Парад, алле! — Свисток.— Музыка, марш!.. На манеже в лакированных сапогах на толстеньких коротких ногах, в русской поддевке тончайшего сукна, русской фуражке с лакированным козырьком, из-под которого смотрят умные глаза, стоит человек среднего роста, с широчайшими плечами. У него полное русское лицо со вздернутым носом и маленькими усиками над пухлой губой. В руке он держит золотой свисток на тонкой золотой цепочке. Это — знаменитый И, В. Лебедев, по прозвищу Дядя Ваня — арбитр и организатор первых профессиональных чемпионатов борьбы в России, имя которого так же популярно, как имена Дуровых, Поддубного, Бим-Бом...
Еще студентом И. В. Лебедев увлекся атлетикой и борьбой. Он был в то время членом петербургского кружка доктора Краевского — «отца русской атлетики», в «кабинете» которого родилось немало замечательных русских богатырей...
На манеж под звуки «Марша гладиаторов» выходят цепочкой современные «гладиаторы». Музыка играет как бы не для них: каждый идет своей, выработанной годами походкой, совсем не в ритме марша. Борцы тяжело ступают на ковер, будто они не живые, а из железа.
Обойдя манеж, «чемпионы» останавливаются, образуя замкнутый круг; каждый принимает свою «пластическую» позу. Зрители уже знают каждого борца, его биографию, манеру бороться, размер мускулов. Оркестр замирает.
— Настоящий чемпионат организован мною,— мощный голос Дяди Вани доносится в самые отдаленные уголки галерки,— на первенство мира! Прибыли и записались следующие борцы. Техник французской борьбы...
Первый в России чемпионат борцов Дядя Ваня организовал в 1904 году в цирке Чинизелли. Успех был колоссальным, материальный доход тоже. Но Чинизелли был не из тех, кто делился доходами, и вскоре Дядя Ваня с ним расстался. Он уговорил миллионера Елисеева финансировать чемпионаты борьбы, взамен чего предоставил свои способности и опыт. Из-за границы были выписаны самые популярные чемпионы. На афишных тумбах и заборах Петербурга появились многокрасочные плакаты — портреты увешанных медалями борцов с невероятными мускулами. Газеты запестрели сенсационными «сведениями» о борцах. Интерес к чемпионату подогревался еще тем, что в нем участвовал Иван Поддубный. Он только что вернулся из Парижа, где у него произошел скандал во время встречи на первенство мира с Раулем Буше, претендентом на первое место вместе с Поддубным. Поддубного в Париже, как говорят борцы, «скомбинировали». Он не получил ни одного поражения, но не получил и приза. Рауль Буше тоже был приглашен в Петербург, и встреча его с Поддубным обещала быть сенсационной, так как русский богатырь решил взять реванш.
Трудно сейчас представить, какие страсти разгорались в те годы вокруг чемпионатов. Цирковой борьбой увлекались все слои общества. Дядя Ваня должен был каждый вечер отвечать с манежа на множество вопросов, которые зрители задавали с мест: «Сколько лет Луриху? Сколько весит Чемберс Ципс? Женат ли Аберг? Каков объем груди у Збышко? Где Заикин?»
Дядя Ваня отвечал молниеносно. Это была живая энциклопедия в области борьбы и спорта. Правда, его ответы не всегда были точными, но этого и не требовалось...
— Циклоп Беньковский весит семь пудов и сорок фунтов! Выпивает три самовара чая! Алекс Аберг убежденный холостяк. Объем груди Збышко-Цыганевича 131 сантиметр! Иван Заикин сейчас садится в поезд на станции Тюмень, чтобы выехать в Петербург!..
Дядя Веня, говоривший на нескольких языках, был, без сомнения, образованным человеком и прекрасным дельцом. Его друзьями были Куприн, Шаляпин, художники Мясоедов и Серов. Страницы его журнала «Геркулес» украшали рисунки известных иллюстраторов, Мясоедов нарисовал для него обложку. Карикатуры на Дядю Ваню можно было увидеть во всех газетах и журналах того времени.
