|
Культура Тела: Ивета, а правда, что приехав на Кубок России в Красноярск прошлой весной ты заявила, что, мол, если судьи снова поставят тебя третьей, то ты уйдешь из фитнеса?
Ивета Стаценко: Правда, но получилось так, что я стала второй, а уже через полгода мне в течение недели удалось занять второе место в своей категории на чемпионате мира в Варшаве и стать абсолютной чемпионкой России в Челябинске.
КТ: В чем причина такого "прорыва"? Ты что-то изменила в своей подготовке?
Во-первых, я заблаговременно узнала о том, что в ИФББ были введены новые критерии, которыми судьи должны были руководствоваться при оценке девушек в раундах "тело". То есть согласно новым положениям у спортсменок не должно было быть чрезмерных мышечных объемов или рельефа. Я сделала соответствующие выводы и старалась улучшить свои пропорции, не стараясь особо увеличить мышечную массу. Кстати, сделать это летом у нас, в Астрахани достаточно сложно хотя бы потому, что температура воздуха не опускается обычно ниже 40 градусов.
КТ: Отправляясь на чемпионат мира, ты на что-нибудь рассчитывала?
Честно говоря - нет, и вообще для меня главным достижением стало не второе место на этом турнире, а то, что я сумела на него пробиться. Дело в том, что критерии судейства в российском фитнесе все же отличаются от мировых в том смысле, что здесь больший упор делается на рельефность, жесткость, спортивность. Когда я приехала, никто на меня не обращал особого внимания, зато я отметила|, скажем, украинских девушек, которые отличались внушительными объемами и, как мне тогда казалось, должны были войти в число 15 лучших. Поэтому я была приятно удивлена, когда мы со Светой Силаковой сначала вошли в "пятнашку", а затем и в десятку лучших.
КТ: Как дебютнантка ты чувствовала на сцене какую-то скованность, робость, мандраж?
Пожалуй, нет, и главная заслуга в этом принадлежит Евгению Исиоровичу Колтуну, возглавлявшему российскую делегацию. Перед выступлением он напутствовал меня, сказав: " На сцене стой спокойно, особенно не напрягайся, представь себе, что ты на конкурсе красоты и главное - улыбайся". Я так и поступала. Само же судейство началось достаточно неожиданно: сначала всех участниц разбили на пятерки и стали сравнивать друг с другом, а затем судья при участницах начала "выдергивать" понравившихся ей спортсменок, при этом никаких записок от судей она не принимала минут 15. К счастью, я участвовала практически во всех этих сравнениях. И только после этого буквально минут пять дали на заявки судьям, и за это время Евгений Исидорович, судивший эту категорию, мог дать не более двух заявок, что он, я уверена, и сделал. После этого девушки выступили с произвольной композицией. На сцене было скользко, как на катке. Ужас! Одна девушка не рассчитала силы и метров пять летела. У меня программа была на порядок выше всех. При этом, если честно, я там ничего особенного не сделала, но она заметно превосходила программы соперниц по эмоциональности и артистичности.
КТ: Твое выступление в первый день не могли не заметить. Верила ли ты перед финалом в то, что выступишь так хорошо?
Меня заметили уже в первый день соревнований, особенно после того, как я выполнила свою произвольную программу. После этого ко мне и за кулисами и в гостинице подходило очень много людей, все говорили, что им очень понравилась моя программа, меня даже приглашали выступить за границей в качестве "гест-поузера". Но я не знала, буду ли в призерах. Когда же на второй день объявили, что я попала в шестерку, я начала оглядываться по сторонам: "А судьи ничего не перепутали, может я стала седьмой?" А затем началось: объявляют фамилию девушки, ставшей шестой - и это не я, потом той, которая стала пятой - и это снова не я. Так и дошло до второго места. По судейскому же протоколу я заняла шестое место в первоем раунде "тело", поделила 3 - 5 места в третьем раунде, в котором тоже оценивалось тело и выиграла "произволку". Вот так.
КТ: Как воспринял твой успех Колтун?
Конечно, он был очень рад.
КТ: Кому, если не секрет, был адресован первый телефонный звонок вице-чемпионки мира?
Первый звонок я сделала мужу, а второй - тренеру по акробатике. "Я сказала ему: Равиль ты сидишь? Держись за стул! Я вторая!" На что он ответил: "Как! Тебя опять засудили?" Я была готова растерзать его за этот ответ, но он настолько бы л уверен во мне, в том, что лучше, чем я быть просто никто не может, что я очень ему благодарна за это.
КТ: Твое выступление на чемпионате мира вызвало какой-то резонанс в Астрахани?
Ничего такого особого не было. Все-таки нет у нас в городе человека, который занимался популяризацией фитнеса.
