среда, 20 июня 2012 г.

Из книги Георгия Тенно - Атлетизм



Атлетический бум, начавшийся в конце прошлого столетия, был тесно связан с именем доктора В. Ф. Краевского. Многих русских атлетов собрал вокруг себя этот страстный поклонник «железной игры», заслуживший почетное прозвище «отца русской атлетики». С кружка любителей, основанного им в Петербурге в 1885 году, ведет свое летосчисление отечественный атлетизм.

Летом этого года Краевский познакомился с цирковым силачом Шарлем Эрнестом, с участием которого на квартире доктора состоялся атлетический вечер. На нем присутствовали спортсмены, врачи и журналисты. Тогда и родилась идея создать кружок любителей упражняться с тяжестями. Вскоре после этого Краевский оборудовал у себя дома небольшой атлетический зал, и идея начала жить. Из этого кружка вышли богатыри, которые уже в преддверии XX века основательно потеснили на спортивных аренах заезжих силачей. И по сей день не забыты в нашей стране имена С. Елисеева, И. Лебедева («Дядя Ваня»), Г. Гаккеншмидта, И. Шемякина, Г. Мейера и др. Подобные кружки любителей атлетизма возникли вскоре в Москве, Риге, потом в Царицыне, Киеве, Нижнем Новгороде, Ревеле и других городах.

С легкой руки Краевского атлетическая лихорадка охватила всю Россию. Даже в заштатных городках стали открываться атлетические кабинеты, арены, студии и кружки. Столицы Петербург и Москва похваляются друг перед другом своими атлетами. Большими тиражами печатаются открытки с изображениями знаменитых атлетов. (Почему бы, кстати, и сейчас не организовать выпуск таких открыток? Пропаганда силы великолепная!)

В те времена в печати нередко можно было встретить объявления такого рода:

  «Общество физического развития «Санитас».
СПБ. НЕВСКИЙ ПР., 98.
АТЛЕТИКА, БОРЬБА, ГИМНАСТИКА. ЗАНЯТИЯ КОРРЕКТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ТЕЛА С ГАРАНТИЕЙ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЕМА ГРУДИ 5—15 СМ, ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ 500— 000 СМ3, БИЦЕПСА, ШЕИ 3—5 СМ.
ВРАЧЕБНЫЙ ОСМОТР.
ДЛЯ ДАМ ОСОБЫЕ ЧАСЫ».

Понятие «тяжелая атлетика» в то время было гораздо шире, чем сейчас. Помимо поднятия тяжестей, спортсмены сплошь и рядом участвовали в соревнованиях по борьбе, которая достигла необычайного расцвета. Цирки ломились от публики. Купцы, мастеровые, приказчики, аристократы готовы были часами смотреть на поединки богатырей. В программы чемпионатов включались и силовые номера. Современного классического троеборья (жим, рывок, толчок) тогда не было еще и в помине, и каждый старался как мог на свой лад удивить народ.

В 1897 году было разыграно первое первенство России. Чемпионом стал Г. Мейер. На следующий год сильнее всех оказался Г. Гаккеншмидт, в упорной борьбе вырвавший победу у С. Елисеева. Причем правой рукой Гаккеншмидт выжал (конечно, с отклонением туловища) 118,5 кг — на 17 кг больше мирового рекорда.

С. Елисеев вознаградил себя победой в чемпионате 1899 года, где он обошел Г. Мейера и И. Шемякина.

Программа соревнований состояла из целого ряда обязательных упражнений, после чего каждый участник показывал свои коронные номера.

Атлетическое поветрие захватило даже слабый пол, который на поверку оказался не таким уж слабым, В начале века некая «мадам Атлета» демонстрировала поистине рекордные номера. В присутствии спортивных судей она выжала штангу весом 89,5 кг, вырвала одной рукой 56 кг и удерживала на вытянутой руке 20 кг.

