Вспомним самых знаменитых борцов, которыми по праву гордится Россия и Дагестан. Они были не только чемпионами, каждый из них был Человеком. Звание, которое в горах ценится выше всех остальных.
Ал-клыч Бугленский — выдающийся борец вольного стиля. Обладатель золотого пояса, выступал на борцовских коврах Ирана, Турции, Франции, одержал победы над сильнейшими борцами своего времени. Ал-Клыч Хасаев родился в 1880 г. в крестьянской семье в с. Буглен Темирханшуринского округа (ныне Буйнакский р-н). Еще в юношеские годы у Ал-Клыча проявились незаурядные физические способности, восхищавшие сверстников, односельчан. Вскоре о нем как о необычайном силаче, с которым никто не может состязаться, заговорил весь Дагестан. Он одерживал победы над самыми прославленными борцами. С ошеломляющим успехом выступал в городах Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии, Казахстана, России, Украины. Наибольшую славу Ал-Клычу принесли его великолепные победы на спортивных аренах Турции, Ирана, Азербайджана, Китая, Франции. Он — единственный человек, одержавший победу над чемпионом чемпионов Иваном Поддубным. Как великий спортсмен Иван Поддубный честно признал свое поражение и вручил Ал-Клычу свой золотой пояс чемпиона мира. Говорят, Ал-Клыч боролся даже со львом, и что шкура побежденного им зверя хранилась в доме борца.
Начиная с периода первой мировой войны, Ал-Клыч выступал против самодержавия и боролся за свободу Дагестана, участвовал в революционных событиях в Турции и Афганистане. Во время вторжения в Дагестан деникинцев храбро бился против захватчиков. Однако ревтрибунал, вопреки разуму и совести, 11 июля 1920 г. вынес решение о расстреле Ал-Клыча. Дагестанцами были приняты все попытки защитить народного героя, но, увы безуспешно. Так в 40-летнем возрасте трагически оборвалась жизнь человека феноменальной силы, незаурядного мужества, большой человечности, патриота.
Когда Ал-Клыча вели на казнь, он сорвал рельс-угольник и изогнул его в спираль, оставив потомкам вещественное свидетельство своей уникальной силы. В Буглене, на родине знаменитого богатыря, Ал-Клычу установлен памятник.
Маленькая зарисовка дагестанского корреспондента. «Ехали как-то на крутом джипе крутые ребята. Настроение у них было превосходное — денег в кармане немеренно, да и “на грудь” приняли основательно. А тут и Буглен на пути, и скрученный рельс (если быть точным, это не рельс, а тавровая балка, но все привыкли его так называть) красуется как свидетельство не твоей, а чьей-то крутизны. Не стерпели ретивые, остановили машину, вышли, и один из парней заявил во всеуслышание, что он может то же самое сделать с этой железкой. Но как не пыхтел и не тужился несостоявшийся новоявленный Ал-Клыч, вцепившись в балку, усилия его оказались тщетны. Не скоро еще родит дагестанская земля подобного Ал-Клычу, если вообще возможно повторение феномена»
Мировую известность снискало имя славного богатыря Мама Кочап Мехтулаева. Он родился в 1879 г. в селе Нижнее Казанище Буйнакского р-на и с детских лет изумлял односельчан отвагой и недюжинной силой. Его богатырские поступки породили у односельчан, и у всех дагестанцев многочисленные предания и легенды. Началась его карьера в 1896 г, когда на очередные гастроли в Темир-хан-шуру приехал цирк Макса с труппой — участниками очередного международного турнира по французской борьбе. Шапито разбили у подножия скалы Кавалер-батарея, на вершине которой в 1356 г. стояла юрта “Сотрясателя Вселенной” — Тамерлана — во время его похода в Дагестан. Отсюда и название города — Темир-хан-шура.
На одном из представлений цирка сельчане из кумыкского аула Нижнее Казанище прихватили земляка -черноволосого 16-летнего крепыша, несмотря на юный возраст обладавшего недюжинной силой — МамУ Мухталиева. Когда один из борцов — индус Кахута, положив на лопатки соперника, по обыкновению предложил кому-нибудь из публики померяться силой, цирк прямо-таки загудел:
— МамА, выходи! МамА, выходи! Мухталиев поначалу растерялся. Но ослушаться их не мог. Не без волнения вышел-таки на ковер. И тут случилось чудо: на глазах у всех МамА припечатал к ковру здоровяка-индуса. Разглядев в молодом горце недюжинный талант борца, в тот же вечер распорядитель-рефери включил его в цирковую труппу, а потом увез в Санкт-Петербург, где под началом опытных профессионалов Мухталиев начал осваивать секреты французской борьбы.
Когда-то знаменитый турецкий силач — богатырь по имени Сали Сулейман — "гроза борцов всего мира", побежденный в 1904 г. Махтулаевым, публично отказался от своего имени, заявив так: "Побежденный не может быть Сали Сулейманом. Уверен, что передаю имя в надежные руки".
МамА Кочап, словно сказочный богатырь, достойно пронес через всю свою долгую жизнь имя непобедимого борца. Дагестанскому Сали Сулейману восторженно рукоплескали на многочисленных спортивных аренах городов России, Средней Азии, Кавказа, а также Англии, Италии, Австрии, Испании, Албании, Ирана, Турции, Азербайджана, Болгарии, Бельгии, Дании, Японии, Польши, Китая, Швеции, Индии, Америки. Ни у себя на родине, ни за рубежом Сали Сулейман ни разу не коснулся лопатками борцовского ковра. Лишь с прославленным русским спортсменом И.М Поддубным встреча закончилась вничью, и на многие годы они стали настоящими друзьями.