Режиссерским талантом Дядя Ваня обладал недюжинным, а фантазии ему было не занимать. Он изобрел «амплуа» борцов — «любовников», «зверей», «комиков». На представлении сн умел доводить зрителей до неистовства. Самые солидные буржуа колотили кулаками по барьеру лож и кричали на весь цирк: «Неправильно!» Их чопорные, осыпанные брильянтами жены вели себя не лучше мужей. В борца, который неправильно положил своего противника, с галерки летели яблоки, а иногда и предметы потяжелее. Бывало, что наводить порядок в зрительном зале приходилось полиции. Борцы, игравшие роли «злодеев», часто боялись показаться на улице.
Дядя Ваня придумывал новым борцам эффектные фамилии, без всякого стеснения раздавал чемпионские звания, и случалось, что в одном чемпионате собиралось десятка полтора «чемпионов мира». Он начал демонстрировать всевозможные конкурсы и силовые аттракционы, придумал первую борцовскую — «черную» — маску, которая стала непременным персонажем любого чемпионата. Он находил в каждом городе любителей, которые делали ему сборы, писал книги по атлетике и борьбе и издавал журнал «Геркулес», рекламировавший его чемпионов. Он поднял интерес к чемпионатам на необычайную высоту, и он же, в конце концов, убил этот интерес, доведя свои режиссерские трюки до абсурда, в который перестала верить публика.
Дядя Ваня любил говорить: «Пока есть дураки, будет существовать борьба в цирке. На мой век дураков хватит». Это была жалкая «философия», но на кассах цирков все же висели таблички с надписью «аншлаг». Результатом его бурной деятельности были два многоквартирных собственных дома в Петербурге, собственный довольно объемистый журнал и собственное с многотысячными оборотами «дело».
Когда в Петербурге все борцы уже переборолись по нескольку раз, Дядя Ваня разыскал где-то маленького японца и сделал из него очередную приманку для зрителей (дело было после русско-японской войны). На огромных афишах появились анонсы: «Знаменитый японский специалист по борьбе «джиу-джитсу» Саракики-Куцукума вызвал всех участников чемпионата и ставит против любого борца 1000 рублей!» Говорили, что Саракики обладает феноменальным захватом рук и его зажимы для борцов чуть ли не смертельны.
Цирковой Петербург заволновался. Дядя Ваня описывал в газетах, как японец тренируется, как перебивает ударом ладони толстые палки, разрывает по три колоды карт и сжимает самые сильные пружины. Зрители хлынули смотреть новое чудо. Саракики действительно побеждал всех, Как только он захватывал запястья противника, тот начинал извиваться, вырываться и в конце концов ложился на лопатки, не проведя ни одного приема. С японцем боялись здороваться. О нем заговорили все газеты.
Над петербургским Атлетическим обществом шефствовал великий князь Константин Константинович. Заинтересованный, он предложил Дяде Ване устроить в помещении Атлетического клуба встречу японца с одним из сильнейших борцов-любителей. Много лет спустя Дядя Ваня рассказал автору этих строк, что японца он нашел в какой-то петербургской прачечной. Тот и понятия не имел ни о джиу-джитсу, ни о французской борьбе. Трюк с сильным захватом придумал сам Дядя Ваня, поэтому предложение князя его взволновало. В день борьбы, когда зрители — спортсмены, атлеты-любители и другие члены клуба — уже собрались, Дядя Веня начал обрабатывать противника Саракики. Он страшно жалел любителя, Японец, говорил он, взбешен и сотрет любителя в порошок. Самолюбие японца чудовищно, и, сколько Дядя Ваня ни уговаривал его не калечить любителя, тот не соглашается. Душа любителя постепенно уходила в пятки; он был уже не рад, что ввязался в эту историю. На ковер он вышел, как на эшафот. Японец в свою очередь придумывал, как ему быть, если любитель налетит на него. Дядя Ваня порекомендовал ему притвориться сумасшедшим... Как только японец схватил партнера за кисти рук и немного сжал их, любитель позеленел от страха и повалился на лопатки. Его отливали водой, а Дядя Ваня показывал всем какие-то несуществующие синяки и уверял, что любитель чудом не остался калекой на всю жизнь. Этот совершенно фантастический инцидент укрепил популярность японца; тот бросил прачечную и начал ездить с чемпионатом, приобретя через некоторое время славу феноменального борца.
