит о том, что его вполне может хватить на первые два-три года занятий.
Более изощренные методы — для продвинутых качков соревновательного уровня. Достигнув “плато”, они просто вынуждены изыскивать способы для дальнейшего совершенствования. Ведь не секрет, что у любого человека есть предел его физических возможностей, когда становится невозможным увеличивать вес снарядов, и приходится искать новые пути прогресса в пределах того, что отпустил нам Господь Бог и родители.
Тот, кому уже удалось посмотреть видеофильм о тренировках Рона Колмэна, наверняка с удивлением отметил, что веса штанги и гантелей, с которыми он прорабатывает руки — смехотворно малы. В подъеме штанги на бицепс он использует принцип “21” (иногда его называют принцип Платуна) и работает с 40 кг, в попеременном сгибании рук с гантелями сидя — гантели по 16 кг, в комплексном сете на трицепс, состоящем из французского жима лежа и жима от груди узким хватом — со штангой в 50-60 кг. На первый взгляд, это — несерьезно. Понятно, что 40 кг мало для того, чтобы раскачать такие объемы. Любой случайно завернувший в зал прохожий способен справиться с таким весом. Но давайте вспомним, что объем руки у Колмэна, по разным данным, — 58-60 см. Скорее всего, это — предел. Пытаться и дальше увеличивать “массу” за счет увеличения нагрузки — смерти подобно. Вот он и нашел для себя этот метод, который позволяет ему поддерживать и шлифовать свои феноменальные руки. Однако в начале своей карьеры, когда он хотел стать сильнее и больше, Колмэн наверняка прорабатывал руки куда большими весами.
Подведу итог: хотите стать больше — стремитесь увеличивать нагрузку. Конечно же, делать это на каждой тренировке невозможно. Неизбежно будут топтания на месте, откаты назад, и чем ближе вы будете подходить к пределу, тем сложнее и медленнее вы будете прогрессировать. Но сначала достигнете этот предел, а уже потом ищите другие пути.
2. Принцип ментальной концентрации
Сомневаюсь, что такой принцип существует в анналах спортивной науки. Скорее это даже не принцип, а некое философское осмысление бодибилдинга. Тем не менее, рискну назвать его таковым и поделиться на сей счет своими размышлениями.
По большому счету, я бы поставил этот принцип на первое место, столь велико его значение лично для меня. Убежден, что он является базовым и лежит в основе любого другого.
Данный принцип, на мой взгляд, имеет несколько аспектов. Назовем первый из них так: мысленно-мышечная связь. Признаю: не я это придумал, но я в нее (эту связь) свято верю. Убежден: надо непременно думать о мышце, которую вы в данный момент прорабатываете. Так хороший повар думает о блюде в процессе его приготовления, ни на минуту не отлучаясь из кухни и не спуская с него глаз. Попробуйте поджарить картошку, постоянно убегая в другую комнату, чтобы полежать, скажем, на диване. Наверняка либо пережарите, либо недосолите. Так же и в тренинге: тот, кто мысленно покидает свою тренировочную кухню, т.е. думает о чем угодно, только не о работающей мышце, заведомо обрекает себя на поражение. В тренажерных залах нередко можно наблюдать картину, когда после подхода, а то и во время него люди ведут разговоры, что называется “за жисть”. Их можно понять: они приходят в зал приятно провести время и пообщаться с друзьями. Хотя подобное отношение к тренировке тоже имеет право на существование, и я вовсе не осуждаю такой подход к делу, этот тренировочный принцип, как, впрочем, и все остальные — не для них. Ну, а если же вы хотите стать сильнее и больше, вам необходимо постоянно помнить, что наш прогресс целиком и полностью предопределен степенью мысленной концентрации.
Другим аспектом принципа ментальной концентрации является так называемый психологический фактор. Я выделяю два типа людей, занимающихся “железом”, хотя принципов классификации может быть сколько угодно много. Первый тип: это те, кто надеются добиться успеха, второй: те, кто верят, что добьются успеха. Разница очевидна: надежда предполагает сомнения, вера — нет. Один подходит к снаряду с мыслью: “А вдруг не справлюсь?”, другой — с уверенностью, что обязательно получится. От чего зависит принадлежность к тому или иному типу? От психики человека, от ее устойчивости. Если вы будете постоянно говорить себе, что ничего не получится, значит, так оно и будет. И вовсе не потому, что вы от рождения ни на что не способны, а потому, что дали себе неверную установку. Поэтому отбросьте сомнения, если таковые есть и смело штурмуйте очередные высоты бодибилдинга, совершенствуйте свое тело и душу!
Должен, однако, предостеречь от другой крайности, которая также напрямую связана с психикой. Цели, которые вы перед собой ставите, должны быть реальны. Если вы жмете 100 кг, не надо думать о 200-х. Будет лучше пожать в ближайшее время 110, затем — 120. И так — до “упора”. Если ваш вес — 70 кг, не подгоняйте себя, не изводите психику стонами вроде: “О, как медленно растут мои мышцы!” Глупо идти в зал с мыслью обязательно стать “Мистером Олимпия” или чемпионом России. Это прямая дорога к стрессу. А уж он-то с гарантией поставит крест на все ваших планах.
Кто-то может возразить, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Что ж, мечтать не вредно. Вредно изводить себя денно и нощно мечтами о далеком будущем.
Позволю себе длинную цитату: “Если вы взялись за такую непростую задачу, как накачка “супермассы”, не усложняйте ее дополнительным условием, как бы сделать это побыстрее! Освободите свой мозг от стрессового ожидания результата. Смиритесь с тем, что впереди вас ждет долгий период тяжелого, но, впрочем, увлекательного труда!” Это сказал знаменитый культурист Майк Крисчен, и я с ним полностью согласен.
Правильный психический настрой позволит вам достичь не только стратегических целей, но и решить тактические задачи на каждом конкретном этапе. О чем идет речь? Приведу уже знакомый пример: ваша стратегическая цель в жиме лежа — 200 кг, а тактическая — 100 кг. Это новый для вас вес, вы можете справиться с ним, а можете и нет. От чего это зависит? От многих факторов: готовности мышц, связок, энергетики и пр., но главное — от готовности мозга. Именно он является главной инстанцией, отдающей приказы мышце. Именно сила нервного импульса, посылаемого в мышцу, и определяет глубину мышечного сокращения. Чем мощнее импульс, тем больше мышечных волокон активизирует мозг. И это не выдумка кабинетного теоретика. В своей инструкторской практике я не раз наблюдал, как человек справлялся с неподвластным ему весом, а все потому, что случайно механически ошибался в его установке на штангу. Свято веря, что идет на 140, он ложился под штангу в 150 кг и выжимал ее! Такое случалось и со мной. Кстати, после того, как ошибка открывалась, этот человек уже не мог повторить рекордный результат. В чем же дело? Очевидно, что человек не стал слабее — слабее стал нервный импульс, посылаемый мозгом в мышцы. Отсюда вывод: самая главная мышца в организме — это голова!
В следующий раз мы поговорим о таком популярном среди культуристов тренировочном принципе, как читинг.
Комментариев нет:
Отправить комментарий