суббота, 16 июня 2012 г.

Сила после сорока

Профессор силы — этот лестный эпитет доводилось мне слышать из уст Алексея Медведева и Давида Ригерта, Леонида Жаботинского и Аркадия Воробьева, Василия Алексеева и Юрия Власова. Именно так, с большим уважением и симпатией, называли они того, о ком пойдет наш разговор,— председателя Федерации тяжелой атлетики Москвы, доктора технических наук, профессора Льва Степановича Валькова.
В его рабочем кабинете штанга стоит рядом с письменным столом, а в гостиной, где хозяин принимает своих многочисленных гостей, пузатыми боками отсвечивают разномастные гири. «Вместо того, чтобы говорить о силе,— покажи ее!» — любит повторять Вальков и, недолго раздумывая, прямо здесь, у вечернего чая организует своеобразный гиревой турнир, вовлекая в него всех присутствующих. А посещает Льва Степановича народ неслабый, отлично разбирающийся во всех нюансах настоящей силы.


— Начинал в ЦСКА в 1960 году,— рассказывает он,— В этом же зале рядом со мной тренировался Юрий Власов. Так увлекся, что норму мастера спорта выполнил. Сурен Петросович Богдасаров, внимательно наблюдая за моей работой, убедил, что к сорока годам излишние нагрузки на позвоночник вредны и предложил больше жать лежа. В первый раз (при собственном весе 76 кг) я сумел выжать штангу в 80 кг, хотя в стойке уже легко жал 105 кг. Тогда стал включать больше вспомогательных атлетических упражнений: подъем на бицепсы, жимы из-за головы, отжимания на брусьях, жимы штанги одной рукой. Помогло, через полгода я смог выжать лежа 150 кг. А вот у неоднократного рекордсмена СССР Евгения Пеньковского жим лежа не шел: в стойке он жал 185 кг, а лежа лишь 140. Власов же в те годы жал лежа 230 кг по два-три раза подряд! Помню, всех нас потрясли американские метатели, приехавшие в СССР с серией матчей по легкой атлетике. Тогда впервые я обратил серьезное внимание на культуризм. У Власова дома мы жали поочередно на станке его собственной конструкции, где широкие и просторные «калачи» давали возможность жать лежа, не снимая штангу вперед, что при больших весах предохраняло от травм.
Специальными атлетическими упражнениями увлекался и олимпийский чемпион Василий Алексеев. При отработке жима стоя он использовал сопротивление резиновых амортизаторов, обвязывая ими концы грифа, что в немалой степени способствовало его многочисленным рекордам. Этим принципом он советовал мне воспользоваться и при жиме лежа. Леонид Жаботинский включал в тренировки различные упражнения с гирями и гантелями. Не устоял и я, да так увлекся, что через пару лет «двойники» стали для меня легковаты, пришлось отливать гири в 48 и 56 кг.
В жиме лежа я постепенно подошел к методике, которую рекомендуют А. Воробев и А. Медведев. Это работа на тренировках с околопредельными весами. Именно их применение и дает ощутимый рост силы. Приведу пример.
С 1970 по 1980 год «железом» я занимался мало, регулярных тренировок не проводил, так как много времени приходилось уделить научной деятельности. Поэтому в 1980 году лежа жал все те же 150 кг, что и за десять лет до этого. Но применение методики околопредельных нагрузок вывело меня резко вперед, через три года — в 1983-м — я вышел на 200 кг! По моим подсчетам за каждый год тренировок я имел 6 тысяч подъемов штанги весом в 150 кг и тяжелее… Но это стало возможно только при отменной подготовке суставно-связочного аппарата и хорошем сердце. Сердце я тренирую с помощью бега.
Здесь уместно заметить, что лучшие свои достижения Лев Степанович Вальков продемонстрировал в возрасте 51 года!
Вывод из сказанного — применение методики околопредельных нагрузок позволяет добиваться успеха любому подготовленному атлету. Следует учитывать, что свои атлетические тренировки Вальков совмещал с активными занятиями гирей. Так, на всесоюзном заочном матче «Богатырские игры», выступая за группу гиревиков московских коллективов, Лев Степанович толкнул два полуторапудовика 75 раз!
