воскресенье, 17 июня 2012 г.

Иван Владимирович Лебедев "Дядя Ваня" (1879 – 1950)


Вся жизнь И.В.Лебедева неразрывно связана со спортом. Атлет и борец с мощной фигурой, он обладал огромной физической силой. В спортивных кругах его называли "былинным богатырём".

Ещё в школьные годы Иван хотел стать сильным, чтобы защищаться от оскорблений и издевательств, которым мог подвергаться, так как был незаконнорождённым. Поднятие тяжестей — огромных камней у Финского залива, самостоятельные упражнения по книге И. Шрейберга "Домашняя гимнастика", недолгие занятия в немецком гимнастическом обществе "Турп-Ферейн" дали хорошие результаты: семнадцатилетний гимназист Лебедев при поступлении в кружок любителей атлетики, организованный "отцом российской атлетики" В.Ф.Краевским, выжал правой рукой 2 пуда 123 раза, что было рекордом. Усердно занимаясь, Лебедев стал одним из первых атлетов Петербурга. На следующий год гимназист Ваня Лебедев, любимый ученик Краевского, стал уже тренером кружка (энтузиаст спорта, он вёл занятия бесплатно).

После смерти "старого доктора" Лебедев занял в отечественном спорте его место, развёртывая деятельность в широких масштабах.

В 1901 г. студент Петербургского университета И.Лебедев обратился к ректору с проектом организации в высших учебных заведениях занятий спортом. Проект был утверждён Министерством народного просвещения, и 1 ноября 1901 года в университете открылись первые курсы физического развития. Этот день следует считать датой возникновения спорта в высших учебных заведениях России. Заведующим университетских курсов и преподавателем назначили студента Лебедева, которого с тех пор стали называть "профессором атлетики". Затем стали организовываться кружки в других университетах и институтах; при содействии Лебедева — в политехническом и лесном институтах, а также в Военно-медицинской академии.

Желающих заниматься на курсах в университете было много. Лебедев привлёк к преподаванию лучших спортсменов: В.П.Крестьянсона (гимнастика на турнике и брусьях, бокс), Ф.С.Никитенко (фехтование). Атлетику, гантели, вольные движения Лебедев преподавал сам. Занятия проводились ежедневно, а в конце учёбного года устраивались атлетические состязания. Как и в кабинете Краевского, за рекорды выдавались дипломы — фотографии атлетов, за лучшие показатели — серебряные и золотые жетоны и медали.

В 1905 году студент Лебедев начал издавать "Иллюстрированный журнал Атлетики и Спорта". Это был первый в России журнал, посвящённый атлетическому спорту. Его девизом было объединение русских спортсменов во Всероссийский спортивный союз. Сотрудниками журнала стали лучшие спортсмены, которые писали свои статьи безвозмездно. На журнал уходили все заработки Лебедева — от преподавания на университетских курсах, от атлетического общества, от частных уроков (за которые с сынков богатых родителей он брал дорого) и от спектаклей "на разовых", когда он выступал как драматический актер. Но с третьего номера журнала Лебедев влез в долги, и над изданием нависла угроза закрытия.

Весной 1905 года Лебедев ушёл из университета, не держа государственных экзаменов. В июне того же года он открыл собственную школу атлетики и одновременно начал работать в цирке арбитром чемпионатов французской борьбы.

Школа атлетики И.В.Лебедева была очень популярной среди рабочей и учащейся молодёжи. Народный артист СССР Сергей Яковлевич Лемешев в книге "Путь к искусству" написал о том, как он, будучи подростком и работая учеником в мастерской, увлёкся борьбой и захотел стать борцом. По совету своего друга, монтёра, он послал "дяде Ване" письмо и, получив на третий день от него ответ, направился на квартиру к Лебедеву. "Дядя Ваня" дал Лемешеву записку в свою школу. Но юношу ждало горькое разочарование: дядя и тётка, которым эта затея не понравилась, устроили ему внушительный нагоняй.

Школа И.В.Лебедева постепенно расширялась и меняла помещения. Наиболее просторным оно было в Эртелевом пер., д. 5 (теперь ул. Чехова), где она занимала почти два этажа. В одной из больших комнат была сделана специальная арена для борьбы — даже с барьером. В школе находилась коллекция фотографий атлетов — одна из первых в мире по количеству и редкости экземпляров; она отражала историю развития атлетического спорта за 50 лет у всех народов.