КТ: А в связи с этим у тебя не появлялось желания перебраться в другой город?
Я считаю, что спорсмен должен готовиться к соревнованиям в некоей изоляции. Он не должен отвлекаться на работу, на зарабатывание денег. В Астрахани у меня созданы все условия для нормальной подготовки, а в той же, скажем, Москве другой ритм жизни, и там, я боюсь, все будет сводиться к тому, что нужно зарабатывать.
КТ: Тем не менее, насколько мне известно, ты достаточно часто бываешь в Москве.
Дело в том, что к соревнованиям мне помогает готовиться Юля Стефанович во время подготовки я неделю живу в Москве, а три - дома. Почему я обратилась именно к Стефанович? Дело в том, что, на мой взгляд, в России нет женщины, которая смогла довести свое тело до такого совершенства, как она. Юля оказывает мне неоценимую поддержку, она советует мне то, о чем не прочитаешь ни в одном журнале. Бывает так, что спортсмен или тренер владеет какой-то ценной информацией, но неспешит ею делиться. Юля - совершенно не такая, она - очень открытный человек и охотно делится со мной своими знаниями. Причем, Юля занимается со мной совершенно бесплатно. Я во всех анкетах указываю, что она - тренер, но не думаю, что это - большая честь для нее.
КТ: Расскажи о том, как ты пришла в этот спорт.
Сначала я занималась художественной гимнастикой, отдала ей 13 лет, но уменя не особо получалось. Дело в том, что у меня организм имеет свойство очень быстро набирать мышечную массу, особенно внизу. А поскольку гимнастка, по идее, должна быть хрупкой, то эта мышечная масса мне мешала. Кроме того, настоящая гимнастка должна иметь непропорционально длинные ноги, высокие подъемы, "заваленные" колени, а я не соответствовала этим требованиям. Конечно, я дошла до уровня кандидата в мастера, но при этом высшим достижением у меня было третье место на области по программе мастеров. После этого меня включили в сборную области, но получилось так, что я не ездила ни на какие соревнования, потому что получила травму. После этого я поняла, что с гимнастикой пора "завязывать". Однако, оставив гимнастику, спорт я не бросила. Около трех лет я скиталась по больницам, а когда выздоровела, увлеклась аэробикой, стала вести группу в тренажерном зале. Именно тогда я потихоньку начала приобщаться к работе с "железом".
КТ: Когда ты первый раз попробовала свои силы в соревновательном фитнесе?
Первый раз я выступила в 1998 году на "Юге России". Я ни на что не рассчитывала, вышла просто так, для себя, но мое выступление произвело настоящий фурор, меня объявили чемпионкой и стали возносить как звезду. Ну и, поскольку положительных эмоций было много, я и дальше решила развивать себя в этом направлении. А потом был мой первый чемпионат России в Санкт-Петербурге осенью 1998 года. По сравнению с такими девушками как Нина Абрамова или Вика Глаголева я была очень маленькая, многого не знала, поэтому не удивительно, что я стала всего лишь седьмой в своей категории выше 160 см. Зато через полгода на Кубке России в Мурманске я была уже третьей! Осенью 1999 года на первенстве России в Челябинске я повторила этот результат, но выглядела я уже по другому. Тогда я настолько сильно "прибавила" в теле, что мне стали говорить, что я слишком "перекачана" для фитнеса. С этого момента одной из главных моих задач стало сдерживание дальнейшего роста "массы" и к Кубку России в Красноярске весной 2000 года мне удалось справиться с этой задачей, одновременно заметно улучшив пропорции тела. Однако когда через месяц после Кубка я приехала на консультацию к Юле, то весила 68 кг и не была жирной! Юля глянула на меня и говорит: "Ты на какой химии" сидишь?" Я говорю: " Я просто тренируюсь, у меня так пошло... Она ответила: " Тебе ни в коем случае нельзя быть больше, чем в Челябинске, иначе это уже будет не фитнес, и с такой "массой" тебе нечего будет делать на чемпионатеЕвропы." И все равно я вижу, что за минувший год у меня стала шире спина, чуть больше ноги.
КТ: Получается противоречие. С одной стороны ты не хочешь расти, а с другой, на том же чемпионате Европы ты не была ни первой, ни второй по телу...
