воскресенье, 24 июня 2012 г.

АТЛЕТИЗМ - ЗА И ПРОТИВ


Когда говорят, что атлетизм - самый массовый спорт, согласиться с этим можно с одной оговоркой. Да, в тренажерных залах занимаются миллионы, и фактически всякого, кто работает с отягощениями, можно считать культуристом или "лифтером". Но, во-первых, все-таки важно, кем они себя считают сами, для чего тренируются. И во-вторых, чувствуя некую объединяющую принадлежность к aтлетическому братству", они одновременно испытывают и некоторое отчуждение от прочих, "обыкновенных" людей. А за этим встает и своя особая эстетика, особая жизненная позиция. Oтсюда ощущение замкнутости, клановости круга тех, кто занимается с отягощениями. Это хорошо видно на соревнованиях: если в большинстве видов спорта болельщиками являются, как правило, неспортсмены, то соревнования по культуризму или армрестлингу собирают в основном занимающуюся публику.
В чем же причины дистанцированного отношения именно к атлетическим видам? Их видится несколько. Несмотря на более чем 100-летний юбилей атлетизма в России, бодибилдинг и пауэрлифтинг, бывшие под запретом, воспринимаются как новые виды спорта. Согласно обывательскому представлению - это все новомодные "западные веяния", вытесняющие традиционную тяжелую атлетику. Несмотря на очевидную массовость и доступность, в представлении большинства это занятие этаких недалеких молодых людей, которые "вместо того", чтобы заниматься различными видами спорта, требующими упорства, воли, данных, "просто тупо "качаются". Несправедливость таких суждений, очевидная каждому, знакомому с реальным положением дел, только еще больше увеличивает дистанцию. К тому же атлетизм выглядит спортом дорогостоящим: качественный тренажерный зал действительно стоит недешево, не говоря уже о спортивном питании и экипировке. Разумеется, многие другие виды спорта еще дороже, речь только о бросающемся в глаза противоречии с тезисом общедоступности.
Эстетика культуризма. Она остается чуждой значительной части населения. Тело, представляющее собой сплошную мускулатуру, вовсе не соответствует представлениям о нормальном или об идеальном теле. Особенно это относится к оценке женского культуризма. Но дело не только в неприятии самой цели тренировок. В общественном сознании утвердился облик типичного "качка" - мрачноватого, ограниченного типа с плоским юмором, узким кругозором, зацикленного на тренировках, питании и, может быть, сексе. Единственная музыка, сочетающаяся с этим обликом - "хэви-металл". Унифицированный образ жизни предполагает примерно одинаковые прически, одинаковый тип одежды и т.д. Боюсь, что представления о женщинах-культуристках совсем чудовищные.
Этика атлетизма во мнении большинства связана с культом грубой силы или, по крайней мере, чистой силы, "не отягощенной" нравственными и духовными соображениями. Гипертрофированная телесность, таким образом, компенсирует эмоциональную или умственную недостаточность. А уж если супертело сочетается с суперумом, то это сочетание способно вызвать скорее страх. Во многом благодаря соответствующей мультипликационной и видео-продукции, культ физической силы наряду с притягательным действием оказывает и отталкивающее.
Существует множество слухов, не всегда безосновательных, о вреде работы с большими весами, о повальном употреблении анаболических стероидов, о необратимом последствии занятий атлетизмом, в частности, для женского организма, о генетических нарушениях и т.д. и т.п. Поскольку специальную литературу, помогающую самостоятельно составить аргументированное мнение по этим вопросам, читают лишь специально интересующиеся, слухи эти трудно опровергать тем более, что и у специалистов мнения, как правило, расходятся.
Существуют, наконец, предрассудки или, точнее, предвзятые мнения социально-культурного порядка. Это касается вопросов пола, т.е. представлений о том, что женщине самой природой уготовано быть существом слабым. Это отдельная тема, требующая специального комментария. Итак, массовое сознание видит и преувеличивает в атлетических видах спорта их крайнюю степень: сверхнагрузки, сверхтяжелые веса, гипертрофия мускулатуры.
Атлетизм им представляется вовсе не гармонией тела и духа, а прима-тофизического, телесного над духовным. И, признаться, в этом представлении есть доля истины. Гармония, о которой мечтают основоположники и идеологи атлетизма - штука тонкая и труднодостижимая. И если современная цивилизация, плодящая, условно говоря, тонкошеих хлюпиков, возжелала привести в норму баланс между физическим и интеллектуальным развитием, ей приходится провозглашать идеалом именно другую крайность, т. е. чистую телесную мощь.
Гипертрофированная мускулатура воспринимается настороженно не только обывателями, но и профессионалами-культуристами. Так, по словам знаменитой Кори Эверсон, погоня за массой делает фигуру мужеподобной, лишает выдающихся культуристок обаяния женственности. Том Детерс говорит о тревожной тенденции возвращения от критериев симметричности и гармоничности мускулатуры к критериям сверхмассы.
Вообще унифицирующий момент, связанный прежде всего с критериями судейства, очень опасен. Ведь подлинная общедоступность, отличающая большой спорт профессионалов от спорта массового, связана с отсутствием жесткого отсева на перспективных-неперспективных, отсева, проходящего по генетическим признакам в том числе. Конечно, любой коротышка, любая тоненькая девочка могут продолжать заниматься просто для удовольствия. Однако, как верно замечает тот же Том Детерс, "пока культурист-любитель воспринимает чемпиона как себе подобного, с той только разницей, что чемпион "качается" несравненно больше, чем он сам... Будет ли "Олимпия" так же интересна, если на сцене сойдутся заранее отсеянные тренерами природные монстры?"