В 1902 году журнал «Спорт» писал о «балтийской чемпионке» Линде Беллинг, толкнувшей 96 кг, а некая госпожа Трефилова-Бубнова при собственном весе 52 кг ухитрялась выжать штангу весом в 57 кг. Однажды, выступая в соревнованиях по тяжелой атлетике, эта дама заняла почетное третье место в наилегчайшем весе. Вот тебе и слабый пол!

Методы увеличения силы и формирования фигуры уже на заре века имели своих отечественных теоретиков и исследователей. Работали не только мышцы русских атлетов, но и их мысль. Доктор В. Ф. Краевский разработал оригинальную систему «телостроительства и развития силы». В России была создана передовая по тем временам система гантельной гимнастики И. Лебедева, появились системы гимнастики Анохина, Дмитриева-Морра и др.

Александр Засс (Самсон) еще до первой мировой войны работал над способами развития силы при помощи цепей. Эта чисто изометрическая система, давшая отличные результаты, была опубликована в 1924 году.
Русские атлеты были не только сильными, но и красивыми людьми. Тысячи зрителей, видевшие частые в те времена конкурсы красоты телосложения, имели возможность в этом убедиться.

Трибуны разражались громом аплодисментов при одном только появлении «русского льва» ГЕОРГА ГАККЕНШМИДТА. Закованная в стальной панцирь мышц, его фигура поражала своей поэтической красотой.

«Король гирь» ПЕТР КРЫЛОВ, атлет сравнительно небольшого веса (около 90 кг), обладал выдающейся по объему и рельефности мускулатурой, Исполнитель уникальных номеров Петр Крылов на конкурсах красоты не раз завоевывал первые места.

Неизменный восторг вызывали у публики атлет МООР-ЗНАМЕНСКИЙ и его эффектный номер, когда, поставив на пол два двухпудовика, он делал на них стойку на руках, затем опускался на ноги, поднимал гири кверху дном и снова ставил на пол, опрокидывался через них и таким образом со стуком и грохотом шел колесом с гирями в руках по арене.

АЛЕКСАНДР ЗАСС, по прозвищу Самсон, имел рост 167 см и вес, никогда не превышавший 80 кг. Коронным номером Самсона был следующий: он выходил на арену, неся на плечах пианино с пианисткой. Под веселую музыку на верхней крышке пианино от­плясывала танцовщица.

ГЕОРГУ ЛУРИХУ гармоничность и красота тело сложения принесли громкое прозвище «эстонский бог». «Бог» не раз позировал таким скульпторам, как Роден, бегас, Хюппе, Адамсон. Скульптура последнего «Чемпион» удостоилась первой премии на всемирной выставке в Америке в 1904 году. А «король железа» ИВАН ЗАИКИН? Современники запомнили его как человека редкой души и несокрушимой силы. Когда в одесском цирке Заикин гнул на плечах рельсы, разламывал железные клетки и ударом кулака дробил на куски камни, неистовая буря аплодисментов потрясала зал и склонившись к своему приятелю, Александр Иванович Куприн шептал: «Посмотрите, юноша, как это прекрасно!»

Кстати сказать, Куприн был не одинок в своем увлечении человеческой силой и красотой, этой, по определению Чернышевского, «лучшей красотой на земле». А. Блок, А. Чехов, Д. Мамин-Сибиряк, О. Кипренский, Ф. Шаляпин и многие другие гиганты русской культуры были своими людьми в мире атлетов.

«Это — люди будущего, — говорил о спортсменах А. П. Чехов, один из учредителей «Русского гимнастического общества». — И настанет время, когда все будут такими же сильными, В этом счастье страны».

И, словно вторя ему, Георг Лурих говорил: «Стыдно становится, когда человек — царь природы — отступает от требований этой же самой природы. Мы Должны жить до 120 лет, а в 30 лет никуда не годимся. Фигуры нет, силы нет, здоровья нет, а без здоровья ничего нет».

Да, стремление человека к красивым формам тела, силе и здоровью не менее обоснованно, чем стремление к рекордным метрам и секундам. Это тем более правильно, что одно не противоречит другому.

Комментариев нет:

Отправить комментарий