.jpg)
«Будучи многолетним подписчиком. Вашего журнала, я с большим вниманием читал статью «От магов древности до иллюзионистов наших дней», которая очень интересна и знакомит читателей с разнообразными фокусами всех времен, — говорится в письме профессора Ф. Вулпановича из Румынской Народной Республики. — Желательно, чтобы редакция напечатала бы новую статью под названием «От атлетов древности до силачей наших дней», в которой рассказывалось бы о разных трюках силачей всех времен...»
Выполняя пожелания многочисленных читателей, печатаем статью К- Непомнящего «Сильные люди».
Нет, вероятно, нации, которая не имела бы сказаний о людях невероятной силы и подвигах, совершенных ими.
В числе таких героев есть легендарные фигуры, настолько их деяния выходили за пределы человеческих возможностей. Сюда я отнесу Геракла — мы привыкли называть его Геркулесом — величайшего героя Древней Греции, имя которого стало нарицательным.
К этой же категории принадлежат наши «старшие богатыри» — великан Святогор, которого даже «земля не держит», Микула Селянинович, Вольга Святославович и Дунай Иванович — символические фигуры, олицетворяющие силу и доблесть русского народа.
Ко второй категории можно отнести людей, возможно, действительно существовавших (о некоторых из них это можно утверждать уверенно), но совершавших деяния, в реальность которых поверить невозможно. Это наши «младшие богатыри» — «оберегатель земли Русской» Илья Муромец, его постоянные спутники Добрыня Никитич и Алеша Попович, Соловей Будимирович, Иван Данилович, Ставр Гудинович, Ермак (не смешивать с покорителем Сибири!), Васька Буслаев, Садко — богатый гость и другие, Легенды о них имеют одно общее свойство: главное внимание сосредоточивается не на их силе, а на том, для чего эта сила была использована.
И наконец, представители третьей категории героев — это живые люди, с плотью и кровью, которые и сами любят свою силу и хотят, чтобы другие изумлялись ей. Говоря нашим языком, они преподносят силовой номер, построенный на одном или нескольких трюках, а это как раз то, что нас интересует.
Вообразим, что мы пришли на представление, в котором участвуют блестящие артисты, но, к сожалению, только одного жанра — силового. Конечно, такой программы не допустил бы ни один режиссер. Но будем считать, что у него выходной день, и я, пользуясь случаем, возьму на себя роль конферансье. В нашем представлении — артисты трех эпох: античности, средневековья и нового времени.
1
Итак, начинаем первое отделение. Вопреки обычному порядку, когда лучший аттракцион отводится на конец, я сразу предложу вашему вниманию блестящий номер.
.jpg)
Вот он несет на плечах четырехлетнего быка. Впервые Милон поднял этого быка на плечи, когда тот был теленком, и с того времени ежедневно обносил его вокруг арены. Бык рос, росла и сила. Правда, конец номера мне не нравится, но атлет приноравливался к вкусам публики, смотревшей его 2500 лет тому назад. Опустив быка на землю, Милон убивает его ударом кулака между глаз.
А вот несколько его трюков, носящих чисто цирковой характер. Милон становится на диск, смазанный маслом; никто из зрителей не может столкнуть его с этого скользкого пьедестала. Берет в руку камень, весящий 136 килограммов, и бросает его на шесть метров. Сажает шесть человек в колесницу, поднимает ее на голову и носит по арене.
.jpg)
Поаплодируем атлету; он это заслужил. А теперь я, на правах конферансье, дам несколько добавочных сведений об этом артисте. С арены он не ушел непобежденным: в одном из состязаний над ним одержал верх некий пастух по имени Титарам. А смерть Милона была и вовсе трагической. Проходя лесом, он увидел пень с вколоченным в него клином. Милон выбил клин и попытался расщепить пень руками. Он не учел, что с возрастом сила оставляет даже чемпионов. Рук высвободить он не мог и был растерзан дикими зверями.
Милон был блестящим, но, конечно, не единственным выдающимся атлетом среди древних греков. В ряду победителей олимпиад — Демоксен, Апоксимен, Крафт и Эвбот, неоднократно упоминаемые «спортивными репортерами» древности. Но по силе они уступают не только Милону, но даже Полидаму Фессалийскому, который пользовался большой известностью.