В таком же приблизительно плане Дядя Ваня подшутил над одним из самых знаменитых борцов — чемпионом мира Лурихом. Призер многих чемпионатов Лурих был по-настоящему великолепный, сильный и техничный борец. Решив разыграть своего премьера, Дядя Ваня сказал ему, что один любитель хотел бы с ним побороться. Члены клуба ставят, дескать, большую сумму против чемпиона. Они утверждают, что Лурих его не положит.
Лурих долго отшучивался, но наконец разозлился и согласился встретиться с любителем. Дядя Ваня сразу рассказал об этом и в чемпионате и в клубе и тут же начал обрабатывать Луриха с другой стороны. Он страшно хвалил любителя. Он уверял, что никогда не встречал такого феномена, что это человек страшной силы, несмотря на свой небольшой вес, а главное, что это необычайно хитрый и умный противник, изобретатель каких-то совершенно новых приемов, которых якобы Дядя Ваня никогда не видел. Отказаться Луриху было уже поздно. Все слышали, что вызов принят, да и престиж чемпиона не позволял Луриху пойти на попятный.
Борьба состоялась. Противником Луриха был какой-то студент весельчак, очень средний любитель Дядя Ваня подучил его, как вести себя во время борьбы. Такой борьбы спортсмены л зрители никогда раньше не видали. Студент принимал какие-то невероятные позы и прямо-таки гипнотизировал чемпиона. Лурих, растерявшись, боялся попасться на «страшный» прием, о котором его предупреждал Дядя Ваня. Двадцать минут борьбы истекло,— Лурих не положил любителя, ибо и не пытался это сделать. Позже Дядя Ваня во всем признался Луриху, и гнев того был неописуем. Он порвал с дядей Ваней и ушел из чемпионата вместе со своим братом Абергом. Они открыли свое «дело». Огромная популярность Луриха была заслуженной, хотя, конечно, его успехи зависели и от того, что он почти всегда был хозяином того чемпионата, в котором боролся. В та времена борцов класса Луриха было порядочно.
Вскоре имя Дяди Вани стало популярным и в провинции, так как не было цирка, где бы ни боролся его чемпионат или отделение его чемпионата. Остальные арбитры старались подражать ему во всем, даже во внешности. Долгие годы перенимались его режиссерские трюки, пока из зрительного зала не послышался первый выкрик; «Лавочка!».
1914—1917 годы были «лебединой песней» цирковых чемпионатов, хотя именно в это время они собирали наиболее богатую жатву.
Венгерский борец Знаменитый русский борец
Сандор Сабо Алекс Аберг
Спорт в России тогда только зарождался, и спортсменов были единицы, особенно в провинции. Начинающим любителям не у кого было учиться, не с кого было брать пример, кроме цирковых атлетов и борцов. Молодежь ходила в цирк смотреть не только «зверей» и «комиков», но и импонировавших ей мастеров спорта с великолепными фигурами. Да и борьба велась подчас не по расписанию хозяина. Борцы-профессионалы очень дорожили своим именем: от репутации борца зависело его материальное благополучие. Результат борьбы зачастую предрешался тем, что, разъезжая из города в город, борцы помногу раз боролись друг с другом и хорошо знали, кто возьмет верх.