По мнению Евгения Исидоровича мне не хватает не "массы", нет, он сказал, что меня нужно точить. А чтобы точить нужно то, из чего точить. То есть когда моя "масса" немножечко вырастет, мне из той большей массы нужно будет вылепить то, что я хочу в себе видеть. Допустим, я знаю свои слабые места, и я знаю, что разрыв между сильными и слабыми местами может увеличиться, поэтому в процессе подготовки я буду делать акцент на слабых частях. То есть улучшать пропроции. Вообще, что касается тела, то сейчас фитнес начал сильно отделяться от бодибилдинга, и мне кажется, что только сейчас я начала понимать, каким должно быть тело в фитнесе. Главный лозунг бодибилдинга: "Каждый может сделать себе идеальное тело", то есть если нужно - набрать "массу", а потом ее "подсушить". В фитнесе изначально нужно обладать идеальными пропорциями, и должна быть минимальная "масса", чтобы она была, но тебя не портила. Поэтому результативно выступать в фитнесе могут далеко не все. При этом есть очень много девочек с хорошими пропорциями, но рядом с ними нет людей, которые могли бы заметить их талант, как-то заниматься с ними и продвигать их. В итоге эти девочки пару раз выходят на сцену а затем говорят себе: "Мы не хотим быть мышечными монстрами и "завязывают" с фитнесом. А на самом деле у них уже красивые тела и им не нужно набирать еще больше "массы".
КТ: Расскажи немного о своих тренировках.
Я занимаюсь в тренажерном зале шесть дней в неделю. Прорабатываю в первый день плечи|, во второй - ноги, в третий - грудь, в четвертый - спину, в пятый - руки, и в шестой - снова ноги., то есть ноги я качаю два раза в неделю.Что касается числа повторений, то ноги я всегда прорабатываю в диапазоне 12- 1 5 повторений в подходе. Что же касается остальных мышц, то здесь все завист от того, какой сезон. В межсезонье я делаю по 8 - 12 повторений в подходке, а на "сушке" - до 20. Мои ноги склонны к скапливанию жидкости, поэтому мне приходится работать над ними чаще и больше, чем над другими мышцами. Питаюсь стандартно: ем много белка, набирая его в основном из куриных грудок и яичных белков ( рыбу я не ем не потому, что не люблю, а потому, что включая ее в рацион, я слишком быстро теряю "массу" ), комплексные углеводы, как правило, рис и гречку, зеленые яблоки. Из пищевых добавок принимаю аминокислоты в том числе и с разветвленными цепочками, витамины, глютамин креатин, всего и не упомнишь. Если чувстую, что начинают "гореть" мышцы, добаваляю протеин.
КТ: С телом мы более или менее разобрались, перейдем к программе, тем более, насколько я понимаю, это - твой конек.
Как-то мой тренер отметил такую мою особенность: "Ты можешь показывать любую программу, но если судьи будут видеть твои глаза и если то, что ты будешь делать, будет доставлять тебе удовольствие, ты будешь первой." В будущем я хочу сделать так, чтобы работали не только одни глаза. При этом я считаю, что моя программа лучше всех тех, которые я видела в России. Чем чаще я выступаю, чем больше смотрю "произволки", тем больше я понимаю смысл фитнеса. А суть программы в фитнесе не в том, чтобы выполнять силовую акробатику или прыжковую акробатику , а в том, как это делать, из каких элементов составлять и как преподносить судьям и зрителям. Любому акробатическому элементу, в принципе, можно научиться. И что же получится? Что все будут делать одно и тоже. Тогда задачей спортсменки станет либо выполнять то, что никто другой не делает, либо выполнять то же, что и остальные, но так, как НИКТО не делает. А сейчас зачастую получается так, что акробатки или гимнастки выходят на сцену и показывают одну голую акробатику, без сюжета|, без эмоций, без образа, хотя наличие всего этого - одно из требований, предъявляемых к программе судейством. Именно поэтому я думаю, что моя "произволка" на сегодняшний день - лучшая в России, а тренер вообще считает, что лучше меня сделать программу могу опять-таки только я. Мне хочется согласиться с ним, но я не могу этого сделать, потому что тогда не будет стимула дальше работать ( смеется ).
КТ: Ты сама придумываешь себе программы?
Да, причем, сначала я вижу программу во сне, а утром выдаю все это тренеру. Он, в свою очередь, на следующую ночь все это переваривает, добавляет что-то от себя и передает мне. Вот так это и происходит. В итоге получается фитнес днем и ночью ( смеется )! Кстати, я составляю программы не только себе. В нашем городе я я вляюсь ответственной за фитнес, поэтому всем нашим выступающим девчонкам я ставлю программы. И когда они приезжают на тот же чемпионат "Самсон" в Краснодар и выходят на сцену, сразу видно, что эти программы ставила Стаценко!
КТ: Ты сказала, что в дома тебе созданы очень хорошие условия для занятий...