"Дядя Ваня" внимательно следил за работой преподавателей и учеников школы. Преподаватели работали "не за страх, а за совесть", ученики — с энтузиазмом. Учеников было много, организовалась даже небольшая женская группа, занимавшаяся партерной гимнастикой и фехтованием. 3-4 раза в год устраивались состязания по поднятию гирь и по борьбе. Громадное значение для занимавшихся борьбой имели постоянные посещения школы борцами-профессионалами, которые охотно показывали любителям особо интересные приёмы. В серьёзных схватках между профессионалами и учениками профессионалы не всегда выходили победителями (не чемпионы, разумеется). Отношения между учениками были самыми товарищескими. Закончив тренировку, все собирались в столовой школы за кипящим самоваром. Из школы вышло много профессиональных борцов и атлетов. Самому "дяде Ване" школа приносила убытки: расходы были большие, многие учащиеся занимались бесплатно, а кое-кому приходилось оказывать и постоянную материальную помощь.

В 1910 году в память доктора В.Ф.Краевского и в честь 25-летнего юбилея тяжёлой атлетики в России И.В.Лебедев основал при школе "Геркулес-клуб" для исключительно сильных людей и был избран его почётным председателем.

В 1912 году И.В.Лебедев передал свою школу обществу "Санитас", так как не мог больше лично руководить ею.

В 1912-1917 годах Лебедев издавал выходивший раз в две недели иллюстрированный журнал спорта "Геркулес", лозунгом которого было: "Каждый может и должен быть сильным". Тираж журнала был по тому времени колоссальным — 27 тысяч экземпляров. Журнал печатал материалы не только о тяжёлой атлетике, но и о других видах спорта. Писал он и о спортивной жизни любителей и профессионалов, помещал портреты деятелей спорта, печатал корреспонденцию из провинции, хронику зарубежного спорта. Журнал знакомил читателей с рассказами о спорте и цирке русских и иностранных писателей. Сотрудниками журнала были крупные спортсмены того времени: А.Анохин, Л.Чаплинский, А.Петров и другие, писатели А.Куприн и Ал.Грин. Из иностранных авторов печатали Дж.Лондона и Конан Дойла. В числе художников, привлечённых к работе в журнале, был В.С.Сварог. Обложка журнала, изображающая античного Геркулеса, была сделана И.Г.Мясоедовым, атлетом, боровшимся в провинции под псевдонимом "Де-Красац". Атлетом-любителем был и сотрудничавший в журнале художник С.Ф.Колесников.

И.В.Лебедев много писал в "Геркулесе" по вопросам тяжелоатлетического спорта: "Атлетика в Петербурге" (1912-1913), статьи о В.Ф.Краевском, о русских и об иностранных борцах и атлетах. Он являлся автором "автобиографий" борцов Шемякина, Вахтурова, Романова, Туомисто, Медведева, Крылова, Ивана Яго и др.

Рассказов о жизни борцов "дядей Ваней" было написано большое количество. Из них он выделил в последние годы жизни один: "Старый атлет" ("Геркулес", 1913, N 3) — о том, как когда-то знаменитый, а потом всеми забытый, бездомный атлет умер, замёрзнув на уличной скамейке около цирка.

"Я писал его в тяжёлые минуты моей жизни в Баку, писал его кровью сердца."

По инициативе "дяди Вани" в "Геркулесе" была проведена анкета "Русские выдающиеся люди о спорте". Среди авторов ответов на неё — постоянный читатель "Геркулеса" М.Горький:

"Девиз Вашего журнала я считаю весьма важным: да, "каждый человек может и должен быть сильным", и было бы чрезвычайно хорошо, если бы мы, русские, усвоили этот девиз."

И.В.Лебедев выпустил книги, которые долго служили основным руководством по тяжелоатлетическому спорту: "Сила и здоровье" (1912), "Тяжёлая атлетика" (1916), сборник рассказов "Гладиаторы наших дней" (1915), "Борцы" (портреты и характеристики) (1917). Пропагандой спорта были и организованные им чемпионаты борьбы в цирке. "Дядя Ваня" считался лучшим в России арбитром. Небывалый успех И.Лебедева объяснялся тем, что он прекрасно знал спорт и был причастен к театральному искусству — в пору студенчества он 5 лет проработал драматическим актёром; зимой играл на клубных сценах Петербурга, а летом уезжал на гастроли вместе с артистами Александринского либо Суворинского театров. Он сыграл в 190 пьесах 213 ролей. Придя в цирк из театра, Иван Владимирович ввёл в цирковую борьбу эффектность и красочность театральных приёмов, в которых проявилось его режиссёрское новаторство.