Свой первый гордый титул "Непобедимый лев Дагестана" МамА получил в 15-летнем возрасте, одержав сенсационную победу над сильнейшем борцом Дагестана того времени — громадным силачом недюжинной силы Магомедом из Гимры по кличке "Синезубый". Исследователи и краеведы отмечают, что в разное время он получил, начиная от шаха Ирана и кончая королем Бельгии, 47 памятных медалей. Как легенду вспоминают в народе его схватку с огромным и свирепым бенгальским тигром, натравленным на Сали Сулеймана злопамятным и жестоким испанским борцом, который неожиданно открыл клетку с хищником, когда не смог одолеть Сали Сулеймана на борцовском ковре. Однако обладатель титула "чемпион чемпионов" успел, схватить зверя за горло и с громадной силой бросить его наземь. И на этот раз на ковре оказался поверженным его очередной противник... — тигр.
Непобедимым львом Дагестана прослыл этот человек. И вовсе не за пылающий жарким огнем и неутоленной жаждой первенства взор. И не за густую гриву на сызмальства наголо обритой голове. А за львиную хватку, за неутомимость — в любом деле. За исключительную порядочность и предельную честность. За отчаянно смелое покровительство слабым, которых никому не позволял обижать даже словом, и неимущим, из среды, которых выбился сам. За скромность, так до конца и не понятую. За рыцарство на борцовском ковре и подлинное джентльменство в жизни, хотя родился и вырос он в бедной, всегда полуголодной семье, вдали от троп цивилизации. Это был на редкость доступный, радушный, гостеприимный и, несмотря на внушительную осанку, мягкий и веселый человек.
Долгими летними вечерами, Сали Сулейман, молодецки закрутив кверху усы, чинно усаживался у своих дверей, любезно раскланиваясь с прохожими. А если кто-нибудь из них проявлял любознательность, дотемна вспоминал о забавных эпизодах из своей богатой биографии. И были эти рассказы яркими, самобытными, как и сам атлет-легенда, навсегда вошедший в историю спорта. Прожил МамА Мухталиев около 90 лет.
Осман Абдурахманов — человек-гора. Родился в 1912 г. в с. Кикуни. Силач, борец, артист цирка, рабочий, рыбак и киноактер. В середине ХХ в. у этого необычного человека было много профессий, но на родине его знали как горца-великана по имени Осман — человек-гора. Рост 2 м 37 см, вес — 165 кг., имевшим, атлетическое сложение и огромную силу.
Осман Абдурахманов много выступал в цирке. Ездил на международные турне, сражался с дикими животными, поднимал тяжести, боролся с именитыми борцами, в т.ч. и с Иваном Поддубным, и никому не проигрывал. В 30-х и 40-х гг. Османа приглашают на съемки в кино. Роли эпизодические, без монологов, но для тех времен очень эффектные и незабываемые, особенно для жителей маленького Дагестана. Вот Осман — моряк-гигант из фильма «Остров сокровищ». А вот он суровый казак-великан в фильме «Богдан Хмельницкий». В кинокартине «Детство Максима» Осман Абдурахманов, по сути, играет самого себя — силача-атлета. Как-то в цирке его соперники устроили ему ловушку: он оказался в клетке со львом. Пришлось задушить царя зверей...
Один из редакторов махачкалинского телевидения, Ибрагим Абдулаев, рассказывал:
— Однажды в перерыве между программами, а они шли в то время только в прямой записи, я вышел подышать свежим воздухом в маленький скверик возле телестудии. Присел на скамеечку, задумался. Вдруг какая-то тень заслонила от меня весеннее солнышко. Подняв глаза, я увидел огромного человека. Он тоже присел на лавочку, поглядывая на двери телестудии. Возможно, ожидал съемки или по другой причине. При всей тактичности, я не мог удержаться, чтобы искоса не разглядеть его. Хотя у меня тоже рост приличный – 190 см, я почему-то сразу вспомнил Гулливера и почувствовал себя лилипутом. Ладонь руки лежащая на его колене, была просто невероятной. А мои туфли 46-го размера, смотрелись на фоне его ног словно ботиночки пятилетнего малыша. Немного придя в себя от какого-то неописуемого ощущения, вспомнил, что действительно, на этот день была назначена встреча знаменитого борца и киноартиста Османа Абдурахманова с телезрителями Дагестана. Через 10 минут, Осман поднялся и зашагал в телестудию. Но за эти несколько минут я понял, как неуютно чувствовать себя маленьким человечком.
На родине Османа Абдурахманова в Гергебельском районе среди больших гор построили один из самых крупных в нагорном Северном Кавказе спорткомплекс и назвали его в честь знаменитого земляка. У входа поставили памятник, где прославленный силач в труднейшей борьбе одолевает исполинских размеров удава. Кстати, именно после этого киевского поединка со змеей у Абдурахманова начались проблемы со здоровьем, в результате чего силач умер в возрасте 60 лет. Открытие спорткомплекса ознаменовали международным турниром по вольной борьбе среди тяжеловесов. Профессионалы боролись отменно, но неистовые аплодисменты срывали ветераны борьбы, те, кому уже давно за 60.
Слава дагестанских борцов не проходит. И сейчас в Дагестане десятки борцов — победителей на Олимпийских играх, чемпионов мира, Европы и других турниров. Если перечислять их, то получится что большинство — аварцы.
Борьба в Дагестане — это больше, чем просто спорт. Это еще и состояние души, вечное стремление к победе и даже образ жизни.
Тысячи дагестанских мальчишек мечтают стать такими же известными и знаменитыми, как и их прославленные земляки — человек-великан, человек-гора, непобедимый борец-силач Осман Абдурахманов, Сали Сулейман, Ал-Клыч, Али Алиев…
Комментариев нет:
Отправить комментарий