.jpg)
Но ведь и Геркулес, и Самсон — мифические лица, а Полидам существовал в действительности — он был даже приглашен на гастроли персидским царем Дарием II, царствовавшим в 424—405 годах до н. э. Дарий предложил ему сразиться подряд с тремя лучшими воинами его гвардии, прозванной «бессмертной». Полидам вызвал троих сразу — и всех их убил, наглядно доказав, что и бессмертная гвардия состоит из смертных солдат.
Предание говорит, что умер Полидам героически. Он отдыхал с друзьями в пещере. Свод пещеры стал оседать. Полидам поддерживал свод, пока его спутники не вышли из пещеры, но сам был засыпан камнями.
Следующие номера в нашем представлении демонстрируют атлеты Древнего Рима. Кстати, римляне так ценили силу, что человек, обладающий ею, мог достичь самых высоких ступеней общества.
.jpg)
Перейдем теперь к некоронованным силачам. Вот Фульвий Сальвий, поднимающийся по лестнице с грузом в 320 килограммов, причем тяжесть распределена таким образом: 160 килограммов на плечах, 80 — он держит в руках, по 40 килограммов прикреплено к каждой ноге. Вот Рутицелий — он несет на себе мула, доказывая тем самым, что не всегда человеку ездить на муле, бывают случаи, когда мул едет на человеке. И последний номер, исполняемый тоже римлянином, — очень короткий, но эффектный: Тритан поднимает одним пальцем человека, лежащего на арене, и уносит его за кулисы.
2
Во втором отделении мы продемонстрируем несколько номеров, исполняемых атлетами средневековья (476— 1492 гг.).
Начнем выступлением наших отечественных артистов — русских героев-воинов. Затем перейдем к иностранцам.
Сила героев на Руси обычно сочеталась с беззаветным мужеством. Во время битвы на берегу Невы, когда наше войско под командой князя Александра Невского в 1240 году победоносно отразило шведов, воины-новгородцы проявили и выдающуюся смелость и незаурядную силу. В самом начале боя Гаврило Олексич верхом на коне вскочил по доскам на палубу шведского корабля, стоявшего у берега. Под ним убили коня, и он упал в реку. Однако Гаврило доплыл до берега и немедленно опять вступил в бой. Сбыслав Якунович, орудуя топором, перебил множество шведов. Княжеский ловчий Яков Половчанин врезался с мечом в руке в самую гущу врагов и пробил дорогу для русских воинов.
Имела своих героев и Куликова битва (1380 год), когда под начальством князя Дмитрия Донского были наголову разбито татарское войско. Битва началась поединком русского богатыря Пересвета с сильнейшим татарским воином Челукеем. О ярости поединка можно судить по тому, что он закончился смертью обоих бойцов. Отважно сражался и многое дал для победы нашего войска Ослябя, вошедший, как и Пересвет, в легенду. Интересно, что оба они были иноками Троице-Сергиева монастыря... О Куликовской битве рассказывается в повести «Задонщина», написанной священником Софонием.
.jpg)
Выход англичанина сэра Джона де Курси, графа Ольстерского. Повозку, запряженную парой лошадей, он держит одной рукой, и лошади не могут сдвинуть ее с места; поднимает на плечи огромного вола и пробегает с ним сто шагов. Затем кладет на пень стальной шлем и разрубает его одним ударом меча; меч при этом так глубоко врезается в дерево, что вытащить его может только сам де Курси.
Прославленный художник, скульптор, архитектор, инженер, ученый и писатель Леонардо да Винчи, конечно, знаком по имени каждому из нас. Он жил на границе средних веков и новой истории (1452—1519). Не будем тревожить память великого человека. Укажем только, что он раскачивал одной рукой такие церковные колокола, которые могли бы качать только четыре человека одновременно...
Рисунки Д. ЕЛИСЕЕВА И М. СКОБЕЛЕВА
К. НЕПОМНЯЩИЙ
Журнал ”Советский цирк” май 1962г
Комментариев нет:
Отправить комментарий