Сейчас говорят о различных школах, различных судейских критериях в Америке, Европе, Азии. На мой взгляд, необходимо обеспечить соревновательность людям с различающимся типом телосложения. В том и состоит главное достоинство культуризма, что он преображает облик человека, гармонизируя его внешнюю и внутреннюю составляющие. А жесткая унифицирующая ориентация на идеальные пропорции, на атлетическое сложение заставляет подгонять свою фигуру - часть своей индивидуальности под идеальный, но чаще - чужой, инородный стеоеотип. Главным соревновательным критерием, на мой взгляд, должно быть иное: насколько удалось выявить, "вытащить" специфику своего телосложения, не меняя, а развивая то индивидуальное, что дано от Бога.
Особенно это относится к женщинам. То, что массивной мускулатуре оказывается предпочтение перед изящной женственной силой, отрицательно оценивают, как уже говорилось, и сами спортсменки. Показательно высказывание Шэрон Брюне: "Большинство женщин приходит в спорт, чтобы стать привлекательнее. Но потом они заходят слишком далеко. Женщина с бицепсом 40 см и весом под 80 кг вряд ли понравится мужчине".
Погоня за массой и рельефом "съедает", нивелирует бесконечное разнообразие индивидуальных типов женских фигур. В самом деле, проявленная и развитая мускулатура способна "раскрыть" и обладательницу узких плечей и широкого таза, и ту, у которой стройные ноги и широкая спина, и ту, у которой полные ноги и мягкая линия плеч. Но все это можно старательно унифицировать, подгоняя под образца "Мисс Олимпии". Если же ориентироваться на подчеркивание индивидуальных особенностей, индивидуального шарма, тогда популярность бодибилдинга и фитнесса и у женщин, и у мужчин вырастет многократно. Вообще мужеподобие женщины в некоторых видах спорта, связанное в том числе и с применением гормональных препаратов, только укрепляет устойчивый стереотип представления о чуть ли не обязанности женщин быть слабыми существами вне зависимости от ее темперамента, характера, телосложения, образа жизни. Чтобы проявление физической силы у женщины перестало восприниматься проявлением мужских черт, перестало ощущаться как патология, потребуется, по-видимому, большая работа. И главное - смелее ломать узкие рамки жанра: выступления культуристов - особенно смешанных пар - уместны и нужны и в цирке, и на эстраде.
Именно на стыке спорта и искусства может лучше всего реализоваться эстетическая, художественная сторона атлетизма. Нужны новые цирковые идеи, специальные музыкально-спортивные шоу, видеоклипы. Главное - выходить за рамки тренажерных и соревновательных залов. Известно, как многие культуристки воспринимают свою "высушенную" соревновательскую форму - едва ли не со смущением: "На самом дел я не такая". Позволю себе усомниться и в эстетических достоинствах статического позирования, тиражируемого в фото- и телерепортажах и ассоциирующегося в массовом сознании с культуризмом. Разумеется, существует и произвольная программа, но большинство тех, кто знаком с культуризмом по отдельным публикациям и репортажам, видит именно вздувшиеся, дрожащие от напряжения тела. Если добавить сюда эффектный, но ненатуральный блеск крема, напряженную старательную улыбку и некоторый идиотизм ситуации, когда в ряд в одинаковых позах застывает дюжина спортсменов, - согласитесь, что агитацией за гармонию и естественность это зрелище не назовешь. Позирование вещь технически необходимая, эффективная, но, на взгляд стороннего наблюдателя, подчеркивающая именно гипертрофированность, нарочитость, а не раскованную гармоничность этого вида спорта. Другое дело - движение, где проявляющийся жесткий рельеф тут же растворяется в силуэте, где мышцы играют - вздуваются и опадают, наглядно преображая поверхность тела. К сожалению, и произвольная программа в культуризме - по сути те же статические позы, только более разнообразные и связанные движением. Мне же представляется картина скорее художественного зрелища, возможно - циркового, возможно - эротического, с хорошо поставленной пластикой.
Вообще, эффект необнаруженной, до времени скрытой силы очень силен, например, когда ненапряженная спина "вдруг" превращается в великолепную мощную картину. Кстати, этот эффект отчетливо выражен, на мой взгляд, в женском армрестлинге, когда на вид худенькая и даже хрупкая девушка вдруг обнаруживает поразительную силу. Армрестлинг на удивление артистичен, богат психологическими, драматургическими нюансами и, главное, построен на индивидуальной манере борьбы, индивидуальном имидже. При всем этом армрестлинг лишен статической демонстрационности, вне зависимости от того, бурная или затяжная схватка протекает за столом. Хороший армрестлинг с известными участниками - это как театральная драма, сюжет которой непредсказуем для самих актеров.
Подытоживая сказанное, хочется пожелать атлетизму успехов на поприще поисков взаимопонимания с его потенциальными сторонниками. Нужно завоевывать их внимание, интерес, любовь. К чему убеждать себя и своих активных единомышленников, что "наше дело правое"? Куда важнее выяснять отношения с пассивным большинством, не замыкаясь на пространстве атлетических залов, а активнее завоевывая общее пространство - пространство культуры, искусства.
СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВ,САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ОЛИМП 2'97

Комментариев нет:

Отправить комментарий