Спортсменам известно, насколько мастерская демонстрация техники борьбы зрительно интереснее, чем серьезная борьба. К примеру, в 1914 году в Киеве феномен-любитель, водолаз Черноморского флота Данила Посунько вызвал на соревнование знаменитого Збышко-Цыганевича. Противники боролись в стойке два часа, не проведя ни одного приема и ни разу не побывав в партере. Со спортивной точки зрения это был выдающийся триумф любителя, но зрители, наблюдавшие встречу, явно скучали. А вот когда, скажем, Лурих встречался с Абергом или Спулем, или Клеменс Буль боролся с Шульцем,— это было зрелище виртуозной техники, ловкости и красоты.
Профессиональная борьба была агитатором за красоту, ловкость, силу. Любители начинали «накачивать мускулы», всерьез увлеклись атлетикой и борьбой. Они проникали в цирк на тренировки бсрцоз (а тренировки всегда были интересными и спортивными!), приглашали борцов к себе в клубы.
А сколько молодых атлетов создал тот же Дядя Ваня! Он был великолепным педагогом и тренером и очень любил молодежь. Его книги по атлетике и сейчас не утратили воспитательного значения, особенно если принять во внимание, что у нас нередко увлажаются «результатами», а стремление иметь красивую, атлетическую фигуру присуще немногим.
Профессиональные борцы сыграли положительную роль в деле развития здоровья молодежи. Кому не хотелось быть таким, как К. Буль, Гаккеншмидт, Елисеев, Морро-Дмитризв, Моор-Знамзнский, Крылов, Степанов, Керло-Милано, Аберг, Шварцер, Бориченко, Спуль! Какой замечательной мускулатурой обладали многие борцы и атлеты! Некоторые действительно походили на оживший мрамор, классические скульптуры. А какую мощь демонстрировали МНОГИЙ атлеты в цирке! Это тоже была отличная агитация. Не вредно бы и современным атлетам-любителям организовывать не только спортивные состязания, но и вечера демонстрации своего мастерства.
Случалось, что по каким-нибудь причинам цирковой борец оставлял арену и открывал свою школу. Эти школы также сыграли положительную роль. Дядя Ваня, лозунгом которого было: «В здоровом теле — здоровый дух», всегда посещал спортивные кружки в тех городах, где он гастролировал, и безвозмездно занимался с молодежью. Без лишних слов он снимал свою знаменитую поддевку и брался за «двойники», с которыми великолепно работал: выжимал разными способами, жонглировал, показывал с ними трудные трюки. Его коньком было «выкручивание»: он «крутил» около шести пудов! Тут же он переходил на борцовский ковер и не хранил никаких «секретов». Он предлагал ощупать свои бицепсы, а они у него были, как из стали. Он по-настоящему любил спорт, любил его приверженцев и умел увлечь кого угодно.
Последним крупным чемпионатом Дяди Вани был чемпионат во Втором Госцирке в Москве в 1922 году с участием «чемпиона чемпионов» Ивана Максимовича Поддубного. В его составе были только русские борцы, главным образом москвичи — Николай Башкиров, Пефнутьев, Титов, Миронов, Каптуров, Хаджи-Мурат, Появление в параде И. М. Поддубного обставлялось с особой помпой. Он выходил после представления всего чемпионата; борцы встречали его, стоя в две шеренги, как униформа.
Фигуру Поддубного нельзя оценить по фотографиям: это можно было сделать, лишь когда он появлялся среди борцов. Когда Поддубный выходил в парад, каков бы ни был его состав, все борцы как бы становились тоньше и меньше. Ширина плеч у Поддубного была феноменальная. А его замечательная грудная клетка с огромным количеством пластичных мышц! На фотографиях не видны его железные мускулы. На Поддубного нужно было смотреть в момент напряжения: под тонкой кожей оживала тогда изумительная по рельефу мускулатура.