Первое выступление "дяди Вани" 25 июня 1905 года в петербургском саду "Фарс" просто ошеломило публику. Впервые на арене был показан торжественный парад борцов. И.Лебедев выступил в новой роли арбитра-конферансье: представляя борцов, он давал каждому остроумную, запоминавшуюся характеристику, которую публика слушала с интересом. Цирковая борьба шла под музыку, что тоже было новым (она потом подбиралась под образ борца: великану Святогору играли "Среди долины ровныя", нижегородцу Вахтурову "Эй, ухнем" и т.п.). Впервые было избрано жюри — из представителей спорта, медицины, печати, публики, что ещё больше поднимало интерес к борьбе. Лебедев приглашал на чемпионаты выдающихся русских богатырей: П.Крылова, И.Поддубного, Кл.Буля, И.Заикина, Я.Чеховского, И.Шемякина, Н.Вахтурова, Г.Кащеева, Г.Луриха, А.Аберга, И.Романова, а также иностранных знаменитостей.

Большая заслуга Лебедева в том, что он выдвигал борцов из рабочих, крестьян и ремесленников, и сам тренировал их. В перерывах между схватками "дядя Ваня" предлагал зрителям задавать ему вопросы относительно спорта и борьбы. Разнообразные вопросы неслись со всех сторон, особенно с галёрки, и "дядя Ваня" — живая энциклопедия спорта — отвечал на них мгновенно, интересно, с юмором. Это тоже была пропаганда спорта. При этом устанавливался тесный контакт с массовым зрителем, что особенно ценил в деятельности Лебедева М.Горький.

Со своими чемпионатами И.В.Лебедев ездил по всей России. Когда он впервые приехал в 1908 году в Москву, город с первых же дней охватила "борьбомания". Известный фельетонист Влас Дорошевич написал, что теперь в Москве три достопримечательности: царь-колокол, царь-пушка и "дядя Ваня". Это прозвище ему дали московские студенты. Оно потом распространилось по всей России, и Иван Владимирович так привык к нему, что даже в деловых бумагах по рассеянности подписывался "дядя Ваня".

Когда Лебедев приезжал на гастроли в тот город, где были спортивные кружки, он обязательно посещал их и занимался с молодёжью бесплатно. Его приглашали как арбитра в Лондон, Брюссель, Париж, Лиссабон и другие города, предлагая крупные суммы, но он не хотел уезжать из родных мест. Популярность "дяди Вани" была настолько велика, что вскоре появились и другие "дяди Вани", которые ходили в таких же поддёвках, носили такие же усы и т.д.

Громадную популярность "дяди Вани" и его демократизм учёл В.В.Маяковский, написавший в 1920 году пьесу "Чемпионат всемирной классовой борьбы". Арбитру Дяде отведена главная роль в схватках между представителями капиталистического мира, а затем между чемпионом мира — Революцией и чемпионами Антанты. "Дядю Ваню" играл клоун В.Лазаренко в Московском цирке в том же 1920 году.

После Октябрьской революции И.В.Лебедев, не оставляя судейства, продолжил работать в спорте инструктором и лектором. В 1920 году в Одессе он создал замечательный Дворец искусств и спорта — самое любимое его детище. Опубликовал книги: "Французская борьба" (1925), "История профессиональной борьбы" (1928), "Гантельная гимнастика" (1930).

С середины 20-х годов И.В.Лебедев много и плодотворно работал в цирках Белоруссии, средней России и на Урале художественным руководителем и режиссёром-постановщиком, а также конферансье в матчах борьбы. В последние годы, живя в Свердловске, он преданно служил своему любимому делу — спорту. И.В.Лебедев проводил беседы на тему "Как укрепить своё здоровье и сделаться сильным человеком", работал тренером в спортобществе "Локомотив". Секции борцов и штангистов, в которых он занимался, были сильнейшими в городе. У И.В.Лебедева начал заниматься тяжёлой атлетикой Николай Саксонов, впоследствии ставший чемпионом мира, Европы и СССР.

В декабре 1945 года, как старейший спортсмен, "дядя Ваня" был командирован Спорткомитетом в Ленинград для участия в праздновании, посвящённом 60-летию русского тяжелоатлетического спорта. В президиум торжественного собрания были избраны старейшие русские борцы: Иван Заикин, Клементий Буль и Иван Лебедев. Выступление последнего, по свидетельству участников вечера, было самым ярким. Умер И.В.Лебедев в 1950 году.

За свою многолетнюю плодотворною тренерскую деятельность И.В.Лебедев неоднократно награждался. Ему присвоено звание "Отличник физической культуры". 

Комментариев нет:

Отправить комментарий