Столь впечатляющие спортивные результаты, высокая теоретическая подготовка (Вальков является судьей международной категории по тяжелой атлетике и судьей всесоюзной категории по гиревому спорту) и привели к тому, что в нашем журнальном клубе «Атлант» подготовка методических рекомендаций по атлетизму была доверена именно Льву Степановичу Валькову. Поэтому вполне уместны несколько вопросов по методике.
— Серьезно «железной игрой» вы занялись в возрасте, близком к 40 годам. Примерно в этом же возрасте начал свои тренировки в атлетизме и «железный доктор» В. Ф. Краевский. Любопытно, что именно с 40 лет (но не ранее!) рекомендует приступать к тренировкам ряд специалистов восточных боевых искусств. Не означает ли это, что 40 лет — это своеобразный расцвет для мужчины?
—    Многие специалисты-медики считают, что 40 лет в жизни мужчины являются своеобразным пороговым возрастом. В каждом зрелом мужчине (если, конечно, это не хронически больной человек!) именно к 40 годам закладывается определенный потенциал здоровья. Если конечно, в молодые годы он не был бездумно разрушен чрезмерным потреблением алкоголя и никотина. И на мой взгляд, 40 лет — это расцвет не только интеллектуальных, но и физических качеств. Атлетическая гимнастика в этом возрасте предназначена для продолжения активного долголетия мужчины, в конечном счете продолжения его жизни. Отсюда и логический пример доктора Краев-ского и рекомендации древних восточных школ. Причем, начиная занятия атлетизмом, можно поправить пошатнувшееся здоровье и в сорок, и в пятьдесят лет, да и позднее. 60—70 лет — возраст вполне нормальный для индийского йога или последователя китайской тайцзицюань.
—    С чего же начинать 40-летним?
—    С того же, с чего начинают и 20-летние: утренняя зарядка, бег, плавание. Меньше обильной пищи и жидкости. А вот в тренировки с отягощениями нужно входить постепенно, избегая больших весов и продолжительных нагрузок.
—    Ну а если со здоровьем в порядке и за плечами не растраченные годы, а опыт полноценных тренировок? Многие сорокалетние атлеты рвутся в бой, просят организовать соревнования по атлетизму среди ветеранов. Как им приблизиться, скажем, к 200-килограммовому рубежу?
—    С удовольствием поделюсь опытом. Занятия по интенсивному методу требуют стартового веса штанги 150—160 кг. Жим лежа советую выполнять только средним хватом. Тренировка выглядит так:
1.    4 подхода по 5 раз, вес 160 кг.
2.    2 подхода по 3 раза, вес 175 кг.
3.    2 подхода по 2 раза, вес 185 кг (иногда 190 кг).
4.    2 подхода по 6 раз, вес 150 кг.
У меня набиралось 10, иногда 12 подходов при 5—6 тренировках в неделю. Раз в полтора месяца я устраивал прикидку и ходил на 200 кг.
Ну а если Всесоюзная федерация атлетизма примет решение о проведении соревнований среди ветеранов, с удовольствием буду в них участвовать.
—    Кстати, о федерации. Ведь она очень молода и скоро ей исполнится только год. Что сейчас наиболее актуально для советской школы атлетизма?
—    Расширение географии атлетизма в нашей стране ставит на повестку дня вопрос о введении специализации преподавателей атлетизма в институтах и техникумах физической культуры. Сегодня многие практики, работающие в клубах и секциях, зачастую не обладают необходимыми знаниями, и никакие аттестации без серьезной учебы и переподготовки не повысят их квалификацию. А это особенно важно для работы с молодежью и женщинами. Большой помощью практикам могло бы стать специальное учебно-методическое пособие для клубов и секций атлетизма. Возможно, целесообразнее объявить конкурс на такое пособие, привлечь к его созданию специалистов из многочисленных институтов физкультуры.
Евгений Величко

Комментариев нет:

Отправить комментарий