Манера его борьбы была точным отражением его характера. Поддубный никогда не «шел на противника», а, повернувшись после рукопожатия, принимал свою знаменитую «стойку», чуть подняв одну руку выше другой, и ждал. В начале борьбы он всегда выглядел чуть ли не сонным, только из-под бровей поблескивали зоркие глаза. Все в нем казалось расслабленным — так оно и было. Поддубный, как никто, умел расслабляться, и в то же время у него была быстрая, как ни у кого другого, реакция. Если манерой двигаться он напоминал медведя, то мгновенной реакцией — тигра. Он мог спокойно взять противника за кисти рук, потом флегматично переложить руки ему на шею, и... вдруг противник нырял носом в ковер! Это один из знаменитых рывков Поддубного. Умение Поддубного войти в прием поразительно. Он знал множество обманных нажимов и финтов. В борьбе это не новость, но у Поддубного были какие-то свои способы отвлечения противника.
Чемпионат в Москве продержался недолго, и Дядя Ваня двинулся в провинцию. Настоящих партнеров для Поддубного уже не было; по существу, он не боролся, а старался как бы кого не придавить нечаянно. Не гакие противники ему нужны были, хотя за глаза некоторые молодые борцы называли его «стариком».
Одному из них Поддубный вскоре дал хороший урок. В 1924 году в Харьковском цирке проводился очередной чемпионат. Для поднятия сборов пригласили Поддубного. Он приехал. Премьером чемпионата был замечательный грузинский борец Квариани. Это был красавец с великолепной фигурой — сильный, выносливый и ловкий атлет. Когда пришла очередь бороться с Поддубным, Квариани никак не соглашался с предложением Поддубного: бороться минут 18, а лотом Квариани должен был лечь. Лечь? Премьеру? Под старика? О нет!
«Ну что ж, сынок, пойдем в «бур»,— сказал миропюбиво Поддубный. «Бур», по борцовской терминологии, значит «серьёзно». Квариани самонадеянно, «как орел», налетел на Поддубного. Он действительно был уверен в себе, но столкнулся как бы с каменной горой. Спустя полминуты он понял, что такое знаменитый «старин», и старался уйти от поражения. Поддубный уже не был неповоротливым медведем. Раз! Два! Три! Как неопытного мальчишку сбивал он Квериани с ног, даже не стараясь его класть. Премьер начал удирать от Поддубного за ковер, хватался за барьер… Кварианя был ловок, как кошка, но только кошка попела в лапы тигра. Через три-четыре минуты «старики подгреб к себе извивающегося премьера, встряхнул его и резким движением бросил, как мешок, на землю. Кзариени унесли с манежа без сознания. Это было, конечно, жестоко, но в духе неписаных законов профессиональной борьбы. Поддубный защищал свое имя и в 53 года еще не хотел переходить в старики. Спустя год, в возрасте 54 лет, он с успехом отстаивал свое имя и честь Родины в Америке!
Прикрываясь маркой разных организаций, Дядя Ваня умудрялся организовывать чемпионаты до начала сороковых годов. Приглашал он их и в цирки, е которых числился «заведующим художественной частью». В этот период Дядя Ваня показал себя в новом качестве:
он стал выступать как клоун-конферансье!
Дядя Ваня (И. В. Лебедев) в 1911 году
Не знаю, видел ли я более оригинального, веселого и остроумного конферансье, чем он. Дядя Ваня сам писал стихи для своего конферанса и делал это с необычайной быстротой. Конферанс всегда был сатирический.
Зрители ходили смотреть не программу, а Дядю Ваню. Он разговаривал со зрителями, «болел» за артистов, отпускал смешные реплики. Это был «коверный», хотя и не такой, к которым мы привыкли в цирке. Дядя Ваня делал даже... каскады! Он вдруг неловко падал (а главное, это было так редко и неожиданно), что, сделай он вместо этого даже двойное сальто, вряд ли это произвело бы большее впечатление.
А. Ширай,
Журнал «Советский цирк» декабрь.1960 г
Комментариев нет:
Отправить комментарий