Подготовка к соревнованиям- это очень дорогостоящее мероприятие, у меня уходит на сезон порядка 1500 долларов. Но у меня есть спонсоры, это - предприятие "Астрахань Газпром", где я работаю инструктором по аэробике. Конечно, помощь спонсоров не целиком решает мои проблемы, но я очень ценю эту поддержку и дорожу ею.
КТ: В твоей жизни есть место каким-то другим интересам помимо фитнеса?
Они есть, но совсем нет времени на то, что бы им отдаваться - я очень много занимаюсь акробатикой. В жестком режиме я существую практически всю неделю, встаю в 6.30 утра, и лишь когда наступают выходные, я позволяю себе оторваться: в эти дни я могу встретиться со своими друзьями, сходить в ночной клуб и побеситься на дискотеке. Скажу нечто странное: "Если я не буду периодически "отрываться", то не смогу как следует подготовиться к соревнованиям. Иногда со стороны кажется непонятным, как я могу "оттягиваться" по полной программе в ночном клубе, с танцами на столах и всем остальным за две недели до чемпионата Юга России и месяц до чемпионата страны!А для меня это - необходимый выплеск эмоций, без которого ничего не получится. Мои друзья особенно меня любят за то, что я могу устроить в компании настоящий беспредел. Для меня нет каких-то рамок или границ. Но опять-таки : можно все, пока ты отдыхаешь. То есть я и тренируюсь и отдыхаю строго по графику. А вообще я - человек, который не может делать одно дело. Жизнь должна вертеться вокруг меня с бешеной скоростью и затянувшийся праздник меня не радует, все начинает хотеться чего-то нового.
КТ: Ты ощущаешь себя звездой?
Я никогда не ставила перед собой конкретной цели стать звездой. Я просто старалась стать лучше, чем я есть. А то, что в итоге получилось, вышло как-то само собой.При этом я не считаю, что стала звездой, хотя, когда я иду по улицам своего родного города, а Астрахань - достаточно большой город, далеко не деревня, меня узнают. У нас вышел журнал нашей местной федерации со мной на обложке, меня стали узнавать, а потом меня поместили на обложку журнала "Культура Тела". Сейчас меня стали больше уважать, даже не как отдельную личность, а как представителя нашего спорта. Но это опять-таки не говорит о том, что я считаю себя звездой.
КТ: Ты извлекаешь какую-нибудь пользу из своего нынешнего статуса?
И.С.: С материальной точки зрения я могла бы что-нибудь выгадать, но сейчас у меня на это просто нет времени, которое полностью уходит на тренировки. Но кроме денег есть еще уважение людей, которое заставляет еще больше верить в себя и подталкивает к новым вершинам. Это дает мне энергию расти дальше. И я готова работать до седьмого пота, правильно питаться и соблюдать все предписания тренера. Единственное, что для меня недопустимо в этом спорте - это применение "химии". Я считаю, что это - попросту нечестно.
КТ: Ты счастлива в личной жизни?
Моего мужа зовут Олег. Мы вместе уже четыре года. Он занимает в нашем городе достаточно высокий пост. Олег положительно относится к моим занятиям, причем, даже не потому, что ему нравится фитнес. Просто он видит, что у меня получается. Дело в том, что, по его мнению, женщина обязательно должна иметь что-то для собственного самовыражения. Отправляя меня на соревнования, Олег всегда говорит: "Для меня ты - всегда первая", и я знаю, что как бы я ни выступила, вернувшись домой, я смогу опереться на его плечо. Для меня это очень важно. Мы с мужем - две сильные личности, мы дорожим друг другом, понимаем друг друга и поддерживаем в трудных ситуациях.
КТ: Поделись своими планами на будущее.
У меня далеко идущие планы: я хочу пропустить весенний Кубок России, подготовиться к осеннему чемпионату мира и попытаться его выиграть Я планирую целый год готовиться к соревнованиям, чтобы сделать новую программу, которая, как я надеюсь, потрясет мир. Приоткрою секрет: я хочу сделать композицию на тему из кинофильма "Маска", раскрыть тот образ Бога озорства, который вселяется в человека. Эта программа будет максимально насыщена спецэффектами и прочей атрибутикой. К тому же, я хочу разучить несколько новых силовых элементов, которые не разучиваются за 3 - 4 месяца. После этого я намерена на несколько лет уйти из спорта, чтобы родить ребенка и поставить его на ноги. Это не значит, что я хочу уйти насовсем, и ближе к Олимпиаде 2008 года я хотела бы вернуться в большой фитнес. Конечно, это решение не окончательное, случиться может всякое, но сейчас я думаю именно так. Подощел возраст стать мамой, да и муж настаивает. Конечно, если я не выиграю, во мне может проснуться баранье упрямство и я буду стремиться к своей цели, пока не добьюсь ее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий