По поводу увлечения культуризмом
В последнее время некоторые газеты много 'внимания уделяют культуризму. В частности, газета «Московский комсомолец» рассказала читателям о первом конкурсе столичных культуристов и объявила о том что «9 января 1966 года началась история московского культуризма». Возможно, завтра или послезавтра мы услышим о рождении «смоленского», «рязанского» и прочих культуризмов местного значения. Многие молодежные и спортивные газеты, а также журналы настойчиво пропагандируют это модное явление. Правда, большинство печатных органов избегает слова «культуризм», говорят о развитии атлетической гимнастики. Однако по существу их методические', рекомендации 'ничем не отличаются от «системы Вейдера», которую преподносит читателям «Московский комсомолец».В конце прошлого года эта' газета решительно поставила знак paвенства между атлетизмом и культуризмом.
Ажиотаж, поднятый вокруг; культуризма, грозит нанести большой ущерб нашей системе физического воспитания. Ибо недобросовестные авторы статей: противопоставляют культуризм тем видам спорта, которые пользуются у нашей молодежи заслуженной популярностью. Например, мы, специалисты тяжелой атлетики, агитируем за свой вид спорта, убежденные, что он является хорошим средством развития силы ' и укрепления здоровья. Оказывается, по мнению «Московского комсомольца», все мы заблуждаемся и вводим в заблуждение других! Более 80 лет существует наш тяжелоатлетический спорт в полном неведении, что его достоинства не представляют особой, ценности по сравнению с прелестями культуризма.
Как известно, в прошлом сезоне советские тяжелоатлеты; впервые за многие годы проиграли командный титул чемпиона Европы и мира. Воспользовавшись этой «благоприятной» ситуацией, «Московский комсомо лец» решил окончательно утвердить культуризм. В номере от 23 ноября 1965 года была опубликована статья В. Коненко «Страшное» слово — культуризм», в которой можно прочесть следующее:
«В штаб-квартире наших чудо-богатырей ныне царит траур. В самые дальние ящики спрятаны молодецкие посулы и обещания, убраны до лучших времён литавры и фанфары, победные барабаны как попало распиханы; по углам... Много всякого можно узнать в кулуарах федерации. И одной только фразы вы' не услышите здесь. Никак не наберутся смелости многоопытные знатоки жима и подрыва, чтобы сказать в сущности пять совсем не страшных слов: «Мы не хотели заниматься культуризмом!»
Сколько нездоровой иронии! Как будто и не советские штангисты являются обладателями почти половины мировых рекордов.
И хотя газета делает вид, что печется о пользе тяжелой атлетики, в действительности она. выступает против спорта богатырей. В той же статье можно прочесть, что нынешние рекорды в тяжелой атлетике вызывают ужас у новичка. «Да и, говоря по совести, внешний вид иных штангистов (типа Пауля Андерсона), - даже имеющих весьма звонкие титулы, с их отнюдь не эстетичными фигурами не содействует повышенному интересу молодежи к тяжелой атлетике. Изо дня в день, потея и надрываясь, ворочать сотни тонн железа, чтобы «заработать» такую внешность? Ну уж дудки, ищите чудаков в другом месте»...
Спрашивается, почему газета берет примером уродливого американского мастодонта и умалчивает о великолепном телосложении сотен тысяч штангистов нашего времени? Да все потому, что хочет в крайне невыгодном свете подать тяжелую атлетику и противопоставить ей культуризм. На него она не жалеет румян и помады. «Иное дело культуризм, — пишет она. — И нагрузки умеренные, и цель заманчива («сила — здоровье — красота»!), и дорога к ней лежит не через годы (как у штангиста), а через считанные месяцы».
Газета в качестве приманки к| спорту предлагает использовать| «лакомый пряник» в виде культуризма. Она утверждает: «В современном мире культуризм, стал одним из главных путей приобщения к спорту». И, чтобы этот тезис выглядел убедительнее, голословно заявляет: «Во всем мире тяжелая атлетика зиждется на культуризме».
До сих пор было известно, что тяжелая атлетика — это дерево, а культуризм и атлетизм — его ветви. Причем ветвь культуризма несет дурные плоды. Доказать это нетрудно, о чем речь пойдет немного ниже.
Впрочем, нападки на тяжелую атлетику не новы. В конце прошлого столетия, когда в моде была система упражнений родоначальника культуризма немца из Англии Сандова, в одном из русских журналов, появилось следующее воинственное высказывание:
«Работа с очень большими тяжестями — особая отрасль атлетики, однако пригодная не для каждого, даже, скажем, ни для кого. И мы твердо убеждены, что будем действовать для блага всех, если настоятельно будем советовать не только атлетам, но и посторонней публике избегать подобных чрезмерно опасных экспериментов, имеющих целью поднятие всевозможно больших тяжестей...». Время, говорят, — лучший судья. Культуризм так и не привился на русской почве, а тяжелая атлетика стала нашей национальной гордостью. Однако эту статью я пишу совсем не для того, чтобы защитить от поборников культуризма тяжелоатлетический и другие виды спорта. Культуризм сам себя изживет. Меня беспокоит физическое развитие тех молодых людей, которые надеются с помощью культуристических тренировок укрепить свое здоровье и наверстать в «считанные месяцы» то, что упустили в детском и юношеском возрасте.
Передо мной множество писем, пришедших в редакцию «Советского спорта» в разное время. «Хочу укрепить свое живое тело», — пишет из Днепропетровской области Илья Яковлев. «Мне через месяц исполнится 15 лет. Купил гирю, но как развивать силу, не знаю. Говорят, можно и надорваться. Помогите советом», — просит Владимир Холодов с хутора Шевченко Краснодарского края. «Мне 16 лет, я. хотел бы развить мышцы рук и как можно быстрее » - обращается за помощью десятиклассник Василий Грачев- из села Малый Качим Пензенской области.
Эти ребята, как и сотни тысяч других молодых людей, хотят| быть сильными и красивыми. Стремление естественное и в высшей степени похвальное. Хорошо, когда человек мечтает быть лучше, чем есть. Но часто мечты о физическом совершенстве остаются мечтами, потому что многие в силу самых различных обстоятельств не приобщаются вовремя к спорту и физической культуре.
.И нет ничего удивительного, что некоторые поверили в мнимую чудодейственность культуризма. Тем более что в наших газетах и журналах в последнее время все чаще стали появляться перепечатанные из зарубежных изданий фотографии «геркулесов», которые стали таковыми, по утверждению авторов статей, в рекордно короткий срок благодаря культуризму. И вот юноши начинают упражняться. Тренируются много, старательно. Но, увы, проходят месяцы, а плоды ничтожны.
Нетрудно понять «акулу» Вейдера, который обещает горы мышц и кладезь здоровья тем, кто будет упражняться с отягощениями по его, Вейдера, системе. Матерый бизнесмен без зазрения совести превозносит культуризм и заодно свои товары — протеины и разные атлетические снаряды. Он спекулирует, крупно наживается на естественном стремлении молодых людей к силе, здоровью и красоте телосложения. Зачем же комсомольской газете вводить в заблуждение читателей? Думается, что это проистекает из-за абсолютной некомпетентности авторов статей в вопросах физического воспитания. Иначе в «Московском комсомольце» не появилась бы пресловутая «Система Вейдера» с явно нелепым примечанием, что эта система «дает возможность быстрого и разностороннего развития организма». Не появилась бы на страницах газеты и бельгийская система, с помощью которой якобы можно приобрести «талию осы и ноги Артемиды». [ Самое плохое в пропаганде культуризма то, что она основана на обмане. Слабо развитому человеку показывают портрет обнаженного супермена и, говорят: «Занимайся культуризмом, и через несколько месяцев ты станешь таким же». И многие забывают ту непреложную истину, что в жизни без упорного, настойчивого труда ничего стоящего достичь невозможно. Недаром в Программе КПСС говорится о необходимости физического совершенства с самого раннего возраста.
Никакие системы культуристов не способны заменить разносторонние спортивные тренировки. Заниматься физической культурой следует всю жизнь, в этом на собственном опыте убедились сотни бывших поклонников культуризма, попытавших счастья в секции атлетической' гимнастики Центрального стадииона имени В. И. Ленина.
— После трех месяцев многие ребята прекратили тренировки. Они разочарованы тем, что не добились и десятой доли того, что обещают им иные издания, — говорит Ким Слепян, занимающийся атлетизмом. — По себе знаю, с каким трудом приобретается сила. Я прихожу домой страшно усталый, — свидетельствует Алексей Дрожжин, добившийся неплохих успехов.
А вот высказывание их тренера Геннадия Балдина: «Чтобы, иметь такие мыщцы, какими обладают западные культуристы, нужно заниматься на протяженни 5—8 лет по 6 часов в день. Культуризм — занятие профессионалов. Мои ученики, такой роскоши позволить себе не могут. Да это и бессмысленно».
Спрашивается, что же плохого в занятиях культуризмом, если некоторые добиваются феноменального развития мускулатуры? Во-первых, это развитие крайне одностороннее и поэтому не такое безобидное, каким может показаться. Во-вторых, как сказал Г. Балдин, занятия культуризмом бессмысленны.
С помощью специально подобранных комплексов некоторым' культуристам удается гипертрофировать мышцы шеи, рук, груди, спины, ног. Они проделывают бессчетное множество упражнений с отягощениями, которые по своему характеру статичны. Такие упражнения, повторяющиеся в течение нескольких часов кряду, связаны с длительной задержкой дыхания и натуживанием. Эти занятия способствуют развитию мышечной массы увеличивают силу (неверно, что культуристы слабосильны). Однако такие тренировки крайне неблагоприятно сказываются на кровообращении, на работе внутренних органов. Деятельность сердечно-сосудистой системы затруднена. Дыхание сперто. Однако культуристов это до поры до времени не волнует. На протяжении многих лет они готовятся к конкурсам «красоты», чтобы выгодно продать (в буквальном и переносном смысле слова) свое тело. Победа в конкурсе — это место в Голливуде или на худой конец за прилавком магазина.
Чтобы выйти победителем в следующем конкурсе, культурист стремится еще больше гипертрофировать свою мускулатуру. В конце концов он отращивает такие громадные мышцы, которые заставляют его «работать» на себя. Культурист становится рабом своих бицепсов.
Для поддержания жизнедеятельности абсолютно не нужных организму глыб мышц требуется очень много времени. Это связано и со значительными материальными затратами (протеины стоят не дешево). С возрастом такой образ жизни оказывается обременительным. Мышцы постепенно замещаются жиром, и человек становится дряхлым и больным потому, что, заботясь о мышцах, он не думал о своем, сердце и легких. Однако идеологам западного культуризма нет, дела до здоровья таких людей. Они поднимают невероятный шум вокруг разного рода конкурсов, в которых оцениваются не умственные способности человека, не его воля, характер, а тело, что само по себе уже противоестественно. Для чего это всё нужно? Не только для наживы.
Идеологическая сущность культуризма направлена в первую очередь на отрыв молодежи от общественной и политической жизни. Она способствует разжиганию нездоровых страстей. Культуризм не раз приходил в нашу страну и уходил ни с чем, потому что его идейная основа глубоко чужда духу нашего народа.
Другое дело атлетизм, который зародился у нас еще в конце прошлого столетия. Некоторые неразборчивые сторонники силовой тренировки не видят никакой разницы между атлетизмом и культуризмом. А разница есть, и очень существенная. Атлетизм – это система всесторонней физической тренировки, в которой делается акцент на упражнения с различными отягощениями. В чем же существо методики атлетизма? Его с предельной ясностью изложил еще в начале века наш первый чемпион Европы Георг Гаккеншмидт, которому сейчас, кстати, около 90 лет. Вот что он писал на: страницах петербургского журнала «Спорт», полемизируя с приверженцами культуриста Сандова:
«Я упражняюсь по следующим принципам: я ем и пыо| все, к чему у меня имеется аппетит, но без излишества; вполне воздерживаюсь от спиртных напитков. Упражняюсь я ежедневно, но не останавливаясь, однако, на каком-либо одном виде спорта. Моя тренировка заключается преимущественно в прыгании через скакалку (упражнение, особо пригодное для велосипедистов, бегунов и т. д.), в плавании, поднимании гирь и борьбе. Но и в этом я избегаю излишества. Если бы Сандов был готов встретиться со мной в каком-либо состязании, я бы доказал, кто из нас сильнее: как известно, Сандов пропагандирует тренировку при помощи гимнастического аппарата (с резиновыми шнурами) и с легкими: гантелями. Я предпочитаю работу с тяжелыми гирями: причем, конечно, вес гирь должен увеличиваться очень постепенно. Следовательно, Сандов и я принадлежим к двум совершенно различным школам, и, быть может, встреча наша доказала бы, которая система лучше... Я полагаю, что моя система имеет большое преимущество».
Время подтвердило справедливость заявления Гаккеншмидта. Действительно, только всесторонняя тренировка позволяет гармонично развить мускулатуру и одновременно укрепить здоровье. Культуризм этого не дает. Дорога к физическому coвepшенству — это не прогулка. Это дорога труда, целеустремленного, регулярного. Причем нужно иметь и силу воли, определенную настойчивость, и опытное руководство к действию. Ведь занятия с тяжестями предъявляют к организму большие требования. Нужно умело дозировать нагрузку, чтобы не перетренироваться, не загнать себя. К сожалению, в послевоенные годы, наши специалисты физического воспитания, ученые почти не занимались совершенствованием системы, атлетизма. Основное внимание было обращено на подготовку спортсменов мирового класса. В результате тысячи молодых людей, оставшихся вне спорта, оказались без печатных пособий для самостоятельных и секционных занятий атлетизмом. А спрос на такие пособия все увеличивался. Это способствовало проникновению на страницы наших газет и журналов статей, восхваляющих культуризм.
Федерация тяжелой атлетики СССР обязана взять под свою эгиду всех поклонников атлетизма. Она должна детально разобраться в особенностях методики этого очень эффективного средства физического совершенствования и издать специальное учебное пособие. Все чуждое, что принес с собой культуризм, следует отмести. Необходимо, по-моему, пропагандировать не индивидуальные занятия атлетизмом, а коллективные, так как только в этом случае возможна квалифицированная тренерская помощь и постоянный медицинский контроль.
Д. ИВАНОВ, заслуженный мастер спорта.
«СОВЕТСКИЙ СПОРТ»
16 марта 1966 г. 4—5 стр.
В последнее время некоторые газеты много 'внимания уделяют культуризму. В частности, газета «Московский комсомолец» рассказала читателям о первом конкурсе столичных культуристов и объявила о том что «9 января 1966 года началась история московского культуризма». Возможно, завтра или послезавтра мы услышим о рождении «смоленского», «рязанского» и прочих культуризмов местного значения. Многие молодежные и спортивные газеты, а также журналы настойчиво пропагандируют это модное явление. Правда, большинство печатных органов избегает слова «культуризм», говорят о развитии атлетической гимнастики. Однако по существу их методические', рекомендации 'ничем не отличаются от «системы Вейдера», которую преподносит читателям «Московский комсомолец».В конце прошлого года эта' газета решительно поставила знак paвенства между атлетизмом и культуризмом.
Ажиотаж, поднятый вокруг; культуризма, грозит нанести большой ущерб нашей системе физического воспитания. Ибо недобросовестные авторы статей: противопоставляют культуризм тем видам спорта, которые пользуются у нашей молодежи заслуженной популярностью. Например, мы, специалисты тяжелой атлетики, агитируем за свой вид спорта, убежденные, что он является хорошим средством развития силы ' и укрепления здоровья. Оказывается, по мнению «Московского комсомольца», все мы заблуждаемся и вводим в заблуждение других! Более 80 лет существует наш тяжелоатлетический спорт в полном неведении, что его достоинства не представляют особой, ценности по сравнению с прелестями культуризма.
Как известно, в прошлом сезоне советские тяжелоатлеты; впервые за многие годы проиграли командный титул чемпиона Европы и мира. Воспользовавшись этой «благоприятной» ситуацией, «Московский комсомо лец» решил окончательно утвердить культуризм. В номере от 23 ноября 1965 года была опубликована статья В. Коненко «Страшное» слово — культуризм», в которой можно прочесть следующее:
«В штаб-квартире наших чудо-богатырей ныне царит траур. В самые дальние ящики спрятаны молодецкие посулы и обещания, убраны до лучших времён литавры и фанфары, победные барабаны как попало распиханы; по углам... Много всякого можно узнать в кулуарах федерации. И одной только фразы вы' не услышите здесь. Никак не наберутся смелости многоопытные знатоки жима и подрыва, чтобы сказать в сущности пять совсем не страшных слов: «Мы не хотели заниматься культуризмом!»
Сколько нездоровой иронии! Как будто и не советские штангисты являются обладателями почти половины мировых рекордов.
И хотя газета делает вид, что печется о пользе тяжелой атлетики, в действительности она. выступает против спорта богатырей. В той же статье можно прочесть, что нынешние рекорды в тяжелой атлетике вызывают ужас у новичка. «Да и, говоря по совести, внешний вид иных штангистов (типа Пауля Андерсона), - даже имеющих весьма звонкие титулы, с их отнюдь не эстетичными фигурами не содействует повышенному интересу молодежи к тяжелой атлетике. Изо дня в день, потея и надрываясь, ворочать сотни тонн железа, чтобы «заработать» такую внешность? Ну уж дудки, ищите чудаков в другом месте»...
Спрашивается, почему газета берет примером уродливого американского мастодонта и умалчивает о великолепном телосложении сотен тысяч штангистов нашего времени? Да все потому, что хочет в крайне невыгодном свете подать тяжелую атлетику и противопоставить ей культуризм. На него она не жалеет румян и помады. «Иное дело культуризм, — пишет она. — И нагрузки умеренные, и цель заманчива («сила — здоровье — красота»!), и дорога к ней лежит не через годы (как у штангиста), а через считанные месяцы».
Газета в качестве приманки к| спорту предлагает использовать| «лакомый пряник» в виде культуризма. Она утверждает: «В современном мире культуризм, стал одним из главных путей приобщения к спорту». И, чтобы этот тезис выглядел убедительнее, голословно заявляет: «Во всем мире тяжелая атлетика зиждется на культуризме».
До сих пор было известно, что тяжелая атлетика — это дерево, а культуризм и атлетизм — его ветви. Причем ветвь культуризма несет дурные плоды. Доказать это нетрудно, о чем речь пойдет немного ниже.
Впрочем, нападки на тяжелую атлетику не новы. В конце прошлого столетия, когда в моде была система упражнений родоначальника культуризма немца из Англии Сандова, в одном из русских журналов, появилось следующее воинственное высказывание:
«Работа с очень большими тяжестями — особая отрасль атлетики, однако пригодная не для каждого, даже, скажем, ни для кого. И мы твердо убеждены, что будем действовать для блага всех, если настоятельно будем советовать не только атлетам, но и посторонней публике избегать подобных чрезмерно опасных экспериментов, имеющих целью поднятие всевозможно больших тяжестей...». Время, говорят, — лучший судья. Культуризм так и не привился на русской почве, а тяжелая атлетика стала нашей национальной гордостью. Однако эту статью я пишу совсем не для того, чтобы защитить от поборников культуризма тяжелоатлетический и другие виды спорта. Культуризм сам себя изживет. Меня беспокоит физическое развитие тех молодых людей, которые надеются с помощью культуристических тренировок укрепить свое здоровье и наверстать в «считанные месяцы» то, что упустили в детском и юношеском возрасте.
Передо мной множество писем, пришедших в редакцию «Советского спорта» в разное время. «Хочу укрепить свое живое тело», — пишет из Днепропетровской области Илья Яковлев. «Мне через месяц исполнится 15 лет. Купил гирю, но как развивать силу, не знаю. Говорят, можно и надорваться. Помогите советом», — просит Владимир Холодов с хутора Шевченко Краснодарского края. «Мне 16 лет, я. хотел бы развить мышцы рук и как можно быстрее » - обращается за помощью десятиклассник Василий Грачев- из села Малый Качим Пензенской области.
Эти ребята, как и сотни тысяч других молодых людей, хотят| быть сильными и красивыми. Стремление естественное и в высшей степени похвальное. Хорошо, когда человек мечтает быть лучше, чем есть. Но часто мечты о физическом совершенстве остаются мечтами, потому что многие в силу самых различных обстоятельств не приобщаются вовремя к спорту и физической культуре.
.И нет ничего удивительного, что некоторые поверили в мнимую чудодейственность культуризма. Тем более что в наших газетах и журналах в последнее время все чаще стали появляться перепечатанные из зарубежных изданий фотографии «геркулесов», которые стали таковыми, по утверждению авторов статей, в рекордно короткий срок благодаря культуризму. И вот юноши начинают упражняться. Тренируются много, старательно. Но, увы, проходят месяцы, а плоды ничтожны.
Нетрудно понять «акулу» Вейдера, который обещает горы мышц и кладезь здоровья тем, кто будет упражняться с отягощениями по его, Вейдера, системе. Матерый бизнесмен без зазрения совести превозносит культуризм и заодно свои товары — протеины и разные атлетические снаряды. Он спекулирует, крупно наживается на естественном стремлении молодых людей к силе, здоровью и красоте телосложения. Зачем же комсомольской газете вводить в заблуждение читателей? Думается, что это проистекает из-за абсолютной некомпетентности авторов статей в вопросах физического воспитания. Иначе в «Московском комсомольце» не появилась бы пресловутая «Система Вейдера» с явно нелепым примечанием, что эта система «дает возможность быстрого и разностороннего развития организма». Не появилась бы на страницах газеты и бельгийская система, с помощью которой якобы можно приобрести «талию осы и ноги Артемиды». [ Самое плохое в пропаганде культуризма то, что она основана на обмане. Слабо развитому человеку показывают портрет обнаженного супермена и, говорят: «Занимайся культуризмом, и через несколько месяцев ты станешь таким же». И многие забывают ту непреложную истину, что в жизни без упорного, настойчивого труда ничего стоящего достичь невозможно. Недаром в Программе КПСС говорится о необходимости физического совершенства с самого раннего возраста.
Никакие системы культуристов не способны заменить разносторонние спортивные тренировки. Заниматься физической культурой следует всю жизнь, в этом на собственном опыте убедились сотни бывших поклонников культуризма, попытавших счастья в секции атлетической' гимнастики Центрального стадииона имени В. И. Ленина.
— После трех месяцев многие ребята прекратили тренировки. Они разочарованы тем, что не добились и десятой доли того, что обещают им иные издания, — говорит Ким Слепян, занимающийся атлетизмом. — По себе знаю, с каким трудом приобретается сила. Я прихожу домой страшно усталый, — свидетельствует Алексей Дрожжин, добившийся неплохих успехов.
А вот высказывание их тренера Геннадия Балдина: «Чтобы, иметь такие мыщцы, какими обладают западные культуристы, нужно заниматься на протяженни 5—8 лет по 6 часов в день. Культуризм — занятие профессионалов. Мои ученики, такой роскоши позволить себе не могут. Да это и бессмысленно».
Спрашивается, что же плохого в занятиях культуризмом, если некоторые добиваются феноменального развития мускулатуры? Во-первых, это развитие крайне одностороннее и поэтому не такое безобидное, каким может показаться. Во-вторых, как сказал Г. Балдин, занятия культуризмом бессмысленны.
С помощью специально подобранных комплексов некоторым' культуристам удается гипертрофировать мышцы шеи, рук, груди, спины, ног. Они проделывают бессчетное множество упражнений с отягощениями, которые по своему характеру статичны. Такие упражнения, повторяющиеся в течение нескольких часов кряду, связаны с длительной задержкой дыхания и натуживанием. Эти занятия способствуют развитию мышечной массы увеличивают силу (неверно, что культуристы слабосильны). Однако такие тренировки крайне неблагоприятно сказываются на кровообращении, на работе внутренних органов. Деятельность сердечно-сосудистой системы затруднена. Дыхание сперто. Однако культуристов это до поры до времени не волнует. На протяжении многих лет они готовятся к конкурсам «красоты», чтобы выгодно продать (в буквальном и переносном смысле слова) свое тело. Победа в конкурсе — это место в Голливуде или на худой конец за прилавком магазина.
Чтобы выйти победителем в следующем конкурсе, культурист стремится еще больше гипертрофировать свою мускулатуру. В конце концов он отращивает такие громадные мышцы, которые заставляют его «работать» на себя. Культурист становится рабом своих бицепсов.
Для поддержания жизнедеятельности абсолютно не нужных организму глыб мышц требуется очень много времени. Это связано и со значительными материальными затратами (протеины стоят не дешево). С возрастом такой образ жизни оказывается обременительным. Мышцы постепенно замещаются жиром, и человек становится дряхлым и больным потому, что, заботясь о мышцах, он не думал о своем, сердце и легких. Однако идеологам западного культуризма нет, дела до здоровья таких людей. Они поднимают невероятный шум вокруг разного рода конкурсов, в которых оцениваются не умственные способности человека, не его воля, характер, а тело, что само по себе уже противоестественно. Для чего это всё нужно? Не только для наживы.
Идеологическая сущность культуризма направлена в первую очередь на отрыв молодежи от общественной и политической жизни. Она способствует разжиганию нездоровых страстей. Культуризм не раз приходил в нашу страну и уходил ни с чем, потому что его идейная основа глубоко чужда духу нашего народа.
Другое дело атлетизм, который зародился у нас еще в конце прошлого столетия. Некоторые неразборчивые сторонники силовой тренировки не видят никакой разницы между атлетизмом и культуризмом. А разница есть, и очень существенная. Атлетизм – это система всесторонней физической тренировки, в которой делается акцент на упражнения с различными отягощениями. В чем же существо методики атлетизма? Его с предельной ясностью изложил еще в начале века наш первый чемпион Европы Георг Гаккеншмидт, которому сейчас, кстати, около 90 лет. Вот что он писал на: страницах петербургского журнала «Спорт», полемизируя с приверженцами культуриста Сандова:
«Я упражняюсь по следующим принципам: я ем и пыо| все, к чему у меня имеется аппетит, но без излишества; вполне воздерживаюсь от спиртных напитков. Упражняюсь я ежедневно, но не останавливаясь, однако, на каком-либо одном виде спорта. Моя тренировка заключается преимущественно в прыгании через скакалку (упражнение, особо пригодное для велосипедистов, бегунов и т. д.), в плавании, поднимании гирь и борьбе. Но и в этом я избегаю излишества. Если бы Сандов был готов встретиться со мной в каком-либо состязании, я бы доказал, кто из нас сильнее: как известно, Сандов пропагандирует тренировку при помощи гимнастического аппарата (с резиновыми шнурами) и с легкими: гантелями. Я предпочитаю работу с тяжелыми гирями: причем, конечно, вес гирь должен увеличиваться очень постепенно. Следовательно, Сандов и я принадлежим к двум совершенно различным школам, и, быть может, встреча наша доказала бы, которая система лучше... Я полагаю, что моя система имеет большое преимущество».
Время подтвердило справедливость заявления Гаккеншмидта. Действительно, только всесторонняя тренировка позволяет гармонично развить мускулатуру и одновременно укрепить здоровье. Культуризм этого не дает. Дорога к физическому coвepшенству — это не прогулка. Это дорога труда, целеустремленного, регулярного. Причем нужно иметь и силу воли, определенную настойчивость, и опытное руководство к действию. Ведь занятия с тяжестями предъявляют к организму большие требования. Нужно умело дозировать нагрузку, чтобы не перетренироваться, не загнать себя. К сожалению, в послевоенные годы, наши специалисты физического воспитания, ученые почти не занимались совершенствованием системы, атлетизма. Основное внимание было обращено на подготовку спортсменов мирового класса. В результате тысячи молодых людей, оставшихся вне спорта, оказались без печатных пособий для самостоятельных и секционных занятий атлетизмом. А спрос на такие пособия все увеличивался. Это способствовало проникновению на страницы наших газет и журналов статей, восхваляющих культуризм.
Федерация тяжелой атлетики СССР обязана взять под свою эгиду всех поклонников атлетизма. Она должна детально разобраться в особенностях методики этого очень эффективного средства физического совершенствования и издать специальное учебное пособие. Все чуждое, что принес с собой культуризм, следует отмести. Необходимо, по-моему, пропагандировать не индивидуальные занятия атлетизмом, а коллективные, так как только в этом случае возможна квалифицированная тренерская помощь и постоянный медицинский контроль.
Д. ИВАНОВ, заслуженный мастер спорта.
«СОВЕТСКИЙ СПОРТ»
16 марта 1966 г. 4—5 стр.
Комментариев нет:
Отправить комментарий